Решение №02-499-э о прекращении рассмотрения дела по признакам нарушения ОАО «... от 10 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «28» января 2021 года

В полном объеме решение изготовлено «10» февраля 2021 года

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>, <…>, <…>, <…>;

рассмотрев дело № А-10/16 2018 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» в лице Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» (далее – ОАО «РЖД») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в нарушении сроков согласования заявок АО «Туранлес» на перевозку грузов, в присутствии представителя ответчика - ОАО «РЖД» - <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление АО «Туранлес» на действия ОАО «РЖД» по вопросу частичного отказа в согласовании заявок на перевозку грузов в прямом международном сообщении, нарушения сроков рассмотрения заявок.

По результатам рассмотрения указанного заявления приказом Амурского УФАС России от 13.09.2018 № 122 в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело № А-10/16 2018 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Определением комиссии Амурского УФАС России от 03.10.2018 рассмотрение дела № А-10/16 2018 приостановлено на срок до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу № А04-7809/2018.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 27.12.2019 по делу № А04-7809/2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.07.2020 признано незаконным решение Амурского УФАС России от 29.08.2018 по делу № А-10/07 2018. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2020 № 303-ЭС20-14808 отказано в передаче кассационной жалобы Амурского УФАС России для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В связи с вступлением в законную силу судебных актов по делу № А04-7809/2018 рассмотрение дела № А-10/16 2018 определением от 30.12.2020 возобновлено, рассмотрение назначено на 28.01.2021 в 10 часов 00 минут.

В заседание Комиссии 28.01.2021 АО «Туранлес» явку своего представителя не обеспечило, уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела. Комиссией принято решение о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Ранее в рамках рассмотрения дела АО «Туранлес» письмом от 26.09.2018 № 831 пояснило, что на дату подготовки письма претензий к ответчику по согласованию заявок на перевозку грузов не имеется, заявки согласовываются в установленные сроки. Предполагаемые штрафные санкции отозваны, контракты на поставку лесопродукции не расторгнуты и продолжают исполняться.

03.10.2018 в ходе заседания комиссии представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в письменной позиции по делу, пояснила, что общество не нарушало антимонопольное законодательство. В соответствии с протоколом совещания представителей железных дорог и внешнеторговых организаций от 02.03.2018 (г. Варшава), осуществляется месячное планирование перевозок грузов в международном сообщении. Для согласования заявок АО «Туранлес» ОАО «РЖД» направляло телеграммы в Китайские железные дороги, ответ был получен только 27.03.2018, далее в течение 3 дней заявки рассматривались ОАО «РЖД» и были согласованы 30.03.2018. Кроме того, несмотря на частичное согласование заявок, АО «Туранлес» допущен недогруз, что свидетельствует о завышении заявителем необходимых объемов грузов. Сокращение объемов заявок обусловлено ограниченной пропускной способностью станции Гродеково. Определение объемов грузов осуществляется исходя из предыдущих объемов перевозок.

В письменных пояснениях по делу от 25.012021 № 805-ДТЦФТО ответчик, ссылаясь на нормы международного права, указывает на необходимость предварительного согласования с китайской железной дорогой планируемого к осуществлению перевозок в международном сообщении объема грузов, что обуславливает сроки рассмотрения и согласования перевозчиком заявок грузоотправителей за пределами сроков, установленных статьей 11 Устава железнодорожного транспорта. Кроме того, ответчик отметил, что планирование перевозок осуществляется не только при перевозках с территории России в КНР (экспортные перевозки), но и при перевозках из других стран через Россию в КНР (транзитные перевозки).

Таким образом, срок и результат согласования заявки зависит не только от ОАО «РЖД», но и от других железнодорожных администраций, а процесс планирования детально регламентирован международными нормами и требует координации нескольких железнодорожных администраций нескольких стран, а именно: ежемесячный план перевозок, в который включаются поданные грузоотправителями заявки, формируется и согласовывается в период с 15 по 25 числа месяца, предшествующего месяцу планируемой погрузки.

В соответствии с пунктом 3.1.3. Протокола ОАО «РЖД», руководствуясь сроками подачи и действия заявок ф. ГУ-12, осуществило месячное планирование перевозок грузов, в том числе через пограничный станцию Гродеково (Экспортная), в основной объем которых вошли заявки АО «Туранлес» ф. ГУ-12 № 0029511672, 0029511772, 0029511848, 0029511915, 0029511958, 0029512005.

Согласно Протоколу ОАО «РЖД» направлены в адрес КЖД запросы от 19.03.2018 № ЦФТОПВ-3/16 и от 20.03.2018 № ЦФТОПВ-3/16 (представлены в территориальный антимонопольный орган с ответом от 27.09.2018 № 12534/ДТЦФТО). Ответ по согласованию объемов перевозки грузов, в том числе и по указанным заявкам АО «Туранлес», направлен КЖД 27.03.2018 (представлен в территориальный антимонопольный орган с ответом от 27.09.2018 № 12534/ДТЦФТО).

После соответствующей обработки ответа КЖД заявки АО «Туранлес» согласованы ОАО «РЖД» 30.03.2018 (время обработки, в том числе, вызвано необходимостью учета изменения объемов перевозки китайской стороной, а также разницей часовых поясов между Москвой и Пекином).

Заявки АО «Туранлес» ф. ГУ-12 № 0029511848 и № 0029511772 согласованы ОАО «РЖД» полностью.

При этом, ответчик отметил, что по заявкам ф. ГУ-12 № 0029511848, 0029511772, 0029511672, 0029511915, 0029511958, 0029512005 заявителем допущено частичное невыполнение принятых заявок, что явилось основанием для возникновения ответственности грузоотправителя по статье 94 Устава.

Так, в соответствии с учетными карточками (представлены в территориальный антимонопольный орган с ответом от 27.09.2018 № 12534/ДТЦФТО) по указанным заявкам АО «Туранлес» недогружено: № 0029511848- 109 тонн; № 0029511772 - 549 тонн; №0029511672- 111,6 тонн; № 0029511915 - 264,1 тонн; № 0029511958 - 440,3 тонн; № 0029512005 - 16,4 тонн.

Таким образом, по совокупности указанных выше заявок АО «Туранлес» с учетом технической и технологической возможности инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе пограничного перехода Гродеково - Суйфэньхэ, ОАО «РЖД» согласовано к перевозке 6265 тонн лесных грузов, при этом недогружено - 1490,4 тонн.

В рассматриваемом в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства № А-10/162/2018 случае обстоятельства аналогичны обстоятельствам дела № А-10/07 2018, решение и предписание по которому признаны недействительными Арбитражным судом Амурской области, дело № А04-7809/2018.

Ссылаясь на судебные акты по делу № А04-7809/2018, ответчик указал, что судами первой, апелляционной и кассационной инстанций по данному делу было установлено, что спорные правоотношения регулируются нормами не только национального, но и международного права, которыми установлен особый порядок рассмотрения и согласования объемов перевозок грузов в международном сообщении, кроме того, установлено, что действия ОАО «РЖД», как занимающего доминирующее положение, в рассматриваемом случае являются добросовестными, поскольку все заявки общества «Белвуд» были согласованы для перевозки в ближайшее время, отказов в согласовании заявок на перевозку грузов допущено не было, рассмотренные действия ОАО «РЖД» не привели к ущемлению интересов общества «Белвуд» в сфере предпринимательской деятельности.

Соответственно и действия ОАО «РЖД», являющиеся предметом рассмотрения территориального антимонопольного органа в рамках дела № А-10/162/2018, являются добросовестными, обусловлены нормами как внутреннего, так и международного права и не имеют цели по ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц и АО «Туранлес».

В связи с изложенным ответчик простит прекратить производство по делу № А-10/162/2018 в связи с отсутствием в действиях ОАО «РЖД» нарушения антимонопольного законодательства.

В заседании Комиссии 28.01.2021 представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в пояснениях от 25.012021 № 805-ДТЦФТО, считает, что в действиях ответчика отсутствует нарушение антимонопольного законодательства. Следует отметить, что заявки АО «Туранлес» поступали 15.03.2018, 2 из них были согласованы в полном объеме, остальные частично. Но по всем заявкам имелся недогруз по вине заявителя. При согласованном объеме 6265 тонн груза был допущен недогруз в размере 1490 тонн. Таким образом, и со стороны заявителя допускается злоупотребление правом, отсутствовала необходимость заявки такого объема груза. Емкость погранперехода в Гродеково тоже ограничена, и он не может перерабатывать все заявленные объемы. В материалы дела представлены согласования и с китайской стороны. На вопросы Комиссии пояснила, что как заявитель, так и иные грузоотправители периодически допускают завышение заявляемых к перевозке объемов. В соответствии со статьей 96 Устава железнодорожного транспорта в таких случаях подлежит назначению штраф за невыполнение заявки. В настоящее время работа по заявкам осуществляется как и ранее аналогичным способом.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Амурского УФАС России установлены следующие обстоятельства по делу.

15.03.2018 АО «Туранлес» поданы заявки № № 0029511672, 0029511772, 0029511915, 0029511958, 0029512005, 0029511848 перевозчику (Дальневосточная железная дорога – филиал ОАО «РЖД») на перевозку грузов в прямом международном сообщении (Китай, через ст. Гродеково), срок действия с 01.04.2018 по 30.04.2018, станции отправления Шахтаум, Иса Амурской области.

Указанные заявки в день их поступления (15.03.2018) согласованы Дальневосточной железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД».

После согласования заявок АО «Туранлес» Дальневосточной железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД» дальнейшее их рассмотрение и согласование производилось Центром фирменного транспортного обслуживания – филиалом ОАО «РЖД».

Все вышеуказанные заявки согласованы 30.03.2018, при этом заявки №№ 0029511672, 0029511915, 0029511958, 0029512005 согласованы частично со ссылкой на пункт 10 приказа Минтранса России от 06.09.2010 № 192.

Антимонопольные требования к деятельности хозяйствующих субъектов определены Законом «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Как следует из положений статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», железнодорожные перевозки относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, ОАО «РЖД», осуществляющее железнодорожные перевозки, занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке, на деятельность ОАО «РЖД» распространяются требования и ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, урегулированы Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта).

В соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта, для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Заявки представляются не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты.

При отправлении грузов с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка представляется перевозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем указанного железнодорожного пути необщего пользования.

Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.

Перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки в случае:

- введения согласно статье 29 настоящего Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;

- отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки;

- обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

- отсутствия железнодорожного подвижного состава, контейнеров, принадлежащих перевозчику и необходимых для осуществления перевозок;

- в ином случае, предусмотренном настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами.

В этих случаях перевозчик возвращает заявку с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов.

Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки, в необходимых случаях согласовывает их с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, операторами морских терминалов, железными дорогами иностранных государств и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты, и возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования.

Владелец инфраструктуры имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки в случае:

- отсутствия между ними договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры;

- отказа организаций смежных видов транспорта в согласовании заявки;

- отказа железных дорог иностранных государств в согласовании заявки;

- отказа других владельцев инфраструктур в согласовании заявки;

- введения согласно статье 29 настоящего Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования грузов;

- обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

- в ином случае, предусмотренном настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами.

В указанных случаях владелец инфраструктуры возвращает перевозчику заявку с указанием причин отказа.

Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Заявка в случае отказа в ее согласовании возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации с обоснованием причин отказа.

Из вышеуказанных положений следует, что максимальный срок согласования заявки перевозчиком не должен превышать 2 дней, владельцем инфраструктуры – 10 дней, общий срок согласования заявки не должен превышать 12 дней. В указанный срок в адрес грузоотправителя должна быть возвращена согласованная заявка либо мотивированный отказ в согласовании заявки.

Вышеуказанные заявки АО «Туранлес» согласованы ОАО «РЖД» 30.03.2018, то есть с нарушением установленных сроков. Кроме того, заявки №№ 0029511672, 0029511915, 0029511958, 0029512005 согласованы ОАО «РЖД» частично, со ссылкой на отсутствие технической и технологической возможности перевозки.

В связи с этим в рассматриваемых действиях ОАО «РЖД» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и возбуждено дело № А-10/16 2018.

Вместе с тем в рамках рассмотрения дела № А04-7809/2018 по заявлению «РЖД» к Амурскому УФАС России о признании недействительными решения и предписания от 29.08.2018 по делу № А-10/07 2018, которыми действия ОАО «РЖД», выразившиеся в нарушении сроков согласования заявок ООО «Белвуд» на перевозку грузов железнодорожным транспортом, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ответчику установлено требование устранить нарушение, Арбитражный суд Амурской области в решении от 27.09.2019 установил следующие обстоятельства.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», оценка добросовестности поведения доминирующего хозяйствующего субъекта дается с позиций разумности и обоснованности применения им рыночной силы при использовании гражданских прав. При оценке злоупотребления доминирующим положением, в частности, надлежит определять были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав.

Согласно нормам Соглашения о международном грузовом железнодорожном сообщении 1951 года (действует с 01.11.1951) - международного межведомственного соглашения, заключенного министерствами, ведающими железнодорожным сообщением, в следующих странах: Азербайджан, Албания, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, КНДР, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Польша, Россия, Словакия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, установившего прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов по железным дорогам указанных выше стран, преддоговорное согласование перевозок осуществляется до заключения договора перевозки в следующем порядке: - между отправителем и договорным перевозчиком - в соответствии с национальным законодательством; - между договорным и последующими перевозчиками - в соответствии с согласованным ими порядком.

В соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную заявку на перевозку грузов с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений.

В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней. Заявки на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщении представляются не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов. Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщении в срок, не более чем десять дней. Владелец инфраструктуры имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки в случае: отсутствия между ними договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры; отказа организаций смежных видов транспорта в согласовании заявки; отказа железных дорог иностранных государств в согласовании заявки; отказа других владельцев инфраструктур в согласовании заявки; введения согласно статье 29 настоящего Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования грузов; обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки; в ином случае, предусмотренном настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами.

В указанных случаях владелец инфраструктуры возвращает перевозчику заявку с указанием причин отказа.

Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Заявка в случае отказа в ее согласовании возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации с обоснованием причин отказа. Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке. Порядок и способ уведомления перевозчиком грузоотправителя, осуществляющей перевалку грузов организации о принятии заявки или об отказе в перевозке устанавливаются по соглашению сторон.

Из вышеуказанных положений следует, что срок действия заявки может составлять не более 45 дней, в прямом международном сообщении заявка подается не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов, максимальный срок согласования заявки перевозчиком не должен превышать 2 дней, владельцем инфраструктуры - 10 дней, общий срок согласования заявки не должен превышать 12 дней.

Общество «Белвуд» подавало акционерному обществу «РЖД» заявки на перевозку грузов в прямом международном сообщении (станция отправления – Белогорск-2, пункт назначения - Китай, через станцию Гродеково).

Как пояснял в судебном заседании представитель акционерного общества «РЖД» поскольку в данном случае рассматриваются отношения между обществом «Белвуд» (грузоотправителем) и акционерным обществом «РЖД», выступающим одновременно и перевозчиком и владельцем инфраструктуры на территории России, по согласованию перевозок в прямом международном сообщении (станция отправления – Белогорск-2 через станцию Гродеково) с пунктом назначения – Китай с участием перевозчиков иностранного государства, то подлежат применению в совокупности, как законодательство Российской Федерации, так и согласованный с Китайской Народной Республикой соответствующий порядок согласования перевозок.

Суд посчитал эту позицию акционерного общества «РЖД» согласующейся с положениями статьи 11 Устава железнодорожного транспорта, согласно которым владелец инфраструктуры рассматривает представленные заявки путем согласования их с железными дорогами иностранных государств.

При этом суд указал, что акционерное обществе «РЖД» ссылается на положения Советско-китайского пограничного железнодорожного соглашения 1951 года, заключенного Министерством путей сообщения СССР и Министерством железных дорог Китайской Народной Республики, а также протоколов совещания представителей железных дорог, соответственно от 03.03.2017, от 02.03.2018, по смыслу которых пассажирские и грузовые перевозки между пограничными станциями, к которым отнесена станция Гродеково, осуществляется поездами, порядок формирования которых согласовывается обеими сторонами. Для приема и отправления указанных поездов на пограничных станциях выделяются специальные пути. Движение поездов на пограничных перегонах производится по графику и расписанию, взаимно согласованным управлениями пограничных железных дорог обеих сторон.

Порядок согласования объемов перевозок внешнеторговых грузов и условий их осуществления устанавливается центральными органами железнодорожного транспорта Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Управления пограничных железных дорог обеих сторон на основании месячных планов перевозки импортных, экспортных и транзитных грузов к 25-му числу каждого месяца согласовывают на следующий месяц среднесуточные нормы передачи всех грузов в тоннах и вагонах с одной стороны в другую (пункты 14.4.1, 14.4.2 Советско-китайского пограничного железнодорожного соглашения 1951 года).

Для разрешения вопросов, связанных с выполнением Соглашения, договаривающиеся стороны созывают один - два раза в год смешанные пограничные железнодорожные комиссии представителей железных дорог обеих сторон (пункт 22.1 Советско-китайского пограничного железнодорожного соглашения 1951 года).

Протоколами совещаний представителей железных дорог от 03.03.2017, от 02.03.2018 урегулировано, что в целях осуществления беспрепятственной передачи поездов с внешнеторговыми грузами через пограничные переходы стороны осуществляют месячное планирование перевозок грузов. Объемы перевозок внешнеторговых грузов ежемесячно передаются для согласования телеграммами, факсом или по электронной почте между центральными органами железных дорог, участвующих в перевозке, по установленной номенклатуре грузов не позднее, чем за 10 суток до начала планируемого месяца. Ответы о принимаемых объемах перевозок должны сообщаться в течение трех суток после поступления запроса. Грузы, которые не предусматривались к перевозке через пограничные станции планом, а также грузы, предъявляемые к перевозке в результате дополнительных контрактов, могут быть приняты к перевозке только после получения согласия на их прием от железных дорог, участвующих в перевозке. В соответствии с согласованными месячными объемами перевозок грузов и дополнительными заявками на перевозку отдельных грузов пограничные станции должны обеспечить беспрепятственный прием и исключить случаи необоснованного отказа в приеме согласованных объемов грузов.

Кроме того, суд учел, что акционерным обществом «РЖД» одновременно с перевозками из России в Китайскую Народную Республику обеспечивается железнодорожное движение грузов из «третьих» стран в «третьи» страны транзитом, в том числе из стран Содружества независимых государств (далее – СНГ) по территории России в Китайскую Народную Республику. Советом по железнодорожному транспорту стран СНГ утвержден Порядок планирования перевозок грузов железными дорогами государств - участников СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (протокол от 18-19 октября 2001 года № 30), в соответствии с которым для удовлетворения потребностей грузоотправителей в перевозках грузов, разработки месячных нормативов использования грузовых вагонов и контейнеров при межгосударственных перевозках и в целях исключения задержек вагонов на межгосударственных стыковых пунктах железнодорожными администрациями государств, осуществляется месячное планирование перевозок грузов. Месячное планирование перевозок грузов в прямом (местном), прямом смешанном и международном железнодорожных сообщениях осуществляется по установленной номенклатуре на основе заявок на перевозку грузов, развернутых планов. Железнодорожные администрации, железные дороги Российской Федерации формируют проекты планов перевозок по номенклатуре грузов и родам подвижного состава и не позднее, чем за 10 дней до начала планируемого месяца передают их через ГВЦ МПС России для формирования сводного сетевого плана перевозки грузов. Данным актом определены порядок и сроки согласования планов, включающих объемы перевозок грузов в международном железнодорожном сообщении.

Приведенными правовыми актами фактически согласован порядок совместных действий акционерного общества «РЖД» как перевозчика по территории России и железных дорог Китайской Народной Республики по беспрепятственному осуществлению железнодорожных перевозок, в том числе грузов, основой обеспечения которых является ежемесячное (до 20-го числа месяца) планирование перевозок на основе подаваемых грузоотправителями заявок, включаемых в планы, что производится в установленные сторонами сроки. Исходя из положений вышеуказанных актов, заявки грузоотправителей могут быть согласованы только после включения их в соответствующий план перевозок, подлежащий согласованию в установленном порядке с железными дорогами КНР.

ООО «Белвуд» выступило грузоотправителем лесоматериалов, а общество «РЖД» - перевозчиком и владельцем инфраструктуры. Обществом «Белвуд» были поданы заявки на перевозку грузов в прямом международном сообщении (станция отправления – Белогорск-2, пункт назначения - Китай, через станцию Гродеково), в том числе:

- заявка от 02.11.2017 № 0028984677, сроком действия с 01.12.2017 по 31.12.2017, график погрузки (отправки) – в период с 01.12.2017 по 25.12.2017, всего 50 вагонов, согласована перевозчиком 27.11.2017, с учетом порядка согласования перевозчиками объемов перевозки, грузоотправителю согласована в пределах установленных сроков на следующий планируемый месяц;

- заявка от 05.12.2017 № 0029105693, сроком действия с 01.01.2018 по 31.01.2018, график погрузки (отправки) – в период с 02.01.2018 по 28.01.2018, всего 80 вагонов, 14 А04-7809/2018 согласована перевозчиком 27.12.2017 с учетом порядка согласования перевозчиками объемов перевозки, грузоотправителю согласована в пределах установленных сроков на следующий месяц;

- заявка от 09.01.2018 № 0029216873, сроком действия с 01.02.2018 по 28.02.2018, график погрузки (отправки) – в период с 01.02.2018 по 26.02.2018, всего 80 вагонов, заявка согласована частично перевозчиком 29.01.2018 с учетом порядка согласования перевозчиками объемов перевозки, грузоотправителю согласована в пределах установленных сроков на следующий планируемый месяц.

Заявки: - от 29.12.2017 № 0029201931, сроком действия с 15.01.2018 по 31.01.2018, график погрузки (отправки): 16.01.2018 - 9 вагонов, 17.01.2018 - 1 вагон, 18.01.2018 - 1 вагон (всего 11 вагонов), согласована перевозчиком 23.01.2018;

- от 09.01.2018 № 0029216879, сроком действия с 24.01.2018 по 31.01.2018, график погрузки (отправки): 26.01.2018 – 9 вагонов, 27.01.2018 – 1 вагон, согласована перевозчиком 28.01.2018.

Эти заявки получены перевозчиком после согласования с китайской железной дорогой плановой перевозки на январь 2018 года и обосновано рассматривались перевозчиком как заявки на дополнительный объем перевозок. В конечном итоге были согласованы с отгрузкой в январе 2018 года.

Таким образом, на основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что согласование заявки в отношении перевозки грузов в прямом международном сообщении между грузоотправителем и перевозчиком не возможно без учета порядка планирования перевозок, установленных Советско-китайским пограничным железнодорожным соглашением 1951 года, протоколами совещаний представителей железных дорог от 03.03.2017, от 02.03.2018, Порядком планирования перевозок грузов железными дорогами государств - участников СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (протокол от 18-19 октября 2001 года № 30). В противном случае отсутствие планирования перевозок грузов в международном сообщении может привести к заторам железнодорожных путей на приграничной территории. А действия акционерного общества «РЖД», как занимающего доминирующее положение в рассматриваемом случае являются добросовестными, поскольку все заявки общества «Белвуд» были согласованы для перевозки в ближайшее время, отказов в согласовании заявок на перевозку грузов допущено не было, рассмотренные действия акционерного общества «РЖД» не привели к ущемлению интересов общества «Белвуд» в сфере предпринимательской деятельности.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 27.12.2019 по делу № А04-7809/2018 требования ОАО «РЖД» удовлетворены. Данное решение, как указано выше, оставлено без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.07.2020.

Поскольку рассмотренные в рамках дела № А04-7809/2018 действия ОАО «РЖД» в отношении ООО «Белвуд» и установленные по делу обстоятельства аналогичны рассматриваемым по настоящему делу действиям ОАО «РЖД» и обстоятельствам, регламентируются одними и теми же нормами права, в том числе международного, Комиссия полагает необходимым при рассмотрении настоящего дела исходить из позиции, изложенной арбитражным судом в решении от 27.12.2019 по делу № А04-7809/2018.

При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае действия ОАО «РЖД» при рассмотрении заявок АО «Туранлес» №№ 0029511672, 0029511772, 0029511915, 0029511958, 0029512005, 0029511848 следует признать добросовестными, совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав в рамках регламентирующих отношения по перевозкам железнодорожным транспортом в международном сообщении норм права, следовательно, такие действия не могут быть рассмотрены в качестве злоупотребления со стороны ответчика своим доминирующим положением на рынке железнодорожных перевозок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения рассмотрения настоящего дела.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № А-10/16 2018 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии: <…>

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны