Решение №028/07/3-32/2019 РЕШЕНИЕ по делу № 028/07/3-32/2019 от 1 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 028/07/3-32/2019

 

27.06.2019                                                                                                г. Благовещенск

(решение в полном объеме изготовлено 01.07.2019)

 

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в составе: <…>,

в присутствии представителей: от заказчика – <…>, действующей по доверенности; от заявителя – <…>, действующего по доверенности и <…>, действующей по доверенности (сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России), 

рассмотрела поступившую 18.06.2019 жалобу от общества с ограниченной ответственностью «Экополис» (далее – ООО «Экополис») на действия заказчика – государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области «Амурская областная клиническая больница» (далее – ГАУЗ АО «АОКБ», Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание услуг по вывозу и обезвреживанию опасных медицинских отходов», объявленной извещением от 11.06.2019 № 31907977664 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 18.07.2011             № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон «О закупках») и ограничении круга участников аукциона путем необоснованного объединения в предмете закупки оказания услуг, подлежащих лицензированию (в отношении 0,03 % отходов от общего объема) и услуг нелицензируемого вида деятельности (в отношении остального объема отходов, подлежащих вывозу), а также несоответствии пункта 1.5 проекта договора положениям документации об аукционе.

На заседании Комиссии Амурского УФАС России представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе, пояснили, что при осуществлении закупки «Оказание услуг по вывозу и обезвреживанию опасных медицинских отходов» Заказчик нарушил требования Закона «О закупках» и положения ГАУЗ АО «АОКБ» о закупках – неправомерно ограничил круг участников закупки, установив требование о предоставлении лицензии, объединив в один лот две услуги: требующие наличие лицензии, и не требующие наличие лицензии. Данное требование, по мнению заявителя, создает неравные условия для участников закупки, лишает возможности участвовать в процедуре и предлагать конкурентную цену. Кроме того, представители заявителя обратили внимание Комиссии на несоответствие предмета проекта договора с условиями аукциона, изложенными в документации аукциона, в части перечня услуг по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов. Просят признать жалобу обоснованной.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласилась, поддержала письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Пояснила, что объединение в предмете закупки оказания услуг, подлежащих лицензированию и услуг нелицензируемого вида деятельности позволит обеспечить не только быстрое и качественное выполнение услуг, но и рационально расходовать средства учреждения. Указала, что 18.06.2019 проведение закупки отменено в связи с необходимостью изучения потребностей Заказчика в оказании сторонними организациями услуг по вывозу и обезвреживанию опасных медицинских отходов. В части доводов жалобы о несоответствии предмета проекта договора условиям аукциона, изложенным в документации об аукционе, пояснила, что это техническая ошибка (опечатка). Просит признать жалобу ООО «Экополис» необоснованной.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав представителей сторон по делу, исследовав материалы дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.06.2019 Заказчиком – ГАУЗ АО «АОКБ» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru опубликовано извещение                         № 31907977664 о проведения открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию опасных медицинских отходов.

Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦ) установлена в размере 1719900,00 рублей, из которых НМЦ за оказание услуг по вывозу и обезвреживанию опасных медицинских отходов класса «Б», «В» указана в размере 1719375,00 рублей, НМЦ за оказание услуг по вывозу и обезвреживанию опасных медицинских отходов класса «Г» - 525,00 рублей.

Закупка осуществлена в соответствии с Законом «О закупках» и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ АО «АОКБ», утвержденным протоколом наблюдательного совета ГАУЗ АО «АОКБ» от 24.10.2018 № 15 (далее – Положение ГАУЗ АО «АОКБ»).

Дата и время окончания срока подачи заявок установлена 20.06.2019, окончания срока рассмотрения заявок        20.06.2019, проведения аукциона 21.06.2019.

Приказом главного врача ГАУЗ АО «АОКБ» от 18.06.2019 № 06-340 аукцион на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию опасных медицинских отходов», объявленный извещением № 31907977664, отменен.

18.06.2019 вышеуказанный приказ размещен на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Рассмотрев жалобу, устные и письменные пояснения сторон по делу, изучив материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО «Экополис» ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 1 Закона «О закупках» целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона «О закупках»).

При закупке товаров (работ, услуг) заказчик руководствуется принципами, изложенными в части 1 статьи 3 Закона «О закупках» (пункт 3.3 Положения ГАУЗ АО «АОКБ).

Частью 1 статьи 3 Закона «О закупках» установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона «О закупках» установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно подпункту 17 пункта 15.1.8 Положения ГАУЗ АО «АОКБ» документация о закупке должна содержать, в том числе описание предмета такой закупки в соответствии с пунктом 9.12 настоящего Положения.

Подпунктом 2 пункта 9.12 Положения ГАУЗ АО «АОКБ» установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно описанию объекта закупки Заказчику требуется оказание услуг по вывозу и обезвреживанию опасных медицинских отходов класса «Б», «В», «Г».

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Пунктом 12 информационной карты аукционной документации установлено, что участники закупок должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора (наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности).

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011                № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и                 пунктом 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 № 163 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности, к числу которых отнесен класс «Г»  – токсикологически опасные отходы I-IV классов опасности.

Следовательно, к отходам I-IV классов опасности относятся только медицинские отходы класса «Г», обращение с которыми подлежит лицензированию. Лицензирование обращения с иными медицинскими отходами действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Заказчиком не оспаривается необходимость наличия лицензии у участников рассматриваемого аукциона исключительно на услуги по вывозу и обезвреживанию опасных медицинских отходов класса «Г».

Таким образом, Заказчиком объединены в один лот услуги по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса «Б» и «В», на которые не требуется лицензия, и услуги по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса «Г», на которые, в соответствии с требованиями пункта 30 части 1 статьи  12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требуется наличие лицензии у участника закупки, что, в свою очередь, дает преимущество участникам, имеющим соответствующую лицензию и ограничивает участников закупки, у которых отсутствует данная лицензия, но они имеют возможность оказывать услуги по обезвреживанию и утилизации медицинских отходов классов «Б» и «В».

Следовательно, вышеперечисленные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 и пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона «О закупках», пункт 3.3, подпункт 2 пункта 9.12, подпункт 17 пункта 15.1.8 Положения ГАУЗ АО «АОКБ».

В части доводов заявителя о несоответствии пункта 1.5 проекта договора положениям документации об аукционе Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

В пункте 1.5 проекта договора установлено, что предмет настоящего договора не входит вывоз отходов лечебно-профилактических  учреждений здравоохранения, которые согласно пункту 3.2. Правил и относятся к классам «А», «В», «Д» (классификация согласно Правилам).

При этом, разделом VI «Обоснование (начальной) максимальной цены договора» аукционной документации определен следующий объект закупки – «Оказание услуг по вывозу и обезвреживанию опасных медицинских отходов класс «Б», «В» и «Оказание услуг по вывозу и обезвреживанию опасных медицинских отходов класс «Г».

На заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель Заказчика пояснила, что в пункте 1.5 проекта договора допущена опечатка, неверно указан класс «В».

Согласно части 6 статьи 3 Закона «О закупках» заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, действия Заказчика по установлению противоречивых условий исполнения договора в проекте договора и аукционной документации нарушают требования части 6 статьи 3 Закона «О закупках».

Решая вопрос о выдаче предписания об устранении допущенных ГАУЗ АО «АОКБ» нарушений, Комиссия Амурского УФАС России руководствуется следующим.

Согласно пункту 15.6.1.5 Положения ГАУЗ АО «АОКБ»  Заказчик вправе отказаться от проведения аукциона в любое время вплоть до даты и времени окончания срока подачи заявок.

В связи с тем, что на дату вынесения настоящего решения в рамках срока, установленного пунктом 15.6.1.5 Положения ГАУЗ АО «АОКБ», проведение закупки, объявленной извещением № 31907977664 от 11.06.2019, Заказчиком отменено, основания для выдачи предписания об устранении нарушения у Комиссии Амурского УФАС России отсутствуют.

Рассмотрев жалобу ООО «Экополис» на действия Заказчика – ГАУЗ АО «АОКБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание услуг по вывозу и обезвреживанию опасных медицинских отходов», объявленной извещением от 11.06.2019 № 31907977664, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

РЕШЕНИЕ:

 

1.  Признать жалобу ООО «Экополис» обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области «Амурская областная клиническая больница» нарушение пункта 2 части 1 и пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 3.3, подпункта 2 пункта 9.12, подпункта 17 пункта 15.1.8 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области «Амурская областная клиническая больница» в части установления требований к услугам, которые влекут необоснованное ограничение количества участников закупки, и части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части установления требований к исполнению договора, не предусмотренных документацией об аукционе.

3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.

 

Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                            <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                                        <…>

                                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны