Решение №03-380 от 04.02.2011 Решение по делу № Р-5/31 2010 в отношении ИП З<…> от 12 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 "01" февраля 2011 г.                                                                                               г. Благовещенск

 

(дата принятия решения)                                                                                                     (место рассмотрения)

 Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя – начальник отдела товарных рынков и рекламы,

члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…>, специалист-эксперт указанного отдела,

рассмотрев дело № Р-5/31 2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Федеральный закон «О рекламе»), возбужденное по фактам распространения в 2010 году на территории г. Хабаровска Хабаровского края рекламных листовок питьевой воды «Пьютти» производства ООО «Амурская лимонадная компания»,

(существо нарушения с указанием рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе)

в присутствии представителей:

заявителя – ---,

 

(наименование, адрес юридического лица, Ф.И.О., адрес физического лица и иные сведения о лице; Ф.И.О. представителя)

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе –

 

ИП З<…>, место нахождения <…>; место жительства: <…>, представители: <…>, доверенность <…> от <…>; <…>, доверенность <…> от <…>,

 (наименование, адрес юридического лица, Ф.И.О., адрес физического лица и иные сведения о лице; Ф.И.О. представителя)

заинтересованного лица – ---,

 (наименование, адрес юридического лица, Ф.И.О., адрес физического лица и иные сведения о лице; Ф.И.О. представителя)

эксперта – ---,

 (Ф.И.О., место жительства эксперта)

переводчика – ---.

(Ф.И.О., место жительства переводчика)

                                                         УСТАНОВИЛА:

Хабаровским УФАС России в газете «Максимум рекламы» (№ <…> от <…>) отслежено распространение листовок с информацией о питьевой воде «<…>» производства ООО «Амурская лимонадная компания» (г. Благовещенск Амурской области).

Согласно пункта 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 (далее -  Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе): дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Хабаровское УФАС России направило по подведомственности в Амурское УФАС России материалы о распространении вышеназванных листовок с информацией о питьевой воде «<…>», установив, что рекламодателем данной рекламы является ИП З<…> (место нахождения (место жительства): г. Благовещенск Амурской области) и, посчитав, что в указанной рекламе содержатся признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

22.12.2010 по данным фактам Амурским УФАС России возбуждено дело № Р-5/31 2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе») в отношении ИП З<…> (рекламодателя).

В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, заслушав представителей ИП З<…>, установлены следующие обстоятельства.

Хабаровским УФАС России в газете «Максимум рекламы» (№ <…> от <…>) отслежено распространение листовок с информацией о питьевой воде «<…>» производства ООО «Амурская лимонадная компания» следующего содержания:

I.         Первая сторона:

слоган: «Правильная вода – вода высшей категории»;

изображения: один и тот же молодой мужчина в двух весовых категориях – с избыточным весом и значительно похудевший;

текст, сопровождаемый изображение: «Раньше она мной просто любовалась, теперь советует пить правильную воду.».

Вторая сторона:

изображения: бутилированная вода торговой марки «<…>» (емкостью 1,5 л);

слоган, сопровождаемый изображение: «<…> – вода высшей категории»;

текст: «…От того, какая вода «работает» в Вас, зависит, здоровы Вы или нет. Вода может быть причиной заболеваний, а может исцелять и укреплять здоровье… Питьевая вода высшей категории «<…>» - это правильный выбор, если хотите, чтобы Вы и Ваша семья были здоровы… Ее структура настроена на нормализацию обмена веществ. А правильный обмен веществ – это основа здоровья и молодости…»;

в подзаголовке текста листовки «Как похудеть мужчине» наряду с советами правильного образа жизни и пищевого поведения содержится следующее утверждение: «…И самое главное пейте воду не менее 2,5 л. в сутки. Воду надо пить между приемами пищи – не позже, чем за 20 минут до еды и не раньше, чем через 2 часа после еды…».

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что на территории г. Харабовска Хабаровского края в 2010 г. путем вложения в газету «Максимум рекламы» распространялись также иные листовки с информацией о питьевой воде «<…>», аналогичной вышеуказанного, а именно листовки следующего содержания:

II.      Первая сторона:

слоган: «Правильная вода – вода высшей категории»;

изображения: похудевшая женщина, одетая в джинсы на несколько размеров больше;

текст, сопровождаемый изображение: «Диета – глупость. Просто надо пить правильную воду.».

Вторая сторона:

изображения; слоган, сопровождаемый изображение и текст: аналогичные вышеуказанным в листовке под номером I;

в подзаголовке текста листовки «Скрытые причины лишнего веса: 1. Недостаточное употребление питьевой воды» содержится следующее утверждение: «…Вода «запускает» очищение и метаболическое восстановление веса. Для полноценного функционирования нашего организма необходимо в сутки потреблять 2,5-3 литра физиологически полноценной воды…».

III.  Первая сторона:

слоган: «Правильная вода – вода высшей категории»;

изображения: молодая женщина, измеряющая свой вес на напольных весах, держа в руке стакан с жидкостью;

текст, сопровождаемый изображение: «Держите вес с правильной водой.».

Вторая сторона:

изображения; слоган, сопровождаемый изображение и текст: аналогичные вышеуказанным в листовке под номером I;

текст, в котором содержится следующее утверждение: «День следует начинать со стакана <…>перед завтраком. Индивидуальную дневную «водяную дозу» следует определять исходя из личного веса, - на каждый килограмм тела требуется 40 мл. воды. Примерно 6-8 стаканов <…>в день приводят весь организм в режим эффективной работы, - пропадает чувство голода, нормализуется обмен веществ… Пить воду следует за 20-30 минут до еды или через два часа после!.. Всегда держите бутылочку <…> рядом с собой. Если возникло навязчивое желание «что-нибудь пожевать» - выпейте воды…».

IV.   Первая сторона:

слоган: «Правильная вода – вода высшей категории»;

изображения: молодой мужчина спортивного телосложения с гантелями в руках;

текст, сопровождаемый изображение: «Хорошая физическая форма… С чего начать? Начни с правильной воды.».

Вторая сторона:

изображения; слоган, сопровождаемый изображение и текст: аналогичные вышеуказанным в листовке под номером I.

V.       Первая сторона:

слоган: «Правильная вода – вода высшей категории»;

изображения: женщина в возрасте;

текст, сопровождаемый изображение: «Берегите себя. Пейте правильную воду.».

Вторая сторона:

изображения; слоган, сопровождаемый изображение и текст: аналогичные вышеуказанным в листовке под номером I;

текст, в котором содержится следующее утверждение: «Чтобы организм работал как часы, необходимо поддерживать правильный обмен веществ. Проблемы со здоровьем начинаются тогда, когда этот процесс под воздействием внешних факторов замедляется.»;

в подзаголовке текста листовки «Самые простые способы улучшения обмена веществ» наряду с советами правильного образа жизни и пищевого поведения содержится следующее утверждение: «Питьевая вода. Пить нужно не меньше 8 стаканов воды в день. Вода – важнейший участник процесса обмена веществ.».

VI.   Первая сторона:

слоган: «Правильная вода – вода высшей категории»;

изображения: обезьяна, пьющая воду из крана и ребенок, пьющий воду из бутылки;

текст, сопровождаемый изображение: «Чита не знает, какая вода правильная, а Таня - знает».

Вторая сторона:

изображения; слоган, сопровождаемый изображение и текст: аналогичные вышеуказанным в листовке под номером I.

VII.         Первая сторона:

слоган: «Правильная вода – вода высшей категории»;

изображения: грудной ребенок, девочка, девушка, женщина в возрасте, молождой мужчина, пара – женщина и мужчина, на лицах которых удивление;

текст, сопровождаемый изображение: «Это удивляет детей и взрослых, женщин и мужчин».

Вторая сторона:

изображения; слоган, сопровождаемый изображение и текст: аналогичные вышеуказанным в листовке под номером I.

VIII.     Первая сторона:

слоган: «Правильная вода – вода высшей категории»;

изображения: на бельевой веревке висят два женских купальника разных размеров;

текст, сопровождаемый изображение: «Они одеваются в одном бутике, но пьют разную воду.».

Вторая сторона:

изображения; слоган, сопровождаемый изображение и текст: аналогичные вышеуказанным в листовке под номером I.

текст, в котором содержится следующее утверждение: «Вода – это жизнь, с ее помощью каждый может приобрести и сохранить фигуру стройной и красивой. При этом вода может навести порядок как внутри, так и снаружи. Аквааэробика – лучший способ навести порядок снаружи: физические упражнения в воде омолаживают кожу, укрепляют мышцы… эффективно сжигают жир. Занятия в воде позволяют разгрузить позвоночник и, добавив специальные упражнения, вы сможете исправить осанку… Занятия в воде снимают мышечное и нервное напряжение, укрепляют нервную систему. Аквааэробика – это… и массаж, благодаря которому кожа становится прекрасно увлажненной, упругой и эластичной. Водный массаж не дает накапливаться в тренируемых мышцах молочной кислоте, - даже после самых интенсивных тренировок вы не почувствуете болевых ощущений…Выбирайте воду, как главный источник здоровья жизни!».

Вышеназванная информация, указанная в рекламных листовках питьевой воды «<…>», является рекламой в силу пунктов 1-3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По своей совокупности данная визуальная и текстовая информация, содержащаяся в вышеуказанных рекламных листовках, создает впечатление, что питьевая вода «<…>» может исцелять, укреплять здоровье, нормализовать обмен веществ.  Содержащийся в рекламе термин «исцелять» означает «то же, что вылечить» (С.И. Ожегов, НЮ. Шведова, Толковый словарь русского языка, Москва, 1999, стр. 256). Следовательно, слова «лечебный» и «целебный» в контексте данной листовки являются синонимами, указывающими на лечебное предназначение объекта рекламирования – питьевой воды «<…>». 

Согласно пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»: в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Установлено, что питьевая вода «<…>» высшей категории качества не зарегистрирована как лекарственное средство, предназначена для питьевых нужд и реализации населению, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его целебные (лечебные) свойства:

свидетельство о государственной регистрации № <…>. <…> от <…>, выданное <…>, в соответствии с которым вода питьевая «<…>» изготовителя ООО «Амурская лимонадная компания (<…>) прошла государственную регистрацию, внесена в государственный реестр и разрешена для изготовления на территории  Российской Федерации, ввоза на территорию Российской Федерации и оборота;

сертификат соответствия № <…>, сроком действия с <…> по <…>, выдан <…>.

В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» данная реклама питьевой воды «<…>» является ненадлежащей, поскольку не соответствует требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Тогда как, в вышеназванных рекламных листовках (указанных под номерами I-III и VIII) объект рекламирования (питьевая вода «<…>») позиционируется как один их способов для избавления от лишнего веса, а изображения похудевших мужчины и женщин, женских купальников разных размеров, на фоне питьевой воды «<…>» усиливает их  рекламный эффект. Подобная информация свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание потребителей к рекламируемому товару именно как к средству для снижения веса, что не соответствует действительности.

Следовательно, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» данная реклама питьевой воды «<…>» (указанных под номерами I-III и VIII) является ненадлежащей, поскольку не соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 3 и 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель. Согласно пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем данной рекламы является ИП З<…> (ИНН<…>, ОГРНИП<…>) – продавец товара, лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.

Так, в силу договора подряда на выполнение работ от <…>, заключенного между ООО «Амурская лимонадная компания» (Подрядчик) и ИП З<…> (Заказчик): <…>

Согласно заданий Заказчика №№ <…> от <…>, <…> от <…>: <…>

В силу дополнительного соглашения № <…> к вышеназванному договору подряда на выполнение работ от <…>: <…>

В соответствии с договором № <…> на изготовление полиграфической продукции от <…>, ИП З<…> поручила ИП Т<…> изготовить листовки о воде «<…>» по заявке, согласованной обеими сторонами в количестве <…> шт.  Согласно договора от <…>, ИП П<…> по заданию ИП З<…> изготовил два вида листовок, формата А5, полноцвет с двух сторон, по распечатке оригинала-макета, утвержденного ИП З<…> тиражом <…> вида по <…> экземпляров.

Распространение указанной рекламы осуществлено путем вкладки листовок в газету «Максимум рекламы» на основании договора от № <…> об оказании курьерских услуг от <…>, заключенного ИП З<…> с ООО «Максимум плюс». Взаимодействие рекламодателя (ИП З<…>) рекламопроизводителя (ИП Т<…>) и рекламораспространителя (ООО «Максимум плюс») подтверждается платежными документами и актами выполненных работ по оказанию услуг.

Согласно выписок из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от <…> и от <…>, представленных ИП З<…>, она является действующим индивидуальным предпринимателем, имеет право осуществлять следующие виды экономической деятельности:

основной: код ОКВЭД 51.3, наименование вида экономической деятельности – оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;

дополнительный: код ОКВЭД 15.98, наименование вида экономической деятельности – производство минеральных вод и других безалкогольных напитков.

Представители ИП З<…> письменно и устно в ходе рассмотрения данного дела пояснили, что отдельный абзац, указанный в рекламе: «…От того, какая вода «работает» в Вас, зависит, здоровы Вы или нет. Вода может быть причиной заболеваний, а может исцелять и укреплять здоровье…», является вводным текстом для описания свойств всех типов и видов воды. Слова: «может быть причиной заболеваний, а может исцелять» относились к таким категориям воды как лечебная и лечебно-столовая, задача которых влиять на течение болезни, связанных, в основном, с желудочно-кишечным трактом, при четком соблюдении рекомендаций врача-гастроэнтеролога. Заключение Амурского УФАС России о том, что указанная в рекламе информация «создает впечатление» - является ошибочным, поскольку потребители рекламы достаточно образованы и информированы о свойствах лечебной и питьевой вод, что подтверждается исследованием компании <…> г. Новосибирск, проводившегося среди жителей г. Благовещенска в 2007 г. Фраза «…и укреплять здоровье…» описывает свойства питьевых вод, что соответствует пункту 2.1. СанПин 2.1.4.116-02: «настоящие санитарные правила имеют целью обеспечить население высококачественной и оптимальной по содержанию биогенных элементов расфасованной водой для укрепления здоровья…», а также пункт 3.2. Методические указания 2.1.4.1184-03 к СанПин 2.1.4.116-02. В рекламе не было прямого указания на то, что питьевая вода «<…>» является средством для снижения веса. В рекламе была затронута проблематика снижения веса естественным путем и даны рекомендации комплекса мероприятий, в том числе по питанию, физическим нагрузкам. 

Вышеуказанные доводы представителей ИП З<…> отклоняются в виду их несостоятельности, по следующим основаниям.

Согласно пункта 2.1. «СанПиН 2.1.4.1116-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.03.2002: настоящие санитарные правила имеют целью обеспечить население высококачественной и оптимальной по содержанию биогенных элементов расфасованной водой для укрепления здоровья и предотвратить появление в торговой сети и специальных службах жизнеобеспечения (при чрезвычайных ситуациях) некачественных расфасованных вод, потребление которых может привести к нарушению здоровья населения.

В силу пункта 3.2. МУ 2.1.4.1184-03. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Методические указания по внедрению и применению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества". Методические указания", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.01.2003: введение в действие СанПиН направлено на обеспечение доброкачественной питьевой водой, отвечающей современным гигиеническим требованиям, в т.ч. и по содержанию основных жизненно важных биогенных элементов (йод, фтор, кальций, магний, калий), широкого круга населения и, в первую очередь, групп населения, нуждающихся в укреплении здоровья (беременные женщины, дети, лица пожилого возраста, больные, страдающие заболеваниями почек и печени).

То есть, из содержания вышеназванных нормативных актов не следует, что в рекламе питьевой воды «<…>»,  не являющейся лекарственным средством, допускается указание на том, что она может исцелять, укреплять здоровье, нормализовать обмен веществ

Кроме того, в данных рекламных листовках объектом рекламирования является именно питьевая вода «<…>» высшей категории качества,  а не какая-либо иная вода, в том числе лечебная или лечебно-столовая. Следовательно, указанная в вышеперечисленных рекламных листовках текстовая и визуальная информация акцентирует внимание потребителей рекламы том факте, что питьевая вода «<…>» может исцелять, укреплять здоровье, нормализовать обмен веществ и является средством для снижения веса.

Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя – ИП З<…> произошло распространение рекламы питьевой воды «<…>», содержащей указание на лечебные свойства рекламируемого товара и не соответствующие действительности сведения о назначении и потребительских свойствах объекта рекламирования как средства для снижения веса.

Комиссия Амурского УФАС России считает, что ИП З<…>, являясь рекламодателем вышеназванной рекламы «…Правильная вода – вода высшей категории… <…> – вода высшей категории…», имела возможность не допускать в данной рекламе указание на лечебные свойства питьевой воды «<…>», не указывать в рекламе не соответствующие действительности сведения о назначении и потребительских свойствах питьевой воды «<…>» как средства для снижения веса, что исключило бы нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», однако не предприняла для этого необходимых мер.

На основании изложенного, установлены факты нарушения ИП З<…> (рекламодателем) требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» к ИП З<…> (рекламодателю) необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

ИП З<…> (рекламодателю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»): - о прекращении распространения и не распространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, вышеназванной рекламы ИП З<…>: «…Правильная вода – вода высшей категории… <…> – вода высшей категории…», не соответствующей требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

Резолютивная часть решения, принятого Комиссия Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <…> немедленно по окончании рассмотрения дела – 18.01.2011.

(излагаются описательная и мотивировочная часть решения в соответствии с п.п. 40, 41,47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе)

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

                                                                    РЕШИЛА:

 1.        Признать ненадлежащей рекламу ИП З<…>:

«…Правильная вода – вода высшей категории… <…> – вода высшей категории…», распространенную на территории г. Хабаровска Хабаровского края в виде листовок в 2010 г., в том числе с апреля 2010 г.,

(описание рекламы)

поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

2.        Выдать ИП З<…> (рекламодателю) (кому) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3 . Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном  правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Решение изготовлено в полном объеме "01" февраля 2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Члены Комиссии:                      ____________________________________           <…>

 Председатель Комиссии          ____________________________________           <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны