Решение №- Решение по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного за... от 28 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Благовещенск

 

Резолютивная часть решения  оглашена «07» июля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «17» июля 2015 г.

 

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело № А-15/25 2015 по признакам нарушения министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее – Министерство), находящимся по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, Красноармейская 173, ИНН 2801138780, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выражающегося в направлении в адрес МУП «Теплоэнерго города Белогорск» письма от 10.03.2015 № 1-01-2692, содержащего негативную оценку деятельности ООО «КСО «Амурское» и предложение предприятию заключить договор с конкурентом ООО «КСО «Амурское» - ПАСФ ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ»:

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России поступило заявление ООО «КСО «Амурское» на действия Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее – Министерство), выраженные, по мнению заявителя, в создании препятствий в осуществлении обществом своей деятельности путем направления в адрес контрагентов общества писем, содержащих негативную оценку деятельности общества.

По результатам рассмотрения заявления приказом Амурского УФАС России от 29.05.2015 № 92 (в редакции приказа от 07.07.2015 № 109) в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» в отношении ООО «КСО «Амурское» возбуждено дело № А-15/25 2015 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции». Определением от 02.06.2015 рассмотрение дела назначено на 07.07.2015 в 10 часов 00 минут.

На заседание Комиссии явились: представитель ответчика – <…>, представитель заинтересованного лица - <…>. Заявитель явку представителя не обеспечил, уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела. На заседании Комиссии присутствовали представители ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ» <…>, <…>. Комиссией принято решение о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Как следует из заявления ООО «КСО «Амурское», в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 (далее - Постановление № 1091), прошло первичную аттестацию в территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Амурской области (свидетельство от 12.04.2012 серия <...> ).

По инициативе руководителя ООО «КСО «Амурское» в соответствии со статьей 2 Постановления № 1091, проведена внеочередная аттестация ПАСФ ООО «КСО «Амурское» в территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Амурской области, и выдано свидетельство от 10.10.2012 серия <...> действующее до 10.10.2015.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14.07.1995 № 151-ФЗ               «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее – Закон                             «О спасательных службах») ПАСФ ООО «КСО «Амурское» аттестовано на следующие виды работ: поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

В процессе осуществления своей хозяйственной деятельности ПАСФ ООО «КСО «Амурское» был установлен факт ограничения конкуренции со стороны Министерства.

Так, директором МУП «Теплоэнерго города Белогорск» в адрес Министерства направлено письмо от 20.02.2015 № 233 с просьбой рассмотреть и согласовать представленный план и дату проведения контрольного тактико-специального учения на котельной «Транспортная» резервуарного парка мазутохранилища МУП «Теплоэнерго города Белогорск» совместно с ООО «КСО Амурское», согласно договору от 01.06.2013 № 03-13 ПАСФ.

В адрес МУП «Теплоэнерго города Белогорск» Министерством направлен ответ от 10.03.2015 № 1-01-2692, в котором излагается информация о проведенной в 2013 году проверке ООО «КСО «Амурское» Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (далее - ГУ МЧС России по Амурской области) и выявлении многочисленных нарушений законодательства в сфере защиты населения, а также невозможности ООО «КСО «Амурское» исполнить требования постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613, а также о неготовности к реагированию на ЧС. При этом Министерство информирует о получении 23.10.2014 свидетельства на право ведения работ по локализации и ликвидации аварийных нефти и нефтепродуктов аварийно-спасательного формирования поисково-спасательного отряда ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ» и предлагает с данным хозяйственным субъектом заключить договор оказания услуг.

Вместе с тем, как ГУ МЧС России по Амурской области, так и Министерство знали о состоявшихся судебных решениях Благовещенского городского суда от 03.02.2014 по делу № АА-56/14 и от 18.06.2014 по делу № АА-381/14, которыми в отношении ООО «КСО «Амурское» дела об административных нарушениях отменены, а производство прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, предписание от 14.06.2014 №  10/4/1-3 признано незаконным, суд установил законность деятельности ООО «КСО «Амурское» и наличие действующего свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях.

После получения данного письма от партнера ООО «КСО «Амурское» начали поступать устные запросы о правомочности заключенного договора ПАСФ и деятельности предприятия как таковой. После направления аналогичных писем в адреса контрагентов ООО «КСО «Амурское» со стороны ГУ МЧС России по Амурской области, большая часть предприятий, с которыми у общества были заключены договоры ПАСФ, расторгли договоры, в том числе ООО «Амурский продукт», ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск», ООО «Амурагроцентр», ООО «Кислород», ООО «Рост», ООО «Аметис», ИП Шальнев, ОАО «БуреяГэсСтрой», ООО «БЗСМ», ИП Чупак, ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», ООО «БлагОйл», ОАО «РусГидро Зейская ГЭС», ОАО «Русгидро Бурейская ГЭС», ЗАО «Пассажирский порт Амурассо», ОАО «ДГК» в лице филиала «Амурская генерация», в результате этого ООО «КСО «Амурское» понесло убытки в сумме 1 804 994 рублей.

Таким образом, как полагает заявитель, в нарушение статьи 15 Закона                           «О защите конкуренции» Министерство ограничивает конкуренцию на рынке аварийно-спасательных работ чрезвычайных ситуаций, предоставляя преимущество своему штатному подразделению аварийно-спасательное формирование поисково-спасательный отряд ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ», пытаясь удалить с рынка, дискредитирует ООО «КСО «Амурское».

Как следует из пояснений Министерства от 10.04.2015 № 1-01-3618 в письме МУП «Теплоэнерго города Белогорск» даны разъяснения об отсутствии у комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности полномочий по согласованию проекта Плана, а также о необходимости согласования проекта Плана с Главным управлением МЧС России по Амурской области, Дальневосточным управлением Ростехназора (Амурская области).

В связи с тем, что в проекте Плана проведения тренировки, в составе привлекаемых сил и средств было указано ПАСФ ООО «КСО «Амурское», Министерство было вынуждено обратить внимание руководства МУП «Теплоэнерго города Белогорск» на наличие в Министерстве сведений, ранее представленных Главным управлением МЧС России по Амурской области, о том, что в результате проведенных Главным управлением МЧС России по Амурской области проверок ООО «КСО «Амурское» не подтвердило свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, не готово к реагированию на чрезвычайные ситуации и согласно пункту 2 статьи 12 Закона «О спасательных службах» не может быть допущено к обслуживанию организаций по договору и к проведению аварийно-спасательных работ.

У Министерства отсутствовали основания считать, что информация, представленная Главным управлением МЧС России по Амурской области, осуществляющего надзорные и контрольные функций в сфере чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, не соответствует действительности или противоречит вступившим в силу определениям судов общей юрисдикции.

При этом информация, опровергающая представленную Главным управлением МЧС России по Амурской области информацию, от иных органов государственной власти, ООО КСО «Амурское», организаций не поступала.

В статье 12 Закона «О спасательных службах» определено, что аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

В Акте проведения контрольного учебно-тренировочного занятия по ликвидации розлива нефтепродуктов на объектах МУП «Теплоэнерго города Белогорск» (разлив регионального уровня) от 23.07.2014 отражено большое количество недостатков в проведении учебно-тренировочного учения (тренировки), в том, числе нашли отражение недостатки в действиях сил и средств ПАСФ ООО КСО «Амурское».

Прокуратурой Амурской области выносилось представление в отношении министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области от 25.02.2014 № 7/1-05/10-2014 о факте нарушения законодательства, выразившегося в проведении аттестации 10.10.2012 ПАСФ ООО «КСО «Амурская» с нарушением законодательства: аттестации аварийно-спасательного формирования, имеющего укомплектованность личным составом, менее 75 % которого составляют спасатели, аттестованные на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование) (пункт 12 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением № 1091.

Министерство, являющееся согласно пункту 1.4. Положения о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 03.04.2014 № 92 правопреемником функций и полномочий министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области, признало факт допущенного нарушения, но было вынуждено проинформировать прокуратуру области о невозможности устранения нарушения, так как полномочия по аттестации ООО «КСО «Амурская» перешли иной аттестационной комиссии.

При этом в Министерство не поступала от ООО «КСО «Амурская» информация о том, что общество привело численность спасателей в соответствие требованиям, определенным в Положении об аттестации и провело внеочередную аттестацию в уполномоченной аттестационной комиссии в целях устранения выявленного нарушения.

В судебных актах Благовещенского городского суда Амурской области от 03.02.2014 по делу № АА-56/14, от 18.06.2014 по делу № АА-381/14 не установлен факт готовности (не готовности) ПАСФ ООО «КСО «Амурское» к проведению мероприятий, по ликвидации чрезвычайных ситуаций, установлено отсутствие в материалах дела бесспорных доказательств наличия в действиях ООО «КСО «Амурское» состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении юридического лица ООО «КСО «Амурская», выразившегося в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно невыполнении требований и требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Направляя данное письмо, Министерство не имело целью вмешательство в осуществление хозяйственной деятельности между ООО «КСО «Амурское» и МУП «Теплоэнерго города Белогорск», а только довело имеющуюся у Министерства информацию. В сложившейся ситуации есть степень вины самого ООО «КСО «Амурское», которое на протяжении нескольких лет не представляет доказательства устранения имеющихся недостатков (акты проверок действуют и не отменены, повторную аттестацию ПАСФ «КСО «Амурское не прошло). Министерство, как орган, уполномоченный на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в сложившихся обстоятельствах имеет право на наличие обеспокоенности сложившимся положением дел, так как подтверждение при возникновении чрезвычайной ситуации неготовности ПАСФ «КСО «Амурское» приведет к жертвам и ущербу, которое можно и нужно было избежать.

Предложение заключить договор с ПАСФ государственного казенного учреждения «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» (далее - учреждение) в письме носит исключительно информационный характер, так как аварийно-спасательное формирование учреждения аттестовано в установленном порядке и получило свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов позже других формирований и не имело целью нарушения принципа свободы заключения договора между участниками гражданских правовых отношений.

Как следует из пояснений Министерства от 29.06.2015 № 5-06-5863, направляя письмо в адрес МУП, министерство не имело целью и намерения введения для                ООО КСО «Амурское» каких-либо ограничений (препятствий) в осуществлении им хозяйственной деятельности, создания дискриминационных, а также даче                       МУП «Теплоэнерго города Белогорск» обязательных для исполнения указаний о заключении договора с конкурентом, а также нарушения иных запретов, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Министерством письмо было направлено по результатам рассмотрения обращения директора МУП «Теплоэнерго города Белогорск» от 20.02.2015 № 233 о рассмотрении и согласовании проекта плана и даты проведения контрольного тактикоспециального учения (тренировки) на котельной «Транспортная» (далее - тренировка), с учетом устранения ранее выявленных недостатков при проведении учебно-тренировочного учения (тренировки) 15 июля 2014 года на объекте                     МУП «Теплоэнерго города Белогорск» (далее - учение (тренировка).

В ответе от 10.03.2015 № 1-01-2692 министерством были даны разъяснения: об отсутствии у комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности полномочий по согласованию проекта Плана; о необходимости согласования проекта Плана с ГУ МЧС России по Амурской области, Дальневосточным управлением Ростехназора (Амурская область).

В обращении было указано, что проект плана составлен с учетом устранения ранее выявленных недостатков при проведении учения (тренировки) 15.07.2014.

В Акте проведения контрольного учебно-тренировочного занятия по ликвидации разливов нефтепродуктов на объектах МУП «Теплоэнерго» г. Белогорск» (разлив регионального уровня) от 23.07.2014 (далее - Акт) (копия прилагается) было отражено большое количество недостатков в проведении учебно-тренировочного учения (тренировки), состоявшегося 15.07.2014 на объекте МУП «Теплоэнерго города Белогорск», в том числе недостатки в действиях сил и средств ПАСФ ООО КСО «Амурское». В Акте отмечено, что личным составом ПАСФ ООО КСО «Амурское» разведка места чрезвычайной ситуации не проводилась. Перед началом работ по ликвидации разлива не был развернут пост газоанализа, по причине отсутствия газоанализаторов. При сборе резервной емкости не были зашплинтованы металлические конструкции, в реальных условиях такая емкость не смогла бы выполнить прямое назначение. В ходе отработки вопроса по сбору остатков мазута с грунта был продемонстрирован только один способ (с использованием сорбента), хотя на данном объекте этот метод малоэффективен. Пост чистки при выходе «из загрязненной зоны» развернут не был, вследствие этого загрязнению могли подвергнуться участки «чистой местности». Спасатели ПАСФ ООО КСО «Амурское» показали слабую профессиональную подготовку в действиях по ликвидации мазута.

В обращении был подтвержден факт того, что МУП «Теплоэнерго города Белогорск» известно, что при проведении тренировки (учения) 15.07.2014 на объекте предприятия были выявлены недостатки, в том числе допущенные ПАСФ ООО КСО «Амурское».

В случае, если бы выявленные 15.07.2014 в ходе учения (тренировки) нарушения в действиях сил и средств ПАСФ ООО «КСО «Амурское» были бы допущены в условиях реальной чрезвычайной ситуации, это бы привело к возникновению человеческих жертв и материальному ущербу работников                         МУП «Теплоэнерго города Белогорск» и спасателей ПАСФ ООО «КСО «Амурское».

В связи с этим, МУП «Теплоэнерго города Белогорск» было известно о наличии сомнений в готовности ООО «КСО «Амурское» к реагированию на чрезвычайные ситуации до направления письма.

Кроме того, Министерство не могло не отреагировать на информацию Главного управления МЧС Росси по Амурской области о том, что в ходе проверки ООО КСО «Амурское» были выявлены нарушения законодательства в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно Положению о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденному приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372, ГУМЧС России по Амурской области: осуществляет методическое руководство по вопросам создания и развития содержащихся за счет средств бюджета Амурской области, местных бюджетов и средств организаций подразделений пожарной охраны, пожарноспасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных формирований, образовательных учреждений переподготовки и повышения квалификации соответствующих должностных лиц; осуществляет в установленном порядке государственный надзор и контроль за соблюдением соответствующих требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организациями.

Министерство было вынуждено обратить внимание руководства                            МУП «Теплоэнерго города Белогорск» о наличии в Министерстве сведений, ранее представленных ГУ МЧС России по Амурской области, о том, что в результате проведенных ГУ МЧС России по Амурской области проверок ООО «КСО «Амурское» не подтвердило свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, не готово к реагированию на чрезвычайные ситуации и согласно пункту 2 статьи 12 Закона «О спасательных службах» не может быть допущено обслуживанию организаций по договору.

У Министерства отсутствовали основания считать, что информация, представленная ГУ МЧС России по Амурской области, осуществляющим надзорные и контрольные функции в сфере чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, не соответствует действительности или противоречит вступившим в силу определениям судов общей юрисдикции. При этом информация, опровергающая представленную ГУ МЧС России по Амурской области информацию, от иных органов государственной власти, ООО КСО «Амурское», организаций не поступала.

В статьях 11, 12 Закона «О спасательных службах» определено, что: готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Прокуратурой Амурской области выносилось представление в отношении министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области от 25.02.2014 № 7/1-05/10-2014 о факте нарушения законодательства, выразившегося в проведении аттестации 10.10.2012 аварийно-спасательного формирования                       ООО «КСО «Амурское» с нарушением законодательства: аттестации аварийно-спасательного формирования, имеющего укомплектованность личным составом, менее 75 процентов которого составляют спасатели, аттестованные на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно- спасательная служба (формирование) (пункт 12 Постановления № 1091). В представлении отмечено, что «отсутствие квалифицированного состава спасателей несет нарушение законодательства об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, оказывает негативное влияние на обеспечение безопасности в указанной сфере».

То есть, по мнению прокуратуры области, ПАСФ ООО КСО «Амурское» по критерию численности не соответствовало предъявляемым требования и было аттестовано с нарушением закона.

Следовательно, сомнения в готовности ООО ПАСФ КСО «Амурское» в соответствии со статьями 11, 12 Закона «О спасательных службах» были отмечены прокуратурой области, а также Главным управлением МЧС России по Амурской области.

Министерство, являющееся согласно пункту 1.4. Положения о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 03.04.2014 № 92 (далее - постановление), правопреемником функций и полномочий министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области, признало факт допущенного нарушения, но было вынуждено проинформировать прокуратуру области о невозможности устранения нарушения, так как полномочия по аттестации                        ООО «КСО «Амурская» перешли к иной аттестационной комиссии.

При этом в Министерство не поступала от ООО «КСО «Амурское» информация о том, что ООО «КСО «Амурское» привело численность спасателей в соответствие требованиям, определенным в Положении об аттестации, и провело внеочередную аттестацию в уполномоченной аттестационной комиссии, а также приняло меры, направленные на устранение недостатков, выявленных в ходе тренировки (учения).

Направляя данное письмо, Министерство не имело целью вмешаться в осуществление хозяйственной деятельности между ООО «КСО «Амурское» или МУП «Теплоэнерго города Белогорск», создав препятствия (ограничения) для данной деятельности, а только довело имеющуюся у министерства информацию. При этом, Министерством учитывалось, что в случае, если основания для обеспокоенности подтвердятся, МУП «Теплоэнерго города Белогорск», а также правоохранительные органы могли расценить ее не предоставление как сокрытие информации, необходимой МУП «Теплоэнерго города Белогорск» для выполнения обязанностей в области предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации.

В сложившейся ситуации есть степень вины самого ООО КСО «Амурское», которое на протяжении нескольких лет не представляет доказательства устранения имеющихся недостатков (акты проверок действуют и не отменены, повторную аттестацию ПАСФ «КСО «Амурское» не прошло). Министерство, как орган, уполномоченный на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в сложившихся обстоятельствах имеет право на наличие обеспокоенности сложившимся положением дел, так как подтверждение при возникновении чрезвычайной ситуации неготовности ПАСФ «КСО «Амурское» приведет к жертвам и ущербу, которые можно и нужно было избежать.

Предложение заключить договор с ПАСФ государственного казенного учреждения «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» (далее - учреждение) в письме носит исключительно информационный характер, так как аварийно-спасательное формирование учреждения аттестовано установленным порядком и получило свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов позже других формирований и не имело целью нарушения принципа свободы заключения договора между участниками гражданских правовых отношений.

Министерство не располагает информацией, что МУП «Теплоэнерго города Белогорск» информация, изложенная в письме, расценена как обязательная для рассмотрения: договор с ООО «КСО «Амурское» не был расторгнут, с                              ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ» приняты меры по заключению договора.

В связи с этим, направление письма не привело к нарушению законных интересов ООО «КСО «Амурское».

В период с июля 2014 по июнь 2015 не проводились учения, которые могли бы подтвердить устранение ПАСФ КСО «Амурское» допущенных нарушений при проведении учения (тренировки), ее готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Министерство не располагает данными о том, что ООО «КСО «Амурское» представило документы на аттестацию ПАСФ в соответствующую аттестационную комиссию.

В заседании Комиссии представитель ответчика поддержала изложенную письменно позицию, на вопросы Комиссии пояснив, что свидетельство ПАСФ КСО «Амурское» не отозвано, аттестационная комиссия правительства Амурской области это сделать не может сделать теперь только комиссия Минэнерго Российской Федерации, поэтому прокуратура в своем последнем письме в адрес ответчика сказала, что Главное управление МЧС России по Амурской области должно обратиться по этому поводу в Москву. Прокуратура оспаривает саму законность аттестации, но при этом никто ничего сделать не может. ООО «КСО «Амурское» просили обратиться в комиссию Минэнерго, но они этого не делают, считая, что свидетельства достаточно. Однако по критериям ПАСФ ООО «КСО «Амурское» не соответствует. Прокуратура выдала предписание Министерству по этому поводу. Само ООО «КСО «Амурское» должно создавать условия для соблюдения закона.               У них есть акт проверки ГУ МЧС России по Амурской области, проверка от 15.07.2014, но в случае если что-то произойдет, ответственность будет общая, коллегиальная. Прокуратура занимает позицию, что ПАСФ ООО «КСО «Амурское» не соответствует аттестации. Срок действия аттестации 3 года. Прокуратура обратила внимание, что внеочередная аттестация может быть проведена по инициативе ГУ МЧС по Амурской области путем обращения в комиссию Минэнерго Российской Федерации. ГУ МЧС по Амурской области обращалось в комиссию Минэнерго, но от ООО «КСО «Амурское» никаких документов туда не поступало. Министерство может нести ответственность при наступлении чрезвычайной ситуации при этом. Прокуратура также обратила внимание, что по численности ООО «КСО «Амурское» не готово к выполнению мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, потому что у общества 65, а не 75 процентов спасателей, норматив не соблюден. Спасатели должны быть в штате организации. В письме Министерство только проинформировало получателя о возможности заключить договор                           ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ», но не запрещало заключать договоры с кем-то иным. Возможно, вернее было бы указать и другие организации. Намерение устанавливать ограничения отсутствовали. Если организация привлекает стороннюю численность, то может не выполнить обязательства по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, поэтому численность 75 процентов спасателей должна быть в общей штатной численности организации. Запрета привлекать сторонние организации нет. Первоначально полномочиями по аттестации была наделена комиссия при правительстве области, в настоящее время полномочия для коммерческих организаций у аттестационной комиссии Минэнерго. Внеочередная аттестация может быть проведена по инициативе уполномоченного органа, так как Министерство в полном объеме полномочиями не наделено, то эта инициатива принадлежит ГУ МЧС по Амурской области. Министерство обладает полномочиями по надзору в сфере чрезвычайных ситуаций, но внесены изменения в статью 27 Федерального закона 68-ФЗ, и для реализации полномочий МЧС разработало проект постановления о государственном надзоре в сфере чрезвычайных ситуаций, только после этого Министерство будет знать какие полномочия осуществлять, сейчас нет регламентов. Министерство в ГУ МЧС по Амурской области с просьбой инициировать внеочередную аттестацию ООО «КСО «Амурское» не обращалось. В случае привлечения ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ» для участия в деле в целях полного выяснения обстоятельств по делу, центр поддержит позицию Министерства. МУП «Теплоэнерго города Белогорск» восприняло информацию в письме Министерства как необязательную. В адрес иных хозяйствующих субъектов подобные письма не направлялись.

Согласно пояснениям МУП «Теплоэнерго города Белогорск» договор                        от 01.03.2013 № 03-13 ПАСФ, заключенный между МУП «Теплоэнерго города Белогорск» и ООО «КСО «Амурское» не расторгнут.

Письмом от 23.06.2015 № 1247 МУП «Теплоэнерго города Белогорск» пояснило, что по вопрос расторжения договора от 01.03.2013 № 03- 13 ПАСФ, заключенного с ООО «КСО «Амурское» МУП не рассматривался. Основанием для продления договора от 01.03.2013 № 03-13 ПАСФ с учетом получения письма Министерства от 10.03.2015 № 1-01-2692 явилось наличие у ООО «КСО «Амурское» оснований для оказания услуг предприятию, предусмотренных договором. Информация, изложенная в письме Министерства от 10.03.2015 № 1-01-2692, была принята к сведению предприятием, а предложение Министерства заключить договор с ПАСФ государственного казенного учреждения «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области» было оставлено без рассмотрения, в виду отсутствия у МУП обязанности в заключении такого договора с ПАСФ государственного казенного учреждения «Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области». В рамках заключенного между предприятием и ООО «КСО «Амурское» договора в сентябре 2015 года на объекте предприятия (котельная «Транспортная») запланированы контрольные тактико-специальные учения.

В заседании Комиссии представитель заинтересованного лица поддержал изложенную письменно позицию, на вопросы Комиссии пояснив, что по предыдущей тренировке с ООО «КСО «Амурское» действительно нарушения были выявлены, но при проведении тренировки отсутствовал представитель Министерства. Предприятие продолжает пользоваться услугами с ООО «КСО «Амурское», если будут изменения по вопросу аттестации, договор может быть заключен с иной организацией. Вопрос заключения договора с иной организацией не рассматривался. Письмо Министерства не содержало нормы, обязывающей заключить договор с иной организацией. Другой вопрос - почему прорекламировали другую организацию, этому обстоятельству должна дать оценку комиссия УФАС.  

Комиссия, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные в материалы дела документы, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2), а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5).

Как установлено частями 1-3 Закона «О спасательных службах»» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно положению о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, утвержденным постановлением Губернатора Амурской области от 03.04.2014 № 92 Министерство является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование, государственный контроль и координацию деятельности в области лесных отношений, в том числе в сфере лесного хозяйства, лесной промышленности на территории Амурской области, государственную политику и межотраслевое управление в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, осуществления поиска и спасания людей во внутренних водах Амурской области, а также координирующим деятельность иных исполнительных органов государственной власти Амурской области в сфере пожарной безопасности и гражданской защиты.

Министерство осуществляет, в частности, полномочия:

- по обеспечению организации текущего, оперативного и перспективного планирования мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, подготовки, переподготовки или повышения квалификации должностных лиц органов исполнительной власти Амурской области, органов местного самоуправления Амурской области и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности, ведения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; привлечения общественных объединений, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб к мероприятиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций; планирования и проведения комплексных проверок, учений, тренировок, сборов и других мероприятий, касающихся подготовки органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС и гражданской обороны Амурской области; проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, поиску и спасанию людей во внутренних водах Амурской области; подготовки предложений по проведению аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), пожарных и спасателей;

- организует и осуществляет в установленном порядке государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- обеспечивает осуществление организационно-методического руководства исполнительными органами государственной власти Амурской области, органами местного самоуправления и организациями по вопросам создания и подготовки аварийно-спасательных формирований.

Для осуществления возложенных полномочий министерство в пределах своей компетенции имеет право в сфере пожарной безопасности и гражданской защиты проводить в установленном порядке проверки исполнительных органов государственной власти Амурской области, органов местного самоуправления и организаций по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Письмом от 20.02.2015 № 233 МУП «Теплоэнерго города Белогорск» обратилось в адрес Министерства с просьбой рассмотреть и согласовать представленный план и дату проведения контрольного тактико-специального учения (тренировки) на котельной «Транспортная» резервуарного парка мазутохранилища МУП «Теплоэнерго города Белогорск» 04.09.2015 с учетом устранения ранее выявленных недостатков при проведении учебно-тренировочного учения (тренировки) 15.07.2014 и направить в адрес предприятия представителей Министерства для участия  в данном мероприятии.

Письмом от 10.03.2015 № 1-01-2692 Министерство сообщило предприятию, что согласование Плана проведения контрольного тактико-специального учения по ликвидации разлива нефтепродуктов на территории резервуарного парка котельной «Транспортная» МУП «Теплоэнерго города Белогорск» не входит в компетенцию председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Амурской области. План ТСУ утверждается руководителем организации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а именно с Главным управлением МЧС России по Амурской области, Дальневосточным управлением Ростехнадзора (Амурская область), также на занятие приглашаются представители вышеуказанных органов власти, представители органов власти субъекта Российской Федерации и муниципального образования, уполномоченных решать вопросы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на территории которых расположен опасный производственный объект.

Кроме того, Министерство обратило внимание на то, что в соответствии с требованием прокуратуры Амурской области от 29.05.2013 № 86-33-2013, пунктом 4 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712, надзорными органами Главного управления МЧС России по Амурской области проведена внеплановая выездная проверка по оценке соответствия осуществляемой деятельности ООО «КСО «Амурское» требованиям законодательства об аварийно-спасательных службах и формированиях, достаточности сил и средств и их готовности к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По итогам проверки был сделан вывод, что ООО «КСО «Амурское» не имеет возможности исполнить требования постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». ПАСФ  ООО «КСО «Амурское» не подтвердило свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, также не готово к проведению работ по их ликвидации и согласно пункту 2 статьи 12 Закона «О спасательных службах» не может быть допущено к обслуживанию организаций по договорам и привлечению к проведению аварийно-спасательных работ по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.

Дополнительно Министерство информировало предприятие, что 23.10.2014 аттестовалось установленным порядком и получило свидетельство на право ведения работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов аварийно-спасательное формирование поисково-спасательный отряд ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ». Министерство предложило предприятию заключить договор на оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов указанным аварийно-спасательным формированием, также Министерство предложило услуги по разработке (переработке) Планов предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на территории объектов предприятия, указав номера контактных телефонов: 20-05-47 и 20-05-34.

В соответствии с Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002                  № 240, организации, имеющие опасные производственные объекты, связанные с осуществлением детальности, в том числе с переработкой, транспортировкой и хранением нефти и нефтепродуктов, обязаны, в случаях отсутствия собственных формирований (подразделений) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) (ПАСФ), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ),  ООО «КСО «Амурское» осуществляет в качестве дополнительной прочую деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях (ОКВЭД 72.25.2), в том числе – поисково-спасательную, горноспасательную, газоспасательную, противофонтанную, связанную с тушением пожаров, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Указанную деятельность согласно пояснениям ООО «КСО «Амурское» общество осуществляет в географических границах Амурской области. Право осуществлять данную деятельность подтверждено свидетельством от 10.10.2012 серии 903 № 000073, выданным территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Амурской области.

Согласно паспорту аварийно-спасательного формирования ПАСФ ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ», данное формирование областной формы собственности осуществляет аналогичную деятельность на территории Амурской области и является конкурентом ООО «КСО «Амурское».

Кроме того, как установлено Амурским УФАС России в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № А-14/05 2015 на территории Амурской области аналогичную ООО «КСО «Амурское», ПАСФ ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ» осуществляет деятельность ООО «Центр ликвидации разливов нефтепродуктов».

Результаты внеплановой выездной проверки практической тренировки                      ООО «КСО «Амурское», проведенной ГУ МЧС России по Амурской области в период с 06.06.2013 по 14.06.2013, обжалованы ООО «КСО «Амурское», что подтверждается решениями Благовещенского городского суда от 03.02.2014 по делу № АА-56/14, от 18.06.2014 по делу № АА-381/14.

При этом суды пришли к выводу, что бесспорных доказательств наличия в действиях ООО «КСО «Амурское» состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного и социального назначения не имеется.

В частности, решение от 03.02.2014 судом вынесено с учетом представленных ООО «КСО «Амурское» доказательств, в том числе актов учебно-тренировочных занятий на территории нефтебазы ФГКУ комбинат «Таежный» от 06.12.2012, на территории нефтебазы УПТК «ОАО «Буреягэсстрой»» от 22.03.2013, подтверждающих готовность ООО «КСО «Амурское» к осуществлению действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Суд прекратил производство по делу в связи с недоказанностью совершения ООО «КСО «Амурское» административного правонарушения.

Оценивая обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу, что направление Министерством, как уполномоченным контролирующим органом в сфере  обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Амурской области, письма от 10.03.2015 № 1-01-2692 в адрес МУП «Теплоэнерго города Белогорск» направленно на создание ответчиком препятствий в осуществлении деятельности ООО «КСО «Амурское» вследствие:

- возможного отказа МУП «Теплоэнерго города Белогорск» от договора на оказание услуг с ООО «КСО «Амурское» и заключения договора с предлагаемым Министерством ПАСФ с учетом содержащейся в письме негативной оценки деятельности ООО «КСО «Амурское», при том, что указанные в письме от 10.03.2015 № 1-01-2692 в отношении ООО «КСО «Амурское» обстоятельства являлись предметом рассмотрения Благовещенским городским судом дел по обжалованию ООО «КСО «Амурское» результатов проведенной ГУ МЧС России по Амурской области проверки,

- продвижения ПАСФ ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ», подведомственного Министерству. Предложение Министерством заключить договор с ПАСФ ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ» при этом создает ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют аналогичные ПАСФ ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ» услуги.

Данные действия Министерства могут повлечь за собой устранение конкуренции на рынке услуг по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях в географических границах Амурской области вследствие устранения с данного рынка ООО «КСО «Амурское» в связи с созданием препятствий в осуществлении деятельности данного хозяйствующего субъекта.

С учетом запроса МУП «Теплоэнерго города Белогорск» в рассматриваемых обстоятельствах объективно достаточным и необходимым было направление Министерством ответа только в части организации тактико-специального учения. Информация в части деятельности ООО «КСО «Амурское», а также предложения заключить договор с ПАСФ ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ» услуги является излишней, не касающейся предмета запроса и влечет вышеуказанные последствия.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Министерства нарушают часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

При этом Комиссия отклоняет доводы ответчика о том, что в связи с выявлением прокуратурой Амурской области нарушения при аттестации ПАСФ «КСО «Амурское» в части несоответствия численности аттестованных спасателей ПАСФ в нарушение требований действующего законодательства, заявитель не вправе осуществлять деятельность по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, поскольку в материалы дела не представлены доказательства организации в установленном порядке переаттестации ПАСФ ООО «КСО «Амурское», период действующей аттестации не истек, а ее результаты не оспорены, вышеуказанными судебными актами подтверждается готовность общества осуществлять данную деятельность.

Ссылка Министерства на результаты учебно-тренировочного занятия, проведенного 15.07.2014 на объекте МУП «Теплоэнерго города Белогорска», не подтверждают позицию Министерства, поскольку в рамках указанного занятия ПАСФ ООО «КСО «Амурское» даны рекомендации по устранению ряда замечаний, нарушения не выявлялись, проверка деятельности общества после проведения занятия не проводилась, предписания по устранению нарушений не выдавались, статья 12 Закона «О спасательных службах» не предусматривает последствий для ПАСФ по результатам проведения учебных тренировок. Исходя из письма                            МУП «Теплоэнерго города Белогорск» от 20.02.2015 № 233, пояснений представителя указанного лица, предприятие совместно с ООО «КСО «Амурское» имело намерение провести повторную тренировку с учетом указанных 15.07.2015 рекомендаций.

Довод Министерства о том, что МУП «Теплоэнерго города Белогорск» только информационно указано о деятельности ПАСФ ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ», опровергается содержанием письма Министерства от 10.03.2015 № 1-01-2692, в котором прямо указано предложение Министерства для МУП «Теплоэнерго города Белогорск» заключить договор с ПАСФ ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ», при том, что на соответствующем товарном рынке помимо ООО «КСО «Амурское» и ПАСФ ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ» осуществляет аналогичную деятельность                      ООО «Центр ликвидации разливов нефтепродуктов».

Рассматривая вопрос о необходимости выдачи Министерству предписания об устранении нарушения, Комиссия приходит к выводу о том, что необходимой и достаточной мерой, направленной на устранение нарушения и его последствий, будет являться выдача Министерству предписания, предусматривающего требование об отзыве направленного в адрес МУП «Теплоэнерго города Белогорск» письма от 10.03.2015 № 1-01-2692, в части, содержащей негативную оценку деятельности                   ООО «КСО «Амурское» и предложение предприятию заключить договор с конкурентом ООО «КСО «Амурское» - ПАСФ ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ». 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

                              

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, выразившиеся выражающегося в направлении в адрес МУП «Теплоэнерго города Белогорск» письма от 10.03.2015 № 1-01-2692, содержащего негативную оценку деятельности ООО «КСО «Амурское» и предложение предприятию заключить договор с конкурентом ООО «КСО «Амурское» - ПАСФ ГКУ «Амурский центр ГЗ и ПБ», нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области предписание об устранении нарушения.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

<…>

 

<…>

 

    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны