Решение №АД/265/23 о установлении факта нарушения АМЗ от 17 апреля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «14» апреля 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «14» апреля 2023 года

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>, <…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело № 028/01/17.1-141/2023 по признакам нарушения администрацией Михайловского района Амурской области (далее - Администрация) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в передаче в аренду индивидуальному предпринимателю <…> на основании договоров аренды от 29.12.2022 № 1, от 27.01.2023 № 1 автобуса ГАЗ GAZELLE, государственный регистрационный номер К657НЕ 28RUS с идентификационным номером (VIN) X96A65R52L0898159 без проведения процедуры торгов, в присутствии от ответчика – <…>, <…>, представителей по доверенности, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление территориального отдела государственного автодорожного надзора по Амурской области МТУ Ространснадзора по ДФО (далее - ТОГАДН) на действия Администрации по передаче в аренду индивидуальному предпринимателю <…> на основании договоров аренды от 29.12.2022 № 1, от 27.01.2023 № 1 автобуса ГАЗ GAZELLE, государственный регистрационный номер К657НЕ 28RUS с идентификационным номером (VIN) X96A65R52L0898159 без проведения процедуры торгов.

По результатам рассмотрения заявления приказом Амурского УФАС России от 28.02.2023 № 28 возбуждено дело № 028/01/17.1-141/2023 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции, рассмотрение дела определением от 28.02.2023 назначено на 24.03.2023 в 09 часов 00 минут. Определением от 24.03.2023 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела заседание Комиссии отложено на 14.04.2023 в 09 часов 15 минут.

В письменных пояснениях по делу от 10.03.2023 № У-СС/323 ТОГАДН указал, что ИП <…> вновь обратился в ТОГАДН с заявлением о включении в реестр лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, приобретённых для осуществления лицензируемой деятельности после получения лицензии на лицензируемую деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами от 16.05.2019 № АК-28-000082 (номер ЕРУЛ от 13.06.2022 Л022-00112-28/00475489), в отношении автобуса ГАЗ GAZELLE государственный регистрационный номер К657НЕ 28RUS с идентификационным номером (VTN) X96A65R52L0898159. К своему новому заявлению, которое было подано 09.03.2023 и зарегистрировано 10.03.2023, ИП <…> приложил договор аренды транспортного средства без экипажа от 27.02.2023 № 2, заключённый в отношении этого же автобуса на срок с 27.02.2023 по 27.02.2028, то есть в прямое нарушение требований статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных месяцев без проведения конкурсов и аукционов. Как следует из преамбулы указанного договора и его пункта 7, а также из акта приёма-передачи транспортного средства от 27.02.2023, являющегося приложением к нему, обе стороны договора поименованы в нём в качестве Арендатора, тогда как Арендодатель отсутствует, однако в последующем по тексту договора арендодатель неоднократно упоминается, но не раскрыто, кто именно им является. Более того, указанный договор содержит внутренние неустранимые противоречия, поскольку согласно условиям, содержащимся в пункте 1.3, автомобиль передаётся арендатору и возвращается арендатору, то есть самому себе, по акту приёма-передачи, скрепляемому подписями сторон, согласно условиям, содержащимся в пункте 2.2, арендатор обязуется в день вступления в силе настоящего договора передать арендатору, то есть самому себе, автомобиль (подпункт 2.2.1), согласно условиям, содержащимся в пункте 2.3. арендатор обязуется немедленно сообщать арендатору, то есть самому себе, обо всех неисправностях (подпункт 2.3.2), а также не вносить без согласия арендатора, то есть самого себя, изменений и дополнений во внешний вид и конструкцию автомобиля (подпункт 2.3.3) и так далее.

К пояснениям ТОГДАН представлены в копиях заявление ИП <…> № 2549782773 и договор аренды транспортного средства без экипажа от 27.02.2023 № 2, заключенный между Администрацией и указанным предпринимателем.

Письмом от 14.03.2023 № 01-05-1006 Администрация пояснила, что с ИП <…> 29.12.2022 заключен договор аренды транспортного средства без экипажа № 1 в отношении автобуса ГАЗ GASELLE NEXT на основании пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» без проведения аукциона сроком на 30 дней. Договор аренды транспортного средства без экипажа от 27.01.2023 № 1 сроком на 30 дней в отношении того же имущества заключен без проведения аукциона в целях осуществления регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в границах Михайловского района, договор расторгнут с 01.02.2023 и имущество возвращено по акту приема-передачи. В отношении указанного транспортного средства в настоящее время завершены торги на право заключения договора аренды, заключен договор аренды от 27.02.2023 № 2.

К пояснениям Администрации представлены копия протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, объявленном извещением № 2200016247000000000200101, от 16.02.2023 и копия договора аренды от 27.02.2023 № 2, заключенного между Администрацией и ИП <…> в отношении вышеуказанного транспортного средства.

В заседании Комиссии 24.03.2023 представители ответчика поддержали письменные пояснения по делу, на вопросы Комиссии пояснили, что опечатки в новом договоре аренды, представленном в адрес заявителя по делу, исправлены, в проекте договора в аукционной документации изначально всё указывалось правильно, информация об аукционе размещалась на сайте torgi.gov.ru. В протоколе по результатам аукциона также имеется опечатка в указании пункт приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67, видимо, имелся ввиду пункт 151, так как договор заключен с единственным участником аукциона. В период с 31.01.2023 по дату заключения нового договора имущество находилось на стоянке у администрации, ИП <…> не использовалось.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующие обстоятельства, отраженные в заключении об обстоятельствах дела от 24.03.2023.

Муниципальному образованию Михайловский район Амурской области принадлежит приобретенный на основании муниципального контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизинга) автобусов от 25.08.2020 № 182 автобус ГАЗ GAZELLE, государственный регистрационный номер К657НЕ 28RUS с идентификационным номером (VIN) X96A65R52L0898159, что подтверждается выпиской из соответствующего реестра муниципальной собственности Администрации от 20.02.2023 № 01-05-566 (дата возникновения права 22.12.2022), свидетельством о регистрации транспортного средства от 22.12.2022 № 99 45 177792.

29.12.2022 между Администрацией (арендодатель) и ИП <…> (арендатор) заключен договор аренды транспортного средства без экипажа № 1, согласно пункту 1 которого Администрация предоставила вышеуказанный автобус ИП <…> за плату во временное владение и пользование.

Пунктом 1.5 указанного договора предусмотрено, что автомобиль передается арендатору для осуществления регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в границах Михайловского района Амурской области.

Арендная плата в соответствии с пунктом 3.1 указанного договора составляет 10 778,47 рублей.

Размер арендной платы согласно пояснениям Администрации, данным письмом от 20.02.2023 № 01-05-586, рассчитан на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы от 24.09.2020 № 3827/20.

Пунктом 6.2 договора срок его действия определен на период с 29.12.2022 по 26.01.2023.

Имущество передано арендатору актом от 29.12.2022.

27.01.2023 между Администрацией (арендодатель) и ИП <…> (арендатор) заключен договор аренды транспортного средства без экипажа № 1, согласно пункту 1 которого Администрация предоставила вышеуказанный автобус ИП <…> за плату во временное владение и пользование.

Пунктом 1.5 указанного договора предусмотрено, что автомобиль передается арендатору для осуществления регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в границах Михайловского района Амурской области.

Арендная плата в соответствии с пунктом 3.1 указанного договора составляет 10 700 рублей.

Размер арендной платы согласно пояснениям Администрации, данным письмом от 20.02.2023 № 01-05-586, рассчитан на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы от 12.01.2023 № 03/23 тр.

Пунктом 6.2 договора срок его действия определен на период с 27.01.2023 по 25.02.2023.

Имущество передано арендатору актом от 27.01.2023.

31.01.2023 меду Администрацией и ИП <…> заключено соглашение о расторжении договора аренды от 27.01.2023 № 1.

Вышеуказанный автобус возвращен Администрации от ИП <…> актом от 31.01.2023.

В последствии Администрацией проведен открытый аукцион на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, объявленный извещением № 2200016247000000000200101, размещенным на официальном сайте торгов 26.01.2023, по результатам которого аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе от ИП <…>, с которым принято решение заключить договор согласно пункту 152 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67, что подтверждается копией представленного Администрацией протокола рассмотрения заявок на участие в указанном аукциона от 16.02.2023.

27.02.2023 между Администрацией (арендодатель) и ИП <…> (арендатор) заключен договор аренды транспортного средства без экипажа № 2, согласно пункту 1 которого Администрация предоставила вышеуказанный автобус ИП <…> за плату во временное владение и пользование.

Пунктом 1.5 указанного договора предусмотрено, что автомобиль передается арендатору для осуществления регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в границах Михайловского района Амурской области.

Арендная плата в соответствии с пунктом 3.1 указанного договора составляет 10 700 рублей.

Пунктом 6.2 договора срок его действия определен на период с 27.02.2023 по 27.02.2028.

Имущество передано арендатору актом от 27.02.2023.

ИП <…>, получив в пользование вышеуказанный автобус, обратился в ТОГАДН с заявлением о включении в реестр лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, приобретённых для осуществления лицензируемой деятельности после получения лицензии на лицензируемую деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами от 16.05.2019 № АК-28-000082 (номер ЕРУЛ от 13.06.2022 Л022-00112-28/00475489), в отношении указанного автобуса. Анализ представленных к заявлению ИП <…> документов послужил основанием для обращения ТОГАДН в Амурское УФАС России.

09.03.2023 ИП <…> вновь обратился в ТОГАДН с аналогичным заявлением № 2549782773 в отношении того же автобуса, приложив к заявлению вышеуказанный договор аренды транспортного средства без экипажа от 27.02.2023 № 2, в преамбуле которого, пункте 7, а также в акте приёма-передачи транспортного средства от 27.02.2023, являющегося приложением к нему, обе стороны договора поименованы в нём в качестве Арендатора, тогда как Арендодатель отсутствует, однако в последующем по тексту договора арендодатель неоднократно упоминается, но не раскрыто, кто именно им является. Более того, указанный договор содержит внутренние противоречия, поскольку согласно условиям, содержащимся в пункте 1.3, автомобиль передаётся арендатору и возвращается арендатору, то есть самому себе, по акту приёма-передачи, скрепляемому подписями сторон, согласно условиям, содержащимся в пункте 2.2, арендатор обязуется в день вступления в силу договора передать арендатору, то есть самому себе, автомобиль (подпункт 2.2.1), согласно условиям, содержащимся в пункте 2.3. арендатор обязуется немедленно сообщать арендатору, то есть самому себе, обо всех неисправностях (подпункт 2.3.2), а также не вносить без согласия арендатора, то есть самого себя, изменений и дополнений во внешний вид и конструкцию автомобиля (подпункт 2.3.3) и так далее.

Согласно данным в заседании Комиссии 24.03.2023 пояснениям представителей Администрации, указанным выше, опечатки в новом договоре аренды, представленном в адрес заявителя по делу, исправлены. В период с 31.01.2023 по дату заключения нового договора имущество находилось на стоянке у администрации, ИП <…> не использовалось.

В ходе рассмотрения дела Амурским УФАС России проведено исследование состояния конкуренции на товарном рынке услуг по передаче в аренду собственного имущества в Михайловском районе Амурской области в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 028/01/17.1-141/2023, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по результатам которого согласно аналитическому отчету установлено:

1) Временной интервал исследования товарного рынка: январь-февраль 2023 года;

2) Продуктовые границы товарного рынка: аренда и лизинг прочего автомобильного транспорта и оборудования в разрезе кода ОКВЭД 77.39.11.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в ряде случаев, в том числе на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается) (пункт 11 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции»).

Иные основания для предоставления автобуса указанному хозяйствующему субъекту без проведения процедуры торгов не установлены.

Порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» в соответствии с частью 5 названной нормы Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67.

В соответствии с пунктом 151 указанных Правил в случае если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона, организатор аукциона обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона.

На заключение об обстоятельствах дела от 24.03.2023 лица, участвующие в деле письменные пояснения, возражения не представили.

В заседании Комиссии 14.04.2023 представители ответчика пояснили, что с заключением об обстоятельствах дела ознакомлены, дополнительных пояснений по обстоятельствам дела нет.

Исследовав представленные в рассматриваемое дело сведения и документы, заслушав доводы представителей Администрации, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемых обстоятельствах действия Администрации по передаче вышеуказанного автобуса ИП <…> на совокупный срок свыше 30 дней (с 29.12.2022 по 31.01.2023) на основании договоров от 29.12.2022 № 1 и от 27.01.2023 № 1 без проведения процедуры торгов нарушают часть 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Рассматривая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, принимая во внимание проведение Администрацией торгов, объявленных извещением № 2200016247000000000200101, и заключение Администрацией с ИП <…> по результатам торгов договора аренды транспортного средства без экипажа от 27.02.2023 № 2, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать действия администрации Михайловского района Амурской области, выразившиеся в передаче в аренду индивидуальному предпринимателю <…> на основании договоров аренды от 29.12.2022 № 1, от 27.01.2023 № 1 автобуса ГАЗ GAZELLE, государственный регистрационный номер К657НЕ 28RUS с идентификационным номером (VIN) X96A65R52L0898159 без проведения процедуры торгов, нарушающими часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание об устранении нарушения не выдавать.

3. Передать материалы дела № 028/01/17.1-141/2023 должностному лицу Амурского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии: <…>

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны