Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 40-М/2014 о результатах внеплановой провер... от 22 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

15 июля 2014 года                                                                                  г. Благовещенск

(в полном объеме изготовлено 18.07.2014)

Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: <…>,

рассмотрела поступившую 09 июля 2014 года в Амурское УФАС России от ООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив" жалобу на действия уполномоченного органа - отдела муниципального заказа Администрации города Белогорска и муниципального заказчика – муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Белогорск" при закупке путем открытого конкурса на выполнение работ по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Белогорск Амурской области на период до 2024 года, объявленной извещением за № 0123300001914000179 от 06.06.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: неправомерном установлении требования к участникам закупки, ограничивающего количество участников, о наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 333; неправомерном установлении требований к показателям, оцениваемым заказчиком при подсчете баллов о наличии у участника свидетельства на проведение работ в области энергетического обследования, о наличии сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2008, наличии полиса страхования гражданской ответственности при выполнении работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на сумму не менее 10 млн. рублей; установлении в техническом задании и проекте контракта противоречивых сроков выполнения работ.

На заседании присутствовали: представитель заявителя - ООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив" <…>, действующий на основании доверенности от 11.02.2014; представители муниципального заказчика: <…>, действующий на основании доверенности от 17.06.2014 № 27; <…>, действующий на основании доверенности от 14.07.2014 № 33; представитель уполномоченного органа – <…>, действующий на основании доверенности от 22.01.2014 № 1-4-181.

Сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России.

Комиссия установила, что в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

В связи с изложенным Комиссия Амурского УФАС России не рассматривает жалобу ООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив" по существу.

В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку.

Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере закупок проводит внеплановую проверку по поступившей информации от ООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив" о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем открытого конкурса на выполнение работ по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Белогорск Амурской области на период до 2024 года, объявленной извещением за № 0123300001914000179 от 06.06.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

На заседании Комиссии Амурского УФАС России присутствуют вышеуказанные лица.

Представитель ООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив" пояснил, что уполномоченный орган - отдел муниципального заказа Администрации города Белогорска и муниципальный заказчик – муниципальное  казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Белогорск" при размещении закупки путем открытого конкурса на выполнение работ по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Белогорск Амурской области на период до 2024 года, объявленной извещением за № 0123300001914000179 от 06.06.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, в нарушение Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановления Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения", Закона о контрактной системе включили в документацию закупки положения, обязывающие участников конкурса иметь лицензию на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 333, свидетельство на проведение работ в области энергетического обследования, сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2008, полис страхования гражданской ответственности при выполнении работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на сумму не менее 10 млн. рублей, лицензию на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, кроме того, ГОСТ Р ИСО 9001-2008 отменен. Также в документации открытого конкурса установлены противоречивые сроки выполнения работ.

Представитель муниципального заказчика с доводами представителя ООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив" не согласился, указал, что Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, в который входят геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение, а также Сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих. В качестве исходных данных Заказчиком предоставляется Исполнителю: информация из разделов генерального плана (текстовая или графическая); другие документы территориального и стратегического планирования (при наличии). Муниципальное образование город Белогорск является крупным транспортным узлом Дальнего Востока и Транссибирской железнодорожной магистрали (Москва-Владивосток) с населением свыше 60 тыс. человек. Генеральный план г. Белогорск выполнен в масштабе 1:10000 и имеет гриф «для служебного пользования», следовательно, является документом, содержащим сведения  составляющие гостайну.

Требования к участникам закупки, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг установлены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085, в том числе о наличии сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2008, поскольку сертификаты, выданные по указанному ГОСТу, действительны до окончания срока их действия. Для выполнения работ п. 3.1. Информационной карты и п. 3.1. проекта контракта установлен срок 120 дней со дня заключения муниципального контракта. Ограничения количества участников закупки не допущено, т.к. на участие в открытом конкурсе подано 2 заявки.

Представитель уполномоченного органа не согласен с доводами ООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив", считает требования к участникам закупки, установленные в конкурсной документации, правомерными, представил письменные  возражения.

ООО «ГарантЭнергоПроект» (участник закупки) считает правомерными требования о предоставлении документов, указанных в конкурсной документации, в том числе Закону о контрактной системе, предоставил письменное обоснование своих доводов.

Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, установила следующее:

06.06.2014 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0123300001914000179 о проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Белогорск Амурской области на период до 2024 года, а 10.06.2014 опубликованы изменения в документацию об открытом конкурсе.

Начальная (максимальная) цена контракта: 5000000 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок: 27.06.2014 10 час. 00 мин.

Дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам: 27.06.2014 10 час. 00 мин. Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 02.07.2014.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 27.06.2014 подано две заявки. Согласно протоколу  рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 02.07.2014 победителем признано  ООО «ГарантЭнергоПроект».

Часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе содержит требования к содержанию конкурсной документации наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен перечень документов, которые должна содержать заявка на  участие в конкурсе.

Разделом «Требования к участникам» извещения о проведении открытого конкурса и  пунктом 3.22 «Требования, установленные к участникам открытого конкурса» раздела I «Информационная карта открытого конкурса» конкурсной документации установлены единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) в соответствии с документацией, а также требования в соответствии с частью 2.3. раздела II конкурсной документации о наличии у участника закупки свидетельства о допуске на выполнение работ в соответствии с приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», и лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 333.

Частью II «Оценка заявок по нестоимостному критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» раздела III конкурсной документации установлено, что для оценки заявок по нестоимостному критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» устанавливается шкала оценок по каждому показателю. Максимальное суммарное количество баллов по всем показателям критерия «Качество услуг и квалификация участника конкурса» составляет 100 баллов.

Показателями оценки заявок на участие в конкурсе по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» являются следующие показатели:

1.Наличие у участника закупки свидетельств, подтверждающих квалификацию участника, использование системы контроля качества, соответствующей стандарту ИСО 9001, полиса страхования гражданской ответственности. Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наличие у участника закупки свидетельства на проведение работ в области энергетического обследования в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 10.0.7.2012) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сертификата ИСО 9001-2008, полиса страхования гражданской ответственности при выполнении работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения на сумму не менее 10 млн. рублей.

Максимальное значение показателя – 25 баллов.

Минимальное значение показателя - 0 баллов.

Присуждение баллов по данному показателю осуществляется следующим образом:

Наличие свидетельства на проведение работ в области энергетического обследования

Отсутствие свидетельства на проведение работ в области энергетического обследования

10

0

Наличие сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2008

Отсутствие сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2008

5

0

Наличие полиса страхования гражданской ответственности при выполнении работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на сумму не менее 10 млн. рублей

Отсутствие  полиса страхования гражданской ответственности при выполнении работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на сумму не менее 10 млн. рублей

10

0

Документы, предоставляемые участником в подтверждение своей квалификации:

- копия свидетельства на проведение работ в области энергетического обследования в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- копия сертификата соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008;

- копия полиса страхования гражданской ответственности при выполнении работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения на сумму не менее 10 млн. рублей.

2.Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки лицензионного программного обеспечения, необходимого для выполнения работ, при этом лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наличие у участника размещения заказа лицензионного программного обеспечения (программно-расчетный комплекс Zulu, геоинформационной системы Zulu).

Максимальное значение показателя - 5 баллов.

Минимальное значение показателя - 0 баллов.

Присуждение баллов по данному показателю осуществляется следующим образом:

Наличие лицензионного программного обеспечения (программно-расчетный комплекс Zulu, геоинформационная система Zulu), необходимого для выполнения работ по предмету контракта

Отсутствие лицензионного программного обеспечения (программно-расчетный комплекс Zulu, геоинформационная система Zulu), необходимого для выполнения работ по предмету контракта

5

0

Документы, предоставляемые участником в подтверждение обеспеченности материально-техническими ресурсами: копия лицензии на программно-расчетный комплекс Zulu, копия лицензии на геоинформационную систему Zulu,  копии свидетельств государственной регистрации программы, копии сертификатов соответствия.

Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности о  соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1).

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. N 782, схемы водоснабжения и водоотведения - совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В указанном Перечне отсутствует вид работ: подготовка схемы водоотведения и водоснабжения.

Таким образом, установление муниципальным заказчиком требования к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске на выполнение работ по разработке схемы водоотведения и водоснабжения является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что повлекло (могло повлечь) ограничение количества участников закупки.

Статьей 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне) установлено, что государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Статьей 5 Закона о государственной тайне установлен перечень сведений, составляющих государственную тайну. В указанный перечень схемы теплоснабжения и их разработка не входит.

Пунктом 42.1 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203, к таким сведениям  отнесены сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.

Согласно оценке численности населения по городским округам, муниципальным районам, городским и сельским поселениям Амурской области на 1 января 2014 года, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, а также в иных открытых источниках, население городского округа города Белогорск составляет 68041 человек.

В соответствии со статьей 9 Закона о государственной тайне отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. Статьей 8 Закона установлено, что степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений. Кроме этого, данной статьей определяются степени секретности.

В соответствии с п. 10 - 12 раздела II Приложения № 1 к письму Федеральной службы геодезии и картографии России от 25 марта 1996 г. N 3-02-670 данные (содержание) топографических, общегеографических, морских карт, картографической основы тематических карт, специальных (специализированных) и других карт и планов, оригиналов (съемочных, составительских, издательских) карт и планов, материалов аэрофотосъемки, телевизионной, инфракрасной, микроволновой, радиолокационной и других видов специальных аэросъемок, фотокарт, фотопланов в графическом, цифровом (электронном) и других видах, позволяющие определить назначение или местоположение режимного объекта  являются секретными; топографические планы, фотопланы, фотосхемы территорий режимных объектов независимо от их масштабов, системы координат и покрываемой площади – являются секретными; топографические карты и планы, топографические карты шельфа или внутреннего водоема, планы городов и других поселений, фотопланы, фотокарты, издательские оригиналы указанных карт и планов (в том числе расчлененные по элементам содержания) масштабов 1:50000 и крупнее в системах координат 1942 г. и 1963 г. в графическом, цифровом (электронном) и других видах, а также любые специализированные и тематические карты и планы, создаваемые на их основе без отбора и обобщения информации являются секретными.

Таким образом, генеральный план поселения либо городского округа будет являться документом, содержащим в себе сведения, относящиеся к государственной тайне только в том случае, если топографические карты и планы, фотокарты масштабов 1:50000 и крупнее выполненных в системах координат 1942 и 1963 года в графическом, цифровом (электронном) и других видах, а также в случае, если указанные планы и схемы отображают режимные объекты либо позволяют определить местоположение режимного объекта.

Согласно статье 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Из пункта 1 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333, следует, что лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока.

Статьей 17 Закона о государственной тайне установлено, что передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, иным лицам необходимом для выполнения совместных и других работ возможна лишь при наличии у них соответствующей лицензии, либо допуска. При этом, лицензия должна быть выдана на осуществление конкретного вида деятельности и устанавливать возможность осуществлять работы со сведениями определенной степени секретности.

Согласно п. 2.3 раздела V и пункту 1.3 «Техническое задание на разработку проекта схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Белогорск Амурской области на период до 2024 года» конкурсной документации заказчик предоставляет исполнителю информацию из разделов генерального плана (текстовую или графическую), - другие документы территориального и стратегического планирования (при наличии).

При этом не указано, в каком масштабе и в какой системе координат изготовлен генеральный план  г. Белогорска.

Кроме того, согласно части 2 статьи 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. N 782, при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются, в том числе, документы территориального планирования, сведения о функциональных зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и зонах с особыми условиями использования территорий.

Согласно части  1 статьи Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Частью 9 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что доступ к утвержденным документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.

Статьей  57.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено создание федеральной информационной системы, предназначенной для обеспечения доступа в электронном виде к информации, предусмотренной частью 2 указанной статьи. Правилами ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 289, предусмотрено, что информационный ресурс федеральной информационной системы состоит из открытой и закрытой частей. В закрытой части размещается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. В открытой части размещается общедоступная информация.

Из наименования работ и состава документации не следует, что для выполнения работ, являющихся объектом закупки, необходимо наличие лицензии для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Таким образом, само по себе выполнение работ не предполагает наличие допуска к секретным сведениям.

Из конкурсной документации не следует, что заказчиком исполнителю работ будут передаваться источники информации, необходимые для выполнения работ составляющие государственную тайну (включая топографические карты и планы, фотокарты масштабов 1:50000 и крупнее выполненных в системах координат 1942 и 1963 года в графическом, цифровом (электронном) и других видах) и наделенных определенной степенью секретности.

Вместе с тем, устанавливая показатель оценки заявок о наличии лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, Заказчиком не указан вид деятельности, на осуществление которой должна быть выдана лицензия, а также степень секретности.

При таких обстоятельствах, установление в конкурсной документации требования к участнику о наличии лицензии на проведение работ  с использованием сведений,  составляющих государственную тайну, а также установление в качестве  одного из показателя оценки заявок наличие указанной лицензии не связано с непосредственным выполнением работ по разработке проекта схемы водоотведения, водоснабжения, а также не связано с предметом контракта, в связи с чем является необоснованным и нарушающим требование ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.

Таким образом, установление муниципальным заказчиком требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 333, является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что повлекло (могло повлечь) ограничение количества участников закупки.

Частью 1 статьи  32 Закона о контрактной системе определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Таким образом, заказчиком в конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе должны быть определены на основании  объекта закупки, определенного в документации и являющего предметом контракта.

Частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

Аналогичные требования установлены Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085.

Согласно статье 15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

по результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт;

деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

Согласно частям 2-3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

Согласно п. 6 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. N 782, схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются на срок не менее 10 лет с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения.

Пунктом 7 указанных Правил установлено, что при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются:

а) документы территориального планирования, сведения о функциональных зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и зонах с особыми условиями использования территорий;

б) материалы инженерно-геологических изысканий и исследований, опорные и адресные планы, регистрационные планы подземных коммуникаций и атласы геологических выработок, материалы инженерно-геодезических изысканий и исследований, картографическая и геодезическая основы государственного кадастра недвижимости, публичные кадастровые карты, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, топографо-геодезические подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы;

в) сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;

г) данные о соответствии качества горячей воды и питьевой воды требованиям законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, о соответствии состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и в области водоснабжения и водоотведения;

д) сведения об инвестиционных программах, реализуемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, о мероприятиях, содержащихся в планах по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, о мероприятиях, содержащихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади, утвержденных в установленном порядке (в случае наличия таких инвестиционных программ и планов, действующих на момент разработки схем водоснабжения и водоотведения);

е) сведения о режимах потребления и уровне потерь воды.

В соответствии с пунктом 2.3. Технического задания на разработку проекта схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Белогорск Амурской области на период до 2024 года схема водоснабжения и водоотведения должна быть разработана Исполнителем с учетом и на основании предоставляемой ему информации, которая определена действующими нормативными актами как обязательная к учету в процессе разработки схемы водоснабжения и водоотведения.

Исследовав конкурсную документацию Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о том, что предмет и условия исполнения контракта не предусматривают выполнение работ по энергетическому обследованию, а предполагают наличие схем энергоснабжения, теплоснабжения у муниципального заказчика, которые передаются исполнителю для выполнения работ по разработке схемы теплоснабжения.

Требования к лицам, осуществляющим разработку схем теплоснабжения, о наличии свидетельства на проведение работ в области энергетического обследования действующим законодательством не установлены.

Соответственно, требование к участникам закупки о наличии свидетельства на проведение работ в области энергетического обследования для выполнения работ, являющихся объектом закупки, является необоснованным и противоречит части 6 статьи 31 и части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, что повлекло (могло повлечь) ограничение количества участников закупки.

Приказом Росстандарта от 22 декабря 2011 г. N 1575-ст ГОСТ Р ИСО 9001-2008 отменен с 1 января 2013 года в связи с принятием и введением в действие  ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования".

Таким образом, участники закупки, имеющие в наличии действующий на момент проведения торгов сертификат ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования" по показателю оценки «наличие сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2008» должны получить 0 баллов, вместо возможных 5 баллов, поскольку представить в составе заявки сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в состоянии только хозяйствующие субъекты, получившие данный сертификат до отмены его действия, что нарушает требования ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 и ведет к необъективному присуждению баллов участникам закупки.

В соответствии с действующим законодательством РФ профессиональная деятельность в области разработки схем водоснабжения и водоотведения не входит в перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, предусмотренному Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также обязательному страхованию гражданской ответственности, в связи с чем, лицо, осуществляющее профессиональную деятельность в области разработки схем теплоснабжения. водоснабжения и водоотведения самостоятельно определяет необходимость осуществления страхования профессиональной гражданской ответственности в рамках осуществляемой им деятельности.

При этом, в случае принятия лицом решения о необходимости осуществления страхования его профессиональной деятельности, сумма страхового обеспечения устанавливается лицом самостоятельно, исходя из его финансовых возможностей, в связи, с чем установление Заказчиком показателя оценки заявок в виде «наличие полиса страхования гражданской ответственности при выполнении работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на сумму не менее 10 млн. рублей», а также осуществление расчета количества баллов в зависимости от наличия страхового обеспечения и суммы такого обеспечения, не может служить в качестве показателя оценки заявок (квалификации участника), поскольку наличие указанного полиса страхования, с учетом выставляемого к нему требованию по сумме (не менее 10 млн. рублей), ведет (может привести) к необъективному присуждению баллов участникам закупки, не связано с непосредственным выполнением работ по разработке проекта схемы теплоснабжения, в связи с чем является необоснованным и нарушающим требование ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.

Пунктом 2 части II «Оценка заявок по нестоимостному критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» раздела III конкурсной документации установлено, что лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наличие у участника закупки лицензионного программного обеспечения (программно-расчетный комплекс Zulu, геоинформационной системы Zulu).

Из пояснений заявителя следует, что на функционирующем рынке присутствует несколько специализированных программных комплексов, позволяющих выполнять работы по разработке проекта схемы теплоснабжения.

Установление показателя оценки заявок участников от наличия конкретного программно-расчетного комплекса Zulu (или его отсутствия) ставит потенциальных участников в зависимость от способа и конкретных средств необходимых для выполнения работ (то есть, выполняя одну и туже работу, результатом которой является одинаковый конечный результат, но с использованием различных программных средств за наличие у одного участника программно-расчетного комплекса Zulu, а у другого под иным наименованием участники закупки получают различное количество баллов), что не может являться объективным показателем оценки участников закупки.

Однако, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе оценка квалификации участников закупки должна осуществляться исходя только из наличия/отсутствия на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, связанных с предметом контракта, при этом Заказчик не вправе предъявлять требование о наличии конкретного наименования оборудования (программно-расчетный комплекс Zulu), в связи с чем, установление показателя оценки «Наличие лицензионного программного обеспечения (программно-расчетный комплекс Zulu, геоинформационная система Zulu)» является необоснованным и нарушающим часть 1 статьи 32 Закона о контрактной системе и постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.

Пунктом 3.10 раздела I «Информационная карта открытого конкурса» и пунктом 3.1. проекта муниципального контракта установлен срок завершения работы: в течение 120 (ста двадцати) календарных дней со дня заключения муниципального контракта.

Техническим заданием на выполнение работ по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Белогорск на период до 2024 года, являющимся приложением к муниципальному контракту,  установлено, что:

исполнитель обязан завершить разработку проекта схемы водоснабжения и водоотведения и представить Заказчику на согласование результат работ в электронном виде в срок 120 дней с даты получения Исполнителем всей исходной информации (пункт 3.2.);

Заказчик представляет Исполнителю исходную информацию в соответствии с разделом 1.3. Технического задания в срок 60 дней с даты подписания контракта (пункт 3.1.).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, в вышеуказанных положениях конкурсной документации установлены противоречивые сроки выполнения работ, что нарушает часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и влечет (может повлечь) за собой ограничение количества участников закупки.

Изучив материалы дела, проведя внеплановую проверку действий уполномоченного органа - отдела муниципального заказа Администрации города Белогорска и муниципального заказчика – муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Белогорск" при размещении закупки путем открытого конкурса на выполнение работ по разработке проекта схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Белогорск Амурской области на период до 2024 года, объявленной извещением за № 0123300001914000179 от 06.06.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, руководствуясь п. 1 ч. 3 и п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,  Комиссия Амурского УФАС России приняла

Р Е Ш Е Н И Е:

1. Признать в действиях муниципального заказчика и уполномоченного органа  нарушение:

ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе в части необоснованного установления требований к участникам закупки;

ст. 32 Закона о контрактной системе в части установления показателей оценки по установленным критериям оценки заявок участников открытого конкурса, не связанных с объектом закупки;

п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в части установления в конкурсной документации противоречивой информации о сроке выполнения работ

2. Выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны