Решение №028/06/105-595/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/105-595/2020 от 6 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 028/06/105-595/2020

  1. г. Благовещенск

(решение в полном объеме изготовлено 11.11.2020)

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок

в отсутствие представителей муниципального заказчика - муниципального казенного предприятия города Благовещенска «Городской сервисно-торговый комплекс» (далее - Заказчик, МКП «ГСТК») и заявителя жалобы - общества с ограниченной ответственностью «РОНИКС» (далее - ООО «РОНИКС», Заявителя), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения настоящего дела, заявивших ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей сторон,

рассмотрела поступившую 29.10.2020 в Амурское УФАС России жалобу ООО «РОНИКС» на действия Заказчика при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку ГСМ по топливным картам с АЗС, объявленной извещением от 22.10.202С № 0523300002020000171 на официальном сайте Единой информационной системы б сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО «РТС-тендер> www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении требованго Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупш товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а именно: положения аукционной документацш противоречат законодательству о кшгграктной системе.

 

 

Как следует из жалобы и дополнения к жалобе, ООО «РОНИКС» считает условия закупки (установление места поставки с не менее 5 АЗС Поставщика, расположенных в г. Благовещенске Амурской области; определение поставки только по топливным (электронным) картам с использованием персонального PIN-кода; установление значительного по сумме размера обеспечения заявки и исполнения контракта, а также значительного по сроку обеспечения гарантийных обязательств; неустановление преимуществ для субъектов малого предпринимательства; установление оплаты товара по цене единицы товара, установленной на АЗС Поставщика на момент отпуска товара Заказчику; установление условия о цене 1 л товара при фактическом отпуске не превышающей цену за 1 литр, установленную Контрактом) необоснованными и неправомерными ввиду того, что они ограничивают количество участников закупки, тем самым нарушают конкуренцию и равенство всех участников процесса. Просит признать действия Заказчика нарушающими положения Закона о контрактной системе и выдать предписание об устранении выявленных нарушений

Заказчик в письменных пояснениях по делу с доводами жалобы не согласился, считает их необоснованными ввиду следующего. Согласно анализу рынка по розничной продаже ГСМ, на территории г. Благовещенска имеются хозяйствующие субъекты, обладающие пятью и более АЗС, расположенными в границах городского округа и работающими с применением топливных карт, к которым относятся ЗАО «Дальневосточная нефтяная компания» (7 АЗС), АО «ННК - Амурнефтепродукт» (15 АЗС); ООО «РОНИКС» (5 АЗС, исходя из контракта №254-ЭА/2019). Указанное требование обусловлено большим количеством транспорта и спецтехники, принадлежащим предприятию (204 единицы) и ежедневной бесперебойной работой техники, для которой необходимо ежедневная заправка топливом, а также месторасположением техники на подразделениях предприятия (г. Благовещенск, ул. Театральная, д. 276, ул. Тенистая, д. 103, ул. Октябрьская, д. 190, ул. Широкая, д. 61, ул. Северная, д. 236). Заправка техники в утренние часы на заправочных станциях в количестве менее чем установлено в документации об аукционе приведет к неблагоприятным последствиям в деятельности предприятия, а именно: затору движения транспортных средств по дорогам общего пользования города, нарушениям правил дорожного движения; потере времени работы техники, затраченной на заправку техники, и срыву графиков выполнения работ уборки города, утвержденных управлением ЖКХ г. Благовещенска; повлечет за собой нерациональное расходование топлива, которое будет затрачиваться на путь от местонахождения техники предприятия до автозаправочной станции и, как следствие, неэффективное расходование бюджетных средств выделенных предприятию в рамках субсидий. Исходя из количества техники предприятия, в случае уменьшения количества АЗС, время заправки автомобилей предприятия увеличится, что негативно повлияет на работу техники и увеличит их простой. В документации об аукционе не установлено требование о наличие собственных АЗС, их конкретное местонахождение на территории города, что не исключает возможность участия в аукционе потенциальных участников, не обладающих собственными АЗС. Необходимость использования топливных карт также обосновывается большим количеством техники и наличием большого количества водителей, а также специалистов, необходимых для обработки данных учета израсходованного топлива. Для удобства организации заправок автомобилей топливом и исключения расчетов с подотчетными лицами, в аукционную документацию включено условие об использовании топливных карт, которые представляют собой качественный и эффективный инструмент управления расходами предприятия и упрощают контроль за учетом и анализом израсходованного топлива, уменьшает время работы специалистов на обработку данных по учету топлива. Условия по размеру обеспечения заявки, размеру обеспечения исполнения контракта, размеру обеспечения гарантийных обязательств установлены заказчиком в соответствии с требованиями статьи 96 Закона о контрактной системе. Отсутствие в аукционной документации условия о преимуществе для субъектов малого предпринимательства соответствует пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе. Условие о том, что оплата товара осуществляется по цене единицы товара, установленной на АЗС поставщика на момент отпуска товара заказчику не может ограничивать конкуренцию на рынке, указанное условие соответствует действующему законодательству. Применяемая в проекте контракта формула максимального значения цены контракта соответствует требованиям, изложенным в статье 34 Закона о контрактной системе и постановлении Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта». Заказчик просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Амурского У ФАС России, рассмотрев жалобу и исследовав материалы

дела,

УСТАНОВИЛА:

  1. Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru размещено извещение № 0523300002020000171 о проведении закупки в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку ГСМ по топливным картам с АЗС.

Начальная (максимальная) цена контракта - 63 000 000,00 рублей.

Дата и время начала срока подачи заявок - 22.10.2020 в 16:12.Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 30.10.2020 в 11:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 03.11.2020. Дата проведения аукциона в электронной форме - 05.11.2020. Время проведения аукциона - 10:30.

Изменения в извещение и документацию об электронном аукционе Заказчиком не вносились, запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе не поступали.

Из протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона от

  1. № 0523300002020000171 следует, что в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в нем, на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукцион признается несостоявшимся; на основании рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе аукционной комиссией принято решение признать единственного участника - акционерное общество «ННК-АМУРНЕФТЕПРОДУКТ».

Комиссия Амурского У ФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупи товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

Статьей 6 Закона о контрактной системе установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион, при котором победителем признается участник закупки, котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

В силу пункта 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инновацией, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании объекта закупки и его описание, и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения таких показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Исходя из требований статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в зависимости от своих потребностей в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару (работам), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Согласно правовой позиции, изложенной в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В аукционной документации, в том числе в проекте контракта, определен предмет поставки - поставка ГСМ по топливным картам с АЗС с использованием персонального PIN-кода каждой карточки для защиты от несанкционированного доступа к её использованию; также определено, что поставка осуществляется с не менее 5 АЗС поставщика, расположенных в г. Благовещенске Амурской области.

При этом положение пункта 4.1.2 проекта контракта документации об электронном аукционе, определяющего способ получения товара посредством топливной карты с АЗС с использованием персонального PIN-кода каждой карточки для защиты от несанкционированного доступа к её использованию, не содержит требований к участникам закупки либо требований к наличию у них ресурсов, а определяют условия контракта, которые направлены на осуществление заказчиком контроля за получением и расходом топлива, а также удобством ведения отчётной документации.

Вместе с тем, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.

Изучив материалы дела, Комиссия Амурского У ФАС России приходит к выводу о подтверждении материалами дела, что формирование объекта рассматриваемой закупки в таком виде определялось действительной потребностью заказчика, технологическим процессом, экономической целесообразностью и эффективностью контроля за рациональным расходованием топлива.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

При этом, довод Заявителя о наличии на соответствующем товарном рынке города Благовещенска не менее 5 АЗС только у двух участников аукциона не свидетельствует об ограничении конкуренции поскольку участником закупки потенциально могло выступать любое лицо, в том числе, не являющееся владельцем АЗС, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Рассматривая доводы Заявителя об установлении Заказчиком значительного по сумме размера обеспечения заявки и исполнения контракта, а также значительного по сроку обеспечения гарантийных обязательств, Комиссия Амурского У ФАС России установила следующее.

В силу части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.1, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Как следует из аукционной документации, Заказчиком установлен размер обеспечения заявки - 5 % от начальной (максимальной) цены контракта (пункт 24 информационной карты); размер обеспечения исполнения контракта - 20 % от цены, по которой заключается контракт; размер обеспечения гарантийных обязательств - 1,0 % от начальной максимальной цены контракта (пункт 25 информационной карты).

Таким образом, Комиссия Амурского У ФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений статьи 44 и статьи 96 Закона о контрактной системе при установлении размеров обеспечения заявки, исполнения контракта, гарантийных обязательств.

С учетом специфики предмета закупки, размера начальной (максимальной) цены контракта само по себе определение размера обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в вышеуказанных размерах, не свидетельствует о создании непреодолимых препятствий для участия в аукционе.

В части довода Заявителя о неустановлении Заказчиком преимуществ для субъектов малого предпринимательства, Комиссией Амурского У ФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в том числе путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

Поскольку начальная (максимальная) цена контракта по рассматриваемой закупке превышала двадцать миллионов рублей, основания для осуществления закупки среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, у Заказчика отсутствовала.

По доводу Заявителя об установлении Заказчиком оплаты товара по цене единицы товара, установленной на АЗС Поставщика на момент отпуска товара Заказчику, а также установлении условия о цене 1 л товара при фактическом отпуске не превышающей цену за 1 литр, установленную Контрактом, Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» (далее - Постановление № 19) установлено, что при заключении контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

При этом, Постановление № 19 не устанавливает какой-либо формулы цены контракта для использования в документации о закупке. Заказчик обязаг самостоятельно установить подлежащую использованию формулу цены и максимальное значение цены контракта.

 

Учитывая изложенное, в случае заключения контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, в контракте указываются формула цены контракта и максимальное значение цены контракта.

Таким образом, исходя из системного толкования положений Закона о контрактной системе и Постановления № 19, нарушений статьи 34 Закона о контрактной системе при установлении Заказчиком цены товара Комиссией Амурского У ФАС России не установлено.

Рассмотрев жалобу ООО «РОНИКС» на действия Заказчика при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку ГСМ по топливным картам с АЗС, объявленной извещением от 22.10.2020 № 0523300002020000171 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО «РТС- тендер» www.rts-tender.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Амурского У ФАС России приняла

РЕШЕНИЕ:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «РОНИКС» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны