Решение б/н Дело в отношении АО "Дальневосточная генерирующая компания" ... от 16 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 028/01/10-278/2021

 

                                                                                                         г. Благовещенск

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» июля 2021 года

В полном объеме решение изготовлено «16» июля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя комиссии:

<…> – заместителя руководителя управления;

Членов комиссии:

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> – главного специалиста-эксперта указанного отдела,

 

рассмотрев дело № 028/01/10-278/2021 по признакам нарушения АО «Дальневосточная генерирующая компания» в лице филиала «Амурская генерация» (далее – АО «ДГК») пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006         № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в навязывании потребителям г. Благовещенска невыгодных условий договора о предоставлении коммунальных услуг по отоплению (горячему водоснабжению), в части не обеспечения возможности оплачивать коммунальные услуги без взимания комиссии, в присутствии заявителя <…> (паспорт), представителя ответчика <…> (паспорт, доверенность от 31.08.2018           № 51/530),

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России поступили заявления <…> по вопросу отсутствия возможности оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории г. Благовещенска без взимания комиссии.

По результатам рассмотрения указанных заявлений в действиях АО «ДГК» выявлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». В соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции» Амурским УФАС России выдано предупреждение АО «ДГК» от 17.03.2021                № 02-1038-э о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем:

- обеспечения потребителям г. Благовещенска возможности вносить плату за коммунальные услуги по отоплению (горячему водоснабжению) без взимания комиссии;

- доведения до сведения потребителей г. Благовещенска информации о наличии и порядке реализации возможности вносить плату за коммунальные услуги по отоплению (горячему водоснабжению) без взимания комиссии.

В связи с тем, что указанное предупреждение АО «ДГК» не выполнено, приказом Амурского УФАС России от 18.05.2021 № 51 в отношении АО «ДГК» возбуждено дело № 028/01/10-278/2021 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 20.05.2021 рассмотрение дела назначено на 17.06.2021 в 10-00 часов. Определением от 17.06.2021 рассмотрение дела откладывалось на 07.07.2021 в 10-00 часов.

 

В ходе рассмотрения дела комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

Постановлением администрации г. Благовещенска от 30.06.2020 № 2013 АО «ДГК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования город Благовещенск с 01.09.2020.

Согласно пункту 2.2 указанного постановления АО «ДГК» приступает к выполнению функций единой теплоснабжающей организации со дня утверждения тарифа уполномоченным органом.

Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2020 № 165-пр/т установлены тарифы на 2021 год на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией АО «ДГК» на территории г. Благовещенска.

Таким образом, АО «ДГК» приступило к осуществлению функций единой теплоснабжающей организации на территории г. Благовещенска с 01.01.2021.

Согласно пояснениям, представленным письмом АО «ДГК» от 24.02.2021      № 01-23/347 по запросу Амурского УФАС России, оплата квитанций за тепловую энергию возможна в кассах ЕРКЦ ПАО «ДЭК», через сервис «Сбербанк-Онлайн», в кассах и банкоматах Сбербанка, Азиатско-Тихоокеанского банка, Россельхозбанка, Дальневосточного банка, Роял Кредит Банка, Крона-банка, Банка ФК Открытие, а также во всех почтовых отделениях.

В указанных случаях с потребителей взимается комиссия в размере от 1% до 2%.

Оплата без комиссии возможна владельцами дебетовых карт отдельных кредитных организаций, в том числе, Тинькофф Банка, Газпромбанка, Почта Банка.

Согласно представленным АО «ДГК» агентским договорам на оказание услуг по приему платежей от физических лиц, платежным (банковским) агентам предоставлено право взимания с плательщиков вознаграждения при приеме платежей, в том числе, при оплате коммунальных услуг.

Из вышеуказанных пояснений и документов следует, что АО «ДГК» не обеспечена возможность для всех категорий потребителей оплачивать коммунальную услугу по теплоснабжению без взимания комиссии.

 

В ходе заседаний комиссии заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснил, что несмотря на выданное Амурским УФАС России предупреждение комиссия продолжает взиматься при оплате услуг теплоснабжения. При оплате через сервис «Сбербанк Онлайн» взимается комиссия в размере 1 % от суммы. При оплате через личный кабинет на сайте АО «ДГК» также взимается комиссия. Возможность внесения платы за услуги отопления без комиссии отсутствует. Потребитель не обязан иметь счет в банке для оплаты коммунальных услуг без комиссии.

Представители ответчика поддержали доводы, изложенные в письменной позиции по делу, пояснили, что в действиях АО «ДГК» отсутствует нарушение законодательства. Действующее законодательство не обязывает ресурсоснабжающую организацию открывать кассы для приема платежей. У потребителей имеется возможность оплаты услуг различными способами: через кассы ПАО «ДЭК», через кредитные организации (в отдельных организациях без комиссии), через личный кабинет с привязкой банковской карты. Данная информация доводилась до потребителей через средства массовой информации, на обороте квитанции. Комиссия взимается не АО «ДГК», а платежными (банковскими) агентами. Между АО «ДГК» и агентами заключены агентские договоры на прием платежей. АО «ДГК» не имеет возможности запретить агентам взимать комиссию или ограничить ее размер. АО «ДГК» не имеет возможности оплачивать услуги агентов по приему платежей от населения, поскольку в соответствии с нормативными актами Российской Федерации с 2020 года расходы на данные услуги в тарифе не учитываются. Ранее потребители оплачивали услуги платежных агентов в составе тарифа на теплоснабжение, а в настоящее время (после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2019 № 1164) услуги платежных агентов потребители оплачивают отдельно.

 

По результатам рассмотрения дела комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам.

Антимонопольные требования к деятельности хозяйствующих субъектов установлены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

-  навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3 части 1 статьи 10).

Согласно части 4 статьи 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Таким образом, положение АО «ДГК» на рынке услуг теплоснабжения на территории г. Благовещенска является доминирующим.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» Амурским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу, по результатам которого установлены следующие характеристики товарного рынка:

- временной интервал исследования: с 01.01.2021 по 17.03.2021.

- продуктовые границы товарного рынка: услуги теплоснабжения (ОКВЭД 35.30);

- географические границы товарного рынка: муниципальное образование город Благовещенск.

На АО «ДГК» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги вносится собственниками и нанимателями жилых помещений в управляющую организацию, товарищество собственников жилья или поставщику соответствующей услуги (в зависимости от способа управления МКД).

В случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ (по решению собственников, при прекращении договора с УК), плата за коммунальные услуги вносится соответствующей ресурсоснабщающей организации, которая выступает исполнителем коммунальной услуги.

Управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 15 статьи 155 ЖК РФ).

Согласно пункту 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 № 354 (далее – Правила № 354) плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

При этом, указанные нормы права не устанавливают запрета вносить плату за коммунальные услуги потребителями непосредственно исполнителю (решение Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2015 № АКПИ15-52).

Исходя из положений пунктов 31, 67 Правил № 354 расчет платы за коммунальные услуги, формирование и доставка платежных документов, прием платежей являются обязанностью исполнителя коммунальной услуги. Возложение на потребителей обязанности дополнительно оплачивать указанные действия, в том числе, путем оплаты услуг привлеченных платежных агентов, недопустимо, за исключением случаев, когда потребитель самостоятельно принял решение воспользоваться услугами платежного или банковского платежного агента.

В соответствии с пунктом 65 Правил № 354 если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

Из вышеприведенных норм права следует, что потребитель вправе самостоятельно выбирать способ оплаты коммунальных услуг: наличным или безналичным расчетом, с комиссией или без комиссии, напрямую исполнителю или платежному агенту.

Не обеспечение АО «ДГК» потребителям г. Благовещенска возможности оплачивать коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению без взимания комиссии создает для потребителей невыгодные условия исполнения договоров по предоставлению соответствующих коммунальных услуг и содержит признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Представленные АО «ДГК» в ходе рассмотрения дела пояснения и документы не опровергают выводов о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией отклонены доводы ответчика о том, что у потребителей                          г. Благовещенска имеется возможность оплаты за потребленную тепловую энергию (горячее водоснабжение) без комиссии.

Согласно представленным АО «ДГК» сведениям, возможность оплаты без комиссии имеют только клиенты отдельных кредитных организаций: ПАО «Почта Банк», Банк «Тинькофф», Банк «Хоум Кредит», Промсвязьбанк, Газпромбанк, Росбанк. У иных потребителей такая возможность отсутствует.

Таким образом, возможность оплаты коммунальных услуг без комиссии в данном случае обусловлена наличием у потребителя счета, открытого в одной из вышеперечисленных кредитных организаций.

Кроме того, как следует из содержания агентских договоров, заключенных АО «ДГК» с платежными (банковскими) агентами, решение о взимании комиссии и ее размере принимается кредитной организацией (иным платежным агентом) самостоятельно и может быть изменено в любое время без согласования с АО «ДГК».

Таким образом, АО «ДГК» не обеспечена возможность оплаты услуг отопления (горячего водоснабжения) без комиссии всеми категориями потребителей.

Комиссией отклоняется довод ответчика об отсутствии у ресурсоснабжающей организации обязанности обеспечивать безвозмездный прием платежей платежными (банковскими) агентами.

Предметом рассмотрения по настоящему делу являются не действия платежных (банковских) агентов по взиманию комиссии при приеме платы за услуги по отоплению (горячему водоснабжению), а также не привлечение АО «ДГК» платежных (банковских) агентов для оказания данных услуг, а не обеспечение АО «ДГК» возможности всем категориям потребителей оплачивать коммунальные услуги по отоплению (горячему водоснабжению) без комиссии.

Действующим законодательством допускается возможность привлечения ресурсоснабжающей организацией платежных (банковских) агентов для приема платежей за поставленные ресурсы. Указанные платежные агенты вправе взимать плату за оказанные услуги.

Вместе с тем, вышеуказанное не должно приводить к лишению потребителей возможности оплачивать коммунальные услуги исполнителю без внесения дополнительных платежей (комиссии).

Комиссией отклоняется довод ответчика об отсутствии у ресурсоснабжающей организации обязанности по приему платежей напрямую у потребителей (без участия платежных агентов). Указанная обязанность вытекает из положений пунктов 63, 65 Правил № 354, предусматривающих право потребителей по своему выбору вносить плату за коммунальные услуги исполнителю или платежному агенту.

Комиссией также отклоняется довод ответчика о правомерности рассматриваемых действий в связи с тем, что расходы на оплату услуг платежных (банковских) агентов не включаются в тариф на теплоснабжение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2019 № 1164 внесены изменения в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» путем дополнения пунктом 31(1), согласно которому  не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов регулируемых организаций расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.

Вышеуказанные изменения не затрагивают правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и потребителями коммунальных услуг и не влияют на обязанность ресурсоснабжающей организации обеспечить потребителям возможность внесения платы за коммунальные услуги без дополнительной комиссии, в том числе, наличными денежными средствами.

В частности, вышеуказанные изменения не препятствуют ресурсоснабжающей организации включать в состав регулируемого тарифа расходы на организацию приема платежей напрямую у потребителей.

Указанное ответчиком письмо ФАС России от 27.09.2019 № АК/84598/19 «О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг» также не затрагивает правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и потребителями коммунальных услуг. Данные разъяснения касаются правомерности взимания платежными (банковскими) агентами комиссионного вознаграждения при оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг.

Комиссией отклонен довод ответчика о том, что ранее потребителями оплачивались услуги платежных агентов в составе тарифа на теплоснабжение.

С момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2019 № 1164 возложение на потребителей обязанности по оплате данных расходов не допускается.

С учетом изложенного комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что действия АО «ДГК», выразившиеся в навязывании потребителям              г. Благовещенска невыгодных условий договора о предоставлении коммунальных услуг по отоплению (горячему водоснабжению), в части не обеспечения возможности оплачивать коммунальные услуги без взимания комиссии, являются нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В связи с тем, что нарушение на дату вынесения решения не прекращено, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьями 23, 41, 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия АО «Дальневосточная генерирующая компания» в лице филиала «Амурская генерация» ((ИНН/ОГРН 1434031363/1051401746769), выразившиеся в навязывании потребителям г. Благовещенска невыгодных условий договора о предоставлении коммунальных услуг по отоплению (горячему водоснабжению), в части не обеспечения возможности внесения платы за коммунальные услуги, в том числе, непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, без оплаты комиссии, нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

2. Выдать АО «Дальневосточная генерирующая компания» в лице филиала «Амурская генерация» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение и (или) предписание Амурского УФАС России могут быть обжалованы в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                 <…>

 

Члены комиссии:                                                                                                  

                                                                                                                           <…>

 

                                                                                                                          <…>

 

                                                                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны