Решение №02-352 от 02.02.2011 Решение по делу № А-15/109 2010 в отношении ОГУ «Свободненск... от 12 августа 2011 г.
Текст документа
Сохранить как PDFг. Благовещенск
Резолютивная часть решения оглашена «20» января
В полном объеме решение изготовлено в «01» февраля
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: *** рассмотрев 20 января 2011 года дело № А-15/109 2010 по признакам нарушения ОГУ «Свободненская районная станция по борьбе с болезнями животных» пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем осуществления государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и выдаче ветеринарных сопроводительных документов на указанную продукцию, УСТАНОВИЛА:
Во исполнение Поручения руководителя Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьева (исх. № ИА/22604 от 16.07.2010) Амурским УФАС России была проведена проверка государственных учреждений ветеринарии, подведомственных органам власти Амурской области, в том числе и ОГУ «Свободненская районная станция по борьбе с болезнями животных» (далее – ОГУ «Свободненская СББЖ»), на предмет выявления наличия нарушения антимонопольного законодательства, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами при осуществлении государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и выдаче ветеринарных сопроводительных документов на указанную продукцию.
По результатам проверки представленных документов, Амурским УФАС России в действиях ОГУ «Свободненская СББЖ» были выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 29 октября 2010 № 459 в соответствии со статьей 40 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № А – 15/109 2010 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссии директор ОГУ «Свободненская СББЖ» пояснил, что учреждение осуществляет государственный ветеринарный надзор в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и выдает ветеринарные сопроводительные документы (справки формы № 2-вет.) на указанную продукцию на основании Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов». Постановление Правительства Российской Федерации № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля» адресовано Министерству сельского хозяйства, а не непосредственно учреждениям ветеринарии на местах. Производители и оптовые продавцы продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке обращаются сами в учреждение для получения сопроводительных документов по форме № 2-вет. Понуждения на получение указанных документов хозяйствующими субъектами ОГУ «Свободненская СББЖ» не оказывает.
Представитель ИП Романовой Т.Ю. пояснил, что выдача сопроводительных документов формы № 2-вет. производится по просьбе предпринимателя, понуждений к заключению договора на оказание ветеринарных услуг не было, следовательно, препятствия в осуществлении деятельности на рынке реализации продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, не создаются со стороны учреждения ветеринарии.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, ИП Гулевич В.М. представителей на рассмотрение дела не направили, извещены надлежащим образом.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области в своих письменных пояснениях указало, что в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 224 от
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
В соответствии с Уставом ОГУ «Свободненская СББЖ», утвержденным Приказом министерства сельского хозяйства Амурской области от 04.06.2010 № 259, одними из основных целей деятельности ОГУ «Свободненская СББЖ» являются обеспечения безопасности сырья и продуктов животного происхождения в ветеринарно-санитарном отношении, осуществление государственного ветеринарного надзора.
Процедура выдачи ветеринарных сопроводительных документов регламентируется Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» (далее – Приказ № 422).
В соответствии с пунктом 1.2 Приказа № 422 ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Согласно пункту 1.3 Приказа № 422 партии грузов должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами форм №№ 1,2,3 – при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации; ветеринарными справками формы № 4 – при перевозке грузов в пределах района (города).
В соответствии с пунктом 1.4 Приказа № 422 ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Таким образом, законодательством было установлено, что на все виды продукции животного происхождения для ее перевозки необходимо получать ветеринарные сопроводительные документы, выдаваемые вышеуказанными органами и учреждениями.
14 декабря 2009 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля» (далее – Постановление № 1009).
Подпункт «б» пункта 1 Постановления № 1009 установлено, что «нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляются:
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора:
- продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках;
- деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта».
Таким образом, в связи с вступлением в законную силу Постановления № 1009, полномочия по проведению проверки деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение, перевозку и реализацию пищевых продуктов осуществляет Роспотребнадзор.
Комиссией установлено, что, несмотря на вступившее в законную силу Постановление № 1009, в 2010 году ОГУ «Свободненская СББЖ» продолжало выдавать сопроводительные документы на продовольственное сырье животного происхождения, подвергшееся промышленной или тепловой обработке, а также на готовую продукцию (колбасные изделия, копчености мясные, рыбопродукции), о чем свидетельствуют представленные в материалах дела ветеринарные свидетельства формы № 2: 228 № 0084806 от 31.01.2010; 228 № 0084991 от 19.02.2010; 228 № 0085205 от 31.03.2010; 228 № 0085204 от 01.04.2010; 228 № 0102909 от 31.05.2010; 228 № 0102675 от 21.06.2010; 228 № 0103290 от 24.07.2010; 228 № 0103360 от 30.08.2010; 228 № 0103370 от 04.09.2010; 228 № 0084863 от 27.01.2010, 228 № 0085119 от 15.02.2010; 228 № 0085136 от 11.03.2010; 228 № 0085264 от 15.04.2010; 228 № 0085315 от 17.05.2010; 228 № 0102599 от 30.06.2010; 228 № 0102506 от 21.07.2010; 228 № 0103395 от 29.08.2010, 228 № 0103392 от 05.09.2010 и другие свидетельства формы № 2; справки формы № 4: 228 № 0040451 от 25.01.2010, 228 № 0040452 от 30.03.2010, 228 № 0040457 от 20.04.2010, 228 № 0040463 от 30.06.2010, 228 № 0040469 от 29.07.2010, 228 № 0040470 от 21.08.2010.
Из представленных в материалы дела договоров оказания платных ветеринарных услуг, заключенных между ОГУ «Свободненская СББЖ» и ИП Романовой Т.Ю., ИП Гулевич В.М., а также из пояснений заинтересованных лиц фактов понуждения со стороны ОГУ «Свободненская СББЖ» к заключению указанных договоров не установлено.
В соответствии ч пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или хозяйствующим субъектам.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела не установлено фактов ограничения конкуренции на рынке реализации колбасных изделий, копченостей мясных, рыбопродукции, в связи с тем, что в ОГУ «Свободненская СББЖ» действует заявительная система выдачи сопроводительных документов, а также учитывается заинтересованность хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и оптовую реализацию продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, во избежание экономических потерь в виде штрафных санкций со стороны Россельхознадзора, о чем подтвердили указанные хозяйствующие субъекты, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ОГУ «Свободненская СББЖ», в части выдачи ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарные свидетельства формы № 2, ветеринарные справки формы № 4) на продукцию животного происхождения, подвергшейся промышленной и тепловой обработке отсутствуют признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
В связи с отсутствием в действиях ОГУ «Свободненская районная станция по борьбе с болезнями животных» в части выдачи ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, подвергшейся промышленной и тепловой обработке, признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», рассмотрение дела А-15/ 109 2010 прекратить.
В соответствии со статьей 52 Закона «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течении 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии ***
Члены комиссии: ****