Решение б/н о нарушении регоператором ТКО пункта 3 части 1 статьи 10 Зак... от 21 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 028/01/10-263/2020

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «07» сентября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «21» сентября 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело № 028/01/10-263/2020 по признакам нарушения ООО «Полигон» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в навязывании невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в части применения норматива накопления твердых коммунальных отходов, в присутствии в заседании представителя ответчика – <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление ООО «Веста» на действия ООО «Полигон», выразившиеся в навязывании невыгодных условий при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в части применения норматива накопления твердых коммунальных отходов.

По результатам рассмотрения заявления 17.04.2020 Амурским УФАС России ООО «Полигон» выдано предупреждение № 02-349 о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, со сроком исполнения до 29.05.2020.

В связи с невыполнением указанного предупреждения приказом Амурского УФАС России от 05.06.2020 № 75 в отношении ООО «Полигон» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 028/01/10-263/2020 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 10.06.2021 рассмотрение дела назначено на 07.07.2020 в 10 часов 00 минут.

Определением Арбитражного суда Амурской области от 23.06.2020 по делу № А04-4670/2020 принято к производству заявление ООО «Полигон» о признании недействительным предупреждения Амурского УФАС России от 17.04.2020 № 02-349.

Определением Комиссии от 07.07.2020 рассмотрение дела № 028/01/10-263/2020 приостановлено до рассмотрения арбитражным судом дела № А04-4670/2020 (вступления в силу окончательного судебного акта по указанному делу), поскольку результаты рассмотрения арбитражным судом дела № А04-4670/2020 имеют значение для принятия решения по рассматриваемому делу о нарушении антимонопольного законодательства № 028/01/10-263/2020.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 25.09.2020 по делу № А04-4670/2020, оставленным в силе постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020 № 06АП-5773/2020, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.03.2021 № Ф03-422/2021, в удовлетворении требований ООО «Полигон» отказано.

Определением от 16.07.2021, в связи с тем, что судебные акты по делу № А04-4670/2020 вступили в силу, рассмотрение дела № 028/01/10-263/2020 возобновлено, назначено к рассмотрению на 10.08.2021 в 10 часов 00 минут. Определением от 10.08.2021 рассмотрение дела отложено на 24.08.2021. Определением от 24.08.2021 рассмотрение дела отложено на 07.09.2021 в 10-00 часов в связи с принятием комиссией заключения об обстоятельствах дела.

Соглашением между министерством ЖКХ Амурской области и ООО «Полигон» от 14.05.2018 «Об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны «Кластер № 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)» Амурской области» статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на указанной территории присвоен ООО «Полигон» сроком на 10 лет.

01.07.2019 между ООО «Амурфармация» и ООО «Веста» заключен договор аренды нежилого помещения в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Студенческая, д. 38, общей площадью 483,2 кв.м. (дискаунтер «Прима»).

01.07.2019 между ООО «Веста» и ООО «Амурский регион» в отношении указанного объекта заключен договор субаренды, расторгнутый впоследствии соглашением сторон от 20.09.2019 с 01.07.2019.

ООО «Веста» 29.11.2019 подало заявление региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Полигон», необходимое для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

ООО «Полигон», рассмотрев вышеуказанное заявление, 29.11.2019 направило в адрес ООО «Веста» проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 07.11.2019 № 2425, согласно которому объект заявителя отнесен к категории объектов Б1 – «продовольственный магазин» (приложение № 2 к договору «Расчет стоимости оплаты услуг»), в соответствии с нормативами накопления отходов, утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 30.12.2016 № 606 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области» (далее – Постановление № 606) в редакции, действовавшей на дату направления договора. Размер платы по договору в месяц согласно указанному расчету 27 264,75 рубля.

18.12.2019 ООО «Веста», не согласившись с предложенными условиями договора от 07.11.2019 № 2425, направило в адрес ООО «Полигон» протокол разногласий, согласно которому объект заявителя, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. Студенческая, д. 38, отнесен к категории объектов Б5 – «супермаркет (универмаг)», в соответствии с нормативами накопления отходов, утвержденными Постановлением № 606.

При этом, согласно доводам заявителя, изложенным в заявлении и пояснениях от 24.03.2020, ООО «Веста» исходило из того, что ранее по договору между ООО «Полигон» и ООО «Амурский регион», входящим с заявителем в одну и ту же торговую сеть «Прима», указанный магазин был отнесен ООО «Полигон» к категории Б5 – «супермаркет (универмаг)». При этом стоимость услуг по вывозу твердых коммунальных отходов была установлена в размере 11 000 рублей.

26.12.2019 ООО «Полигон» направило в адрес ООО «Веста» протокол урегулирования разногласий к протоколу разногласий к договору от 07.11.2019 № 2425, согласно которому для внесения изменений в договор от 07.11.2019 № 2425 отсутствуют правовые основания.

При этом согласно доводам ООО «Полигон», изложенным в письме от 24.03.2020 № 1521, общество исходит из того, что согласно пункту 5.2 ГОСТ Р 51773-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 771-ст (далее - ГОСТ Р 51773-2009), площадь торгового объекта супермаркета должна составлять не менее 600 кв.м., объект ООО «Веста» данным критериям не отвечает.

21.01.2020 № 162 ООО «Полигон» на обращение ООО «Веста» от 10.01.2020 № 42 поддержало свою позицию по вопросу применения норматива твердых коммунальных отходов.

29.01.2020 ООО «Веста» обратилось в ООО «Полигон» с просьбой обратиться в Правительство Амурской области за разъяснением с учетом ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения, утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 № 582-ст (далее – ГОСТ Р 51303-2013) и ГОСТ Р 5173-2009 к какому типу торгового объекта следует отнести магазин заявителя по ул. Студенческая 38, общей площадью 483,2 кв.м., в которую входит подвальное помещение площадью 16,3 кв.м. и торговая площадь на первом этаже 296,9 кв.м.

Письмом от 07.02.2020 № 560 ООО «Полигон» сообщило, что на такой запрос, направленный в адрес министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, министерство пояснило, что является разработчиком Постановления № 606, однако анализ случаев применения того или иного норматива при заключении договоров не входит в компетенцию министерства, приложив копию письма министерства от 06.02.2020 № 11-591.

Антимонопольные требования к деятельности хозяйствующих субъектов определены Законом «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).

Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов п договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (часть 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пунктам 5, 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, при осуществлении расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением № 606 Правительство Амурской области утвердило нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области согласно приложению к указанному постановлению. К категории Б1 относится «продовольственный магазин» (на 1 кв.м. общей площади - 1,2833 куб.м. /год), к категории Б5 относится «супермаркет (универсам)» (на 1 кв.м. общей площади - 0,5447 куб.м. /год) (в редакции, действовавшей в период заключения договора между заявителем и ответчиком).

В соответствии с Постановлением № 606 для предприятий торговли норматив накопления твердых коммунальных отходов определен из расчета 1 кв.м. общей площади объекта.

Следовательно, при установлении норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении объектов торговли ООО «Полигон» должна учитываться общая площадь объекта.

Согласно пояснениям ООО «Веста», представленным в адрес Амурского УФАС России, объект, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. Студенческая, д. 38, относится к типу торгового предприятия такому как дискаунтер, площадь торгового зала составляет 296, 9 кв.м., и может быть отнесен к типу торгового объекта – супермаркет (универсам).

В соответствии с пунктом 42 ГОСТ Р 51303-2013 (в редакции, действовавшей в период заключения договора между заявителем и ответчиком), супермаркет (универсам) – магазин с площадью торгового зала от 400 кв.м., в котором осуществляется продажа продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания.

Вместе с этим, в соответствии с пунктом 43 ГОСТ Р 51303-2013 дискаунтер: магазин типа супермаркет (универсам) эконом-класса с площадью торгового зала от 250 кв.м., в котором осуществляют продажу ограниченного ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса по ценам ниже среднерыночных преимущественно по методу самообслуживания.

Таким образом, понятие супермаркет (универсам) согласно ГОСТ Р 51303-2013, соотносится с понятием «дискаунтер» как общее и частное, поскольку «дискаунтер» является видом магазина типа «супермаркет», таким образом, исходя из классификации ГОСТ Р 51303-2013, указанные понятия не могут относиться к разным видам и использоваться в качестве различительных признаков объектов.

В силу пунктов 109 - 111 ГОСТ Р 51303-2013 общая площадь торгового предприятия - это площадь всех помещений торгового предприятия. Торговая площадь торгового предприятия представляет собой площадь торговых помещений торгового предприятия. Торговое помещение предприятия розничной торговли - часть помещения розничного торгового предприятия, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг.

Общая площадь торгового объекта ООО «Веста», на момент заключения договора на обращение с твердыми коммунальными отходами с ООО «Полигон», составляла 483,2 кв.м.

Пунктами 112, 113 ГОСТ Р 51303-2013 установлено, что торговый зал предприятия розничной торговли представляет собой специально оборудованную основную часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенную для обслуживания покупателей, а под площадью торгового зала понимается часть розничного торгового объекта, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей; площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Таким образом, площадь торгового зала - это только одна из составляющих торгового объекта.

Общая площадь торгового зала на 1 этаже рассматриваемого торгового объекта ООО «Веста» составила 296,9 кв.м.

При этом пункт 5.2 ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», на который ссылается ООО «Полигон», и согласно которому площадь торгового объекта «супермаркет» должна составлять не менее 600 кв.м., следует применять с учетом указания обязательного параметра площади торгового объекта «универсам» - не менее 200 кв.м.

Следовательно, «дискаунтер» как магазин типа «супермаркет (универсам)» с торговой площадью от 250 кв.м. соотносится и с ГОСТ Р 51773-2009.

На основании вышеизложенного, в соответствии с ГОСТ Р 51303-2013 объект заявителя «дискаунтер «Прима», расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. Студенческая, д. 38, относится к типу торгового объекта – дискаунтер, и должен быть отнесен ответчиком к типу торгового объекта – супермаркет при заключении договора на оказание услуг обращению с твердыми коммунальными отходами с применением норматива накопления твердых коммунальных отходов согласно категории объекта Б5-супермакет (универмаг), в соответствии с Постановлением № 606.

Исходя из положений ГОСТ Р 51773-2009, ГОСТ Р 51303-2013, указанный объект ООО «Веста» не относится к категории «продовольственный магазин», в котором осуществляется продажа товара продовольственных групп, поскольку «продовольственный магазин» - это специализированный магазин с площадью торгового объекта от 18 кв.м., в котором осуществляют продажу товаров продовольственных групп («рыба», «мясо», «колбасы», «минеральные воды», «хлеб», «овощи-фрукты» и так далее), указанный термин несопоставим с понятием «дискаунтер».

Вместе с этим, ранее между ООО «Полигон» и ООО «Амурский регион» заключен договор на оказание услуг по обращения с твердыми коммунальными отходами сроком действия с 01.04.2019 по 31.12.2019, в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Студенческая, д. 38, общей площадью 483,2 кв.м.

Согласно приложению № 2 к вышеуказанному договору, объект расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. Студенческая, 38, отнесен к категории объектов Б5 – «супермаркет (универмаг)».

Таким образом, отказ ООО «Полигон» от заключения с ООО «Веста» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 07.11.2019 № 2425 в редакции ООО «Веста» с навязыванием заявителю применения норматива накопления твердых коммунальных отходов согласно категории объекта – Б1 «продовольственный магазин», вместо подлежащего применению норматива Б5 - супермаркет (универмаг), является необоснованным.

Применение норматива Б1 в расчете к договору, согласно пояснениям и документам, представленным заявителем, значительно увеличивает стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 07.11.2019 № 2425 (с 11 000 рублей в месяц до 27 264,75 рубля), что для заявителя является экономически необоснованным и невыгодным.

Проведенным анализом состояния конкуренции на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлено доминирующее положение ООО «Полигон» в границах Кластера № 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район).

На ООО «Полигон» не распространяются иммунитеты, предусмотренные частью 2.1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», поскольку учредитель данного хозяйствующего субъекта, в то же время, является учредителем ООО «Спецавтохозяйство» (ИНН/ОГРН 2807015182/1092807000208) - регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Кластера № 5, указанные хозяйствующие субъекты входят в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 8 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частями 1, 2 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее – предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании вышеизложенного, 17.04.2020 Амурским УФАС России ООО «Полигон» выдано предупреждение от 17.04.2020 № 02-349 о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, со сроком исполнения до 29.05.2020.

Письмом от 21.05.2020 № 2948 ООО «Полигон» направило в адрес Амурского УФАС России позицию относительно выполнения предупреждения от 17.04.2020 № 02-349 со ссылками на пункт 42 ГОСТ Р 51303-2013 и пункт 5.2 ГОСТ Р 51773-2009, согласно которой, объект ООО «Веста» имеет общую площадь 483,2 кв.м., расположен на двух этажах (186,3 кв.м - подвал, 296,9 кв.м. - 1 этаж) и не отвечает критериям указанных ГОСТ. При выездной проверке, осуществленной специалистом производственного отдела ООО «Полигон» 20.05.2020 установлено, что цокольный этаж (подвал) используется как подсобное помещение. Нормативы твердых коммунальных отходов утверждены Постановлением № 606, которое не имеет градации категории объекта «дискаунтер», в связи с этим к объекту ООО «Веста» определена категория объекта как продовольственный магазин (на 1 кв.м. общей площади - 1,2833 куб.м./год).

К указанному письму представлены копии: письма ООО «Полигон» о вручении проекта договора № 2425 представителю ООО «Веста» 29.11.2019; подписанного сторонами договора от 07.11.2019 № 2425 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в приложении № 2 к которому указана категория объекта Б1 – продовольственный магазин, размер оплаты в месяц – 27 264,75 рубля; акта обследования объекта от 20.05.2020, составленного в отношении объекта заявителя по ул. Студенческая 38 специалистом ООО «Полигон» в присутствии заведующего магазином ООО «Веста».

Согласно части 6 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В установленный срок в адрес Амурского УФАС России от ООО «Полигон» не поступило уведомление о выполнении предупреждения.

Следовательно, предупреждение от 17.04.2020 № 02-349 ООО «Полигон» не выполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с невыполнением ООО «Полигон» предупреждения, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» издан приказ Амурского УФАС России от 05.06.2020 № 75 о возбуждении дела № 028/01/10-263/2020 по признакам нарушения ООО «Полигон» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В пояснениях по делу от 17.06.2020 № 3581 ООО «Полигон» поддержало ранее изложенную по предупреждению позицию, отметив, что в отношении договора, заключенного между ООО «Полигон» и ООО «Амурский регион», по спорному объекту в приложении № 2 к договору объект был ошибочно отнесён к категории объекта Б5 - «супермаркет (универмаг)».

После возобновления производства по делу № 028/01/10-263/2020 письмом от 04.08.2021 № 3902 ответчик пояснил, что 30.05.2021 на основании решений суда внесены изменения в программное обеспечение договорного отдела ООО «Полигон» в части примененного к расчету платы норматива накопления твердых коммунальных отходов в рамках договоров от 07.11.2019 № 2425, от 01.01.2021 № 4159-21 на Б5 «супермаркет». Произведен перерасчет за период с 01.07.2019 по 31.05.2021. Откорректированные счета на оплату направлены ООО «Веста». В связи с этим ответчик просил производство по делу прекратить.

Письмом от 18.08.2021 № 4203 ООО «Полигон» представлены: копии письма ООО «Полигон» от 12.02.2021 № 4759-21 в адрес ООО «Веста» о заключении далее указанного договора; договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2021 № 4759-21; письма ООО «Полигон» от 01.06.2021 № 2530 о направлении дополнительного соглашения к договору от 07.11.2019 № 2425; дополнительного соглашения от 30.05.2021 № 1 к указанному договору, согласно пункту 1 которого стороны определили применять норматив накопления твердых коммунальных отходов категории Б5 – супермаркет; счетов-фактур на оплату услуг; акт сверки взаимных расчетов между ООО «Полигон» и ООО «Веста» за период с 01.04.2019 по 12.08.2021.

В заседаниях Комиссии представители ответчика поддерживали письменные пояснения по делу, на вопросы Комиссии пояснив, что, исходя из ГОСТ Р 51773-2009 и ГОСТ Р 51303-2013, типы торговых объектов такие как супермаркет (универмаг) и дискаунтер не являются тождественными понятиями. При определении категории объекта ООО «Полигон» исходит из разных критериев, в том числе и из площади объекта торговли. Объект ООО «Веста» отнесен к категории объекта – продовольственный магазин, так как осуществляет торговлю продовольственными товарами. После судебных разбирательств по обжалованию предупреждения, позиция ООО «Полигон» уточнена, внесены изменения в договор, заявителю направлен перерасчет по оплате услуги за весь период договора, а новый договор заключен с учетом необходимого коэффициента. Ранее до ООО «Веста» помещения занимались аптекой, к которой был применен коэффициент для «супермаркета», а у ООО «Веста» для отнесения к «супермаркету» была недостаточная площадь, поэтому был применен коэффициент для продовольственных магазинов.

ООО «Веста» письмом от 22.06.2020 поддержало доводы заявления, согласно которым ООО «Веста» подало заявление на заключение с ООО «Полигон» договора на вывоз твердых коммунальных отходов. В ответ на заявление со стороны ООО «Полигон» предоставлен договор на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от 07.11.2019 № 2425. Не согласившись с тем, что ООО «Полигон» объект, принадлежащий ООО «Веста», отнесен к категории Б1 - продовольственный магазин, ООО «Веста» составило протокол разногласий, в котором указало, что объект расположенный по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Студенческая, 38, относится к категории - супермаркет, то есть категория объекта в соответствии с нормативами накопления отходов Б5 - супермаркет (универмаг), ссылаясь на ГОСТ Р 51303-2013, так как по мнению ООО «Веста» это является существенным условием в связи с тем, что из-за отнесения объекта к той или иной категории зависит стоимость услуг. Со стороны ООО «Полигон» поступил протокол урегулирования разногласий, в соответствии с которым был отклонен протокол разногласий ООО «Веста» по всем пунктам в виду отсутствия законных оснований. Отказ ООО «Полигон» от включения в договор с ООО «Веста» норматива накопления отходов согласно категории объекта Б5 - супермаркет (универмаг), при включении такого условия для ООО «Амурский регион», указывает на создание для контрагентов неравных (дискриминационных) условий, при которых одни контрагенты вынуждены, зачастую, существенно переплачивать за предоставляемые услуги в сравнение с другими.

В заседаниях Комиссии представитель ООО «Веста» поддержала позицию заявителя, дополнительно пояснив, что ООО «Полигон» является единственным региональным оператором, выбранным на определенный срок. ООО «Амурский регион» осуществляло торговую деятельность – реализация продовольственных и непродовольственных товаров. За разъяснениями по вопросу применения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Правительство Амурской области ООО «Веста» не обращалось. При обжаловании предупреждения ООО «Полигон» было отказано в удовлетворении требований, в связи с этим региональный оператор пересмотрел позицию, представив новый договор, в котором объект заявителя определен как дискаунтер, произведен перерасчет суммы оплаты. Договор подписан, оплата произведена. По существу, все требования заявителя удовлетворены. На вопросы Комиссии пояснила, что с 01 января текущего года заключен новый договор, там магазин определен как супермаркет с категорией Б5.

Представленные в материалы дела сведения и документы, пояснения лиц, участвующих в деле, не опровергают установленные на дату возбуждения дела и изложенные в настоящем решении обстоятельства нарушения ООО «Полигон» антимонопольного законодательства.

Представленные ООО «Полигон» сведения о внесении изменений в договор от 07.11.2019 № 2425 дополнительным соглашением от 30.05.2021 № 1, о перерасчете стоимости услуг по указанному договору и об отнесении объекта заявителя при заключении нового договора в 2021 году к категории «супермаркет» свидетельствуют об устранении выявленного нарушения. Однако такие меры предприняты ООО «Полигон» после истечения срока выполнения предупреждения Амурского УФАС России от 17.04.2020 № 02-349 и возбуждения дела № 028/01/10-263/2020, что не свидетельствует об отсутствии нарушения в рассматриваемых действиях ответчика на дату возбуждения дела и не влечет за собой прекращение производства по делу по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что действия ООО «Полигон», выразившиеся в навязывании ООО «Веста» невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 07.11.2019 № 2425 в части применения норматива накопления твердых коммунальных отходов, нарушают пункт 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В связи с тем, что нарушение на дату вынесения решения устранено, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьями 23, 41, 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Полигон» (ИНН/ОГРН 2801190759/1132801010264), выразившиеся в навязывании ООО «Веста» невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 07.11.2019 № 2425 в части применения норматива накопления твердых коммунальных отходов, нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение и (или) предписание Амурского УФАС России могут быть обжалованы в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

<…>

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны