Определение б/н о назначении дела № 028/01/16-602/2023 к рассмотрению от 15 августа 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 028/01/16-602/2023 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

15.08.2023 г. Благовещенск

Председатель Комиссии Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

В Амурское УФАС России из прокуратуры Мазановского района поступило коллективное обращение жителей п. Ивановский Мазановского района о возможном нарушении законодательства при организации паромной переправы через реку Селемджа, для рассмотрения в части несоблюдения порядка распоряжения муниципальным имуществом.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что 06.06.2020 между отделом по управлению муниципальной собственностью администрации Мазановского района (судовладелец) и ООО «Россыпное промышленное инвестирование» (фрахтователь) по результатам проведенного конкурса заключен договор безвозмездного пользования судном без экипажа № 2, согласно которому во владение и пользование фрахтователя передано не укомплектованное экипажем, полностью снаряженное судно для перевозки пассажиров, колесной и гусеничной техники через реку Селемджа Мазановского района на региональной автомобильной дороге «Подъезд к п. Ивановский Мазановского района Амурской области, сроком с 06.06.2020 по 05.06.2025.

Согласно пункту 3.3 указанного договора фрахтователь, в том числе, обязан:

- обеспечивать перевозку пассажиров, колесной и гусеничной техники в соответствии с согласованным графиком;

- письменно согласовывать сроки и график работы судна с отделом жизнеобеспечения администрации Мазановского района.

Администрацией Мазановского района, ООО «Россыпное промышленное инвестирование» в Амурское УФАС России представлен график движения судна. При этом, данный график согласован и.о. главы Майского сельсовета Мазановского района и ООО «Дагмара».

Согласно пояснениям, представленным в Амурское УФАС России ООО «Россыпное промышленное инвестирование», перевозка через переправу с использованием вышеуказанного судна производится на безвозмездной основе.

Вместе с тем, прокуратурой Мазановского района в Амурское УФАС России представлены документы, свидетельствующие о том, что ООО «Россыпное промышленное инвестирование» оказываются услуги по перевозке через переправу на возмездной основе. Данные обстоятельства подтверждаются договорами возмездного оказания услуг, объяснениями пользователей переправы, квитанциями, счетами на оплату услуг.

Антимонопольные требования к деятельности хозяйствующих субъектов определены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что антимонопольному контролю в соответствии со статьями 15 и 16 Закона «О защите конкуренции» подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона «О защите конкуренции», их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Таким образом, организация работы переправы через реку Селемджа на автомобильной дороге «Подъезд к п. Ивановский в Мазановском районе» является муниципальной нуждой Мазановского района.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет средств местного бюджета.

Порядок проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд установлен Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон «О контрактной системе»).

В соответствии со статьей 8 Закона «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно статье 24 Закона «О контрактной системе» заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом, возможность заключения контракта с единственным поставщиком ограничена случаями, перечисленными в статье 93 Закона «О контрактной системе».

Процедура проведения закупок для муниципальных нужд, установленная Законом «О контрактной системе», не может быть заменена иными процедурами, в частности торгами на право заключения договора безвозмездного пользования с возложением на ссудополучателя обязательств по выполнению работ для муниципальных нужд.

Цели и порядок проведения указанных процедур различны.

В частности, при проведении закупок в соответствии с Законом «О контрактной системе» заказчик обязан установить требования к объему и качеству выполняемых работ (услуг), требования к участникам закупки, в том числе, требования о наличии у них специальных разрешений (лицензий), необходимых для исполнения контракта.

По результатам проведенной закупки между сторонами заключается контракт, в рамках которого заказчик осуществляет контроль за качеством работ (услуг), выполняемых подрядчиком (исполнителем).

В отсутствие муниципального контракта, заключенного в установленном порядке, у заказчика отсутствует возможность требовать от исполнителя выполнения необходимых работ, осуществлять контроль за их качеством.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров и опасных грузов внутренним водным транспортом подлежит обязательному лицензированию.

Из представленных в Амурское УФАС России документов следует, что у ООО «Россыпное промышленное инвестирование» на дату заключения договора безвозмездного пользования судном от 06.06.2020 № 2 и по настоящее время отсутствует лицензия на осуществление перевозок внутренним водным транспортом.

Таким образом, в случае проведения администрацией Мазановского района закупки услуг по перевозке через переправу в соответствии с Законом «О контрактной системе» ООО «Россыпное промышленное инвестирование» не смогло бы принять участие в такой закупке и получить право на осуществление перевозок.

Предоставление администрацией Мазановского района ООО «Россыпное промышленное инвестирование» права на осуществление перевозок через переправу на реке Селемджа без проведения закупочной процедуры, предусмотренной Законом «О контрактной системе», создает преимущества данному хозяйствующему субъекту, а также препятствует доступу на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.

До заключения договора безвозмездного пользования от 06.06.2020 № 2 указанное судно использовалось ИП <З..> Е.В. на основании договора безвозмездного пользования от 24.08.2019 № 2.

Руководителем ООО «Россыпное промышленное инвестирование» является <З..> В.А.

Действующий график движения судна через переправу со стороны перевозчика согласован ООО «Дагмара», учредителем и руководителем которого также является <З> В.А.

Таким образом, эксплуатация судна и осуществление перевозок через переправу на протяжении длительного времени осуществляется хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц.

Деятельность по перевозке пассажиров и техники через переправу осуществляется ООО «Россыпное промышленное инвестирование» на возмездной основе.

В свою очередь, администрация Мазановского района не несет расходов на оплату услуг по организации перевозок через переправу.

Указанная ситуация является выгодной для обеих сторон.

Из вышеуказанного следует, что администрацией Мазановского района и ООО «Россыпное промышленное инвестирование» заключено антиконкурентное соглашение в целях предоставления указанному хозяйствующему субъекту преимуществ и ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок услуг по перевозке внутренним водным транспортом.

Указанное нарушение является длящимся.

Таким образом, в действиях администрации Мазановского района и ООО «Россыпное промышленное инвестирование» усматриваются признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции».

В связи с вышеизложенным, приказом Амурского УФАС России от 14.08.2023 № 90/23 в отношении администрации Мазановского района, ООО «Россыпное промышленное инвестирование» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело 028/01/16-602/2023 к рассмотрению на 05.09.2023 в 09 часов 00 минут по адресу: Амурская область г. Благовещенск ул. Амурская, д. 150, кабинет 403 (регистрация участников дела с 08 часов 45 минут в кабинете 409).

2. Привлечь к рассмотрению дела:

- в качестве заявителей: <П..> (с информированием других заявителей – авторов коллективного обращения);

- в качестве ответчиков: администрацию Мазановского района (ИНН/ОГРН 2819000470/1022801005490), ООО «Россыпное промышленное инвестирование» (ИНН/ОГРН 2807013925/1072807000045);

- в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах: министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области (ИНН/ОГРН 2801246440/1192801000028),

3. Администрации Мазановского района в срок до 01.09.2023 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:

- письменную позицию о признании/непризнании нарушения антимонопольного законодательства, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих документов;

- копию соглашения о взаимном социальном партнерстве, заключенного с ООО «Россыпное промышленное инвестирование», иные договоры, соглашения, заключенные с указанной организаций;

- копию письма администрации Мазановского района в адрес ООО «Россыпное промышленное инвестирование», на которое обществом дан ответ от 08.04.2020 № 11;

- пояснение, какими организациями (предпринимателями) оказывались услуги по перевозке через переправу до ООО «Россыпное промышленное инвестирование» (2019-2020 гг.), с приложением соответствующих договоров, соглашений;

- пояснения о том, оказывались ли услуги по перевозке через переправу ООО «Дагмара», приложить копии соответствующих договоров;

- пояснения о причинах согласования графика перевозок с ООО «Дагмара»;

- сведения о том, какие меры принимались администрацией Мазановского района по выявлению других потенциальных перевозчиков через переправу, с приложением подтверждающих документов;

- всю ранее не представленную в Амурское УФАС России переписку с ООО «Россыпное промышленное инвестирование», в том числе, переписку в электронном виде, по вопросу осуществления перевозок через переправу, за 2020-2023 гг.

4. ООО «Россыпное промышленное инвестирование» в срок до 01.09.2023 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:

- письменную позицию о признании/непризнании нарушения антимонопольного законодательства, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих документов;

- сведения о категориях перевозимых пассажиров и грузов (юридические лица, физические лица, принадлежащая им техника, перевозка для собственных нужд);

- всю ранее не представленную в Амурское УФАС России переписку с администрацией Мазановского района, иными органами местного самоуправления, в том числе, переписку в электронном виде, по вопросу осуществления перевозок через переправу, за 2020-2023 гг.

5. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Амурской области в срок до 01.09.2023 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:

- письменную позицию по делу, со ссылкой на нормы права и приложением подтверждающих документов;

- иные документы и сведения, подтверждающие изложенные в жалобе обстоятельства.

Документы могут быть направлены на адрес электронной почты to28@fas.gov.ru.

Принять участие в заседании комиссии возможно в формате веб-конференции, перейдя в установленное время в браузере по ссылке:

В случае участия в заседании в формате веб-конференции необходимо заблаговременно направить в Амурское УФАС России копии документов, подтверждающих полномочия представителей.

Приложение: копия приказа Амурского УФАС России о возбуждении дела на 1 л.

Председатель комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны