Решение б/н о нарушении ответчиками части 1 статьи 17, пункта 3 части 4 ... от 12 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявитель:

Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области

Советский пер., д.65/1

г. Благовещенск. 675000

Ответчики:

1. ООО «Теплоинвест»

К. Маркса ул., д.14, офис 20

г. Свободный, 676450

teploinvest0@mail.ru

2. ИП <С..>

3. ООО «Сириус»

2-я Советская ул., д. 17, литер А, помещ. 5-Н (№ Ч.П.1)

г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Смольнинское, 191036

Ленина ул., д.113, офис 3

г. Белогорск, 676805

РЕШЕНИЕ

по делу № 028/01/17-882/2023

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «08» апреля 2024 года

В полном объеме решение изготовлено «12» апреля 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < …>, < …>,< …>,

рассмотрев дело № 028/01/17-882/2023 по признакам нарушения ООО «Теплоинвест» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в установлении необоснованных требований к участникам закупок и условиям исполнения договоров на поставку мазута (закупки №№ 32211556344, 32211774300, 32211984266), которые ограничили/могли ограничить доступ хозяйствующих субъектов к участию в указанных закупках, а также по признакам нарушения ООО «Теплоинвест», ООО «Сириус», ИП <С..> части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения, направленного на ограничение доступа другим хозяйствующим субъектам на рынок поставки мазутного топлива, при участии представителей УФНС России по Амурской области: <…>, представителей ООО «Теплоинвест» <…>

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России из управления Федеральной налоговой службы по Амурской области поступила информация по вопросу несоблюдения ООО «Теплоинвест» антимонопольного законодательства при закупке топочного мазута в 2022-2023 гг.

По результатам рассмотрения указанной информации на предмет нарушения антимонопольного законодательства приказом Амурского УФАС России от 07.12.2023 № 124/23 в отношении ООО «Теплоинвест» возбуждено дело № 028/01/17-882/2023 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции». Определением от 08.12.2023 рассмотрение дела назначено на 27.12.2023 в 10 часов 00 минут. В ходе заседания 27.12.2023 комиссией обнаружены признаки нарушения части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» в действиях ООО «Теплоинвест», ООО «Сириус», ИП <С..> Определением от 27.12.2023 ООО «Сириус», ИП <С..> привлечены к рассмотрению дела в качестве ответчиков, рассмотрение дела отложено на 26.01.2024 в 10 часов 00 минут. Определением от 26.01.2024 рассмотрение дела отложено на 21.02.2024 в 09 часов 00 минут. Определением от 21.02.2024 срок рассмотрения дела продлен до 07.06.2024, рассмотрение дела отложено на 19.03.2024 в 09 часов 15 минут. Определением от 19.03.2024 рассмотрение дела отложено на 04.04.2024 в 09 часов 00 минут. В заседании комиссии 04.04.2024 объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 08.04.2024.

В ходе рассмотрения дела комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

ООО «Теплоинвест» является теплоснабжающей организацией на территории г. Свободного. Закупка товаров, работ, услуг осуществляется обществом в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

18.07.2022 ООО «Теплоинвест» в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) размещено извещение № 32211556344 о проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку топочного мазута в объеме 700 тонн.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 19 250 000,0 рублей (с НДС) или 27 500,0 рублей/тонна.

Пунктом 5.1 извещения о проведении аукциона установлены требования к участникам закупки, в том числе, требование о наличии у участника закупки статуса плательщика НДС.

Дата подведения итогов аукциона – 27.07.2022.

Срок поставки товара – до 08.08.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта определена ООО «Теплоинвест» на основании трех коммерческих предложений:

- ООО «ТЗК Инвест» от 13.07.2022 – 27 000,0 рублей/тонна;

- ООО «НК Топтранс» от 14.07.2022 – 28 000,0 рублей/тонна;

- ИП <С..> от 15.07.2022 – 27 500,0 рублей/тонна.

Согласно протоколу от 26.07.2022 указанный аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок.

27.07.2022 ООО «Теплоинвест» заключило договор поставки нефтепродуктов № 1007 с ИП <С..> в объеме 700 тонн по цене 38 000 рублей/тонна (с НДС). Договор заключен без проведения конкурентных процедур.

Согласно договору срок поставки мазута установлен до 31.08.2022.

Поставка мазута произведена 31.08.2022.

19.10.2022 ООО «Теплоинвест» в ЕИС размещено извещение № 32211774300 о проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку топочного мазута в объеме 300 тонн.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 936 500,0 рублей (с НДС) или 26 455,0 рублей/тонна.

Пунктом 5.1 извещения о проведении аукциона установлены требования к участникам закупки, в том числе, требование о наличии у участника закупки статуса плательщика НДС.

Дата подведения итогов аукциона – 28.10.2022.

Срок поставки товара – до 15.11.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта определена ООО «Теплоинвест» на основании трех коммерческих предложений:

- ООО «ТЗК Инвест» от 07.10.2022 – 26 500,0 рублей/тонна;

- ООО «НК Топтранс» от 07.10.2022 – 26 750,0 рублей/тонна;

- ПАО «НК Роснефть» от 05.10.2022 – 26 116,60 рублей/тонна.

Согласно протоколу от 27.10.2022 указанный аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок.

14.11.2022 ООО «Теплоинвест» заключило договор поставки нефтепродуктов № 1034 с ИП <С..> в объеме 300 тонн по цене 26 000 рублей/тонна (с НДС). Договор заключен без проведения конкурентных процедур.

Согласно договору срок поставки мазута установлен до 21.11.2022.

Поставка мазута произведена 30.11.2022.

23.12.2022 ООО «Теплоинвест» в ЕИС размещено извещение № 32211984266 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку топочного мазута в объеме 320 тонн.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 240 000,0 рублей (с НДС) или 19 500,0 рублей/тонна.

Пунктом 20 извещения о проведении запроса котировок установлены требования к участникам закупки, в том числе, требование о наличии у участника закупки статуса плательщика НДС.

Дата подведения итогов запроса котировок – 09.01.2023.

Срок поставки товара – до 23.01.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта определена ООО «Теплоинвест» на основании коммерческих предложений:

- компании «Петролиум Трейдинг» от 06.12.2022 – от 20500 до 27300 рублей/тонна (в зависимости от характеристик мазута и сроков оплаты);

- ООО «СибирьЭнергоКомплект» от 20.12.2022 – 18800 рублей/тонна;

Согласно протоколу от 09.01.2023 указанный запрос котировок признан несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок.

10.01.2023 ООО «Теплоинвест» заключило договор поставки нефтепродуктов № 1054 с ООО «Сириус» в объеме 300 тонн по цене 26 000 рублей/тонна (с НДС). Договор заключен без проведения конкурентных процедур.

Согласно договору срок поставки мазута установлен до 16.01.2023.

Поставка мазута произведена 10.01.2023.

Согласно позиции УФНС России по Амурской области, вышеуказанные закупки проведены ООО «Теплоинвест» с нарушением Закона № 223-ФЗ, поскольку начальная (максимальная) цена закупок превышает максимально допустимую стоимость закупки у единственного поставщика, предусмотренную положением о закупках общества. Вместе с тем, закупки у единственных поставщиков ООО «Сириус», ИП <С..> проведены формально. У ООО «Теплоинвест» имелся умысел заключить договоры поставки мазута именно с ООО «Сириус», ИП <С..>, не имеющими реальной возможности выполнить обязательства по поставке мазута. ООО «Сириус», ИП <С..> являются транзитными лицами, созданными в интересах ООО «Теплоинвест» в целях оптимизации налоговой нагрузки. Факты нарушения ООО «Теплоинвест» налогового законодательства при учете вышеуказанных закупок установлены проверками, проведенными налоговым органом.

ООО «Теплоинвест» факт нарушения антимонопольного законодательства не признало, пояснило, что заявки на участие в вышеуказанных закупочных процедурах не поступали, запросы о разъяснении положений документации не направлялись, следовательно, фактическое ограничение конкуренции не допущено. Требование о наличии у поставщика статуса плательщика НДС установлено ко всем возможным участникам закупок, а также применено при заключении договоров с единственным поставщиком. Договоры на поставку мазута у единственного поставщика заключены в соответствии с положением о закупках общества в связи с признанием конкурентных процедур несостоявшимися. Различие цены мазута при проведении конкурентных процедур и при заключении договоров с единственным поставщиком связано с изменением биржевых цен на мазут. Сокращенные сроки поставки мазута обусловлены неопределенностью со сроками вывода из эксплуатации мазутной котельной. Изначально в отопительный период 2022-2023 гг. не планировалась эксплуатация мазутной котельной по адресу: г. Свободный, ул. Лесная, 67 в связи со строительством газовой котельной (срок завершения работ – до 30.09.2022). Однако еще до истечения указанного срока стало понятно, что котельная не будет введена в эксплуатацию вовремя. В связи с этим возникла потребность в закупке мазута для формирования нормативного запаса топлива на мазутной котельной. Мазут закуплен в июле 2022 года по цене, сформированной на основании коммерческих предложений. Критерием выбора поставщика, в том числе, является нахождение мазута на территории Амурской области, поскольку у ООО «Теплоинвест» отсутствуют собственные места хранения мазута. ООО «Теплоинвест» хранит мазут в местах хранения, принадлежащих ООО «Аполлон». Поставщики мазута (ООО «Сириус», ИП <С..>) также хранят мазут в указанном месте. Данные поставщики по собственной инициативе направили коммерческие предложения в адрес ООО «Теплоинвест» о реализации мазута. Антиконкурентное соглашение с указанными поставщиками отсутствует. Общество не согласно с выводами налогового органа об экономической подконтрольности ООО «Сириус».

ООО «НК Топтранс», ООО «ТЗК Инвест» явку своих представителей не обеспечили, представили письменные пояснения, в которых указали, что коммерческие предложения по рассматриваемым закупкам запрашивались представителем ООО «Теплоинвест» устно по телефону, цены в коммерческих предложениях указывались согласно биржевым сведениям.

Администрация г. Свободного представила письменные пояснения по вопросу о сроках ввода в эксплуатацию газовой котельной, в которых указало, что 08.12.2021 между МКУ «Стройсервис» г. Свободного и ООО «ИТ Синтез» заключен муниципальный контракт на строительство газовой котельной, которая должна была заменить мазутную котельную № 7, г. Свободный, ул. Лесная, 67. Срок окончания работ по контракту – не позднее 31.07.2023. Передача котельной в эксплуатацию ресурсоснабжающей организации осуществляется после окончания этапа работ «Основные объекты строительства». Дополнительными соглашениями к контракту (от 07.09.2022, от 07.12.2022, от 17.02.2023, от 20.07.2023) сроки окончания указанного этапа работ неоднократно переносились. Распоряжением главы г. Свободного от 04.10.2023 ООО «Теплоинвест» определено в качестве эксплуатирующей организации газовой котельной.

ООО «Сириус», ИП <С..> явку своих представителей не обеспечили, письменную позицию по делу не представили.

Исследовав представленные в дело сведения и документы, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ответчиков нарушения антимонопольного законодательства

Антимонопольные требования к торгам определены статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно статье 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки;

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

При проведении вышеуказанных закупочных процедур ООО «Теплоинвест» установлены требования к участникам, а также к условиям исполнения договоров, ограничивающие доступ хозяйствующих субъектов к участию в закупках.

Согласно части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При проведении вышеуказанных закупок ООО «Теплоинвест» установило требование о наличии у участников закупки статуса плательщика НДС, тем самым ограничив возможность участия в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих иные налоговые режимы.

При этом, положение о закупках ООО «Теплоинвест» не содержит требований о наличии у участников закупок статуса плательщика НДС.

Обоснование необходимости предъявления к участникам закупки вышеуказанного требования ООО «Теплоинвест» не представлено.

Кроме того, при проведении электронного аукциона № № 32211556344 заказчиком установлено требование о поставки мазута в количестве 700 тонн в срок до 08.08.2022. При этом, договор по результатам указанной закупки мог быть заключен не ранее 10 дней со дня подведения итогов аукциона, то есть не ранее 07.08.2022.

Исполнение контракта в течение одного дня не представляется возможным.

Установление неисполнимых требований к сроку поставки мазута, а также требований к поставщикам о наличии статуса плательщика НДС ограничило/могло ограничить доступ хозяйствующих субъектов к участию в закупках.

Указанные действия являются нарушением требований части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно позиции, изложенной в Разъяснении № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Согласно положению о закупках ООО «Теплоинвест» общество вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика без ограничения по цене договора в случае, если проведенная конкурентная закупка признана несостоявшейся.

При проведении вышеуказанных закупочных процедур ООО «Теплоинвест» установлены необоснованные требования к участникам закупок и срокам исполнения контракта, что привело/могло привести к ограничению доступа заинтересованных участников.

Признание конкурентных закупочных процедур несостоявшимися позволило ООО «Теплоинвест» приобрести мазут у единственных поставщиков ООО «Сириус», ИП <С..>, в том числе по цене, превышающей начальную цену на конкурентных закупках.

Указанное может свидетельствовать о том, что закупочные процедуры №№ 32211556344, 32211774300, 32211984266 проведены ООО «Теплоинвест» не в целях реального отбора поставщиков, а в целях легализации последующего заключения договоров поставки мазута с заранее определенными лицами: ООО «Сириус», ИП <С..>

ИП <С..>, направив в адрес ООО «Теплоинвест» коммерческое предложение от 15.07.2022 о возможности поставки мазута по цене 27 500 рублей/тонна, участия в закупке № 32211556344 не принял, а заключил с ООО «Теплоинвест» договор на следующий день после признания закупки несостоявшейся по цене 38 000 рублей/тонна (+38,2%).

В то же время, согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, изменение территориальных биржевых индексов на топочный мазут за период с 15.07.2022 по 27.07.2022 составило +12%, изменение территориальный внебиржевых индексов составило (- 4,75%).

Таким образом, увеличение ИП <С..> стоимости мазута для ООО «Теплоинвест» не вызвано объективным изменением ценовой ситуации на рынке топочного мазута.

Согласно информации, представленной УФНС России по Амурской области, при проведении налоговых проверок ООО «Теплоинвест» установлено, что коммерческие предложения ООО «НК Топтранс», ООО «ТЗК Инвест», использованные ООО «Теплоинвест» для обоснования заключения договора на поставку мазута от 27.07.2022 с ИП <С..>, фактически поступили заказчику только в августе 2022 года, то есть после заключения договора.

Таким образом, выбор ИП <С..> в качестве поставщика мазута по договору от 27.07.2022 не был обусловлен наиболее выгодными условиями поставки, которые были предложены данным поставщиком.

Согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, <С..> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 24.06.2022, то есть за 1 месяц до заключения с ним договора на поставку мазута.

Таким образом, выбор ИП <С..> в качестве поставщика мазута не был обусловлен наличием у него опыта поставок мазута, деловой репутации.

Согласно пояснениям, данным представителями ООО «Теплоинвест» в ходе заседаний комиссии, критерием выбора ИП <С..> в качестве поставщика послужило наличие у него необходимого количества мазута на дату заключения договора поставки.

Данный довод комиссией отклонен, поскольку наличие у какого-либо поставщика товара на складе не является основанием для создания ему преимуществ при осуществлении закупки и ограничения доступа других поставщиков.

Кроме того, из материалов дела не усматривается, что у ООО «Теплоинвест» отсутствовала возможность установить достаточные сроки для поставки мазута при проведении конкурентных процедур.

Согласно пояснениям представителей ООО «Теплоинвест» закупка мазута начинается ориентировочно за три месяца до отопительного периода, на 1 октября на котельных формируется нормативный запас топлива. В июле 2022 года ООО «Теплоинвест» располагало информацией, что газовая котельная не будет введена в установленный срок (сентябрь 2022 года) и необходимости закупки мазута на две котельные.

Указанное в частности подтверждается письмом ООО «Теплоинвест» в прокуратуру г. Свободного от 29.06.2022 о ходе подготовки к отопительному сезону 2022-2023 гг., в котором общество указало на необходимость формирования нормативного запаса мазута на котельных в размере 820 тонн.

Довод ООО «Теплоинвест» о том, что указанный объем мазута не являлся фактической потребностью общества, а был определен на основании распоряжения Правительства Амурской области от 15.06.2022 № 292-р «О подготовке объектов ЖКХ и ТЭК Амурской области к отопительном у периоду 2022-2023 гг.» подлежит отклонению, поскольку указанные в данном распоряжении объемы нормативных запасов мазута являются обязательными для теплоснабжающий организаций, в том числе для ООО «Теплоинвест».

Согласно сведениям, представленным администрацией г. Свободного, перенос сроков ввода в эксплуатацию газовой котельной производился после проведения рассматриваемых закупок.

Первоначально срок завершения строительства котельной перенесен дополнительным соглашением от 07.09.2022, в то время, как закупка мазута у ИП <С..> производилась ООО «Теплоинвест» в июле 2022 года.

В последующей срок завершения строительства котельной перенесен дополнительным соглашением от 07.12.2022, в то время, как закупка мазута у ИП <С..> производилась ООО «Теплоинвест» в октябре-ноябре 2022 года.

Далее срок завершения строительства котельной переносился дополнительным соглашением от 17.02.2023, в то время, как закупка мазута у ООО «Сириус» производилась ООО «Теплоинвест» в декабре 2022 – январе 2023 гг.

С учетом изложенного отсутствуют основания полагать, что переносы сроков строительства газовой котельной каким-либо образом препятствовали ООО «Теплоинвест» произвести закупку мазута в установленном законом порядке.

При проведении рассматриваемых закупок у ООО «Теплоинвест» имелась возможность установить достаточные сроки поставки мазута.

Кроме того, в период июль-декабрь 2022 года ООО «Теплоинвест» помимо рассматриваемых закупок проводились иные конкурентные закупки мазута (извещения в ЕИС от 11.10.2022 № 32211755171 (520 тонн), от 14.12.2022 № 32211952771 (320 тонн)), по результатам которых заключены договоры поставки мазута.

В рамках указанных закупок у ООО «Теплоинвест» имелась возможность приобрести мазут в необходимых объемах.

Кроме того, у ООО «Теплоинвест» имелся действующий договор поставки нефтепродуктов от 20.12.2021 № 100021/07418Д, заключенный с ПАО «НК Роснефть», в рамках которого общество имело возможность приобрести необходимый мазут.

Довод ООО «Теплоинвест» о наличии у ИП <С..> необходимого количества мазута на дату заключения договора поставки опровергается материалами дела.

Согласно материалам дела ООО «Теплоинвест», ИП <С..> ООО «Сириус» в рассматриваемый период осуществляли хранение мазута в резервуарах, принадлежащих ООО «Аполлон» (ЗАТО Циолковский).

Между ООО «Аполлон» и ИП <С..> заключен договор хранения нефтепродуктов от 13.06.2022 № 3/2. Договор заключен с указанием ИНН, ОРНИП <С..> и приложением печати. При этом, <С..> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 24.06.2022, то есть после заключения указанного договора.

Указанное может свидетельствовать о том, что договор хранения нефтепродуктов от 13.06.2022 № 3/2 изготовлен позднее указанной в нем даты в целях документального обоснования наличия мазута.

К качестве контактного адреса электронной почты в договоре хранения указан адрес sirius73@mail.ru, что может указывать на связь с другим участником антиконкурентного соглашения ООО «Сириус».

Согласно представленным ООО «Аполлон» актам приема-передачи материальных ценностей, по состоянию на 15.07.2022 ИП <С..> поместил на хранение 87,15 тонн мазута, по состоянию на 27.07.2022 – 290 тонн.

Таким образом, у ИП ,С..> отсутствовал необходимый объем мазута (700 тонн) как на дату направления коммерческого предложения 15.07.2022, так и на дату заключения договора поставки мазута 27.07.2022.

По состоянию на 31.08.2022 ИП <С..> согласно документам передано на хранение ООО «Аполлон» 700 тонн мазута. Указанный объем мазута полностью передан ООО «Теплоинвест» 31.08.2022 в месте его хранения путем подписания акта передачи нефтепродуктов между ООО «Теплоинвест», ИП <С..> и ООО «Аполлон».

Таким образом, объем мазута, переданного ИП ,С..> на хранение ООО «Аполлон», точно соответствует потребности ООО «Теплоинвест», указанной при проведении закупки от 18.07.2022 № 32211556344.

При этом, согласно актам приема-передачи товарно-материальных ценностей указанный объем начал формироваться ИП <С..> с 11.07.2022, то есть до размещения закупки 18.07.2022 и до заключения им договора с ООО «Теплоинвест» 27.07.2022.

Согласно сведениям, представленным налоговым органом, ИП <С..> финансово-хозяйственную деятельность в указанный период не осуществлял, закупку мазута и его реализацию иным контрагентам не производил.

Таким образом вышеуказанный объем мазута формировался непосредственно для ООО «Теплоинвест».

Указанное может свидетельствовать о том, что исполнение договора на поставку мазута начато сторонами до проведения конкурентных процедур.

Аналогично, согласно актам приема-передачи материальных ценностей, в период с 08.09.2022 по 27.11.2022 ИП <С..> на хранение ООО «Аполлон» передан мазут в объеме 300 тонн. Данный объем точно соответствует потребности ООО «Теплоинвест» по закупке от 19.10.2022 № 32211774300. Указанный мазут в полном объеме передан от ИП <С..> в ООО «Теплоинвест» 30.11.2022 по договору поставки мазута от 14.11.2022 № 1034.

Указанное может свидетельствовать о том, что исполнение договора на поставку мазута начато сторонами до проведения конкурентных процедур.

При этом, 11.10.2022 ООО «Теплоинвест» объявлялся электронный аукцион № 32211755171 на приобретение мазута.

Мазут, приобретенный ООО «Теплоинвест» у ИП <С..> как у единственного поставщика, мог быть приобретен обществом в рамках конкурентной закупки № 32211755171.

Указанное может свидетельствовать о том, что у ООО «Теплоинвест» имелось намерение приобрести мазут именно у ИП <С..> неконкурентным способом.

ООО «Сириус» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 08.09.2022, среднесписочная численность сотрудников – 1 человек.

25.11.2022 между ООО «Сириус» и ООО «Аполлон» заключен договор хранения нефтепродуктов № 3/3.

Согласно сведениям ООО «Аполлон» ООО «Сириус» с 01.12.2022 начало передавать на хранение ООО «Аполлон» мазут. К 10.01.2023 объем переданного мазута составил 412,250 тонн. 10.01.2023 между ООО «Теплоинвест» и ООО «Сириус» заключен договор поставки мазута в количестве 300 тонн. В этот же день договор исполнен путем передачи мазута в месте его хранения.

Указанное может свидетельствовать о том, что исполнение договора на поставку мазута начато сторонами до проведения конкурентных процедур.

При этом, 14.12.2022 ООО «Теплоинвест» объявлялся электронный аукцион № 32211952771 на приобретение мазута.

Мазут, приобретенный ООО «Теплоинвест» у ООО «Сириус» как у единственного поставщика, мог быть приобретен обществом в рамках конкурентной закупки № 32211952771.

Указанное может свидетельствовать о том, что у ООО «Теплоинвест» имелось намерение приобрести мазут именно у ООО «Сириус» неконкурентным способом.

Согласно сведениям, представленным УФНС России по Амурской области, в ходе налоговой проверки ООО «Теплоинвест» установлено, что ООО «Сириус» экономически подконтрольно ООО «Теплоинвест», персонал, имущество, материально-техническая база, необходимые для исполнения договора поставки мазута у ООО «Сириус» отсутствовали, финансово-хозяйственную деятельность общество не осуществляло, а использовалось для оптимизации налоговой нагрузки ООО «Теплоинвест».

Проведенным Амурским УФАС России анализом состояния конкуренции установлены следующие характеристики товарного рынка, на котором совершено нарушение:

- временные границы: 2022-2023 гг.;

- продуктовые границы: услуги по поставке топочного мазута;

- географические границы: Российская Федерация;

- состав хозяйствующих субъектов: ООО «ТЗК Инвест», ООО «НК Топтранс», ООО «Гролл», прямые поставщики от производителей ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «НК «Лукойл», ООО «Сибирьэнергокомплект», ООО «ПЕТРОЛЕУМ ТРЕЙДИНГ». Указанный перечень не является исчерпывающим.

Рассматриваемые действия привели/могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке поставки топочного мазута.

На основании совокупности вышеуказанных обстоятельств комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Теплоинвест», ИП <С..>, ООО «Сириус» нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

Размер дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, составил 42 200 000,0 рублей.

Руководствуясь статьями 41, 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Теплоинвест» (ИНН 2807006090, ОГРН 1172801012438), выразившиеся в установлении необоснованных требований к участникам закупок и условиям исполнения договоров на поставку мазута (закупки №№ 32211556344, 32211774300, 32211984266), которые ограничили/могли ограничить доступ хозяйствующих субъектов к участию в указанных закупках, нарушающими часть 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

2. Признать действия ООО «Теплоинвест» (ИНН 2807006090, ОГРН 1172801012438), ООО «Сириус» (ИНН 2804020755, ОГРН 1222800004811), ИП <С..> (ИНН <…>, ОГРН <…>), выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения, направленного на ограничение доступа другим хозяйствующим субъектам на рынок поставки мазутного топлива, нарушающими пункт 3 части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

< …>

< …>

< …>

Связанные организации

Связанные организации не указаны