Решение №02-1509 от 13.04.2011 Решение по делу № А-10/124 2010 в отношении ОАО "АКС" от 12 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения  оглашена «31» марта 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено в «12» апреля 2011 г.  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя Комиссии <…> - заместителя руководителя управления, членов комиссии <…> - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, рассмотрев  31 марта 2011 года дело № А-10/124 2010 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Амурские коммунальные системы» (далее – ОАО «АКС») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выраженного в навязывании <…> технологически необоснованных условий технологического присоединения принадлежащего ему объекта в части осуществления повторного заземления объекта на вводе,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление <…> на действия ОАО «АКС», выраженные в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение принадлежащего <…> гаража, расположенного в 86 квартале г. Благовещенска и навязывании необоснованных условий технологического присоединения указанного объекта к электрическим сетям ОАО «АКС».

В своем заявлении <…> указал, что п. 3 выданных ОАО «АКС» технических условий на электроснабжение от 16.11.2010 № 1627-05 АЭСС содержит необоснованное требование выполнить электроснабжение от проектируемого РЩ гаражей КЛ-1кВ расчетного сечения, поскольку данные мероприятия выполняются сетевой организацией, а п. 4 технических условий в нарушение Правил устройства электроустановок предусматривает необоснованное требование о выполнении повторного заземления ввода, так как для электроустановок напряжением до 1кВ, получающих питание от источника с глухозаземленной нейтралью с применением системы TN, повторного заземления не требуется.

Приказом Амурского УФАС России от 31.12.2010 № 532  в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № А–10/124 2010 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 31.12.2010 рассмотрение дела назначено на 01.02.2011.

Определением от 01.02.2011 рассмотрение дела отложено на 10.03.2011 на 10 ч. 00 мин. в связи с необходимостью получения дополнительных документов (информации).

Определением от 10.03.2011 рассмотрение дела также отложено на 31.03.2011 на 10 ч. 00 мин. в связи с необходимостью получения дополнительных документов (информации).

Определением от 10.03.2011 к участию в рассмотрении дела в качестве экспертов привлечены Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области, Открытое акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в лице филиала «Амурские электрические сети» (далее – ОАО «ДРСК»), назначено проведение экспертизы технических условий на электроснабжение от 16.11.2010 № 1627-05 АЭСС выданных ОАО «АКС» <…> Перед экспертами поставлены следующие вопросы:

а) является ли обязательным (технологически необходимым) выполнение повторного заземления ввода для электроустановок напряжением до 1кВ, получающих питание от источника с глухозаземленной нейтралью с применением системы TN при осуществлении технологического присоединения электроустановки к электрической сети с учетом того, что согласно п. 3, п. 4 выданных ОАО «АКС» <…> технических условий на электроснабжение от 16.11.2010 № 1627-05 АЭСС электроснабжение гаража выполняется от проектируемого РЩ гаражей КЛ-1кВ расчетного сечения, на вводе предусмотрена установка автоматического выключателя с защитой от токов короткого замыкания, комплекта УЗО;

б) соответствует ли п. 4 выданных ОАО «АКС» <…> технических условий на электроснабжение от 16.11.2010 № 1627-05 АЭСС требованиям п. 1.7.61 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204.

На заседание Комиссии явились: представитель ответчика - ОАО «АКС» - <…>.

Заявитель – <…>, уведомленный о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом 23.03.2011 (почтовое уведомление № 67502336953883), не явился, представил ходатайство от 31.03.2011 о рассмотрении дела в его отсутствие.

Привлеченные к участию в деле эксперты также не явились. Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области надлежащим образом уведомлено о дате и месте рассмотрения дела 16.03.2011 (почтовое уведомление № 67502336953890). От ОАО «ДРСК»  поступило ходатайство от 30.03.2011 № 16-14/2499 о рассмотрении дела без участия представителя ОАО «ДРСК».

Комиссией принято решение об удовлетворении ходатайств <…>, ОАО «ДРСК» и рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

На заседании Комиссии 10.03.2011 <…> поддержал изложенные в заявлении доводы, дополнительно письменных пояснений по обстоятельствам дела, в том числе запрошенных определениями по делу от 31.12.2010, от 01.02.2011, не представил.

На вопросы Комиссии <…> пояснил, что договор технологического присоединения не подписал, поскольку считает, что он содержит ущемляющие его условия, что выражается в том, что сетевая организация обязывает выполнить те действия, которые должна делать она. Электроснабжение гаража от распределительного щита должна осуществлять сетевая организация, а повторное заземление в данном случае не является необходимым. Для выполнения п. 4 технических условий по предварительным подсчетам необходимо 10 000 рублей, что для него является существенной суммой. Распределительный щит в технических условиях не указан, где он находится не знает. Повторно направленный ОАО «АКС» договор не подписан, возражения в адрес ОАО «АКС» не направлялись. По первоначальным возражениям, технические условия частично исправлены, не исправлено в части повторного заземления и подключения.

В письменных пояснениях ОАО «АКС» и в ходе рассмотрения дела его представитель не признают нарушения антимонопольного законодательства при обращении <…> с просьбой о заключении договора технологического присоединения и подготовке технических условий от 16.11.2011 № 1627-05АЭСС. Требование технических условий о выполнении повторного заземления являются обоснованными и предусмотрены п. 1.7.61 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 (далее - ПЭУ). Мероприятия по технологическому присоединению распределены между сторонами в соответствии с 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила). По первому пункту претензий, мероприятия выполнены четко в соответствии с п. 25.1 Правил, то есть по границе участка. Распределительный щит находится в границах участка, все, что находится в границах участка, осуществляет заявитель, то, что за границами делает сетевая организация. В соответствии с п. 15 указанных Правил заявка <…> аннулируется в связи с не направлением заявителем подписанного проекта договора в адрес ОАО «АКС» либо мотивированного отказа от подписания договора. Пунктом 1.7.61 ПЭУ при применении систем TN рекомендуется выполнять повторное заземление. Рекомендуется применение в данном случае в силу следующих обстоятельств: в городских распределительных сетях, от каждых подстанций питается по несколько объектов электроснабжения. Для повторного заземления используются естественные заземлители, сопротивление которых рассчитать практически невозможно, в связи с чем сопротивление не нормируется. Кроме того, в соответствии с п. 1.7.102 ПЭУ на концах разветвлений воздушных линий длиной более 200 м, а также на вводах в электроустановках, в которых в качестве защитных мер при косвенном прикосновении применено автоматическое отключение питания, что и есть в настоящем случае, должно быть выполнено повторное заземление.

На вопросы Комиссии представитель ОАО «АКС» пояснил, что норма п. 1.7.61 ПЭУ носит рекомендательный характер, но повторное заземление электроустановки потребителя необходимо для работы устройства автоматического отключения, обеспечения пожарной и технической безопасности. В связи с этим ОАО «АКС» полагает необходимым включать требование о выполнении повторного заземления электроустановки на вводе в технические условия. Такие требования предъявляются всем потребителям. При невыполнении данного условия подключение объекта <…> к электрической сети не представляется возможным. Выполнение повторного заземления электроустановки не может ущемлять интересы <…>, так как не влечет значительных затрат. Срок, по истечении которого заявка <…> признается аннулированной, следует исчислять с 16.11.2010. Указанный срок истек 16.01.2011. Распределительный щит устанавливается сетевой организацией за пределами гаража силами и за счет средств ОАО «АКС».

Комиссия Амурского УФАС России, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также исследовав представленные в материалы дела документы, установила следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов и дает такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено, что субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Из устава ОАО «АКС», утвержденного 30.06.2010, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что к видам деятельности указанного общества относятся передача и распределение электрической энергии, а также деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, производство электромонтажных работ.

Как предусмотрено ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Статьей 3 Закона об электроэнергетике также установлено, что услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденного приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст), а также постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (вместе с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) распределение электроэнергии включает в себя распределение электроэнергии на всех видах электростанций, распределение электроэнергии по электрическим сетям, которые доводят до конечных потребителей (населения, промышленных предприятий и т.п.) электроэнергию, поступающую от генерирующих мощностей или передающих систем, деятельность по оперативно - диспетчерскому управлению технологическими процессами на электростанциях и  в электрических сетях.

Таким образом, распределение электроэнергии по электрическим сетям конечным потребителям входит в комплекс организационно и технологически связанных действий по оказанию услуг по передаче электроэнергии, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей потребителям.

Приказом Амурского УФАС России от 23.05.2010 № 89 ОАО «АКС» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с долей на рынке по оказанию услуг по распределению электроэнергии в географических границах рынка – г. Благовещенск более 65 процентов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Из содержания ст. 26 Закона об электроэнергетике п. 6 Правил следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Согласно п. 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, договор оказания услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.

Пунктом 3 Правил, предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Процедура технологического присоединения предусмотрена п. 7 Правил.

Порядок заключения договора технологического присоединения, в том числе в отношении лиц, направивших заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, предусмотрен п. 8, п. 14, п. 15 Правил

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (п. 8 Правил).

Лицам, направившим заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки (п. 14, п. 15 Правил).

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам заявитель вправе направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами.

Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (п. 15 Правил).

В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется (п. 15 Правил).

Согласно п. 16 Правил договор должен содержать существенные условия, в том числе о перечне мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательствах сторон по их выполнению, а также сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пункте 14 Правил.

Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пункте 14 Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (п. 16.3 Правил).

Пунктом 18 Правил предусмотрены мероприятия по технологическому присоединению, в том числе подготовка сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором; разработка сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий и осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям.

Согласно п. 25.1 Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств; требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности; распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий:

в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя;

до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.

Как следует из представленных заявителем и ОАО «АКС» в Амурское УФАС России сведений и документов, 22.09.2010 в адрес ОАО «АКС» (входящий № 6514) поступила заявка на технологическое присоединение принадлежащего <…> гаража, расположенного в квартале № 86 г. Благовещенска (свидетельство о регистрации права собственности от 24.10.2008 серии 28 АА № 266604). Максимальная мощность энергопринимающего устройства 5кВт.

22.10.2010 ОАО «АКС» письмом № 09-2539 <…> направлены проект договора технологического присоединения и технические условия от 07.10.2010 № 1349-05 АЭСС, содержащие в частности условие о выполнении заявителем электроснабжения гаража от РЩ КЛ-1 кВ расчетного сечения (п. 4), а также условие о выполнении заявителем повторного заземления на вводе (п.  5).

09.11.2010 <…> направил возражения по условиям указанного договора и требованиям технических условий, в том числе по п. 4, п. 5 технических условий от 07.10.2010 № 1349-05 АЭСС (входящий № 7842 ОАО «АКС» от 09.11.2010).

16.10.2010 письмом № 09-2844 ОАО «АКС» направило исправленный проект договора технологического присоединения и технические условия от 16.11.2010 № 1627-05 АЭСС, вместе с тем включив в технические условия п. 3 и п. 4, предусматривающие аналогичные п. 4, п. 5 технических условий от 07.10.2010 № 1349-05 АЭСС требования.

Согласно п. 3 технических условий от 16.11.2010 № 1627-05 АЭСС электроснабжение гаража осуществляется от проектируемого РЩ гаражей КЛ-1кВ расчетного сечения.

Пунктом 4 технических условий от 16.11.2010 № 1627-05 АЭСС предусмотрено, что на вводе необходимо установить автоматический выключатель с защитой от токов короткого замыкания, однофазный прибор учета электроэнергии (класс точности 1,0), комплект УЗО, выполнить повторное заземление ввода.

Согласно п. 2.2.2 направленного <…> проекта договора об осуществлении технологического присоединения мероприятия, предусмотренные п. 3, 4, 5, 6 технических условий от 16.11.2010 № 1627-05 АЭСС, выполняются заявителем в границах земельного участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.

Фактическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя к электрической сети в точке присоединения, указанной в технических условиях, осуществляет согласно п. 2.1.3.3 проекта договора сетевая организация.

Подача напряжения на энергопринимающее устройство заявителя согласно п. 2.1.5 проекта договора осуществляется сетевой организацией после заключения заявителем договора на электроснабжение с энергосбытовой организацией.

 Таким образом, положения п. 3 технических условий от 16.11.2010 № 1627-05 АЭСС во взаимосвязи с распределением обязательств сторон в соответствии с проектом договора об осуществлении технологического присоединения не противоречат вышеуказанным п. 7, п. 16.3, п. 18, п. 25.1 Правил.

Как следует из технических условий от 16.11.2010 № 1627-05 напряжение в электросети, к которой осуществляется присоединение объекта <…>, составляет 1кВ. Электроснабжение объекта предусмотрено от РЩ гаражей КЛ-1 кВ.

Согласно п. 1.7.49 ПЭУ токоведущие части электроустановки не должны быть доступны для случайного прикосновения, а доступные прикосновению открытые и сторонние проводящие части не должны находиться под напряжением, представляющим опасность поражения электрическим током как в нормальном режиме работы электроустановки, так и при повреждении изоляции.

Для защиты от поражения электрическим током в нормальном режиме должны быть применены по отдельности или в сочетании следующие меры защиты от прямого прикосновения: основная изоляция токоведущих частей; ограждения и оболочки; установка барьеров; размещение вне зоны досягаемости; применение сверхнизкого (малого) напряжения (п. 1.7.50 ПЭУ).

Для защиты от поражения электрическим током в случае повреждения изоляции должны быть применены по отдельности или в сочетании следующие меры защиты при косвенном прикосновении: защитное заземление; автоматическое отключение питания; уравнивание потенциалов; выравнивание потенциалов; двойная или усиленная изоляция; сверхнизкое (малое) напряжение; защитное электрическое разделение цепей; изолирующие (непроводящие) помещения, зоны, площадки (п. 1.7.51 ПЭУ).

Согласно п. 1.7.57 ПЭУ электроустановки напряжением до 1 кВ жилых, общественных и промышленных зданий и наружных установок должны, как правило, получать питание от источника с глухозаземленной нейтралью с применением системы TN (система, в которой нейтраль источника питания глухо заземлена, а открытые проводящие части электроустановки присоединены к глухозаземленной нейтрали источника посредством нулевых защитных проводников – п. 1.7.3 ПЭУ). Для защиты от поражения электрическим током при косвенном прикосновении в таких электроустановках должно быть выполнено автоматическое отключение питания в соответствии с 1.7.78 - 1.7.79.

В соответствии с п. 1.7.61 ПЭУ при применении системы TN рекомендуется выполнять повторное заземление PE- и PEN-проводников на вводе в электроустановки зданий, а также в других доступных местах. Для повторного заземления в первую очередь следует использовать естественные заземлители. Сопротивление заземлителя повторного заземления не нормируется.

При этом как установлено п. 1.1.17 ПЭУ для обозначения обязательности выполнения требований ПУЭ применяются слова «должен», «следует», «необходимо» и производные от них. Слова «как правило» означают, что данное требование является преобладающим, а отступление от него должно быть обосновано. Слово «рекомендуется» означает, что данное решение является одним из лучших, но не обязательным. Слово «может» означает, что данное решение является правомерным.

Письмом от 30.03.2011 № 15-13/2500 ОАО «ДРСК», привлеченное к участию в деле в качестве эксперта, представило следующее заключение по поставленным перед экспертом вопросам:

  1. В соответствии с п. 1.7.61 ПЭУ (7 издание) при применении системы TN рекомендуется выполнять повторное заземление PE- и PEN- проводника.
  2. В соответствии с п. 1.7.151 ПЭУ (7 издание) для защиты от прямого и косвенного прикосновения необходима установка
  3.  устройств защитного отключения (УЗО) на объекте заявителя для использования переносных электроприемников, которые могут применяться вне помещения объекта.

Из вышеизложенного следует, что требования по установке УЗО правомерно, а выполнение повторного заземления не обязательно.

Довод ОАО «АКС» о необходимости выполнения повторного заземления со ссылкой на п. 1.7.102 ПЭУ Комиссия Амурского УФАС России считает несостоятельным, поскольку как указывалось ранее согласно технических условий от 16.11.2010 № 1627-05 электроснабжение объекта <…> предусмотрено от РЩ гаражей кабельной линией КЛ-1 кВ.  Доказательств того, что электроснабжение объекта <…> предусматривается посредством воздушной линии, ОАО «АКС» в материалы дела не представлено.

Таким образом, исходя из обстоятельств дела и указанных норм ПЭУ, а также с учетом заключения ОАО «ДРСК» от 30.03.2011 № 15-13/2500, требования п. 4 технических условий от 16.11.2010 № 1627-05 АЭСС в части осуществления повторного заземления на вводе являются необоснованными, поскольку выполнение повторного заземления не является обязательным.

В таком случае выполнение повторного заземление может быть осуществлено по воле заявителя и включено в требования технических условий по согласованию с ним. При наличии возражений заявителя выполнение повторного заземления не осуществляется, требования о его выполнении не могут быть включены сетевой организацией в технические условия.

С учетом того, что 09.11.2010 <…> направил ОАО «АКС» обоснованные со ссылкой на ПЭУ возражения в части изложенного в п. 5 технических условий от 07.10.2010 № 1349-05 АЭСС требования о выполнении заявителем повторного заземления, однако ОАО «АКС» в п. 4 исправленных технических условий от 16.11.2010 № 1627-05 АЭСС повторно включило данное требование, а невыполнение данного требования влечет за собой согласно п. 7 Правил, условий проекта договора и пояснений ОАО «АКС» невыполнение мероприятий по технологическому присоединению объекта <…> и соответственно завершения технологического присоединения путем подписания акта о технологическом присоединении и подачи электрического напряжения на указанный объект, действия ОАО «АКС» свидетельствуют о навязывании <…> необоснованного требования о выполнении повторного заземления. Указанные действия ущемляют интересы <…> на осуществление технологического присоединения объекта к электрической сети и получение беспрепятственного доступа к услугам по передаче электрической энергии. 

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО «АКС», выраженные в навязывании <…> технологически необоснованных условий технологического присоединения принадлежащего ему объекта в части осуществления заявителем повторного заземления объекта на вводе нарушают п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Доводы ОАО «АКС» о том, что по истечении 60 дней с момента направления <…> технических условий от 16.11.2010 № 1627-05 в отсутствие возражений <…> заявка на технологическое присоединение считается аннулированной, Комиссия считает несостоятельным в связи со следующим.

Как указывалось ранее, 09.11.2010 <…> направил ОАО «АКС» обоснованные со ссылкой на ПЭУ возражения в части изложенного в п. 5 технических условий от 07.10.2010 № 1349-05 АЭСС требования о выполнении заявителем повторного заземления, то есть в срок и в порядке, предусмотренными п. 15 Правил. Однако ОАО «АКС» в п. 4 исправленных технических условий от 16.11.2010 № 1627-05 АЭСС повторно включило данное требование. В связи с этим в дальнейшем 01.12.2010 <…> обратился по вопросу обоснованности указанного требования технических условий в уполномоченный контрольный орган – Амурское УФАС России, которое в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 в рамках своих полномочий осуществляет контроль за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии. В своем обращении <…> указал на наличие возражений в части необходимости включения спорного требования в технические условия.

Таким образом, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о том, что <…> своими действиями реализовал защиту своих интересов при осуществлении процедуры технологического присоединения в соответствии с требованиями п. 15 Правил путем направления возражений ОАО «АКС» по спорному требованию технических условий и в последующем обращением за защитой своих интересов в уполномоченный контрольный орган.

Вместе с тем наличие возражений <…> по требованиям технических условий и настаивание ОАО «АКС» на необходимости включения спорного требования, обусловили длительный срок процедуры заключения договора о технологическом присоединении.

С учетом изложенного, поданная 22.09.2010 заявка <…> о технологическом присоединении принадлежащего ему объекта не может быть признана аннулированной.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Амурские коммунальные системы», выраженные в навязывании <…> технологически необоснованных условий технологического присоединения принадлежащего ему объекта в части осуществления заявителем повторного заземления ввода нарушают п. 3 ч. 1 ст. 10, нарушающими пункт 3 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ОАО «Амурские коммунальные системы» предписание о прекращении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения административного производства по статье 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                                                            <…>

Члены комиссии:                                                                                                     <…>

                                                                                                                  <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны