Решение №- Решение от 20 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № Р-16/31 2015 «17» апреля 2015 г. г. Благовещенск Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя – начальник отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России, члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России, <…>, ведущий специалист – эксперт указанного отдела, <…>, специалист-эксперт указанного отдела, рассмотрев дело № Р-16/31 2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 8 части 1 статьи 24, части 8 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), выраженного: в гарантии положительного действия объекта рекламирования, его безопасности, эффективности и отсутствии побочных действий; в распространении рекламы методов диагностики в печатном издании, не предназначенном для медицинских и фармацевтических работников; в отсутствии: заявителя – <…> (заявитель уведомлен надлежащим образом); в присутствии представителей: лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: общества с ограниченной ответственностью «Мой доктор», далее – ООО «Мой доктор», Медицинский Центр (<…>); представитель по доверенности – <…> (доверенность <…>); общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Амурская правда», далее – ООО «ИД «Амурская правда» (<…>); представитель по доверенности <…> – <…>; заинтересованного лица – ---, эксперта – ---, переводчика – ---. УСТАНОВИЛА: На территории Амурской области в г. Благовещенске 27.11.2014 года, посредством использования печатного издания (газета «Амурская правда» <…>), распространена рекламная информация с признаками нарушения рекламного законодательства. В ходе рассмотрения заявления <…>, и приложенного к заявлению материала <…>, Амурским УФАС России выявлен факт нарушения рекламного законодательства Российской Федерации (пункта 8 части 1, части 8 статьи 24 Закона «О рекламе»), выразившегося в гарантии положительного действия объекта рекламирования, а также в распространении рекламы диагностики в неспециализированном печатном издании на странице 32 указанной газеты, с текстом следующего содержания: «Мы работаем уже более 12 лет <…> - диагностика, профилактика, лечение. 40 врачей за 40 минут! Метод ВРТ позволяет обследовать весь организм и каждый орган на клеточном уровне. Болезнь выявляется на самой ранней стадии, определяются причины заболеваний. Передовые методы биорезонансной диагностики и терапии: системный подход - лечится не только болезнь, а весь организм как целостная система; очищение пациента от инфекций, паразитов, шлаков, токсинов; повышение иммунитета; результат – выздоровление даже в сложных случаях. В нашем медицинском центре проводится диагностика и лечение детей (от года) NEW определение биологического возраста по состоянию сосудов. <…> Наши врачи прошли Московскую сертификацию. Используемая методика разрешена к применению Минздравом РФ. Консультируйтесь с врачом о возможных противопоказаниях». Комиссией Амурского УФАС России 04.03.2015 возбуждено дело № Р-16/31 2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 8 части 1, части 8 статьи 24 Закона «О рекламе») в отношении <…> (рекламодателя); (требований части 8 статьи 24 Закона «О рекламе») в отношении: <…> (рекламораспространителя). <…> В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, заслушав участвующих в деле лиц, установлены следующие обстоятельства. В газете «Амурская правда» <…> размещена информация следующего содержания: Текст: «Мы работаем уже более 12 лет <…> - диагностика, профилактика, лечение. 40 врачей за 40 минут! Метод ВРТ позволяет обследовать весь организм и каждый орган на клеточном уровне. Болезнь выявляется на самой ранней стадии, определяются причины заболеваний. Передовые методы биорезонансной диагностики и терапии: системный подход - лечится не только болезнь, а весь организм как целостная система; очищение пациента от инфекций, паразитов, шлаков, токсинов; повышение иммунитета; результат – выздоровление даже в сложных случаях. В нашем медицинском центре проводится диагностика и лечение детей (от года) NEW определение биологического возраста по состоянию сосудов. <…> Наши врачи прошли Московскую сертификацию. Используемая методика разрешена к применению Минздравом РФ. Консультируйтесь с врачом о возможных противопоказаниях». ООО «Мой доктор», в письменных пояснениях (<…>) указало, что цель рекламы состояла в том, чтобы донести до потребителей информацию о положительных действиях метода ВРТ. В рекламе выражение «выздоровление даже в сложных случаях» предполагает, что посредством метода ВРТ возможен положительный стойкий результат, а не гарантия выздоровления. По мнению Медицинского Центра, любое впечатление от рекламы должно нейтрализоваться предупреждением в рекламе о необходимости проконсультироваться перед применением со специалистом, о чем указано в части 7 статьи 24 Закона «О рекламе». Также Медицинский Центр указывает на противоречия в статье 24 Закона «О рекламе», а именно части 3, части 7, части 8 указанной статьи. По мнению ООО «Мой доктор», последние изменения, внесенные в статью 24 Закона «О рекламе», снимают запрет на распространение рекламы медицинских услуг. ООО «Мой доктор» указывает, что Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») определено, что медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Определить вид услуг возможно из номенклатуры медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н (далее - Номенклатура медицинских услуг), которая разделена на класс А или класс Б. Оба класса содержат подраздел «прочие», включающий в себя медицинские услуги, которые не могут быть классифицированы в соответствующем подразделе. Медицинский Центр говорит о том, что не первый год размещает рекламу на телевидении и в средствах массовой информации, по шаблону <…>, однако подобных нарушений выявлено не было. Макет шаблона утверждается менеджером по рекламе <…>, согласно должностной инструкции. Со стороны работодателя (ООО «Мой Доктор») в отношении менеджера по рекламе были приняты меры по дальнейшему недопущению нарушений действующего законодательства «О рекламе». ООО «Мой доктор», просит Комиссию Амурского УФАС России, при вынесении решения, ограничиться предписанием, а также, просит учесть правовые коллизии в статье 24 Закона «О рекламе». ООО «Мой доктор», также сообщает, что имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности <…>. На основании пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») – указанная лицензия является бессрочной. Медицинские работники ООО «Мой доктор» имеют сертификаты о профессиональной переподготовке государственного образца <…>). Аппараты, которыми осуществляется диагностика, имеют сертификат соответствия (<…>). Используемые Медицинским Центром методы биорезонансной терапии и вегетативно-резонансного тестирования, внесены в Реестр разрешенных медицинских технологий. Данными методами вправе заниматься любой врач-специалист, прошедший краткосрочное обучение по соответствующей образовательной программе. Документами об образовании при этом являются удостоверение или свидетельство установленного образца (срок действия - 5 лет с даты повышения квалификации). <…>. ООО «ИД «Амурская правда» в своих пояснениях (<…>) полагает, что указанная спорная ситуация сложилась в виду наличия определенной коллизии и неточности в действующем законодательстве. Так в силу части 3 статьи 24 ФЗ «О рекламе» (в редакции от 21.07.2014 г.) требования пунктов 2-5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Согласно части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» - реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники. При этом, согласно части 8 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Таким образом, из смысла части 3 указанной статьи следует, что допускается реклама медицинских услуг, в том числе реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, из части 7 указанной статьи следует, что реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (с определенным объемом такого предупреждения в зависимости от способа распространения рекламы), а при размещении в специализированных печатных изданиях без ограничения объема. Между тем часть 8 статьи 24 вообще запрещает рекламу методов профилактики, диагностики, лечения кроме как в специализированных печатных изданиях. ООО «ИД «Амурская правда», в своих пояснениях отмечает, что согласно Номенклатуре медицинских услуг (реклама которых не запрещена) утвержденной приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н, в перечень медицинских услуг, в том числе, входит: профилактика, диагностика, лечение. Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, разделен на два класса: «А» и «В», построенные по иерархическому принципу. Класс «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Подраздел «Прочие», класса «А» и класса «В» включает в себя медицинские услуги, которые не могут быть классифицированы в соответствующем подразделе. Таким образом, по мнению ООО «ИД «Амурская правда», исходя из номенклатуры медицинских услуг профилактика, диагностика, лечение относятся к медицинским услугам, что не позволяет сделать однозначный вывод о том нарушены ли положения действующего законодательства. Также, ООО «ИД «Амурская правда» отмечает, что приняло полные и достаточные меры по недопущению нарушения действующего законодательства «О рекламе». О положениях действующего законодательства и изменениях к нему рекламная служба информируется своевременно. Трудовым договором специалиста по рекламе, осуществившего прием рекламного материала у ООО «Мой доктор» <…>), предусмотрены следующие обязанности в соответствии с трудовым договором: принимать участие в изготовлении макета рекламы, утверждать окончательный вариант рекламных материалов с клиентом, отвечать за их эффективное выполнение и размещение; следить за изменениями действующего законодательства в сфере рекламы, проверять рекламную информацию, подлежащую размещению в печатном издании на соответствие закону «О рекламе». В своей деятельности работник руководствуется рекомендациями, данными работодателем и заместителем генерального директора по развитию и продвижению, который имеет иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации. В обязанности генерального директора по продвижению и развитию (<…>), согласно трудового договора входит: управление сотрудниками отдела рекламы и подписки и продвижения, контроль за профессиональной деятельностью сотрудников, осуществление подбора персонала; организация и контроль процесса подготовки рекламно-информационных материалов и размещения их в издании; методическое сопровождение процесса продаж рекламных площадей издания (следить за изменениями действующего законодательства в сфере рекламы, проверять рекламную информацию, подлежащую размещению в печатном издании на соответствие закону «О рекламе», давать работникам отдела рекламы и отдела по подписке и продвижению обязательные для исполнения рекомендации, разъяснения). Со своей стороны работодатель обеспечил сотрудников отдела рекламы всей необходимой информацией в области законодательства о рекламе, назначил исполняющих и ответственных в данной сфере сотрудников. Из письменных пояснений министерства здравоохранения Амурской области (<…>) следует, что ООО «Мой доктор» (<…>) имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности <…> по амбулаторно-поликлинической специализированной медицинской помощи: применение методов традиционной медицины. Также сообщает, что метод вегетативно-резонансного тестирования (далее - ВРТ) зарегистрирован на территории Российской Федерации. При его применении необходимо получить консультацию врача инфекциониста о показаниях и противопоказаниях в лечении гельминтов. Кроме того, необходимо проведение дополнительного обследования для верификации (уточнения) диагноза, в связи с тем, что метод ВРТ не является методом стопроцентной диагностики. При диагностике данным методом проводятся измерения в определённых точках вегетативной нервной системы на коже специальным измерительным щупом. При обследовании врач подключает в приборе нужные диагностические тест-указатели и, касаясь щупом точек кожи, измеряет реакцию организма на введенный указатель. Когда возникает резонанс, то меняется амплитуда измерительной кривой. В 2014 году в отношении общества с ограниченной ответственностью «Мой доктор», <…>. <…>. Согласно письменным пояснениям Росздравнадзора по Амурской области (<…>), в соответствии с реестром лицензий, который размещен на официальном сайте Росздравнадзора, ООО «Мой доктор» имеет действующую лицензию от <…>, предоставленную министерством здравоохранения Амурской области согласно приложению на перечень работ и услуг: при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной помощи по применениею методов традиционной медицины. Место осуществления деятельности: <…>. В соответствии с постановлением Правительства России от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют лицензирование медицинской деятельности в отношении медицинских и иных организаций муниципальной и частной систем здравоохранения. На территории Амурской области уполномоченным органом по лицензированию медицинской деятельности вышеуказанных медицинских организаций (за исключением высокотехнологичной помощи) является министерство здравоохранения Амурской области. Также, Росздравнадзор по Амурской области сообщает, что вегетативно-резонансный тест - один из методов электропунктурной диагностики, являющийся дальнейшим развитием электропунктурной диагностики по методу Р. Фолля. Вегетативно-резонансный тест позволяет проводить интегральную оценку состояния здоровья человека, осуществлять топическую диагностику, определять эффективность и переносимость различных гомеопатических средств, подбирать оптимальные режимы и схемы электромагнитных физио- и рефлексотерапевтических воздействий на пациента. Методические рекомендации предназначены для врачей, имеющих соответствующую подготовку, сертификат специалиста по специальности «рефлексотерапия» и лицензию на традиционную медицинскую деятельность в области традиционной диагностики и рефлексотерапии. В методических рекомендациях, на странице 18 указано, что точность диагностики, получаемая с применением метода ВРТ, составила в среднем 85 %. Вместе с тем на странице 19 определено: «рекомендуется применять ВРТ для экспресс-оценки функционального состояния организма пациентов с целью выявления доклинических и донозологических состояний с обязательным подтверждением электропунктурных данных прямыми официальными методами обследования». На странице 16 указаны рекомендации по написанию заключения: «После тестирования и анализа обнаруженных изменений врачу необходимо сделать заключение, компактно отражающее выявленные нарушения и содержащее рекомендации. Заключение записывается, например, в медицинскую карту амбулаторного больного. Заключение состоит из двух частей: общая информация о пациенте и проводимом исследовании; клиническая интерпретация обнаруженных изменений и рекомендации (очень важно, чтобы эта часть заключения содержала медицинские термины и понятия доступные пониманию врача, не имеющего специальной подготовки). Например, установленные изменения электропроводности в результате ВРТ соответствуют изменениям при дисбактериозе кишечника. Далее указываются прямые клинико - лабораторные диагностические методы необходимые для подтверждения вероятности заболевания. Каждое заключение должно быть напечатано (написано) и подписано проводившим тестирование». Таким образом, по мнению Росздравнадзора по Амурской области, применение ВРТ позволяет только заподозрить характерные изменения для определенного заболевания. Для постановки диагноза и подтверждения изменений в организме выявленных с помощью ВРТ необходимо проведение прямых официальных методов диагностики предусмотренных стандартами медицинской помощи при конкретных заболеваниях, то есть использовать ВРТ как единственный метод для постановки диагноза и лечения нельзя. В дополнение сообщаем, территориальный орган Росздравнадзора по Амурской области не является экспертной организацией и представляет свою точку зрения на применение ВРТ основанной на имеющейся нормативной базе. Комиссия Амурского УФАС России, всецело и объективно исследовав материалы дела и пояснения сторон, установила следующее. В соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе (часть 1 статьи 2 Закона «О рекламе»), настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, в силу пункта 1 статьи 3 Закона «О рекламе», является рекламой. Объектом рекламирования, согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе», является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Таким образом, указанная информация, в соответствии пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе», подпадает под понятие «реклама», поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направленна на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, объектом рекламирования, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона «О рекламе», являются услуги медицинского центра «Мой доктор» по применению методов биорезонансной диагностики и терапии, методов профилактики и лечения - осуществляемых специальными медицинскими изделиями. В соответствии с частью 8 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. В соответствии с пунктами 4, 6, 7, 8 статьи 2 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания; диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий; лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни. Перечень работ (услуг) составляющих медицинскую деятельность достаточно объемный, согласно указанному перечню к медицинским услугам относятся услуги диагностики, а именно: клиническая лабораторная диагностика; лабораторная диагностика; рентгенэндоваскулярная диагностика; ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика. По смыслу части 8 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. С учетом отсутствия в указанной части статьи 24 Закона «О рекламе» слова «медицинские услуги», реклама медицинских услуг, имеющих достаточно широкий перечень, за исключением лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, входящий в этот перечень - не запрещается, однако реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, относящаяся к медицинским услугам, в данном случае, допускается не иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Законодатель четко разграничил место размещения рекламы в случае рекламы названных выше объектов. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Примерная тематика и специализация газеты «Амурская правда», согласно свидетельству о регистрации средств массовой информации от 27.12.2007 ПИ № ФС 27-0637 – общественно-политическая, информационно – аналитическая, социальная, печатание нормативно-правовых актов, реклама – до 40%. Таким образом, газета «Амурская правда» к специализированным печатным изданиям, предназначенным для медицинских и фармацевтических работников - не относится. Исходя из вышеизложенного рассматриваемая реклама, размещенная на странице <…>, газеты «Амурская правда» <…> - не соответствует требованиям части 8 статьи 24 Закона «О рекламе» и, в силу пункта 1 статьи 4 Закона «О рекламе», является ненадлежащей, поскольку реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Комиссией Амурского УФАС России, в ходе рассмотрения дела № Р-16/31 2015, установлено, что в рассматриваемой рекламе используется выражение «результат – выздоровление даже в сложных случаях», данное выражение расценено как гарантия положительного действия при использовании методов вегетативно резонансного тестирования, биорезонансной терапии, их безопасность и эффективность. Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий. В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона «О рекламе», требования пунктов 1 - 8 части 1 статьи 24 распространяются также на рекламу медицинских изделий. Как установлено материалами дела, и не отрицалось представителем Медицинского Центра в ходе рассмотрения дела № Р-16/31 2015, метод биорезонансной терапии осуществляется с помощью использования специального аппарата – медицинского изделия. В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона «Об основах охраны здоровья граждан», медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. Медицинские изделия подразделяются на классы, в соответствии с частью 2 статьи 38 Закона «Об основах охраны здоровья граждан», в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с приложением № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий, при классификации медицинских изделий», каждое медицинское изделие может быть отнесено только к одному классу: класс 1 - медицинские изделия с низкой степенью риска; класс 2а - медицинские изделия со средней степенью риска; класс 2б - медицинские изделия с повышенной степенью риска; класс 3 - медицинские изделия с высокой степенью риска. Медицинским Центром к материалам дела приобщены: копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие <…> (<…>) – класс потенциального риска – 2а (медицинские изделия со средней степенью риска). Как следует из письменных пояснений министерства здравоохранения Амурской области (<…>), при применении указанного метода необходимо получить консультацию врача инфекциониста о показаниях и противопоказаниях в лечении гельминтов. Кроме того, необходимо проведение дополнительного обследования для верификации (уточнения) диагноза, в связи с тем, что метод ВРТ не является методом стопроцентной диагностики. При диагностике данным методом проводятся измерения в определённых точках вегетативной нервной системы на коже специальным измерительным щупом. При обследовании врач подключает в приборе нужные диагностические тест - указатели и, касаясь щупом точек кожи, измеряет реакцию организма на введенный указатель. Согласно пояснениям Росздравнадзора по Амурской области (<…>), вегетативный резонансный тест позволяет проводить интегральную оценку состояния здоровья человека, осуществлять топическую диагностику, определять эффективность и переносимость различных гомеопатических средств, подбирать оптимальные режимы и схемы электромагнитных физио- и рефлексотерапевтических воздействий на пациента. Методические рекомендации предназначены для врачей, имеющих соответствующую подготовку, сертификат специалиста по специальности «рефлексотерапия» и лицензию на традиционную медицинскую деятельность в области традиционной диагностики и рефлексотерапии. В методических рекомендациях определено: «рекомендуется применять ВРТ для экспресс-оценки функционального состояния организма пациентов с целью выявления доклинических и донозологических состояний с обязательным подтверждением электропунктурных данных прямыми официальными методами обследования», в рекомендациях по написанию заключения указано: «После тестирования и анализа обнаруженных изменений врачу необходимо сделать заключение, компактно отражающее выявленные нарушения и содержащее рекомендации. Заключение записывается, например, в медицинскую карту амбулаторного больного. Заключение состоит из двух частей: общая информация о пациенте и проводимом исследовании; клиническая интерпретация обнаруженных изменений и рекомендации (очень важно, чтобы эта часть заключения содержала медицинские термины и понятия доступные пониманию врача, не имеющего специальной подготовки). Например, установленные изменения электропроводности в ТИ в результате ВРТ соответствуют изменениям при дисбактериозе кишечника. Далее указываются прямые клинико - лабораторные диагностические методы необходимые для подтверждения вероятности заболевания. Каждое заключение должно быть напечатано (написано) и подписано проводившим тестирование». Таким образом, по мнению Росздравнадзора по Амурской области, применение ВРТ позволяет только заподозрить характерные изменения для определенного заболевания. Для постановки диагноза и подтверждения изменений в организме выявленных с помощью ВРТ необходимо проведение прямых официальных методов диагностики предусмотренных стандартами медицинской помощи при конкретных заболеваниях. То есть, по мнению Росздравнадзора по Амурской области, использовать ВРТ как единственный метод для постановки диагноза и лечения - нельзя. В дополнение сообщаем, территориальный орган Росздравнадзора по Амурской области не является экспертной организацией и представляет свою точку зрения на применение ВРТ основанной на имеющейся нормативной базе. Учитывая вышеизложенное, Комиссией Амурского УФАС России установлено, что рекламируемая диагностика метода ВРТ осуществляется с помощью медицинских изделий, в том числе с помощью использования медицинского изделия <…>. Также, Комиссией Амурского УФАС России установлено, что метод ВРТ возможно применять для определения диагноза с обязательным применением, в дальнейшем, прямого официального метода обследования, в связи с тем, что метод ВРТ не является методом стопроцентной диагностики. Учитывая вышеизложенное, установлено, что объектом рекламирования, в рассматриваемой рекламе являются услуги медицинского центра «Мой доктор» по применению методов биорезонансной диагностики и терапии, методов профилактики и лечения, - осуществляемых специальными аппаратом - медицинским изделием. Исходя из вышеизложенного рассматриваемая реклама, размещенная на странице <…> - не соответствует требованиям пункта 8 части 1 части статьи 24 Закона «О рекламе» и, в силу пункта 1 статьи 4 Закона «О рекламе», является ненадлежащей, поскольку реклама не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования «результат – выздоровление даже в сложных случаях», его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий (в соответствии с частью 4 статьи 24 Закона «О рекламе», требования пунктов 1 - 8 части 1 указанной статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий). Согласно части 1 статьи 5 Закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодателем, изготовителем или продавцом товара, фактически определившим объект рекламирования и содержание рекламы, размещенной в газете «Амурская правда» <…>. Согласно пункту 7 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламораспространителем рекламы, размещенной в газете «Амурская правда» <…>, лицом, фактически осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а именно в указанной газете - является ООО «Издательский дом «Амурская правда» (<…>). Частью 6, частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 24 указанного Закона, возложена на рекламодателя; ответственность за нарушение требований, установленных частью 8 статьи 24 этого же Закона возложена на рекламодателя и рекламораспространителя. Установлено, что данная реклама распространялась на территории Амурской области в <…>. Комиссией Амурского УФАС России, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя ООО «Мой доктор» произошло распространение на территории Амурской области вышеназванной рекламы, не соответствующей требованиям пункта 8 части 1, части 8 статьи 24 Закона «О рекламе». Комиссия Амурского УФАС России считает, что ООО «Мой доктор», являясь рекламодателем вышеназванной рекламы, имело возможность не гарантировать в указанной рекламе положительное действие объекта рекламирования, что исключило бы нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 24 Закона «О рекламе», а также имело возможность не размещать рекламу диагностики в неспециализированном печатном издании или разместить ее в специализированном печатном издании, предназначенном для медицинских и фармацевтических работников, что исключило бы нарушение требований части 8 статьи 24 Закона «О рекламе», однако не предприняло для этого соответствующих мер. На основании вышеизложенного, установлен факт нарушения ООО «Мой Доктор» (рекламодателя) требований пункта 8 части 1, части 8 статьи 24 Закона «О рекламе». Комиссией Амурского УФАС России, по совокупности документов установлено, что по вине рекламораспространителя ООО «Издательский дом «Амурская правда» произошло распространение на территории Амурской области вышеназванной рекламы, не соответствующей требованиям части 8 статьи 24 Закона «О рекламе». Комиссия Амурского УФАС России считает, что ООО «Издательский дом «Амурская правда», являясь рекламораспространителем вышеназванной рекламы, имело возможность не размещать рекламу диагностики (методом ВРТ) на <…>, что исключило бы нарушение требований части 8 статьи 24 Закона «О рекламе», однако не предприняло для этого соответствующих мер. На основании вышеизложенного, установлен факт нарушения ООО «Издательский дом «Амурская правда» (рекламораспространителя) требований части 8 статьи 24 Закона «О рекламе». Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать ненадлежащей рекламу: «Мы работаем уже более 12 лет <…> диагностика, профилактика, лечение. 40 врачей за 40 минут! Метод ВРТ позволяет обследовать весь организм и каждый орган на клеточном уровне. Болезнь выявляется на самой ранней стадии, определяются причины заболеваний. Передовые методы биорезонансной диагностики и терапии: системный подход - лечится не только болезнь, а весь организм как целостная система; очищение пациента от инфекций, паразитов, шлаков, токсинов; повышение иммунитета; результат – выздоровление даже в сложных случаях. В нашем медицинском центре проводится диагностика и лечение детей (от года) NEW определение биологического возраста по состоянию сосудов. <…> Наши врачи прошли Московскую сертификацию. Используемая методика разрешена к применению Минздравом РФ. Консультируйтесь с врачом о возможных противопоказаниях», поскольку в ней нарушены требования пункта 8 части 1, части 8 статьи 24 Закона «О рекламе». 2. Выдать ООО «Мой доктор» предписание о прекращении нарушения пункта 8 части 1, части 8 статьи 24 Закона «О рекламе». 3. Выдать ООО «Издательский дом «Амурская правда» предписание о прекращении нарушения части 8 статьи 24 Закона «О рекламе». 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение изготовлено в полном объеме «17» апреля 2015 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председатель Комиссии <…> Члены Комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны