Решение №А-16/11 2015 Дело по признакам нарушения государственным бюджетным учрежд... от 6 мая 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                         г. Благовещенск

 

Резолютивная часть решения  оглашена «28» апреля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено  «06» мая 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

<…> – руководителя управления;

Членов комиссии:

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

рассмотрев дело № А-16/11 2015 по признакам нарушения государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» (далее – ГБУЗ «Зейская больница»), ИП <П…> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в заключении указанными лицами соглашения, в соответствии с которыми ИП <П…> предоставлено преимущественное право нахождения на территории морга, предоставления комплекса услуг по вывозу тел умерших из отделений больницы и доставке их в морг, хранению тел умерших в морге и их выдача законным представителям,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России поступило заявление <Р…> по вопросу соответствия деятельности ИП <П…> в области похоронного дела антимонопольному законодательству.

По результатам рассмотрения указанного заявления приказом Амурского УФАС России от 08.04.2015 № 58 в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–16/11 2015 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции». Определением от 09.04.2015 рассмотрение дела назначено на 28.04.2015 в 10 часов 00 минут.

28.04.2015 на заседание комиссии явились: ответчик ИП <П..> (паспорт <...> представитель ответчика ГБУЗ «Зейская больница» <Я..> (паспорт <...> доверенность от 12.01.2015). Заявитель, МУП «Ритуальные услуги» явку своих представителей не обеспечили.

В ходе заседания комиссии представитель ГБУЗ «Зейская больница» поддержал доводы, изложенные в письменной позиции по делу, пояснил следующее.

01.10.2013 между ГБУЗ «Зейская больница» и ИП <П…> заключен договор на безвозмездную транспортировку трупов для нужд больницы, согласно которому ИП осуществлял безвозмездно транспортировку умерших граждан из отделений ГБУЗ «Зейская больница» в морг вплоть до января 2015 года. 15.01.2015 такие договоры заключены с ИП <П..>, а также с МУП «Ритуальные услуги». 17.08.2014 вышла из строя холодильная установка для хранения тел умерших, принадлежащая ГБУЗ «Зейская больница». В связи с отсутствием денежных средств на приобретение новой холодильной установки ГБУЗ «Зейская больница» предложено хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере похоронного дела, приобрести за свой счет холодильную установку, в обмен на что им будет предоставлено право на строительство ритуального зала на территории больницы. Договоренность на указанных условиях достигнута с ИП <П..>, после чего им приобретена и установлена в помещении морга холодильная установка. 20.08.2014 между ГБУЗ «Зейская больница» и ИП <П…> заключен договор аренды помещения в морге для размещения холодильной установки сроком на один месяц. При этом ИП <П..> доступа в помещение морга не имел, фактическая эксплуатация холодильной установки осуществлялась работниками морга, в том числе, прием и выдача тел, ведение журнала выдачи тел. Денежные средства за хранение тел в холодильной камере в кассу ГБУЗ «Зейская больница» не поступали. 09.12.2014 холодильная установка передана ИП <П..> в безвозмездное пользование ГБУЗ «Зейская больница» до решения вопроса со строительством ритуального зала.

На дополнительные вопросы комиссии представитель ГБУЗ «Зейская больница» пояснил, что акты оказанных услуг, предусмотренные договором о безвозмездной транспортировке тел умерших от 01.10.2013, не составлялись; сведения о количестве тел умерших, вывезенных из отделений больницы в морг, отсутствуют; отметки о том, кем произведен вывоз тела из отделения больницы в морг, не делаются; вызов организации для вывоза тела из отделения больницы осуществляется работниками больницы по телефону; по вопросу о порядке оплаты гражданами услуг ИП <П..> по хранению тел умерших в принадлежащей ему холодильной установке, пояснить затруднился.

В ходе заседания комиссии ИП <П..> пояснил следующее.

Договор от 01.10.2013 на оказание услуг по безвозмездной транспортировке тел умерших из отделений больницы в морг между ИП <П..> и ГБУЗ «Зейская больница» заключен по инициативе ИП <П..> в целях повышения деловой репутации предпринимателя. В дальнейшем иные организации, осуществляющие деятельность в сфере похоронного дела, также изъявили желание осуществлять безвозмездно вывоз тел умерших из отделений больницы в морг, в 2015 году, помимо ИП <П..> такие договоры заключены ГБУЗ «Зейская больница» с МУП «Ритуальные услуги». В связи с тем, что холодильное оборудование в морге вышло из строя, между ИП <П..> и ГБУЗ «Зейская больница» достигнута договоренность о том, что ИП приобретает за счет собственных средств холодильное оборудования для морга, а ГБУЗ «Зейская больница» предоставляет ИП <П..> право на строительство ритуального зала на территории больницы после согласования с министерством здравоохранения Амурской области и проведения необходимых процедур. ИП <П..> за свой счет приобретено холодильное оборудование стоимостью 300 тысяч рублей и установлено в помещении морга, после чего 20.08.2014 с ГБУЗ «Зейская больница» заключен договор аренды помещения в морге сроком на один месяц. Помещение тел умерших в холодильную установку и выдача тел осуществлялась в присутствии <П..> или по согласованию с ним. Клиентам, приобретающим ритуальные услуги у ИП <П..> услуги по вывозу умершего в морг и хранение тела в холодильной камере предоставлялось бесплатно, с иных клиентов взималась плата в размере 600 рублей в сутки. Вместе с тем, за время действия договора аренды затраты на приобретение холодильной установки в полном объеме не окупились. После окончания договора аренды холодильная установка передана в безвозмездное пользование ГБУЗ «Зейская больница» до решения вопроса со строительством ритуального зала.

 

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к следующим выводам.

 

ГБУЗ «Зейская больница» на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание оздоровительного комплекса, расположенное по адресу: г. Зея, ул. Гоголя, 5, литер 15, в котором располагается патологоанатомическое отделение и морг.

01.10.2013 между ГБУЗ «Зейская больница» (заказчик) и ИП <П..> (исполнитель) заключен договор № 1 на безвозмездную транспортировку трупов для нужд больницы, согласно которому исполнитель обязуется безвозмездно оказывать заказчику услуги по транспортировке умерших граждан из отделений ГБУЗ «Зейская больница» в морг.

20.08.2014 между ГБУЗ «Зейская больница» (арендодатель) и ИП <П..> (арендатор) заключен договор аренды № 03/14-а, согласно которому арендатору во временное владение и пользование передана часть помещения в морге для размещения холодильного агрегата, сроком с 20.08.2014 по 20.09.2014.

Согласно пояснениям ГБУЗ «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» 17 августа 2014 года принадлежащий больнице холодильный агрегат для хранения трупов в морге вышел из строя.

Согласно пояснениям ИП <П..>, в связи с выходом из строя холодильного оборудования в морге ГБУЗ «Зейская больница» им на собственные средства приобретено и установлено в морге больницы новое холодильное оборудование, заключен договор аренды помещения в морге.

Как следует из материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле, после выхода из строя принадлежащего ГБУЗ «Зейская больница» холодильного оборудования, то есть в период с 17.08.2014 по 20.08.2014, между ГБУЗ «Зейская больница» и ИП <П..>  достигнуто соглашение, согласно которому ИП за счет собственных средств приобретается и устанавливается в морге больницы холодильное оборудование для хранения тел умерших, а ГБУЗ «Зейская больница» предоставляет ИП <П..> право на размещение ритуального зала на территории больницы.

В целях реализации указанного соглашения ИП <П..> за счет собственных средств приобретено холодильное оборудование (холодильный агрегат LG C12 LHG 2013 г/в, охладитель Air cooler марки DE-1.4/7.5 2013 г/в), которое размещено в помещении морга.

В целях размещения вышеуказанного оборудования сторонами заключен договор аренды от 20.08.2014 № 03/14-а, согласно которому в пользование арендатору передано помещение в морге площадью 7 кв.м.  

09.12.2014 между ГБУЗ «Зейская больница» и ИП <П..> заключен договор безвозмездного пользования, согласно которому вышеуказанное холодильное оборудование передано в пользование ГБУЗ «Зейская больница» на срок до 30.06.2015.

Как следует из пояснения лиц, участвующих в деле, вопрос о предоставлении ИП <П..> прав на размещение ритуального зала в настоящее время не решен.

Пунктом 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 18 части 4 Закона «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон «О похоронном деле») закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.

Вместе с тем, Закон о похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, а также иные связанные с ними услуги, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Таким образом, рынок ритуальных услуг и услуг по погребению является конкурентным.

Согласно информации, представленной администрацией г. Зеи, на территории муниципального образования деятельность по оказанию ритуальных услуг оказывают следующие хозяйствующие субъекты:

- МУП «Ритуальные услуги» (обладает статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела);

- ИП <П..> (похоронная служба «Ритуал»);

- ИП <Е..>;

- <Я..> («Ритуальные услуги»).

Соглашение между ГБУЗ «Зейская больница» и ИП <П...>, согласно которому указанному предпринимателю будет предоставлено право на размещение ритуального зала на территории больницы, могло привести к ограничению конкуренции на рынке похоронных услуг г. Зея, в том числе, путем создания для ИП <П..> преимущественных условий для оказания услуг по предоставлению ритуального зала и связанных с ними услуг.

 

В соответствии со статьей 8 Закона «О похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

- выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

- предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;

- оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

- исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

В ходе реализации вышеуказанного соглашения, в частности после подписания сторонами договора аренды от 20.08.2014 № 3/14-а, ИП <П..> было предоставлено право осуществлять деятельность по приему и хранению тел умерших в морге, выдаче тел умерших для дальнейшего захоронения.

При этом, как следует из материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле, безвозмездное хранение тел умерших в морге было обусловлено дальнейшим приобретением у ИП <П..> других похоронных услуг. В иных случаях за услуги по хранению тел умерших в морге взималась плата в размере 600,0 рублей в сутки.

В то же время в указанный период иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере похоронного дела, были лишены возможности находиться на территории морга, в том числе, при выдаче тел умерших, а также не могли обеспечить безвозмездное хранение тел умерших в морге.

Между тем, возможность безвозмездного хранения тела умершего в морге при прочих равных обстоятельствах является существенным фактором при выборе законными представителями умерших организаций (предпринимателей), оказывающих ритуальные услуги, услуги по погребению.

Как следует из представленного в Амурское УФАС России журнала поступления и выдачи тел умерших, в период с 19.08.2014 по 31.12.2014 из морга выдано 188 тел умерших, из которых согласно графе «ФИО лица, которому выдано тело» ИП <П..>, а также организации «Ритуал» выдано 50 тел умерших, МУП «Ритуальные услуги» - 5 тел умерших. Сведения о выдаче тел умерших иным хозяйствующим субъектам, оказывающим ритуальные услуги, в журнале отсутствуют.

Указанное свидетельствует, что достигнутое между ГБУЗ «Зейская больница» и ИП <П..> соглашение привело/могло привести к ограничению конкуренции на рынке похоронных услуг г. Зея.

Комиссией также отмечается, что при реализации достигнутого с ИП <П..> соглашения ГБУЗ «Зейская больница», минуя определенные законодательством Российской Федерации процедуры закупок товаров (работ, услуг), приобретено право безвозмездного пользования холодильным оборудованием, предназначенным для обеспечения нужд учреждения по хранению тел умерших в морге.

Таким образом,  заключение ГБУЗ  «Зейская больница» и ИП <П..> вышеуказанного соглашения привело/могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг в сфере похоронного дела г. Зея.

 

Исходя из вышеизложенного, комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия ГБУЗ «Зейская больница» и ИП <П..> являются нарушением пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции».

 

Изучив имеющиеся в материалах дела документы и сведения, комиссия не усматривает необходимости в выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

  Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова», ИП <П..>, выразившегося в заключении указанными лицами соглашения, которое привело/могло привести к ограничению конкуренции на рынке похоронных услуг г. Зея, нарушающими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Производство по делу прекратить.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

 

 

Председатель комиссии                                                                              

 

Члены комиссии                                                                             

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны