Решение №- Решение по делу № Р-5/142 2015 по признакам нарушения законо... от 1 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

25 августа 2015 г.                                                        г. Благовещенск

                                                                                                       

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя – начальник отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России,

члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России, <…>, ведущий специалист – эксперт указанного отдела, <…>, специалист-эксперт указанного отдела,

рассмотрев дело № Р-5/142 2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (нарушение требований установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон «О рекламе»)

в отсутствии:

заявителя: <…>, уведомлен надлежащим образом;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: индивидуального предпринимателя <…>,  далее – ИП <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, дата регистрации – <…>, местоположение: <…>, Амурская область, <…>), уведомлена надлежащим образом;

заинтересованного лица – ---,  эксперта – ---, переводчика – ---.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения заявления <…> (вх. <…>) установлено, что в газете «<…>» <…> № <…> размещена реклама индивидуального предпринимателя <…>. о предоставлении ритуальных услуг с текстом следующего содержания:

««Ритуальные принадлежности» ул. <…> тел. <…> (круглосуточно). Услуги: вызов полиции, бесплатная вывозка в морг и копка могилы. Услуги агента, заказ кафе. Весь комплекс услуг по захоронению. Гробы элитные, одежда, памятники, венки. Бесплатно: захоронения. Тротуарная плитка. Автоуслуги (город, район, область). Низкие цены».

Указанная информация, в соответствии пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе», подпадает под понятие «реклама», поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направленна на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, объектом рекламирования, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона «О рекламе», являются ритуальные услуги, а именно, услуги, предоставляемые ИП <…>.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Как следует из вышеуказанного заявления, в течение четырех месяцев ИП <…>, имеющая магазин «Ритуальные принадлежности» по адресу: <…> распространяет рекламу о бесплатных  ритуальных услугах (бесплатная вывозка в морг и копка могилы, бесплатно: захоронения), однако фактически все указанные услуги оказываются клиентам за плату. По мнению заявителя, данная реклама нарушает законодательство о рекламе.

Из письменных пояснений ИП <…> (вх. <…>) следует, что согласно утвержденному перечню, бесплатно предоставляются услуги по транспортированию умерших в морг, а также по захоронению с использованием сингуматора. Услуга по копке могилы предоставляется за плату и составляет от <…> до <…> рублей.

В письменных пояснениях от <…>, ИП <…> поясняет, что в летнее время с июня по октябрь услуги копки могилы предоставляются бесплатно. Также ИП <…> указала, что явиться на заседание Комиссии Амурского УФАС России в указанную дату <…> не имеет возможности ввиду того, что находится в больнице с ребенком (документы, подтверждающие данный факт не представлены).

Из письменных пояснений автономной некоммерческой организации <…> (далее – <…>) следует, что реклама размещена на 16-й странице, под колонтитулом «Реклама, объявления» в соответствии с заявкой рекламодателя - ИП <…>, которая подана ею в рукописном виде на бланке редакции газеты <…>. В бланке указывается лицо, подавшее рекламу (объявление), адрес подателя, дата оформления заказа, текст рекламы (объявления), количество и дата выхода в печать готовой рекламы (объявления). Расчет за изготовление, публикацию и доставку рекламы производится наличными денежными средствами в кассу <…>, документом о расчете является расчете - кассовый чек.  Также, <…> сообщило, что ИП <…> зарегистрирована в межрайонной инспекции МНС Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Амурской области <…>, ИНН <…>, ОГРН <…>. Основным видом деятельности является: розничная торговля сувенирами, изделиями культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями; среди остальных: предоставление прочих персональных услуг; организация похорон и предоставление связанных с ними услуг; оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами; специализированная розничная торговля прочими непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки; деятельность автомобильного грузового транспорта.

Согласно лингвистическому заключению, предоставленному ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет» (далее - ФГБОУ ВПО АмГУ) Благовещенск (<…>), фрагмент документа, представленного на экспертизу Амурским УФАС России (<…>), извлечен из рекламы предприятия «Ритуальные принадлежности», расположенной в печатном источнике. Текст представляет собой наименование и описание услуг, предоставляемых предприятием «Ритуальные принадлежности». Смысл употреблённых в рекламе слов и выражений, согласно нормам оформления рекламных текстов, должен быть однозначно понятен, так как затрагивает материально-денежные отношения. В документах такого рода слова и выражения употребляются в общепризнанных значениях, зафиксированных в нормативных словарях и справочниках современного русского литературного языка. Настоящее лингвистическое исследование основано на следующих справочниках и словарях: Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Русский язык, 1981; Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН. ; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное - М.: АЗЪ, 1996 - 928 с.; Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. - 2-е изд. - СПб, 2000; Ожегов С. И. Словарь русского языка /Под ред. С. П. Обнорского. 23-е изд., испр. и доп., М., 1991.

Исследовав в полной мере названный текст рекламы ФГБОУ ВПО «АмГУ» Благовещенск сделали следующее заключение:

«1. Лингвистический анализ фрагмента рекламы «Услуги: вызов полиции, бесплатная вывозка в морг и копка могилы» свидетельствует о том, что все слова, употребленные в указанном выше фрагменте употреблены в прямом значении, зафиксированном в нормативных и терминологических словарях.

2. Слова «вывозка» и «копка» являются однородными, так как относятся к одной лексико-семантической группе (услуги ритуального предприятия), имеют общее процессуальное значение и связаны сочинительным союзом «и». 

3. Однородность слов «вывозка» и «копка» доказывается и тем, что они оба сопоставлены в выражении «бесплатная вывозка в морг и копка могилы». Они совместимы по своему лексическому значению и имеют общее определение бесплатная.

4.  Грамматически определение бесплатная согласуется с обоими существительными женского рода вывозка и копка, стоящими рядом с определением, что соответствует законам сочетаемости слов в современном русском языке.

5. Употребление определения бесплатная в форме множественного числа {бесплатные) невозможно в соответствии с нормами официально-­делового стиля, реализуемого в данном контексте.

6. От предыдущего контекста «Услуги: вызов полиции» контекст «бесплатная вывозка в морг и копка могилы» отделяется запятой, что также указывает на единство смысловых отношений, заключенных в выражении «бесплатная вывозка в морг и копка могилы».

Таким образом, на основании лингвистического анализа предложения «Услуги: вызов полиции, бесплатная вывозка в морг и копка могилы» можно сделать вывод о том, что услуга по копке могилы предоставляется бесплатно».

Исследовав и оценив имеющиеся пояснения и материалы в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее – Правила), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее – Административный регламент), Комиссия Амурского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон «О погребении и похоронном деле») специализированной службой по вопросам похоронного дела супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Таким образом, услуга копки могилы на ряду с вышеперечисленными, согласно Федеральному закону «О погребении и похоронном деле», не относится к числу бесплатных.

Комиссия Амурского УФАС России отклоняет пояснения ИП <…> о том, что услуга копки могилы в летнее время предоставляется бесплатно, поскольку первоначально на запрос Амурского УФАС России <…> ИП <…> был представлен утвержденный прейскурант цен <…> где стоимость названной услуги варьируется от <…> до <…> рублей. Письменные сноски о каких-либо исключениях и дополнениях в прейскуранте отсутствуют, факт предоставления названной услуги по ценам указанным в прейскуранте ИП <…> до получения ею определения Амурского УФАС России № <…> от <…> не оспаривался.

Материалами дела подтверждается, что текст рассматриваемой рекламы принят <…>.

Таким образом, рассматриваема реклама была распространена в печатном издании «Зейский вестник» в мае 2015 года, следовательно, на момент распространения рекламы услуга копки могилы предоставлялась за плату, в то время как из текста рассматриваемой рекламы следует, что названная услуга предоставляется бесплатно.

Исходя из вышеизложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования установленные пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», следовательно, согласно пункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе», данная реклама является ненадлежащей – не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 указанного Закона.

Рекламодателем, изготовителем или продавцом товара определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», является ИП  <…>  (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, дата регистрации – <…>, местоположение: <…>).

Установлено, что данная реклама распространялась ИП  <…> на территории Амурской области в 2015 году, в печатном издании <…>.

Комиссией Амурского УФАС России, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя ИП  <…> произошло распространение рассматриваемой рекламы, не соответствующей требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

Комиссия Амурского УФАС России считает, что ИП  <…>, являясь рекламодателем вышеназванной рекламы, имела возможность не указывать в рекламе несоответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, что исключило бы нарушение требований установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», однако не предприняла для этого соответствующих мер.

Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу распространенную ИП <…> в газете <…> с текстом следующего содержания:

««Ритуальные принадлежности» <…> тел. <…> (круглосуточно). Услуги: вызов полиции, бесплатная вывозка в морг и копка могилы. Услуги агента, заказ кафе. Весь комплекс услуг по захоронению. Гробы элитные, одежда, памятники, венки. Бесплатно: захоронения. Тротуарная плитка. Автоуслуги (город, район, область). Низкие цены»,

поскольку в ней нарушены требования, установленные пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                             <…>

 

Члены Комиссии                                                       

                                                                                     <…>

 

                                                                           <…>

                                                                                    

                                                                           <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны