Определение б/н о назначении дела к рассмотрению от 17 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 028/01/17-763/2021 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

17 декабря 2021 года г. Благовещенск

Председатель Комиссии Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

В Амурское УФАС России поступило заявление ООО «Дневник.ру» на действия ГБУ Амурской области «Центр информационных технологий Амурской области» по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства при проведении электронного аукциона на выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Образование Амурской области» (извещение в ЕИС № 0123200000321001372).

В ходе рассмотрения заявления установлено, что 24.05.2021 управлением государственного заказа Амурской области в ЕИС размещено извещение № 0123200000321001372 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Образование Амурской области». Начальная (максимальная) цена контракта составила 14 235 000,0 рублей. Заказчиком выступило ГБУ Амурской области «Центр информационных технологий Амурской области».

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 02.06.2021, на участие в указанном аукционе подана единственная заявка АО «ИрТех», которая признана соответствующей требованиям аукционной документации.

15.06.2021 между ГБУ Амурской области «Центр информационных технологий Амурской области» и АО «ИрТех» заключен муниципальный контракт № 26-2021 на выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Образование Амурской области», стоимостью 14 235 000,0 рублей.

Согласно заявлению ООО «Дневник.ру», при проведении вышеуказанного аукциона заказчиком установлены технические требования к предмету закупки, которым соответствует программное обеспечение только одного участника рынка АО «ИрТех», а именно: требование о наличии модулей (подсистем) «Зачисление в образовательную организацию», «Зачисление в дошкольную образовательную организацию», «Муниципальный орган управления образованием», «Региональный орган управления образованием», «Учет контингента», «Школьное питание», описание их функциональных возможностей и другие требования.

По мнению заявителя, указание заказчиком вышеуказанных требований исключает для других субъектов возможность участия в торгах.

Кроме того, заявитель полагает, что условия муниципального контракта и заключенного в соответствии с ним лицензионного соглашения не позволяют заказчику привлекать иных лиц для модернизации установленного программного обеспечения, кроме АО «ИрТех».

Вышеуказанные обстоятельства, по мнению заказчика, свидетельствуют о наличии в действиях ГБУ Амурской области «Центр информационных технологий Амурской области», АО «ИрТех» нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции».

Антимонопольные требования к деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов установлены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Пунктом 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом, нормы части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» носят специальный характер по отношению к нормам статьи 16 указанного закона.

Таким образом, действия заказчика, участника торгов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, совершенные при проведении торгов, подлежат рассмотрению на предмет нарушения части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», при оценке того, привели или могли привести действия, совершенные в ходе обязательных процедур, а также конкурентных закупок, к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на определенном рынке, необходимо учитывать, что правила статьи 17 Закона «О защите конкуренции» применяются к ним постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. В частности, Законом «О контрактной системе», Законом «О закупках № 223-ФЗ» установлены специальные правила о порядке проведения процедур определения поставщика, конкурентных закупок и специальные полномочия антимонопольного органа по контролю за их проведением. Соответственно, положения статьи 17 Закона «О защите конкуренции» применяются к таким процедурам и конкурентным закупкам в части, не урегулированной специальными нормами, или в части, конкретизирующей их положения.

Порядок осуществления закупок для государственных, муниципальных нужд и полномочия антимонопольного органа в данной сфере установлены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон «О контрактной системе»).

Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона «О контрактной системе».

Согласно части 1 статьи 33 Закона «О контрактной системе» в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчиком при объявлении рассматриваемого аукциона размещено техническое задание на выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Образование Амурской области» объемом 415 страниц.

Анализ указанного технического задания позволяет сделать вывод о том, что указанные в нем требования к функциональным характеристикам программного комплекса, в том числе, перечню подсистем (модулей), интерфейсу, атрибутам карточек пользователей, перечню и содержанию отчетов и другие характеристики, соответствуют программному продукту только одного производителя – АО «ИрТех», которое выступило единственным участников торгов.

Кроме того, техническое задание содержит требования о предоставлении поставщиком помимо программного обеспечения также цифрового контента – обучающих онлайн-курсов для общеобразовательных и дошкольных учреждений, с указанием конкретного перечня и содержания таких курсов.

Вышеуказанные требования повлекли/могли повлечь ограничение конкуренции при проведении указанных торгов, создание преимущественных условий участия в торгах для АО «ИрТех».

Согласно разделу 3 технического задания программный продукт должен быть поставлен заказчику и инсталлирован в течение 5 дней со дня заключения государственного контракта.

Указанные требования исключают возможность потенциальных поставщиков произвести доработку имеющегося у них программного продукта для приведения в соответствие техническому заданию.

Таким образом, участие в торгах мог принять только хозяйствующий субъект, имеющий в наличии готовый программный продукт, соответствующий техническому заданию.

Согласно пояснениям ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области», вышеуказанным техническим требованиям соответствуют программные продукты других разработчиков: «Компания «Барс», «Компания Веб мост».

Вместе с тем, согласно информации, представленной АО «Барс Груп» по запросу Амурского УФАС России, имеющееся у компании программное обеспечение не соответствует техническому заданию, размещенному ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области».

По представленным ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области» данным не представляется возможным установить конкретное юридическое лицо, использующее наименование «Компания «Веб-мост», а также факт наличия у него программного обеспечения, соответствующего требованиям заказчика.

С учетом изложенного в действиях ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области», выразившихся в установлении требований к товару (работе, услуге) при проведении аукциона № 0123200000321001372, которые привели/могли привести к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий участия в торгах для АО «ИрТех», содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

В связи с вышеизложенным, приказом Амурского УФАС России от 16.12.2021 № 143 в отношении ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело 028/01/17-763/2021 к рассмотрению на 27.01.2022 года в 16 часов 30 минут по адресу: Амурская область г. Благовещенск ул. Амурская, д. 150, кабинет 403 (регистрация участников дела с 15 часов 45 минут в кабинете 409).

2. Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области» (ИНН 2801150749).

3. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя ООО «Дневник.ру» (ИНН 7814431841)

4. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица: АО «ИрТех» (ИНН 6311102655).

5. Привлечь к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, министерство образования и науки Амурской области (ИНН 2801123696).

6. ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области» в срок до 21.01.2022 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:

- письменные пояснения о признании/непризнании нарушения антимонопольного законодательства, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих позицию документов;

- сведения о нормативных актах Амурской области, в целях исполнения (реализации) которых ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области» произведена закупка работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Образование Амурской области», документы о наделении учреждения полномочиями по внедрению в Амурской области информационной системы в сфере образования и проведению закупок для указанных целей;

- документацию на информационную систему «Образование», поставленную АО «ИрТех»;

- доказательства наличия у компании «Барс», компании «Веб-мост», иных поставщиков программного обеспечения, соответствующего техническим требованиям, установленным заказчиком при проведении аукциона № 0123200000321001372;

- сведения об ИНН, контактных данных компании «Веб-мост»;

- обоснование установления в техническом задании 5-дневного срока для выполнения работ по поставке и инсталляции информационной системы «Образование», обоснование невозможности установления более длительного срока выполнения работ;

- обоснование правомерности включения в состав предмета аукциона дополнительных товаров - обучающих онлайн-ресурсов для общеобразовательных и дошкольных организаций, обоснование установления перечня таких онлайн-ресурсов и требований к их содержанию;

- обоснование направления запросов коммерческих предложений для определения начальной (максимальной) цены контракта ООО «Современные технологии», ООО «Свежий ветер», доказательства того, что указанные организации осуществляют разработку (поставку) программного обеспечения, необходимо заказчику;

- всю ранее не представленную в Амурское УФАС России переписку с АО «ИрТех», иными поставщиками программного обеспечения, министерством образования и науки Амурской области (в том числе, в электронном виде) по вопросу разработки, поставки и внедрения информационной системы «Образование»;

- техническую документацию, презентации и иные материалы, которые направлялись поставщиками программного обеспечения в адрес заказчика до объявления аукциона № 0123200000321001372;

- иную информацию, документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

7. ООО «Дневник.ру» в срок до 21.01.2022 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:

- письменную позицию по делу, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих позицию документов;

- техническую документацию на программное обеспечение ООО «Дневник.ру»;

- пояснения, каким пунктам технического задания не соответствует программное обеспечение ООО «Дневник.ру»;

- пояснения, имелась ли у ООО «Дневник.ру» техническая возможность доработки своего программного обеспечения в целях приведения его в соответствие требованиям заказчика, указать сроки, необходимые для такой доработки;

- всю имеющуюся переписку с ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области», министерством образования и науки Амурской области по вопросу функционирования информационной системы «Образование» в Амурской области;

- сведения о том, используется ли в настоящее время в Амурской области программное обеспечение ООО «Дневник.ру» в сфере образования, в случае прекращения использования программного обеспечения по инициативе органов государственной власти или органов местного самоуправления представить соответствующую переписку;

- иные документы и сведения, имеющие отношение к рассматриваемым обстоятельствам, по своему усмотрению.

8. АО «ИрТех» в срок до 21.01.2022 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:

- письменную позицию по делу, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих позицию документов;

- всю ранее не представленную в Амурское УФАС России переписку (в том числе, в электронном виде) с ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области», министерством образования и науки Амурской области по вопросу поставки информационной системы в сфере образования, техническую документацию, презентации и иные материалы, которые направлялись АО «ИрТех» в ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области»;

- документы, подтверждающие наличие у АО «ИрТех» прав на программное обеспечение, поставленное в ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области»;

- документы, подтверждающие наличие у АО «ИрТех» прав на обучающие онлайн-ресурсы для дошкольных и общеобразовательных организаций, поставляемые в ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области» в составе информационной системы «Образование»;

- иные документы и сведения, по своему усмотрению.

9. Министерству образования и науки Амурской области в срок до 21.01.2022 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:

- письменную позицию по делу, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих позицию документов;

- сведения о нормативных актах Амурской области, во исполнение которых осуществлялась закупка работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Образование Амурской области»;

- сведения о государственном органе, учреждении, уполномоченном на разработку и внедрение региональной информационной системе Амурской области «Образование», с приложением документов о наделении такими полномочиями;

- всю имеющуюся переписку с ГБУ АО «Центр информационных технологий Амурской области», АО «ИрТех», ООО «Дневник.ру», иными поставщиками программного обеспечения по вопросу внедрения региональной информационной системы «Образование»;

- пояснения, предусмотрен ли действующим законодательством обязательный перечень обучающих онлайн-ресурсов для общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, а также обязательные требования к содержанию таких ресурсов, с указанием реквизитов соответствующих нормативных правовых актов;

- пояснения, какими нормативными документами руководствовалось министерство образования и науки Амурской области при рассмотрении и согласовании технического задания к аукциону № 0123200000321001372, в том числе, в части перечня и содержания обучающих онлайн-ресурсов для общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций (пункты 2.19, 2.20 технического задания);

- документы, в соответствии с которыми принято решение о замене региональной системы образования Амурской области на базе программного обеспечения ООО «Дневник.ру» на иную информационную систему;

- иные документы и сведения, по своему усмотрению.

 

В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление либо неполное представление документов (информации), а также предоставление заведомо недостоверных сведений (информации) по запросу Федерального антимонопольного органа, либо его территориальных органов.

Приложение: копия приказа Амурского УФАС России о возбуждении дела на 1 л. (в адрес заявителя и ответчика).

В целях организации оперативного обмена информацией в рамках настоящего дела, а также организации заседаний комиссии посредством видеоконференц-связи (при необходимости) Амурское УФАС России предлагает лицам, участвующим в деле, предоставить сведения об адресах электронной почты для направления процессуальных документов и ссылок для участия в видеоконференциях.

Принять участие в заседании комиссии возможно в формате веб-конференции, перейдя в установленное время в браузере по ссылке: https://fas2.tconf.rt.ru/c/8937313457.

 

Председатель комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны