Решение №- Решение по рассмотрению дела № А-10/30 2015 о нарушении анти... от 12 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответчики:

ОАО «РЖД» в лице филиала Забайкальской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры

 

Ленинградская, 34

Чита

672000

 

ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в лице филиала «Желдорэнерго»

 

Грохольский переулок, 28

Москва

129090

 

Орликов переулок, 5, стр.1

Москва

107078

 

факс (495) 6889309                                                        e-mail: info@zd-energo.ru

 

Заявитель:

«…»

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Благовещенск

 

Резолютивная часть решения  оглашена «31» июля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «07» августа 2015 г.

 

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

рассмотрев  дело № А-10/30 2015 по признакам нарушения ОАО «РЖД» в лице филиала Забайкальской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения центральной дирекции инфраструктуры (далее - ОАО «РЖД») ИНН 7708503727, находящееся по адресу: 672000, г. Чита, ул. Ленинградская, 34 и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в лице филиала «Желдорэнерго» (далее - ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ»), ИНН 7706284445, находящееся по адресу: 129090, г. Москва, ул. пер. Грохольский, 28, 107078, Москва, Орликов переулок, 5, стр.1., пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в неисполнении обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.06.2014 № 2848-05-14/ТП:

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России поступило заявление «…» на действия ОАО «РЖД», от имени которого выступает ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», выраженные в необоснованном невыполнении обязательств по договору от 02.06.2014 № 2848-95-05-14/ТП технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД».

По результатам рассмотрения заявления приказом Амурского УФАС России от 03.07.2015 № 106/1 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А-10/30 2015 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 03.07.2015 рассмотрение дела назначено на 31.07.2015 в 10 часов 00 минут.

На заседание Комиссии явились: представитель заявителя – «…»; представитель ответчика – ОАО «РЖД» - «…»

Представитель заявителя на заседании Комиссии от 31.07.2015 поддержал изложенную письменно позицию «…»

Представитель ответчика, на заседании Комиссии от 31.07.2015, поддержала изложенную в письме от 30.07.2015 № 1805/ЗПБ Д4 позицию ОАО «РЖД», согласно к которой порядок взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД» с ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в лице Желдорэнерго определен регламентом взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД» с ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», а также объектов электросетевого хозяйства сетей организаций» утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30 марта 2013 года № 799р (далее - Регламент).

В соответствии с пунктом 4.4 Регламента Желдорэнерго - филиалом ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ»: осуществляет организацию выполнения фактических мероприятий по реализации технических условий и вводу в эксплуатацию вновь построенных объектов и оборудования, в частности:

а)   самостоятельно выполняет работы по заключенным с Заказчиком договорам подряда либо заключает договоры подряда с третьими лицами;

          б) направляет копии заключенных договоров с заказчиком в управление электрификации и электроснабжения в рамках ежемесячного отчета;

в) организует приемку результата работ Заказчиком и соответствующей региональной дирекцией инфраструктуры, который оформляется актом «Сдачи-приемки оказанных услуг к договору №...» в четырех экземплярах, один экземпляр которого передается Заказчику, один экземпляр соответствующей региональной дирекции инфраструктуры, два экземпляра - Желдорэнерго.

При этом, служба электрификации и электроснабжения согласно Регламенту организует допуск представителей Желдорэнерго и подрядных организаций на объекты электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» для проведения обследования и выполнения работ в установленном порядке.

Выполнение технических условий требует определение источника финансирования и соответственно вложения финансовых средств. Данные работы проводятся за счет инвестиционной программы. В данном случае необходимо строительство 500 метров воздушной линии классом напряжения 10 кВ и установке 9 опор. Для строительства новых линий в первую очередь необходимы материалы и оборудование (опоры линий электропередачи, ж/б приставки, провод СИП, арматура для крепления проводов, кабельная продукция, трансформаторы), которых в количестве, требуемом для выполнения объемов строительства технологического присоединения Заявителя в хозяйстве электрификации и электроснабжения нет. Также необходимо провести заключение договоров на межевание земельных участков с администрациями поселений под установку опор, договоров на отвод земельных участков с БТИ для установки опор, договоров на аренду отведенных земельных участков.

Поскольку ОАО «РЖД» является государственной компанией, инвестиционную программу ОАО «РЖД» утверждает совет директоров ОАО «РЖД», после согласования с Правительством Российской Федерации, (в отношении субъектов электроэнергетики в порядке установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» и приказа Минэнерго России от 24 марта 2010 года № 114 «Об утверждении формы инвестиционной программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах, которых участвует государство, и сетевых организаций»), то есть Российская Федерация, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД», участвует в утверждении инвестиционной программы. Таким образом, учитывая, что порядок финансирования деятельности в рамках договора, подлежит государственному регулированию ОАО «РЖД» не наделено полномочиями принимать решения о расходовании средств самостоятельно.

В соответствии с пунктом 9.7 Регламента «Желдорэнерго» - филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» формирует и направляет в адрес управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры предложения на включение в инвестиционную программу ОАО «РЖД».

После направления предложения на включение в инвестиционную программу ОАО «РЖД», в адрес службы электрификации и электроснабжения Забайкальской дирекции инфраструктуры «Желдорэнерго» - филиалом ООО «Энергопромсбыт» предоставляются для подписания и согласования задания на проектирование устройств электроснабжения для осуществления технологического присоединения объектов Заявителей к электрическим сетям ОАО «РЖД».

Таким образом, для решения вопроса по технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «РЖД» объекта Заявителя и выполнения договорных обязательств со стороны «Желдорэнерго» - филиала ООО «Энергопромсбыт», представляющих интересы ОАО «РЖД» необходимо:

а)  «Желдорэнерго» - филиалу ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в соответствии с п. 9.7 Регламента сформировать и направить в адрес Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры предложения на включение в инвестиционную программу ОАО «РЖД»;

б)    Для включения в инвестиционную программу ОАО «РЖД» «Желдорэнерго» - филиалу ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» необходимо представить в адрес службы электрификации и электроснабжения Забайкальской дирекции инфраструктуры задания на проектирование устройств электроснабжения для подписания и согласования;

в)    Далее задания на проектирование устройств электроснабжения, согласованные службой электрификации и электроснабжения Забайкальской дирекции инфраструктуры, главным инженером Забайкальской железной дороги и предоставить на утверждение начальнику Управления электрификации и электроснабжения.

г)    После согласования и утверждения заданий на проектирование устройств электроснабжения Управление электрификации и электроснабжения вносит данное предложение в инвестиционную программу ОАО «РЖД».

Для включения данного объекта в инвестиционную программу «Обновление устройств электроснабжения» в мае 2015 года службой электрификации и электроснабжения в адрес Желдорэнерго - филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» были направлены задания на проектирование, согласованное руководством службы электрификации и электроснабжения и главным инженером Забайкальской железной дороги. На данный момент задания на проектирование находятся на согласовании в Дирекции по строительству сетей связи (г.Москва), после процесса согласования данные задания будет направлены для утверждения и внесения в инвестиционную программу Управлением электрификации и электроснабжения.

Таким образом представитель ответчика считает, что в действиях ОАО «РЖД» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, так как ОАО «РЖД» были предприняты все меры по выполнению обязательств по договору от 02.06.2014 № 2848-95-05-14/ТП технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД.

Представитель ответчика, на вопросы Комиссии о том какие мероприятия по выполнению обязательств технологического присоединения объекта «…» к электрическим сетям ОАО «РЖД» были выполнены и о том, сколько требуется времени, согласно практики ОАО «РЖД», для технологического присоединения объекта потребителя к электрическим сетям ОАО «РЖД» с момента заключения договора и до исполнения сетевой организацией условий договора, представитель ОАО РЖД сообщила, что на момент рассмотрения дела, подключение объекта «…» по договору от 02.06.2014 № 2848-95-05-14/ТП находится на этапе согласования, иных мероприятий исполнено не было, а времени для исполнения условий договора технологического присоединения объекта потребителя к электрическим сетям ОАО «РЖД» требуется в пределах двух лет, почему в таком случае договор от 02.06.2014 № 2848-95-05-14/ТП был заключен с «…» сроком на один год, представитель ОАО «РЖД» пояснить не смогла.

Согласно пояснениям», изложенным в письме от 27.07.2015 № 6216и-ЖДЭ, ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ сообщает следующее.

С 01.03.2013 в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 06.03.2013         № 587р «О передаче функций по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и энергопринимающих устройств ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций» и заключенным во исполнение распоряжения договором поручения от 23.10.2013        № 1052, ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» осуществляет комплекс юридических и иных действий, направленных на технологическое присоединение энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД».

В соответствии с условиями договора от 02.06.2014 №2848-05-14/ТП, заключенного между «…» и ОАО «РЖД», срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 (один) год с момента заключения Договора, то есть до 02.06.2015 г.

ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», действуя на основании регламента взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД» с ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», а так же объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.03.2013 № 799р, и иных внутренних правил взаимодействия структурных подразделений ОАО «РЖД» в сфере технологического присоединения, письмом от 20.08.2014 № 5437и-ЖДЭ направило в ОАО «РЖД» предложение по включению объекта «…» в инвестиционную программу ОАО «РЖД».

Письмом от 21.08.2014 № 5482и-ЖДЭ ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» направило на согласование в ОАО «РЖД» задание на проектирование по объекту «…» 02.09.2014 от ОАО «РЖД» был получен ответ № 32778/ЦДИ о необходимости предоставления заданий на проектирование по объектам, подлежащим включению в инвестиционную программу ОАО «РЖД».

В связи с получением от ОАО «РЖД» информации об утрате направленного на согласование задания на проектирование по объекту «…», письмом от 22.04.2015 №2834и-ЖДЭ задание на проектирование по объекту «…» было повторно направлено на согласование в ОАО «РЖД».

  1.  в адрес «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» поступило согласованное ОАО «РЖД» задание на проектирование по объекту «…» и письмом от 30.06.2015 №5337и-ЖДЭ «Желдорэнерго» - филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» повторно направило в ОАО «РЖД» предложение по включению объекта «…» в инвестиционную программу ОАО «РЖД».

На сегодняшний день, по независящим от ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» причинам, мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств «…» не включены в инвестиционную программу ОАО «РЖД».

Комиссия Амурского УФАС России, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные в материалы дела сведения и документы, установила следующее.

Лимановым С.В. 02.06.2014 заключен договор № 2848-95-05-14/ТП с ОАО «РЖД», от имени которой выступает ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в лице филиала «Желдорэнерго», об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 1.4 договора от 02.06.2014 № 2848-95-05-14/ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, срок мероприятий по технологическому  присоединению составляет 1 год со дня заключения договора, то есть срок исполнения обязательств по указанному договору закончился 02.06.2015.

На момент рассмотрения заявления ОАО «РЖД» не выполнило мероприятия для исполнения своих обязательств по договору технологического присоединения к электрическим сетям договора от 02.06.2014 № 2848-95-05-14/ТП, заключенному с Лимановым С.В., несмотря на то, что срок исполнения обязательств истек.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с части 5 указанной статьи, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии - на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

С 01.03.2013 в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 06.03.2013         № 587р «О передаче функций по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и энергопринимающих устройств ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций» и заключенным во исполнение распоряжения договором поручения от 23.10.2013 № 1052 (далее - Договор поручения) ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» (в лице «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ») осуществляет комплекс юридических и иных действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД».

Согласно договору поручения от 23.10.2013 № 1052, ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» совместно с филиалом ОАО «РЖД» - балансодержателем объекта, в соответствии с регламентом подготавливает и подписывает акты разграничения балансовой принадлежности электросетей, акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акты об осуществлении технологического присоединения.

Как следует из сведений, размещенных на сайте ОАО «РЖД» http://rzd.ru ООО «Энергопромсбыт» является дочерним обществом ОАО «РЖД» с долей ОАО «РЖД» в уставном капитале общества 51 %.

Согласно сведениям, размещенным на сайте ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» - http://www.energopromsbyt.ru, ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» на основании распоряжения Первого вице-президента ОАО «РЖД» «…» от 6 марта 2013 № 587р является уполномоченной организацией, осуществляющей юридические и иные действия (мероприятия), связанные с технологическим присоединением сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и энергопринимающих устройств ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций, в том числе:

-  прием и рассмотрение заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД»;

-   согласование технологического присоединения энергопринимающих устройств сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» с вышестоящей сетевой организацией;

-   согласование технических условий с системным оператором (в случаях, предусмотренных законодательством);

-   расчет платы за технологическое присоединение, а также направление в орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов заявления об установлении платы за технологическое присоединение;

-   заключение договора на технологическое присоединение с заявителем.

Таким образом, исходя из пункта 1 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции» ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» следует признать группой лиц, осуществляющих деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии через электрические сети ОАО «РЖД» сторонним потребителям с распределением функций в части осуществления передачи электрической энергии.

            Документы и сведения, подтверждающие выполнение ОАО «РЖД» и  ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» предусмотренных техническими условиями мероприятий либо принятие мер по их выполнению в установленный договором срок, в Амурское УФАС России не представлены.

Доводы ОАО «РЖД» о том, что им были предприняты все меры по выполнению обязательств по договору от 02.06.2014 № 2848-95-05-14/ТП технологического присоединения к электрическим сетям, подлежали отклонению, так как ОАО «РЖД» не выполнило мероприятия для исполнения своих обязательств по договору технологического присоединения к электрическим сетям договора от 02.06.2014 № 2848-95-05-14/ТП, заключенному с «…», несмотря на то, что срок исполнения обязательств истек 02.06.2015.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в лице филиала «Желдорэнерго», совершенные группой лиц, занимающих доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии через электрические сети ОАО «РЖД», выраженные в неисполнении обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.06.2014 № 2848-05-14/ТП, заключенному с «…», нарушают пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ОАО «РЖД» в лице филиала Забайкальской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения центральной дирекции инфраструктуры и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в лице филиала «Желдорэнерго», выразившиеся в неисполнении обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.06.2014 № 2848-05-14/ТП, заключенному с «…», нарушившими пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ОАО «РЖД» в лице филиала Забайкальской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения центральной дирекции инфраструктуры и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в лице филиала «Желдорэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны