Решение №- Решение по рассмотрению дела по признакам нарушения законода... от 29 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

«18» июня 2015 г.                                                       г. Благовещенск

                                                                                                                

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя Амурского УФАС России,

члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России, <…>, ведущий специалист – эксперт указанного отдела, <…>, специалист-эксперт указанного отдела,

рассмотрев дело № Р-5/91 2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (нарушение требований установленных пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон «О рекламе»), по факту распространения ненадлежащей рекламы в сети Интернет на сайте <…>,

в присутствии представителей:

заявителя – <…>;

заявителя – <…>;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: общества с ограниченной ответственностью «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ», далее - ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ»  (<…>);  

представителя: <…>, далее – <…>  (доверенность от <…>);

представителя: <…> - генерального директора;

заинтересованного лица – ---,  эксперта – ---, переводчика – ---.

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявлений <…>, <…> установлено, что 01.04.2015 года в сети Интернет на  сайте <…> в разделе <…> размещена информация следующего содержания:

«Страхование автомобиля <…> Бесплатная скидка <…> Условия. Купон предоставляет возможность получить скидку <…> на страхование автомобиля в компании <…>. Стоимость для каждого автомобиля рассчитывается индивидуально. Количество страховых листов ограничено. Срок действия купона: <…> (включительно). Телефон для справок: <…>. Один человек может использовать один купон по данной акции. Вы можете получить неограниченное количество купонов в подарок (в расчете один купон в подарок одному человеку). Необходимо предъявлять распечатанный купон, SMS с номером или мобильное приложение с номером купона. Скидка не суммируется с другими действующими предложениями и весь апрель никому не верь. Описание <…>. обязательное страхование автогражданской ответственности. Все правильно сделал.  Адрес: <…>. Телефон <…>. Режим работы Пн-Пт <…> Сб, Вс – выходной. Способы оплаты наличный расчёт, расчет по пластиковым картам».

Из обращений Заявителей следует, что позвонив по указанному в купоне телефонному номеру им ответили, что это шутка. Заявители считают, что размещение подобных шуток в средствах массовой информации - недопустимо.

Заявитель <…> в заседании Комиссии Амурского УФАС России указала, что часто пользуется услугами сайта <…> и до настоящего времени претензий не имела. Также  пояснила, что рассматриваемую акцию восприняла реальностью. Заявитель зарегистрировалась на сайте, распечатала купон и для уточнения информации позвонила по указанному в купоне номеру телефона. На телефонный звонок ответила девушка, не представилась, сказала, что это шутка и бросила трубку. По мнению  <…> подобные шутки недопустимы.

Заявитель <…> указал, что рассматриваемую акцию воспринял реальностью в виду сложившейся ситуации на рынке автострахования. Считает подобные шутки не допустимыми в средствах массовой информации.  Также отметил, что изначально в условиях акции использовалось наименование <…>, а не <…>.

Из представленной ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» информации <…> следует, что указанная акция была разработана и утверждена отделом <…> к празднику 1 апреля. Данная акция не является рекламой. Во–первых, в акции указана несуществующая компания <…>, находящаяся по несуществующему адресу: <…>. Во-вторых, в условиях акции есть упоминание, что акция является шуткой: «весь апрель ни кому не верь». В-третьих, в акции указан номер телефона ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ», по которому все пользователи могли позвонить и уточнить всю интересующую их информацию. ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» указало, что позвонившие пользователи отнеслись с пониманием и приобретали шуточные купоны, чтобы разыграть своих родственников, близких друзей. Кроме того, подобные акции, посвященные 1 апрелю, проводятся уже 4 года.

Из представленной ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» информации <…> следует, что  отношения по изготовлению, размещению и распространению рекламы возникают на основании гражданско-правовых договоров, общий порядок заключения и исполнения которых регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Законодатель закрепил необходимость наличия в совокупности нескольких критериев для признания информации именно рекламой, и при отсутствии хотя бы одного из которых информация уже не может быть признана таковой. Информация, распространённая на сайте <…> (прямая ссылка: <…>) не является рекламой по причине отсутствия объекта рекламирования, информация в купоне не являются публичной офертой, так как содержит указания на несуществующее юридическое лицо, равно как и на не существующий в действительности товар, работу или услугу. Сообщённые сведения являются объявлением юридического лица, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, на которое не распространяется действие Закона «О рекламе» в силу пункта 6 части 2 статьи 2.

ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ»  также сообщило, что информация была размещена по инициативе ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» (без заключения каких-либо договоров с третьими лицами) в качестве шутки, распространяемой в течение 01.04.2015 г., о чём присутствовало специальное указание. Распространение какого-либо товара не предполагалось и не осуществлялось. Какой-либо коммерческой выгоды ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» в результате размещения данной информации претерплено не было.

По мнению ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ», большинство людей адекватно отнеслись к размещённой информации, о чем свидетельствует соотношение количества полученных купонов и фактически поданных жалоб. Помимо жалоб, поданных заявителями, никаких претензий, связанных с указанной информацией в адрес ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» не поступало.

ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» считает, что информация, размещённая в сети Интернет <…>, не может быть признана рекламой, так как не является информацией, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, поскольку данный объект не существует в действительности, следовательно, отсутствует рынок сбыта для него. Таким образом, Обществом не нарушены требования, установленные рекламным законодательством.

<…>, представитель ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» в ходе заседания Комиссии Амурского УФАС России поддержала позицию изложенную письменно.

<…> - генеральный директор ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» в ходе заседания Комиссии Амурского УФАС России поддержал позицию изложенную письменно. Также пояснил, что рассматриваемая акция – неудачная шутка. Сотрудник, разместивший данный купон на сайте <…>, получил взыскание.

 

<…>.

 

Комиссия Амурского УФАС России, всецело и объективно исследовав материалы дела № Р-5/91 2015, пояснения сторон, установила следующее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», следует, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

В Амурском УФАС России, в целях полной и объективной оценки рассматриваемой акции, 15.05.2015 состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Амурском УФАС (далее – Экспертный совет), решением Экспертного совета от 15.05.2015 информация, размещенная ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» в виде купона на сайте <…>,  признана недостоверной рекламой вводящей в заблуждение потребителей рекламы.

На основании изложенного, учитывая отсутствие информации на купоне о том, что рассматриваемая акция является шуткой, а также с учетом обострившейся ситуации на рынке страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в 2014-2015 годах, как на территории Амурской области, так и в целом на территории Российской Федерации, вышеназванную информацию следует считать рекламной, поскольку в ней определены сведения, очевидно вызывающие у потребителя ассоциацию с определенным товаром (услугой), имеющие своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования - услуге обязательного страхования автогражданской ответственности предоставляемой компанией  <…>.

Таким образом, указанная информация, в соответствии пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе», подпадает под понятие «реклама», поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направленна на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, объектом рекламирования, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона «О рекламе», являются услуги по страхованию автомобилей в компании <…>.

 

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Рекламодатель разработал рассматриваемую рекламу (акцию), таким образом, что наименование компании указанной в тексте рекламы - <…>, сходно до степени смешения, с привычным для граждан Российской Федерации наименованием - <…>, расположенного по адресу: <…>. Тому свидетельствует использование аналогичного шрифта написания наименования и использование подобного (<…>) цвета. Разница в написании указанных наименований состоит в том, что в первом случае после второй буквы <…>  используется <…>, во втором – <…>.

Из информации на сайте <…>, в разделе <…> следует, что желающих воспользоваться акцией вызвалось 212 человек, некоторые из которых в разделе «Вопросы по акции» оставили комментарии: «Это шутка первоапрельская, нашли чем шутить!!!», «Это шутка первоапрельская что ли?», «Мде шутка не очень как то», «Так это шутка или нет?», «Ну вот, и я поверила, мужу отправила. Вот сюрприз…», «На волне бешеной стоимости ОСАГО, невозможности получения полиса это ну «очень удачная шутка». Поздравляю: премия шутка 2015 года!»; «Горите в аду ребята!».

Наличие в рекламе информации о несуществующей компании <…>, а также отсутствие прямого указание на шутку в купоне, расценено Комиссий Амурского УФАС России, как недостоверная информация, недопустимая к использованию в рекламе, следовательно, информация о скидке на автострахование <…> тоже является недостоверной.

Исходя из вышеизложенного, учитывая, что в 2014 - 2015 годах обострилась ситуация при осуществлении страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), как на территории Амурской области, так и в целом на территории Российской Федерации, акция о скидке <…> на страхование автомобиля не воспринимается потребителями рекламы как шута – воспринимается реальной акцией, согласно которой можно получить скидку <…> на страхование автомобиля именно в <…>.

Таким образом, установлено, что в рекламе усматриваются признаки нарушения требований установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», поскольку информация о компании и о скидке <…> на услугу по страхованию автомобиля, является недостоверной.

 

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссией Амурского УФАС России установлено, что информация о «первоапрельской шутке», в рассматриваемой рекламе в пункте «Условия» указана жирным шрифтом последней строкой и имеет текст следующего содержания: «Скидка не суммируется с другими действующими предложениями и весь апрель никому не верь».

Таким образом, акцент на шутку завуалирован в последней строке условий акции выражением «..весь апрель никому не верь». В купоне отсутствует прямое и явно-видимое указание на то, что данная реклама является шуткой, данный факт не отрицался сторонами.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения требований установленных частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе», поскольку потребители рекламы введены в заблуждение, расценивая указанную акцию как возможность получить услугу по страхованию автомобиля в <…> со скидкой <…>.

С учетом изложенного,  рассматриваемая реклама (акция) содержит признаки нарушения требований установленных пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 4 статьи 3 указанного закона - является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодателем рассматриваемой рекламы, размещенной в сети Интернет на сайте <…> - является ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» <…>.

Установлено, что данная реклама распространялась ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» в сети Интернет на сайте <…> в 2015 году, в том числе 01.04.2015.

Комиссией Амурского УФАС России, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» произошло распространение рассматриваемой рекламы, не соответствующей требованиям установленных пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Комиссия Амурского УФАС России считает, что ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ», являясь рекламодателем вышеназванной рекламы, имело возможность не использовать в рекламе не соответствующие действительности  сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, что исключило бы нарушение требований установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе»; имело возможность явно указать информацию о том, что данная акция является шуткой, что исключило бы нарушение требований установленных частью 7 статьи 5 «Закона о рекламе», однако не предпринял для этого соответствующих мер.

Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь  частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» в сети Интернет на сайте <…> в 2015 году, в том числе 01.04.2015, с текстом следующего содержания:

«Страхование автомобиля со скидкой <…>. Бесплатная скидка <…>. Условия. Купон предоставляет возможность получить скидку до <…>  на страхование автомобиля в компании <…>. Стоимость для каждого автомобиля рассчитывается индивидуально. Количество страховых листов ограничено. Срок действия купона: с 1 апреля по 3 апреля 2015 г. (включительно). Телефон для справок: <…>. Один человек может использовать один купон по данной акции. Вы можете получить неограниченное количество купонов в подарок (в расчете один купон в подарок одному человеку). Необходимо предъявлять распечатанный купон, SMS с номером или мобильное приложение с номером купона. Скидка не суммируется с другими действующими предложениями и весь апрель никому не верь. Описание <…>. обязательное страхование автогражданской ответственности. Все правильно сделал. Адрес: <…>. Телефон <…>. Режим работы Пн-Пт с <…>. Сб, Вс – выходной. Способы оплаты наличный расчёт, расчет по пластиковым картам», поскольку в ней нарушены требования установленные пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

 

2. Выдать ООО «АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

 

Решение изготовлено в полном объеме 18 июня 2015 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                               <…>

 

 

Члены Комиссии                                                          <…>

                                                                                                                                                                                                                <…>

 

                                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны