Решение №- Решение по делу от 24 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                           Заказчик:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Новосергеевка

 

Октябрьская, 65

Новосергеевка с.

Серышевский район

Амурская область

676383

                                                                             Тел.: 8(41642) 59246

Е-mail: nsergshk@mail.ru

 

Заявитель:

ООО «РемСтрой»

 

Театральная, 348

Благовещенск г.

Амурская область

675000

тел.: 89145562244, 510241

e-mail: oooremstroyo@mail.ru

 

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

 

4-ый Добрынинский пер., 8

г. Москва

факс: 8 (495) 7339519, (499)6535500

e-mail: info@rts-tender.ru  

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЖМ-67/2015

 

21.07.2015                                                                                                 г. Благовещенск

 

Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: <…>,

рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России от ООО «РемСтрой» жалобу на положения документации о закупке способом электронного аукциона на реконструкцию здания школы под детский сад по адресу: Амурская область, Серышевский район, с. Новосергеевка, ул. Октябрьская, д. 65, объявленной извещением от 30.06.2015 № 1023300014415000001 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а именно, в неправомерном объединении в один лот строительных работ и работ по монтажу пожарной сигнализации, установлении требования о предоставлении свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, и лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

На заседании Комиссии присутствовали представители заказчика: <…>, действующий на основании доверенности от 20.07.2015 № 789, <…>, действующий на основании доверенности от 20.07.2015 № 788, <…>, действующий на основании доверенности от 20.07.2015 № 786, <…>, действующий на основании доверенности от 20.07.2015 № 787; представитель заявителя <…>, действующий на основании доверенности от 20.07.2015.

Сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России.

Представитель заявителя поддержал позицию по доводам, указанным в жалобе.

Заказчик представили письменные возражения на жалобу, считает жалобу необоснованной. Представители заказчика поддержали позицию заказчика по доводам, указанным в возражениях на жалобу.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.

30.06.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение № 1023300014415000001 об осуществлении закупки способом электронного аукциона на реконструкцию здания школы под детский сад по адресу: Амурская область, Серышевский район, с. Новосергеевка, ул. Октябрьская, д. 65.

Начальная (максимальная) цена контракта – 12672557,00  руб. Дата и время окончания подачи заявок – 23.07.2015 в 23:59 час. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 27.07.2015. Дата проведения аукциона – 30.07.2015.

Амурским УФАС России приостановлено определение подрядчика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно п. 15 раздела II «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе подрядчик должен иметь:

действующее свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, позволяющие выполнять работы, указанные в ПСД.

п.33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с правом осуществления организации работ по строительству, стоимость которых по одному договору (контракту) превышает (составляет) цену контракта.

Пунктом 20 раздела II «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе предусмотрено предоставление вышеуказанного свидетельства в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.

Между тем, пункт 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, содержит 34 подпункта. Заказчиком не определен конкретный вид (виды) работ, для осуществления которых заказчик установил требование о предоставлении свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, действиями заказчика, выразившимися в не определении  конкретного вида (видов) работ, на который заказчик установил требование о предоставлении свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нарушена часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 20 раздела II «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

«5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;

6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. 

8) Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, позволяющие выполнять работы, указанные в ПСД.

п.33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с правом осуществления организации работ по строительству, стоимость которых по одному договору (контракту) превышает (составляет) цену контракта.

10) Лицензию МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.» (далее  - лицензия МЧС).

Документацией об электронном аукционе предоставление преимуществ участникам закупки в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, а также установление ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 30, не предусмотрено.

Статьей 14 Закона о контрактной системе регламентируется применение национального режима при осуществлении закупок. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Представитель заказчика пояснил, что национальный режим при осуществлении закупки не установлен и указал, что выявленные несоответствия могут быть устранены внесением изменений в документацию об электронном аукционе.

Таким образом, действиями заказчика по установлению требований о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, указанных в пп. 5-8 пункта 20 раздела II «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе, нарушена ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В жалобе заявитель указал, что заказчиком в п. 20 раздела II «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе в требованиях к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе установлено требование к предоставлению оригиналов, а не копий свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и лицензии МЧС.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что  вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Часть 8 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает, что заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 настоящей статьи.

Комиссия Амурского УФАС России считает, что установление заказчиком требования о предоставлении документов, указанных в 8, 10 пункта 20 раздела II «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе, а не их копий, с учетом установленного Законом о контрактной системе порядка подачи вторых частей заявок, фактически не может повлечь нарушение прав участников закупки.

Предметом закупки является реконструкция здания школы под детский сад.

В разделе III «Техническое задание» документации  об электронном аукционе в составе выполняемых работ также указаны работы по устройству пожарной сигнализации (п. 453-463).

Подпунктом 10 пункта 20 раздела II «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе предусмотрено предоставление в составе второй части заявки лицензии МЧС.

Пунктом 1.2. проекта контракта (раздел V документации об электронном аукционе) предусмотрено, что подрядчик обязуется выполнить все работы, указанные в п.1.1 настоящего контракта, лично, собственными силами в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, согласно строительным нормам и правилам действующего законодательства и положений настоящего контракта.

Таким образом, проектом контракта не предусмотрено заключение договоров субподряда.

Представитель заявителя пояснил, что ООО «РемСтрой» планировало принять участие в закупке, имеет возможность выполнить работы по реконструкции, в том числе представить необходимые свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, однако лицензия МЧС у общества отсутствует.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее  - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение).

Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (пункт 3 Положения): монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (пункт 2); монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (пункт 5).

Комиссия Амурского УФАС России установила, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции части здания школы под детский сад, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе условием допуска к участию в данном аукционе, устанавливаемым в документации об электронном аукционе, должно являться наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией. Проектом контракта не предусмотрена возможность привлечения к исполнению обязательств иных лиц (субподрядчиков), в связи с чем установление требования о наличии и предоставлении лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, повлекло за собой ограничение количества участников аукциона и ограничение доступа к участию в аукционе.

  Таким образом, действиями заказчика по установлению требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе лицензии МЧС, повлекшими за собой ограничение количества участников аукциона и ограничение доступа к участию в аукционе, нарушен п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Действиями заказчика, выразившимися во включении в состав одной закупки (одного лота) работ технологически и функционально не связанных с работами, выполнение которых являются предметом закупки, содержатся признаки нарушения ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В разделе III «Техническое задание» документации  об электронном аукционе содержится информация об используемом товаре при выполнении работ – грунтовка ГФ-021, эмаль ПФ-115, клей «Бустилат», извещатель автоматический дымовой  ИП212-67, световой настенный указатель «Выход» Техно-12С и др. с указанием их фирменного наименования, товарного знака, полезной модели, марки без сопровождения словами «или эквивалент».

Таким образом, действиями заказчика по установлению в документации об электронном аукционе информации об используемом товаре при выполнении работ с указанием их фирменного наименования, товарного знака, полезной модели, марки без сопровождения словами «или эквивалент» нарушен п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что влечет или может повлечь ограничение количества участников закупки. 

Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В разделе III «Техническое задание» документации  об электронном аукционе содержится информация об используемом товаре при выполнении работ – плиты или маты минераловатные или стекловатные (п. 70), оконные блоки из ПВХ профилей (п. 62, 83), линолеум (п. 170) и др. без указании показателей и их максимальных и (или) минимальных значений, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, действиями заказчика по установлению в документации об электронном аукционе информации об используемом товаре при выполнении работ без указания показателей и их максимальных и (или) минимальных значений, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, нарушена ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. 

Рассмотрев жалобу ООО «РемСтрой» на положения документации о закупке способом электронного аукциона на реконструкцию здания школы под детский сад по адресу: Амурская область, Серышевский район, с. Новосергеевка, ул. Октябрьская, д. 65, объявленной извещением от 30.06.2015 № 1023300014415000001 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь п. 1 ч. 3 и ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014  № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

РЕШЕНИЕ:

 

  1. Признать жалобу ООО «РемСтрой» обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика нарушение:

ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившихся в: не определении конкретного вида (видов) работ, на который заказчик установил требование о предоставлении свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; установлении требований о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, указанных в пп. 5-8 пункта 20 раздела II «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе;

п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившихся во включении в техническое задание документации об электронном аукционе информации об используемых товарах при выполнении работ с указанием их фирменного наименования, товарного знака, полезной модели, марки без сопровождения словами «или эквивалент»;

ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившихся в не указании в документации об электронном аукционе показателей и их максимальных и (или) минимальных значений, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям;

п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившихся в установлении требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе лицензии МЧС, повлекшими за собой ограничение количества участников аукциона и ограничение доступа к участию в аукционе.

3. Признать в действиях заказчика наличие признаков нарушения ч. 3 ст. 17 части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в ограничении конкуренцию между участниками торгов путем включения в состав лота работ, технологически и функционально не связанных с работами, выполнение которых является предметом закупки.

4. Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны