Письмо №НГ/2356/24 Определение о возбуждении дела № 028/05/5-442/2024 от 13 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 028/05/5-442/2024

ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«11» июня 2024 года г. Благовещенск

 

Председатель Комиссии Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе – заместитель руководителя Амурского УФАС России Горячева Н.В., рассмотрев материалы по факту распространения рекламы с признаками нарушения требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России 14.05.2024г. из Прокуратуры г. Благовещенска поступило обращение физического лица (вх. от 14.05.2024 № 2615/24) о признаках нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее также – Закон «О рекламе»), что выразилось в размещении рекламы с откровенным нецензурным подтекстом.

 

 

Рис. 1

 

В целях отнесения рассматриваемой информации к рекламе Амурским УФАС России направлен запрос членам Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Амурском УФАС России (далее также – Экспертный совет) (исх. от 20/05/2024 № АД/1987/24) об участии в заседании Экспертного совета (в заочном формате) согласно повестке:

На основании пункта 1.1 Положения об Экспертном совете по применению законодательства о рекламе при Амурском УФАС России, утвержденного приказом Амурского УФАС России от 25.11.2020 № 139/1, Экспертный совет образован в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе на территории Амурской области, а также выработки предложений по его совершенствованию.

В повестку заочного заседания Экспертного совета включен следующий вопрос:

  1. Оценка членами Экспертного совета рекламной информации, размещенной внутри салона автобуса, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки в г. Благовещенске по маршруту «13», на наличие/отсутствие в ней признаков нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Членам Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Амурском УФАС России было направлено изображение рекламной информации, которое было необходимо рассмотреть и оценить согласно повестке заседания.

При оценке полученных мнений по пункту 1 повестки заседания были получены следующие результаты: 100 % респондентов считают, что рассматриваемую информацию можно отнести к рекламе.

По пункту 2 повестки заседания были получены следующие результаты: 100 % респондентов полагают, что в данной рекламе содержатся слова (в частности, Ёбидоёби), похожие на бранные, что может нарушать часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 4.8.2 Положения об экспертном совете по применению законодательства о рекламе при Амурском УФАС России, решения Экспертного совета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в голосовании.

Все члены Экспертного совета, принявшие участие в голосовании, считают, что наружная информация, размещенная внутри салона автобуса, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки в г. Благовещенске по маршруту «13», отвечают законодательному определению «реклама», а также в ней усматриваются признаки нарушения Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Частью 6 статьи 5 закона «О рекламе» не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно словарно-справочной литературе, ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) - сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Выделяются понятия ненормативной лексики и табуированной (обеденной) лексики. Одной из разновидностей обеденной лексики в русском языке является русский мат (наиболее грубая разновидность ненормативной лексики).

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления. К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности Русский мат - бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенные преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений.

Матерными считаются высказывания состав которых входят слова, образованные от матерных корней (список таких корней определяется по опросам носителей языка и традиционно содержит от четырех до семи общеизвестных корней). Слова, образованные от данных четырех слов, начинающихся на «х», «п», «е», «б», также считаются нецензурными.

Национальным исследовательским университетом «В», Институтом конкурентной политики и регулирования рынков был проведен, семантический анализ слова «Ебидоеби» с целью отнесения (не отнесения) последнего к бранным словам.

При анализе рекламы по доставке суши и роллов «Ебидоеби» экспертами настоящего заключения установлено, что указанное обозначение передает русскими буквами японский текст (фразу на японском языке) «День недели – суббота». «Ебидоеби», хотя полностью не соответствует русскому сквернословию и не воспроизводит целиком мат, является сложным образованным от матного слова (еб.../еб...), в котором дважды повторяется один их четырех самых распространенных матерных корней (еб/еб).

Следовательно, выражение «Ебидоеби» может восприниматься как завуалированная форма нецензурного, непристойного слова, употребляемого в ненормативной лексике и образовано от матерного корня и общеизвестного слова, начинающегося на букву «е», относящегося к нецензурным словам.

Вместе с тем анализируемое словесное обозначение содержит буквы «е» и «б», которые следуют друг за другом. Последовательность данных букв образует корень многочисленных бранных слов.

Исходя из изложенного, в рекламе «Ёбидоеби Sushi&Rolls ебидоеби.рф 8 800 333 33 23 Организатор ИП Ермошин Юрий Александрович ИНН 280116421597 ОГРН 320237500087376 Будь самой джуси на тусе Набор «Суши Самка» Трюфель Манго-чили Лемонграсс» использована умышленная двусмысленность, вызывающая у потребителей ассоциацию с нецензурными, непристойными, оскорбительными выражениями.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе», по делам о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется.

Для правильной оценки слов и выражений необходимо учитывать факторы их непосредственного восприятия именно средним российским потребителем. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (п. 28. Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе").

Так, в решении Суда по интеллектуальным правам от 21 сентября 2020 г. по делу № СИП-327/2020 отмечается, что совершенно очевиден и ясен тот факт, что большинство российских потребителей не обладают специальными познаниями в области филологии, лингвистики и поэтому могут воспринимать спорное обозначение как образованное от общеизвестного слова, начинающегося на букву "е" и относящегося к нецензурным словам.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно информации, указанной на рекламном баннере, организатором акции и продавцом по публичной оферте является ИП Ермошин Юрий Александрович (ИНН 280116421597, ОГРН 320237500087376).

В соответствии с выпиской из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Ермошина Ю.А. являются деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (56.10).

В рамках рассмотрения обращения Амурским УФАС России направлен запрос в адрес МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» (от 14.05.2024 № МП/1909/24) о предоставлении договора, заключенного с рекламодателем рассматриваемой рекламы.

16.05.2024 в адрес Амурского УФАС России представлен ответ (исх. от 16.05.2024 № БН, вх. от 16.05.2024 № 2700-ЭП/24), согласно которого представлены копии следующих документов:

1. Договор о размещении информационного материала внутри салона автобуса от 03.07.2023, заключенный между МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275», в лице директора Красильникова Е.В. (арендодатель) и ИП Гребенщиковой Н.П., (арендатор).

Согласно пункта 1.1 части 1 договора, арендодатель предоставляет места внутри автобусов для размещения Арендатором информации формата А-3 в количестве 9 единиц, расположенные на обратной стороне автобусных сидений.

В соответствии с пунктом 2.2 части 2, поле для размещения в рамках указанного договора самостоятельно разработанного информационного материала.

Согласно пункта 2.6 части 2 арендатор несет полную ответственность за содержание и достоверность информации, размещенной в автобусах Арендодателя, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. Дополнительное соглашение № 1 от 04.08.2023 к договору о размещении информационного материала внутри салона автобуса от 03.07.2023.

3. Дополнительное соглашение № 2 от 19.09.2023 к договору о размещении информационного материала внутри салона автобуса от 03.07.2023.

4. Дополнительное соглашение № 3 от 30.04.2024 к договору о размещении информационного материала внутри салона автобуса от 03.07.2023.

5. Платежные поручения: № 46 от 02.10.2023, № 78 от 07.11.2023, № 13 от 08.02.2024, № 28 от 26.02.2024, № 35 от 11.03.2024

Дополнительно Амурским УФАС России направлен запрос ИП Гребенщиковой Н.П. (от 20.05.2024 № МП/1981/24) о предоставлении договора, заключенного с рекламодателем рассматриваемой рекламы.

31.05.2024 в адрес Амурского УФАС России представлен ответ (исх. от 30.05.2024 № БЕН, вх. от 30.05.2024 № 3054-ЭП/24), согласно которого представлены следующие копии документов:

1. Договор оказания услуг № 25/03 от 25.03.2024, заключенный между ИП Ермошиным Ю.А. (заказчик) и ИП Гребещиковой Н.П. (исполнитель).

Согласно пункта 1.1 части 1 договора Исполнитель обязуется по заданию Заказчика разместить рекламно-информационный материал, а Заказчик оплатить оказываемые услуги.

В соответствии с подпунктом 2.1.1. пункта 2.1 части 2 договора, исполнитель обязуется провести необходимые работы и разместить рекламно-информационный материал Заказчика в соответствии со Спецификацией.

Согласно пункта 1 спецификации (приложение № 1) к договору оказания услуг № 25/03 от 25.03.2024 исполнитель размещает предоставленный Заказчиком рекламно-информационный материал сроком на три месяца.

2. Счет на оплату № 78 от 25 марта 2024г.

3. Акт № 77 от 25 марта 2024г.

4. Платежные поручения: № 395 от 04.04.2024, № 557 от 16.05.2024г.

5. Счет на оплату № 101 от 13 мая 2024г.

6. Акт № 100 от 13 мая 2024г.

Амурским УФАС России предварительно установлено, что рекламодателем, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе, является индивидуальный предприниматель Ермошин Юрий Александрович (ИНН: 280116421597, ОГРН: 320237500087376, дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: 11.03.2020) (далее – ИП Ермошин Ю.А.).

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Таким образом, в действиях ИП Ермошина Ю.А. имеются признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

Руководствуясь статьей 33, статьей 36 Закона «О рекламе», пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 028/05/5-442/2024 по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона «О рекламе»:

индивидуальный предприниматель Ермошин Юрий Александрович (ИНН: 280116421597, ОГРН: 320237500087376, дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: 11.03.2020);

- заявитель.

 

3. Назначить дело № 028/05/5-442/2024 к рассмотрению на «12» июля 2024 года на 11 часов 00 минут по адресу: г. Благовещенск, ул. Амурская, 150, этаж 4, каб. 403 (регистрация участников дела с 10 часов 45 минут в каб.411). Время указано местное.

Амурское УФАС России сообщает, что лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе принять участие в заседании Комиссии Амурского УФАС России путем дистанционного подключения в системе TrueConf.

Ссылка для участия в рассмотрении дела 028/05/5-442/2024: https://fas2.tconf.rt.ru/c/1037199176

(ссылку необходимо ввести в Интернет-браузере, дополнительных программ скачивать не требуется).

 

4. ИП Ермошину Ю.А. в срок до «10» июля 2024 года (включительно) представить в Амурское УФАС России по электронной почте (to28@fas.gov.ru) следующие документы и сведения:

1) Копии документов: ИНН, паспортные данные ИП Ермошина Ю.А.

2) Копии договоров (бланков заказа) на оказание услуг по изготовлению и распространению рассматриваемой наружной рекламы (с приложением копии заключенного с рекламораспространителем договора), сведений о стоимости изготовления рекламы, счетов об оплате услуг, и пр.

3) Исчерпывающий перечень мест распространения рекламы, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на радио-, телеканалах.

4) Письменные пояснения о нарушении рекламного законодательства, в том числе требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

5) Иные документы в обоснование своей позиции по делу.

Документы должны быть заверены надлежащим образом и подписаны уполномоченным лицом.

Обращаем Ваше внимание, что информация должна быть исчерпывающей, содержать ответы на каждый поставленный вопрос.

Амурское УФАС напоминает, что непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление заведомо недостоверных сведений (информации), в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо их законных представителей (защитников) обязательна.

Лицам, участвующим в деле, и (или) их представителям (в том числе при дистанционном участии в рассмотрении дела) при себе следует иметь документ, подтверждающий полномочия лица, а также документ, удостоверяющий личность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны