Решение №02-2097 от 19.05.2011 Решение по делу № А-14/16 2011 в отношении ООО «АвтоКам», ИП... от 12 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «13» мая  2011 г.

В полном объеме решение изготовлено  «19 » мая 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:****

в присутствии сторон: ОАО «КАМАЗ» ООО «АвтоЦентрСамарагт» ИП М.

рассмотрев   дело № А-14/16 2011 в отношении ООО «АвтоКам», ИП М. по признакам нарушения  пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006     № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»), выраженного в введении в оборот товара с незаконным использование обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, зарегистрированным за ОАО «КАМАЗ»

УСТАНОВИЛА:

В  Амурское УФАС России поступило заявление ОАО «КАМАЗ» (далее – Заявитель), в котором сообщается о нарушении, по мнению Заявителя, прав на охраняемые законом средства индивидуализации, а именно: общеизвестный товарный знак «КАМАЗ», который   незаконно используется ООО «АвтоКам» и ИП М. В доказательства использования товарного знака представлены фотографии, на которых имеется вывеска на офисном помещении следующего содержания: « Продажа автомобилей и спецтехники КАМАЗ», «Любые КАМАЗ запчасти». На указанном материальном носителе (вывеске) рекламного характера присутствует знак обслуживания «КАМАЗ».

По мнению заявителя, действия ООО «АвтоКАМ» вводят в заблуждение потребителей, которые полагают, что приобретают товар у хозяйствующего субъекта, законно использующего товарный знак. Данные факты наносят вред деловой репутации ОАО «КАМАЗ».

С целью рассмотрения обращения по существу, Амурским УФАС России в адрес заявителя, ООО «АвтоЦентрСамарагт», ИП М.  и ООО «АвтоКам» были направлены запросы о представлении необходимых документов и информации.

              В рамках осуществления государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства и по результатам проверки представленных сведений и документов, приказом Амурского УФАС России от 14.02.2011 № 21 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции  возбуждено дело № А–14/162011 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 4  части 1 статьи 14  Закона о защите конкуренции (далее – Комиссия).

На заседании Комиссии представитель заявителя настаивал на доводах, изложенных в заявлении. Дополнительно указал, что при использовании ИП М. и ООО «АвтоКам» в своей предпринимательской деятельности товарного знака «КАМАЗ» указанные субъекты получают определенные преимущества, выражающиеся в том, что потребители в лице недобросовестных конкурентов ООО «АвтоКам» и ИП М. видят представителей ОАО «КАМАЗ» и его официальных дилеров, тем самым полагая, что приобретают продукцию непосредственно с завода-изготовителя ОАО «КАМАЗ» и у хозяйствующих субъектов, законно использующих товарный знак «КАМАЗ». Данные действия наносят вред деловой репутации ОАО «КАМАЗ» и ООО «АвтоЦентрСамарагт», поскольку в случае приобретения не у официальных дилеров ОАО «КАМАЗ» транспортных средств и автозапчастей конечные потребители не могут быть должным образом поставлены на сервисное и гарантийное обслуживание. В данной связи, ООО «АвтоЦентрСамарагт» вынужден отказывать подобным конечным потребителям в бесплатном сервисном и гарантийном обслуживании. Возможные убытки ОАО «КАМАЗ» могут выражаться в том, что в случае приобретения не у официального дилера завода-изготовителя запасных частей нельзя быть в полном объеме уверенным, что указанные запчасти не являются контрафактной продукцией.

ИП М. возражал против доводов заявителя и указал, что не использует в своей деятельности товарный знак «КАМАЗ». Вывеска над магазином по адресу: *** указывает, что предприниматель продает запчасти на большегрузную технику. Кроме того, в силу статьи 23 Закона о товарных знаках правообладатель не вправе запретить использование товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые введены в гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его согласия.

ООО «АвтоКам» на заседании Комиссии 21.04.2011, а также в письменных пояснениях  от 14.03.2011 № 14/03/11 ООО «АвтоКам» пояснило, что не имеет собственных магазинов, занимается посреднической деятельностью по продаже автомобилей, спецтехники и запчастей и не размещало в сети Интернет никакой рекламы с использованием товарного знака «КАМАЗ».

                 Комиссия Амурского УФАС России, исследовав представленные в материалы дела сведения и документы, установила следующее.

                Постановлением Совета Министров СССР от 05.06.1990 № 616 производственное объединение «КАМАЗ» преобразовано в ОАО «КАМАЗ» и зарегистрировано в качестве юридического лица. В соответствии с Уставом основным видом деятельности общества является производство деталей, узлов и агрегатов автомобилей и сельскохозяйственной техники. На основании свидетельства № 48464 от 06.02.1974 с изменениями от 05.04.2005 и свидетельства № 36 от 11.07.2005 ОАО «КАМАЗ» имеет товарный знак имеющий следующее графическое исполнение: КАМАZ. В соответствии со свидетельством № 48465 от 06.02.1974 с изменениями от 05.04.2005 и свидетельства № 37 от 11.07.2005 ОАО «КАМАЗ» имеет товарный знак, имеющий следующее графическое исполнение: КАМАЗ.

             ОАО «КАМАЗ» не реализует продукцию напрямую конечному потребителю, а имеет сеть дилерских компаний. ОАО «Торгово-финансовая компания «КАМАЗ» является эксклюзивным дистрибьютором, которому предоставлено исключительное право на продажу основной продукции ОАО «КАМАЗ» на территории России.

              На территории Дальневосточного федерального округа филиал ОАО «Торгово-финансовая компания «КАМАЗ» находится в г.Хабаровске. Официальными дилерами по реализации продукции ОАО «КАМАЗ» являются: Амурская область – ООО «АвтоЦентрСамарагт» и ООО «Тындинский автоцентр «КАМАЗ», Приморский край – «РТО Сервис».

           Индивидуальный предприниматель М. осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с продажей, в том числе, автомобилей и запасных частей к автомобилям «КАМАЗ». Магазин, расположенный по адресу: *** принадлежит ИП М.

          Материалами дела (фотографии) установлено, что на вывеске, находящейся над магазином имеется информация следующего содержания: «продажа автомобилей и спецтехники КАМАЗ, *** www.autokam2000.ru тел.***». Кроме того, вывеска с названием магазина АвтоКАМ имеет словосочетание следующего содержания: «любые КАМАЗ запчасти». На двери у входа в магазин имеется вывеска с указанием режима работы магазина АвтоКАМ и словосочетание: «любые КАМАZ запчасти».

           В соответствии со статьей 1225 ГК РФ   результатами интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность) являются, в том числе, товарные знаки и знаки обслуживания. Интеллектуальная собственность охраняется законом (часть 2 статьи 1225 ГК РФ).

           В соответствии со статьей 1477 ГК РФ товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

          Согласно части 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами.

          Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства (статья 1232 ГК РФ).

          В соответствии с частью 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникает вероятность смешения.

           Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:1) на товарах, в том числе этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже; 2) на документации, связанной с введением товара в гражданский оборот; 3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 4) в сети Интернет.

          Вывеска рекламного характера на магазине, принадлежащему ИП М.  имеет изображение, сходное до степени смешения с товарным знаком, правообладателем которого является ОАО «КАМАЗ». Различие состоит в написании последней буквы «З».

          В соответствии с пп.1 п.3 статьи 1483 ГК РФ не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений, являющихся похожими или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

         К таким обозначениям в соответствии с п. 2.5 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных Приказом Роспатента от 05.03.2003 № 32 (далее – Правила) относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.

        Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.

        Вопрос о сходстве до степени смешения двух словесных обозначений, являющихся товарным знаком заявителя и применяемым ИП М. на вывеске рекламного характера, может быть разрешен Комиссией с позиции рядового потребителя без специальных знаний.

         Пунктом 14.42 Правил установлено, что обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах; в случае если одно обозначение ассоциируется с другим обозначением в целом, несмотря на их отдельные отличия, они считаются сходными до степени смешения.

            Комиссия пришла к выводу, что словесное обозначение товарного знака «КАМАЗ», выполненное заглавными буквами и буквой «З»  и словесного обозначения, используемого ИП М. «КАМАЗ», выполненное заглавными буквами и русской буквой «З»  не смотря на разное написание буквы «З» графически, изобразительно и словесно схожи.

         Словесное обозначение на вывеске, находящейся на двери магазина, расположенного по адресу: *** полностью воспроизводит товарный знак, зарегистрированный за ОАО «КАМАЗ». Это словосочетание «КАМАZ» в латинской транскрипции.

           Правообладателем  товарного знака «КАМАЗ», как средства индивидуализации, а также объекта интеллектуальной собственности, является ОАО «КАМАЗ», которое имеет исключительное право на этот общеизвестный товарный знак, что подтверждается соответствующими свидетельствами и   соответствует положениям статьи 1225 ГК РФ.

          Лицензионные договоры на использование товарных знаков, договоры об уступке прав на товарные знаки ОАО «КАМАЗ» с ИП М. не заключались, право на введение в гражданский оборот на территории РФ указанных товарных знаков правообладателем ОАО «КАМАЗ»  ИП М. не предоставлялось.

          ООО «Авто центр Самарагт» является официальным дилером ОАО «КАМАЗ» на основании свидетельства официального дилера № 2011-001 от 01.01.2011. Между заявителем и ОАО «Торгово-финансовая компания «КАМАЗ» заключено дилерское соглашение № 2010-021-18345 от 12.02.2010. Согласно условий данного соглашения ООО «Авто центр Самарагт» осуществляет реализацию и сервис продукции ОАО «КАМАЗ» на территории Амурской области.

  Согласно статье 10'bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

             В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (статья 4 Закона о защите конкуренции).

По смыслу нормы, закрепленной в подп.1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Согласно статьи 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся в том числе и охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. В качестве товара, в котором незаконно используются результаты интеллектуальной деятельности, выступают материальные носители, в которых или на которых  указанные результаты и средства выражены. В рассматриваемом деле такими материальными носителями являются вывески на магазине, принадлежащем ИП М.

Действия ИП М. по незаконному использованию обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, правообладателем которого является ОАО «КАМАЗ», а также  товарного знака КАМАZ направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности путем привлечения к своей продукции покупателей, желающих приобрести товар именно у производителя ОАО «КАМАЗ». Данные действия противоречат положениям Гражданского кодекса РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Кроме того, незаконное использование обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, правообладателем которого является ОАО «КАМАЗ», а также товарного знака КАМАZ может причинить вред деловой репутации правообладателю ОАО «КАМАЗ», поскольку граждане, введенные в заблуждение,  приобретая продукцию ОАО «КАМАЗ» не у официального дилера, а у ИП М. в случае неисправности товара не смогут обратиться в сервисный центр ОАО «КАМАЗ», в связи с чем, у потребителя  складывается  негативная оценка о деятельности ОАО «КАМАЗ» и его дилерских центров.

Комиссия Амурского УФАС России не принимает доводы ИА М. о применении статьи 23 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения» поскольку в данном случае товар, реализуемый в магазине, принадлежащем ИП М. вводится в гражданский оборот путем незаконного использования обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, правообладателем которого является ОАО «КАМАЗ», а также  товарного знака КАМАZ на вывесках.

ИП Макаров А.И. умышленно ввез на территорию Амурской области продукцию ОАО «КАМАЗ» не в личных, семейных целях, а с целью дальнейшей перепродажи, т.е введения в гражданский оборот. Использование ИП М. в вывесках обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, правообладателем которого является ОАО «КАМАЗ», а также товарного знака «КАМАZ» может ввести в заблуждение потребителя относительно взаимоотношений ОАО «КАМАЗ» и ИП М., создав впечатление о том, что он является официальным дилером ОАО «КАМАЗ».

Использование обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, правообладателем которого является ОАО «КАМАЗ» и товарного знака КАМАZ предоставляет возможность данному индивидуальному предпринимателю привлекать потенциальных покупателей и осуществлять сбыт товара, поскольку реализуемый ИП М. товар относится к тому же роду и виду – запасные части к автомобилям «КАМАЗ» и автомашины «КАМАЗ», имеют общих потребителей. При этом ИП М. получает преимущества в предпринимательской деятельности в виде отсутствия материальных затрат на заключение лицензионного договора, необходимого для законного использования товарного знака, зарегистрированного за ОАО «КАМАЗ».

 Исходя из изложенного, Комиссия Амурского УФАС России установила в действиях ИП М. нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

В ходе  рассмотрения дела Комиссия Амурского УФАС России не установила в действиях ООО «АвтоКАМ» нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства введения данным хозяйствующим субъектом товара в оборот с незаконным использованием товарного знака, правообладателем которого является ОАО «КАМАЗ».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

  1.   Прекратить рассмотрение дела в отношении ООО «АвтоКАМ» в связи с отсутствием в действиях указанного лица признаков нарушения пункта 4 части 1  статьи 14 Закона о защите конкуренции.

      2. Признать действия ИП М. по незаконному использованию обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, правообладателем которого является ОАО «КАМАЗ», а также товарного знака КАМАZ нарушившим пункт 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

      3. Выдать ИП М. предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства и принятии мер, направленных на обеспечение конкуренции. 

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны