Решение б/н По делу о злоупотреблении доминирующим положением путем напр... от 25 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик:

АО «Коммунальные системы БАМа»

Привокзальная ул., д.1

г. Тында, 676282

AO-KSB-Tynda@yandex.ru

 

Заявитель:

ООО «ЖДК-Энергоресурс»

Красная Пресня ул., д.44

г. Тында, 676282

info@dtstynda.ru

Заинтересованное лицо:

Администрация г. Тында

Красная Пресня ул., д.29

г. Тында, 676282

goradm@tynda.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 028/01/10-363/2019

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «11» марта 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «25» марта 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, <…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело № 028/01/10-363/2019 по признакам нарушения АО «Коммунальные системы БАМа» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в направлении в адрес ООО «ЖДК-Энергоресурс» уведомлений от 13.11.2019 №№ 994б, 995б о прекращении подачи холодной воды, водоотведения, в присутствии представителя ответчика <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление ООО «ЖДК-Энергоресурс» на действия АО «Коммунальные системы БАМа» по вопросу необоснованного направления уведомлений о прекращении водоснабжения, водоотведения в отношении объектов, задействованных в производстве и передаче тепловой энергии для оказания коммунальных услуг населению г. Тында.

По результатам рассмотрения указанного заявления приказом Амурского УФАС России от 20.12.2019 № 213 в отношении АО «Коммунальные системы БАМа» возбуждено дело № 028/01/10-363/2019 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 23.12.2019 рассмотрение дела назначено на 23.01.2020 в 10 часов 00 минут. Определением от 23.01.2020 рассмотрение дела отложено на 21.02.2020 в 10 часов 00 минут. Определением от 21.02.2020 рассмотрение дела отложено на 11.03.2020 в 10 часов 00 минут.

В ходе заседаний комиссии представитель ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по доводам, изложенным в письменной позиции по делу, пояснил, что по договору водоснабжения потребителю поставляется питьевая вода, которая к процессу теплоснабжения не имеет отношения, вода поставляется до центральных тепловых пунктов. Предупреждение о введении ограничения водоснабжения, водоотведения направлено в адрес ООО «ЖДК-Энергоресурс» в связи с тем, что потребителем регулярно нарушаются обязательства по оплате потребленных ресурсов, задолженность на дату направления извещения составила более 32 миллионов рублей. В договоре водоснабжения отсутствуют положения о том, что водоснабжение осуществляется для коммунальных нужд населения. Вода поставляется до стенки ЦТП, и каких целях она в дальнейшем используется, АО «Коммунальные системы БАМа» не известно. Для подпитки систем теплоснабжения ООО «ЖДК-Энергоресурс» может использоваться техническая вода, полученная из других источников. В настоящее время введено частичное ограничение водоснабжения в отношении административных зданий. В отношении ЦТП ограничение не вводилось.

ООО «ЖДК-Энергоресурс» представителей на заседание комиссии не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела без своего участия. В письменных пояснениях указало, что общество на основании концессионного соглашения имеет в пользовании централизованные системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, центральные тепловые пункты), оказывает населению г. Тынды услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения. ООО «ЖДК-Энергоресурс» заключило с АО «Коммунальные системы БАМа» договор холодного водоснабжения от 09.01.2019 № 9814 и договор водоотведения от 09.01.2019 № 9813, точками поставки по которым являются центральные тепловые пункты. 13.11.2019 АО «Коммунальные системы БАМа» направило в адрес общества уведомления о введении ограничения холодного водоснабжения, водоотведения в связи с наличием задолженности. При этом, АО «Коммунальные системы БАМа» не приняло во внимание, что водоснабжение, водоотведение являются неотъемлемой частью технологического процесса теплоснабжения населения и социально значимых объектов г. Тынды, поэтому прекращение оказания данных услуг в отопительный период приведет к прекращению подачи тепла потребителям. Иных источников водоснабжения центральные тепловые пункты не имеют. Указанные действия АО «Коммунальные системы БАМа» являются злоупотреблением доминирующим положением.

Администрация г. Тынды явку представителей на заседание комиссии не обеспечило, в письменных пояснениях поддержала позиции ООО «ЖДК-Энергоресурс», указала, что водоснабжение центральных тепловых пунктов осуществляется только посредством водозабора, эксплуатируемого АО «Коммунальные системы БАМа», иных источников водоснабжения центральные тепловые пункты не имеют.

По результатам рассмотрения дела комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

ООО «ЖДК-Энергоресурс» на основании концессионного соглашения от 09.08.2016, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Тында, имеет во владении и пользовании муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры, используемые для производства и передачи тепловой энергии, оказания услуг теплоснабжения на территории г. Тында, в том числе, коммунальных услуг населению.

Между ООО «ЖДК-Энергоресурс» (абонент) и АО «Коммунальные системы БАМа» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) в отношении вышеуказанных объектов заключен договор холодного водоснабжения от 09.01.2019 № 9814, договор водоотведения от 09.01.2019 № 9813.

Согласно пункту 3 договора холодного водоснабжения от 09.01.2019 № 9814 местом поставки холодной воды являются: общежитие с административно-бытовым корпусом по ул. Красная Пресня, 44, ремонтные мастерские (ЦТП № 27), здания центральных тепловых пунктов №№ 1-21, № 26, №№ 28-36, №№ 38, 39, № 51, 53, 60, 63, 64. Ежемесячный объем потребления воды – 97677,220 куб.м.

Согласно пункту 4 договора водоотведения от 09.01.2019 № 9814, местом исполнения по договору являются: общежитие с административно-бытовым корпусом по ул. Красная Пресня, 44, камера № 0, здания центральных тепловых пунктов №№ 1-20, 26, 28-31, 33, 34, 36, 38, 39, 64. Ежемесячный объем водоотведения 30365,25 куб.м.

13.11.2019 АО «Коммунальные системы БАМа» направило в адрес ООО «ЖДК-Энергоресурс» уведомления №№ 994б, 995б о наличии задолженности по вышеуказанным договорам и о введении с 18.11.2019 ограничения водоотведения и подачи холодной воды в случае непогашения долга в полном объеме.

Согласно представленным в Амурское УФАС России пояснениям АО «Коммунальные системы БАМа», ограничение водоснабжения, водоотведения введено только в отношении объектов: ул. Красная Пресня, 44, ремонтные мастерские. Ограничение поставки ресурсов в отношении зданий центральных тепловых пунктов не вводилось.

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).

В силу положения части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» АО «Коммунальные системы БАМа» является субъектом естественных монополий и занимает доминирующее положение на рынке услуг централизованного водоснабжения и водоотведения г. Тынды.

Проведенным Амурским УФАС России анализом состояния конкуренции определены следующие характеристики товарного рынка:

- временной интервал исследования: с 01.01.2019 по 21.02.2020;

- продуктовые границы товарного рынка: водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры;

- географические границы товарного рынка: границы муниципального образования г. Тында Амурской области (в границах сетей АО «Коммунальные системы БАМа»).

Согласно пункту 8 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

В соответствии с частью 5 статьи 21 вышеуказанного закона, в случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1, пунктами 2 - 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения.

Направив вышеуказанные уведомления АО «Коммунальные системы БАМа» не приняло во внимание, что объекты ООО «ЖДК-Энергоресурс» используются абонентом не для собственных нужд, а для целей оказания услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения абонентам на территории г. Тынды, прекращение водоснабжения, водоотведения объектов ООО «ЖДК-Энергоресурс» в отопительный период приведет к нарушению технологического процесса производства и передачи тепловой энергии для оказания коммунальных услуг жителям г. Тынды.

В соответствии с пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.

Таким образом, прекращение водоснабжения, водоотведения в отношении объектов теплоснабжения, используемых для производства и передачи тепловой энергии в целях оказания коммунальной услуги отопления жителям многоквартирных домов, недопустимо. Указанные действия доминирующего хозяйствующего субъекта приводят к нарушению баланса экономических интересов ресурсоснабжающей организации и интересов потребителей коммунальных услуг.

Направление АО «Коммунальные системы БАМа» в адрес ООО «ЖДК-Энергоресурс» уведомлений от 13.11.2019 №№ 994б, 995б о прекращении подачи холодной воды, водоотведения могло привести к ущемлению интересов жителей многоквартирных домов г. Тында, получающих коммунальную услугу по отоплению, а также интересов ООО «ЖДК-Энергоресурс» в сфере предпринимательской деятельности.

Доводы ответчика о том, что центральные тепловые пункты ООО «ЖДК-Энергоресурс» могут иметь иные источники водоснабжения, опровергаются материалами дела.

Комиссией отклоняются доводы ответчика о том, что ограничение водоснабжения, водоотведения введено только в отношении объектов, не задействованных в процессе оказания коммунальных услуг населению.

Предупреждения о введении ограничения подачи ресурсов от 13.11.2019 №№ 994б, 995б содержат информацию о прекращении оказания услуг водоснабжения, водоотведения по договорам в случае непогашения задолженности. При этом предупреждения не содержат указания на то, что ограничение будет введено только в отношении объектов, не задействованных в процессе теплоснабжения.

В силу положений статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» направление предупреждения (уведомления) абоненту о предстоящем введения ограничения водоснабжения, водоотведения является частью соответствующей процедуры ограничения подачи ресурса. После направления предупреждения у организации водопроводно-канализационного хозяйства возникает правовая возможность ввести ограничение (частичное и полное) водоснабжения, водоотведения в отношении всех объектов абонента.

Из содержания предупреждений 13.11.2019 №№ 994б, 995б следует, что АО «Коммунальные системы БАМа» начата процедура введения ограничения подачи ресурсов в отношении всех объектов, указанных в договоре.

При этом, как следует из содержания части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», злоупотреблением доминирующим положением признаются не только действия, повлекшие нарушение интересов хозяйствующих субъектов или неопределенного круга потребителей, но и действия, которые создали угрозу наступления таких последствий.

Таким образом, направление АО «Коммунальные системы БАМа» в адрес ООО «ЖДК-Энергоресурс» уведомлений от 13.11.2019 №№ 994б, 995б о прекращении подачи холодной воды, водоотведения являются нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Поскольку на дату вынесения решения фактическое ограничение холодного водоснабжения, водоотведения в отношении центральных тепловых пунктов не вводилось, необходимость выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствует.

Руководствуясь статьями 23, 41, 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать действия АО «Коммунальные системы БАМа», выразившиеся в направлении в адрес ООО «ЖДК-Энергоресурс» уведомлений от 13.11.2019 №№ 994б, 995б о прекращении подачи холодной воды, водоотведения, нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии:

<…>

 

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны