Решение б/н о нарушении пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» от 28 ноября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявитель:

<П..>

Ответчики:

1. Администрация Мазановского района

Лесная ул., д.17

с. Новокиевский Увал

Мазановский район, 676530

2. ООО «Россыпное промышленное инвестирование»

Ленина ул., д. 44Б, каб. 7

г. Хабаровск, 680000

rosinvest2014@list.ru

Лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области

mail@mintrans-amur.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 028/01/16-602/2023

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «14» ноября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

<…> – руководителя управления;

Членов комиссии:

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> – главного специалиста-эксперта указанного отдела;

рассмотрев дело № 028/01/16-602/2023 по признакам нарушения администрацией Мазановского района, ООО «Россыпное промышленное инвестирование» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения в целях предоставления ООО «Россыпное промышленное инвестирование» преимуществ и ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок услуг по перевозке внутренним водным транспортом на переправе через реку Селемджа, при участии представителей администрации Мазановского района <…> (доверенность от 04.09.2023), <…> (доверенность от 04.09.2023),

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России из прокуратуры Мазановского района поступило коллективное обращение жителей п. Ивановский Мазановского района о возможном нарушении законодательства при организации паромной переправы через реку Селемджа, для рассмотрения в части несоблюдения порядка распоряжения муниципальным имуществом.

По результатам рассмотрения указанной жалобы на предмет нарушения антимонопольного законодательства приказом Амурского УФАС России от 14.08.2023 № 90/23 в отношении администрации Мазановского района и ООО «Россыпное промышленное инвестирование» возбуждено дело № 028/01/16-602/2023 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции». Определением от 15.08.2023 рассмотрение дела назначено на 05.09.2023 в 09 часов 00 минут. Определением от 05.09.2023 рассмотрение дела отложено на 10.10.2023 в 09 часов 00 минут. На заседании 10.10.2023 комиссией принято заключение об обстоятельствах дела. Определением от 10.10.2023 рассмотрение дела отложено на 14.11.2023 в 09 часов 00 минут.

В ходе рассмотрения дела комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

В целях содействия администрации Мазановского района в решении вопросов местного значения, в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Законом Амурской области 13.12.2017 № 158-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год», Порядком предоставления и расходования субсидии бюджетам муниципальных образований, связанных с организацией транспортного обслуживания населения, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2023 № 450, постановлением Правительства Амурской области от 21.02.2018 № 70 «О распределении из областного бюджета бюджетам муниципальных образований субсидий, связанных с организацией транспортного обслуживания населения», между министерством транспорта и строительства Амурской области и администрацией Мазановского района заключено соглашение от 19.03.2018 № 93-03/С о предоставлении в 2018 году из областного бюджета субсидии бюджету Мазановского района на развитие речных перевозок между поселениями в границах муниципального района в 2018 году.

В соответствии с указанным соглашением (в редакции дополнительных соглашений от 16.05.2018 № 1, от 05.06.2018 № 2) бюджету Мазановского района направлено 29 000 000,0 рублей на приобретение самоходного плашкоута и передвижных причалов.

Софинансирование данных мероприятий из бюджета района составило 3 212 250,0 рублей.

На указанные денежные средства администрацией Мазановского района приобретено самоходное судно стоимостью 29 000 000,0 рублей и 2 передвижных причала общей стоимостью 3 212 250,0 рублей.

Судно зарегистрировано в реестре маломерных судов 13.08.2018, идентификационный номер АХ0031RUS28, класс судна Л 0,6, заводской № 33093, год и место постройки – 2018 год, г. Благовещенск, грузоподъемность 22 тонны, пассажировместимость 10 человек (далее – Судно), что подтверждается судовым билетом маломерного судна, используемого в некоммерческих целях, серии АА № 008202, выданным 18.08.2018 ГИМС МЧС России.

Распоряжением от 17.08.2018 № 455-р администрация Мазановского района на основании обращения ООО «Дагмара» от 17.08.2018 № 80 приняла решение о передаче Судна в безвозмездное пользование ООО «Дагмара» (ИНН 2819003174, руководитель и учредитель <З..>) на срок 30 дней, поручив отделу по управлению имуществом Мазановского района подготовить необходимые для передачи документы.

В последующем Судно передано ИП <З..> на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 24.08.2019 № 2.

15.04.2020 администрацией Мазановского района принято распоряжение № 163-р о расторжении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 24.08.2019 № 2, заключенного с ИП <З..>, на основании обращения предпринимателя от 08.04.2020 № 16.

Договор безвозмездного пользования Судном от 24.08.2019 № № 2 с ИП <З..> расторгнут 17.04.2020.

Письмом от 08.04.2020 № 11 ООО «Россыпное промышленное инвестирование» сообщило администрации Мазановского района о согласии на заключение договора безвозмездной аренды Судна в рамках соглашения о взаимном социальном партнерстве.

Учредителем и руководителем ООО «Россыпное промышленное инвестирование» является <З..>.

Кроме того, ООО «Россыпное промышленное инвестирование» является учредителем ООО «Дагмара» с долей 90%.

Письмом от 06.05.2020 № 27 ООО «Россыпное промышленное инвестирование» обратилось в администрацию Мазановского района с просьбой заключить договор безвозмездной аренды Судна.

06.06.2020 между отделом по управлению муниципальной собственностью администрации Мазановского района (судовладелец) и ООО «Россыпное промышленное инвестирование» (фрахтователь) по результатам проведенного конкурса заключен договор безвозмездного пользования судном без экипажа № 2 (далее – Договор), согласно которому во владение и пользование фрахтователя передано не укомплектованное экипажем, полностью снаряженное судно для перевозки пассажиров, колесной и гусеничной техники через реку Селемджа Мазановского района на региональной автомобильной дороге «Подъезд к п. Ивановский Мазановского района Амурской области, сроком с 06.06.2020 по 05.06.2025 (пункты 1.1, 2.1 договора).

Согласно пункту 3.3 указанного договора фрахтователь, в том числе, обязан:

- обеспечивать перевозку пассажиров, колесной и гусеничной техники в соответствии с согласованным графиком;

- письменно согласовывать сроки и график работы судна с отделом жизнеобеспечения администрации Мазановского района.

Согласно приложению № 1 к Договору в пользование Обществу передано Судно, в перечень характеристик которого включены причалы передвижные – 2 штуки (пункт 13), назначение Судна определено как: самоходное судно «катамаран», перевозка колесной и гусеничной техники, ГСМ в бензобаках, сжиженный газ в баллонах автотранспортом, кислород в баллонах автотранспортом, строительные материалы, продукты питания и так далее, пассажиров.

Администрацией Мазановского района, ООО «Россыпное промышленное инвестирование» в Амурское УФАС России представлен график движения судна. При этом, данный график согласован и.о. главы Майского сельсовета Мазановского района и ООО «Дагмара».

Согласно пояснениям, представленным в Амурское УФАС России ООО «Россыпное промышленное инвестирование», перевозка через переправу с использованием вышеуказанного судна производится на безвозмездной основе.

Вместе с тем, письмом прокуратуры Мазановского района от 06.07.2023 № 7/1-35-2023/673-23-20100015 в Амурское УФАС России представлены:

- договор по оказанию услуг от 10.09.2021, заключенный ООО «Россыпное промышленное инвестирование» с ООО «Ключи», исходя из условий которого Общество обеспечивает заказчику за плату доступ к переправе «Дагмарская» через реку Селемджа в период с 10.09.2022 до окончания навигации на р. Селемджа, пунктом 4.2 определена цена договора за перевозку в зависимости от вида транспорта;

- договор по оказанию услуг от 29.04.2022, заключенный ООО «Россыпное промышленное инвестирование» с ООО «Ключи», исходя из условий которого Общество обеспечивает заказчику за плату доступ к переправе «Дагмарская» через реку Селемджа в период с 29.04.2022 до окончания навигации на р. Селемджа, пунктом 4.2 определена цена договора за перевозку в зависимости от вида транспорта;

- паспорт транспортного средства серии 25 ТМ № 738889 на автомобиль Isuzu ИП <Р..> с квитанциями на оплату перевозки от 30.06.2022, от 11.08.2022 в размере 50 000 рублей, от 14.09.2022 в размере 60 000 рублей;

- счет-фактура от 30.11.2022 № 1-2 на оплату услуг, выданный Обществом ООО «СТК» на оплату услуг пользования подъездными путями к переправе на сумму 234 000 рублей;

- объяснение генерального директора ООО «Тром» <…> от 04.07.2023, данное старшему помощнику прокурора Мазановского района Амурской области, из которого следует, что ООО «Россыпное промышленное инвестирование» в период апрель 2022 года – май 2023 года осуществило 5 перевозок транспортных средств ООО «Тром» через р. Селемджа на пароме «Дагмара» на общую сумму 32 000 рублей. После предъявления требований капитана парома об оплате 50-60 тысяч рублей за единицу техники и возражений ООО «Тром», Обществом в перевозке грузов ООО «Тром» как и грузов ИП <С..>, <П..> отказано без пояснения причин, что создает препятствия в осуществлении деятельности ООО «Тром», иные лица перевозятся;

- объяснение <П..> от 04.07.2023, данное старшему помощнику прокурора Мазановского района Амурской области, из которого следует, что ООО «Россыпное промышленное инвестирование» с 2019 года осуществляет перевозку транспортных средств <П..> через переправу на пароме с взиманием платы 17-25 тысяч рублей, с 01.05.2022 плата составила от 40 000 до 60 000 рублей за автомобиль общей массой 20 тонн, оплата вносилась капитану Судна, квитанции и чеки не выдавались, с 01.05.2022 по 31.10.2022 перевезено транспортных средств 20 рейсами на сумму 1 000 000 рублей, с 01.05.2023 по 10.06.2023 – 6 рейсами на сумму 300 000 рублей. После предъявления требований об оплате 60 тысяч рублей за перевозку туда и обратно и возражений Пинеги С.Н., Обществом в перевозке грузов отказано, что создает препятствия в осуществлении деятельности <…>;

- объяснение водителя ООО «Ключи» <Д..>, данное старшему помощнику прокурора Мазановского района Амурской области, из которого следует, что в летнюю навигацию 2022 года при перевозке транспортных средств через р. Селемджа на пароме ООО «Россыпное промышленное инвестирование» по требованию паромщика выплачивались 3 000 рублей, всего оплачено 45 000 рублей, в 2023 году плата установлена в размере 6 000 рублей, всего оплачено 18 000 рублей за 3 поездки, в 2022 году за транспортировку транспортных средств производилась оплата около 50-60 тысяч рублей при грузе около 20 тонн. После 10.06.2023 ООО «Ключи», ООО «Тром», ИП <С..>, <П..> отказано в перевозке грузов. В 2021 году по договору с Обществом произведена оплата услуг 760 100 рублей, в 2022 году в размере 1 366 000 рублей;

- квитанции ООО «Россыпное промышленное инвестирование» на оплату услуг по перевозке автотранспортных средств от 11.05.2022 № 002 на 3 000 рублей, от 14.05.2022 № 003 на 1 200 рублей, от 17.05.2022 № 004 на 1 200 рублей, от 17.05.2022 № 005 на 3 000 рублей, от 27.05.2022 № 018 на 3 000 рублей, от 09.06.2022 № 019 на 3 000 рублей, от 22.06.2022 № 020 на 3 000 рублей, от 29.06.2022 № 021 на 3 000 рублей, от 07.07.2022 № 022 на 250 000 рублей, от 11.07.2022 № 017 на 5 400 рублей, от 15.07.2022 № 023 на 1 200 рублей, от 11.08.2022 № 029 на 15 000 рублей, от 27.08.2022 № 030 на 8 400 рублей, № 031 на 3 000 рублей, № 032 на 12 000 рублей, № 033 на 15 000 рублей, № 034 на 250 000 рублей, от 17.09.2022 № 039 на 15 000 рублей, от 19.09.2022 № 40 на 15 000 рублей, от 01.10.2022 № 043 на 1 500 рублей, от 11.10.2022 № 038 на 7 500 рублей, от 15.10.2022 № 035 на 6 600 рублей, от 03.11.2022 № 048 на 3 000 рублей;

- акты об оказании ООО «Россыпное промышленное инвестирование» для ООО «Ключи» услуг пользования подъездными путями к средствам переправы от 01.11.2021 № 1-5 на сумму 414 600 рублей (с НДС), от 30.11.2022 № 1-1 на сумму 884 400 рублей (с НДС);

- счета-фактура от 01.11.2021 № 1-5, 1-1 на оплату услуг, выданные Обществом ООО «Ключи» на оплату услуг пользования подъездными путями к средствам переправы на сумму 414 600 рублей и 884 400 рублей.

Письмом ООО «Россыпное промышленное инвестирование» от 08.11.2023 № 73 в Амурское УФАС России представлены договоры об оказании возмездных услуг по обеспечению доступа к переправе через реку Селемджа:

- от 20.05.2021 № 03-1/2-96к с ООО «Золотодобывающее предприятие Коболдо»;

- от 01.06.2021 № 1 с ООО «Центр-Золото»;

- от 10.06.2021 № 3, от 16.05.2022 № 1 с ООО СТК»;

- от 10.09.2021 № 5, от 29.04.2022 б/н с ООО «Ключи»;

- от 21.09.2021 № 6 с ООО «Алеун»;

- от 02.08.2022 № 3 с ООО «РОССЗОЛОТО».

Письмом от 02.07.2020 № 323 отдел по управлению имуществом Мазановского района запросил у ООО «Россыпное промышленное инвестирование» копию лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом.

Письмом от 06.07.2020 № 341 отдел по управлению имуществом Мазановского района запросил у ООО «Россыпное промышленное инвестирование» информацию о том, на какой основе осуществляется паромная переправа (коммерческая или некоммерческая) с предоставлением сведений о стоимости проезда и графика перевозок.

Письмом от 26.08.2020 № 4403 администрация Мазановского района на основании требования Свободненской транспортной прокуратуры запросила у ООО «Россыпное промышленное инвестирование» копию лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом.

Письмом от 28.08.2020 № 55 ООО «Россыпное промышленное инвестирование» на запрос администрации Мазановского района сообщило об отсутствии лицензии на перевозку пассажиров водным транспортом.

Письмом от 23.09.2020 № 4764 администрация Мазановского района со ссылкой на нормы законодательства Российской Федерации и условия Договора повторно запросила у ООО «Россыпное промышленное инвестирование» копию лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом.

Письмом от 14.10.2020 № 67 ООО «Россыпное промышленное инвестирование» на представление Свободненского транспортного прокурора от 14.09.2020 № 12-2020 сообщило о подготовке заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров и грузов.

Письмом от 24.03.2021 № 1354 администрация Мазановского района со ссылкой на нормы законодательства Российской Федерации и условия Договора повторно запросило у Общества копию лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом.

Письмом от 31.05.2021 № 2653 администрация Мазановского района в связи с исполнением требования Свободненской транспортной прокуратуры запросила у ООО «Россыпное промышленное инвестирование» сведения об осуществлении деятельности, в том числе копию лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом.

Письмом от 11.08.2022 № 788 отдел по управлению имуществом Мазановского района в связи с исполнением требования Свободненской транспортной прокуратуры запросил у ООО «Россыпное промышленное инвестирование» сведения об осуществлении деятельности, в том числе копию лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, а также сведения о финансировании паромной переправы, стоимости проезда, графика перевозки в текущем году.

ООО «Россыпное промышленное инвестирование» письмом от 19.08.2022 № 56 на требование Свободненской транспортной прокуратуры от 15.08.2022 № 22-2022/770-22-2009318 сообщило, что лицензию на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом не получало, так как лицензии на маломерные суда не выдаются, договор страхования гражданской ответственности перевозчика не заключало, плата за перевозку пассажиров не взимается.

Письмом от 28.09.2022 № 982 отдел по управлению имуществом Мазановского района со ссылкой на условия Договора рекомендовал Обществу принять меры по оформлению лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом.

 

Письмом от 24.10.2022 № 62 ООО «Россыпное промышленное инвестирование» сообщило Отделу об обращении с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров и вышеуказанном ответе лицензирующего органа, а также о подготовке документов для получения лицензии.

Письмом от 24.04.2023 № 616 отдел по управлению имуществом Мазановского района руководствуясь пунктом 3.3 Договора запросил у ООО «Россыпное промышленное инвестирование» лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом, отметив, что без оформления лицензии эксплуатация судна должна быть прекращена.

Письмом от 05.07.2023 № 40 Общество на требование прокуратуры Мазановского района от 29.06.2023 № 7/1-35-2023/658-23-20100015 сообщило об отсутствии лицензию на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом в отношении Судна, а также, что для того чтобы получить лицензию, собственнику Судна необходимо его зарегистрировать, получить новый судовой билет, представить Обществу судовой билет и Договор, Обществом заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров от 13.09.2022 № 4222 GP 0128/GAZX22280323562000 с АО «СОГАЗ», проезд на пароме осуществляется бесплатно, коммерческие перевозки не осуществляются, на пароме перевозятся транспорт и грузы, принадлежащие Обществу. К письму представлены копия договора страхования, заявка на получение лицензии и письмо Межрегионального территориального управления Ространснадзора по ДФО от 28.09.2002 № 1.15-6620.

Письмом от 26.09.2023 № 68 ООО «Россыпное промышленное инвестирование» уведомило администрацию Мазановского района о досрочном расторжении договора безвозмездного пользования судном без экипажа от 06.06.2020 № 2 с 31.10.2023 в связи с невозможностью получения лицензии на право осуществления перевозок внутренним водным транспортом.

Документы, подтверждающие расторжение Договора и возврат Судна в Амурское УФАС России не представлены.

Заявитель в своем письменном обращении, а также в ходе рассмотрения дела указал, что в течение пяти навигационных сезонов пользуется переправой, занимается перевозкой топлива для старательских артелей на другом берегу р. Селемджа. На протяжении указанного времени ООО «Россыпное промышленное инвестирование» взимается плата за перевозку, отчетные документы не предоставляются. С 09.06.2023 общество отказывает <П..> в оказании услуг по перевозке. Администрация Мазановского района отрицает факт платных перевозок. Стоимость перевозки нигде не зафиксирована, стоимость перевозки для <П..> (автомобиль массой 20 тонн) варьировалась от 40 000 до 60 000 рублей за одну перевозку, стоимость перевозки бульдозера составляет 300 000 рублей. У ООО «Россыпное промышленное инвестироание» отсутствует лицензия на осуществление перевозок водным транспортом. Иные переправы отсутствуют. Администрация Мазановского района в нарушение законодательства о защите конкуренции передала в безвозмездное пользование хозяйствующего субъекта Судно для осуществления перевозок, доходы от использования имущества в бюджет не поступают. При этом, ООО «Россыпное промышленное инвестирование» извлекает незаконную выгоду от использования Судна. Переправа не организована надлежащим образом, отсутствует утвержденный надлежащим образом график перевозки, отсутствуют утвержденные тарифы на перевозку.

Администрация Мазановского района факт нарушения не признала, указала, что отделом по управлению имуществом Мазановского района проведены торги на право заключения договора безвозмездного пользования судном, ограничения доступа для других субъектов не было. Отсутствие у ООО «Россыпное промышленное инвестирование» лицензии на перевозку водным транспортом обусловлено тем, что в отсутствие судна на праве собственности или ином законном основании получение лицензии невозможно. После заключения договора безвозмездного пользования судном общество неоднократно обращалось в лицензирующие органы за получением лицензии, однако получало отказ. Антиконкурентное соглашение между администрацией Мазановского района и ООО «Россыпное промышленное инвестирование» отсутствует, какую-либо выгоду администрация не извлекает, действия администрации направлены на обеспечение транспортной доступности. Администрация Мазановского района не располагала информацией о том, что ООО «Россыпное промышленное инвестирование» взимается плата за перевозки до обращения <П..> Иные заявления по вопросу перевозки в администрацию не поступали. Судно передано в безвозмездное пользование, поскольку в случае проведения торгов на оказание услуг по перевозке Судно можно было передать только в аренду, арендная плата составила бы около 14 миллионов рублей в год, что сделало бы невозможным организацию переправы. Судно приобретено в 2018 году администрацией Мазановского района за счет субсидии из областного бюджета с учетом софинансирования из бюджета района для обеспечения транспортной доступности. При заключении договора безвозмездного пользования Судном возмездное оказание услуг не предусматривалось. При этом, по мнению администрации, ООО «Россыпное промышленное инвестирование» вправе заключать соглашения с хозяйствующими субъектами на возмездные перевозки. С 2018 года эксплуатация судна осуществлялась ООО «Дагмара», которое в последующем было реорганизовано в ООО «Россыпное промышленное инвестирование».

ООО «Россыпное промышленное инвестирование» факт нарушения антимонопольного законодательства не признало, пояснило, что договор безвозмездного пользования Судном заключен по результатам торгов, проведенных отделом по управлению имуществом Мазановского района, ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов отсутствовало. Лицензия на осуществление перевозок внутренним водным транспортом может быть получена только при наличии судов, предназначенных для перевозки. Перевозка пассажиров и техники осуществляется ООО «Россыпное промышленное инвестирование» на безвозмездной основе. В 2021-2022 гг. общество заключало с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоры об обеспечении доступа к переправе, что обусловлено необходимостью подготовки подъездных путей, обеспечения безопасности погрузки на паром и выгрузки с парома. Затраты общества на содержание парома и переправы составляют 986000,0 рублей в месяц. ООО «Россыпное промышленное инвестирование» неоднократно предпринимались меры по получению лицензии на перевозку внутренним водным транспортом, однако лицензирующим органом отказано в выдаче лицензии по причине наличия замечаний к представленным документам.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области представило письменные пояснения, в которых указало, что организация транспортного обслуживания населения в границах района отнесена к вопросам местного значения муниципального района. В целях оказания содействия администрации Мазановского района в решении вопроса по организации транспортного обслуживания населения бюджету Мазановского района выделена субсидия на приобретение судна и передвижных причалов. Приобретенное администрацией Мазановского района судно зарегистрировано в реестре маломерных судов. По информации ГУ МЧС России по Амурской области, указанной в письме от 07.07.2023 № ИВ-248-5075, паромная переправа на р. Селемджа организована в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 30.09.2020 № 731 «Об утверждении правил пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации».

Рассмотрев материалы дела, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Таким образом, организация работы переправы через реку Селемджа на автомобильной дороге «Подъезд к п. Ивановский в Мазановском районе» относится к вопросам местного значения Мазановского района.

При этом, заключение договора аренды или безвозмездного пользования судном, находящимся в муниципальной собственности, не обеспечивает решения вопроса по организации работы переправы в силу правовой природы таких договоров.

Предметом договора аренды (безвозмездного пользования) является передача арендатору (ссудополучателю) имущества во владение (пользование), а не оказание арендатором (ссудополучателем) каких-либо услуг, в том числе, по перевозке пассажиров и грузов водным транспортом.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет средств местного бюджета.

Таким образом, в случае потребности органа местного самоуправления в каких-либо работах и услугах определение исполнителя таких работ (услуг) должно осуществляться соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядок проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд установлен Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон «О контрактной системе»).

В соответствии со статьей 8 Закона «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно статье 24 Закона «О контрактной системе» заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом, возможность заключения контракта с единственным поставщиком ограничена случаями, перечисленными в статье 93 Закона «О контрактной системе».

В отношении находящихся в муниципальной собственности речных судов и паромных переправ органом местного самоуправления также может быть заключено концессионное соглашение в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Концессионное соглашение заключается по результатам конкурсных процедур и предусматривает, в том числе, обязанность концессионера оказывать услуги с использованием переданного имущества.

Процедура проведения закупок для муниципальных нужд, установленная Законом «О контрактной системе», а также конкурсные процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», не могут быть заменены торгами на право заключения договора безвозмездного пользования с возложением на ссудополучателя обязательств по выполнению работ для муниципальных нужд.

Цели и порядок проведения указанных процедур различны.

В частности, при проведении закупок в соответствии с Законом «О контрактной системе» заказчик обязан установить требования к объему и качеству выполняемых работ (услуг), требования к участникам закупки, в том числе, требования о наличии у них специальных разрешений (лицензий), необходимых для исполнения контракта.

По результатам проведенной закупки между сторонами заключается контракт, в рамках которого заказчик осуществляет контроль за качеством работ (услуг), выполняемых подрядчиком (исполнителем).

В отсутствие муниципального контракта, заключенного в установленном порядке, у заказчика отсутствует возможность требовать от исполнителя выполнения необходимых работ, осуществлять контроль за их качеством.

Аналогичным образом, при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения концедентом устанавливаются требования к участникам конкурса, а также параметры исполнения концессионного соглашения. В рамках заключенного концессионного соглашения концедент осуществляет контроль за исполнением обязательств концессионером, в том числе, в части оказания услуг с использованием муниципального имущества.

Таким образом, проведение торгов на право заключения договора безвозмездного пользования вместо проведения закупок в соответствии с Законом «О контрактной системе» или конкурса на право заключения концессионного соглашения приводит/может привести к изменению круга участников торгов и созданию преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, не имеющим возможности принять участие в соответствующей закупке или конкурсе.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров и опасных грузов внутренним водным транспортом подлежит обязательному лицензированию.

Из представленных в Амурское УФАС России документов следует, что у ООО «Россыпное промышленное инвестирование» на дату заключения договора безвозмездного пользования судном от 06.06.2020 № 2 и по настоящее время отсутствует лицензия на осуществление перевозок внутренним водным транспортом.

Таким образом, в случае проведения администрацией Мазановского района закупки услуг по перевозке через переправу в соответствии с Законом «О контрактной системе» ООО «Россыпное промышленное инвестирование» не смогло бы принять участие в такой закупке и получить право на осуществление перевозок.

Согласно пояснениям администрации Мазановского района закупка работ по организации переправы не проводилась в связи с тем, что участники такой закупки должны иметь в наличии лицензию на осуществление перевозок внутренним водным транспортом, которая выдается только при наличии на праве собственности или ином законном праве судна. До передачи прав на Судно закупочные процедуры были бы признаны несостоявшимися по причине отсутствия участников, имеющих суда для выполнения работ.

При этом, администрацией Мазановского района не представлены доказательства проведения какого-либо анализа в целях выявления иных хозяйствующих субъектов, которые могли бы оказать такие услуги.

На территории Амурской области имеются хозяйствующие субъекты, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки внутренним водным транспортом: ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо», ООО «Флагман-ДВ», ООО «Судоходная компания», ООО «Амурфлот-ДВ», ООО «Навигатор-Амур», ООО «Марс», АО «Торговый порт Благовещенск», ООО «Транспортная компания «Амурассо», ООО «Флагман–ДВ», ООО «Амурассо-Сервис» и другие.

Довод администрации Мазановского района об отсутствии иных хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в закупке, носит предположительный характер. Наличие или отсутствие заинтересованных лиц может быть выявлено только при проведении конкурентной закупки, проведенной в установленном порядке.

Пунктом 10 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» предусмотрена возможность передачи прав на муниципальное имущество без проведения торгов лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом «О контрактной системе».

Таким образом, Судно могло быть передано без проведения торгов в аренду или безвозмездное пользование лицу, с которым заключен контракт на выполнение работ по организации переправы.

Комиссией отклоняется довод администрации Мазановского района о невозможности передать Судно в безвозмездное пользование в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» по причине наличия соответствующего запрета в муниципальном правовом акте.

Законом «О защите конкуренции», Положением об управлении и распоряжении муниципальной собственностью Мазановского района», утвержденным решением Мазановского районного Совета народных депутатов от 04.05.2012 № 61-р, не установлено запретов на такие действия.

Комиссией отклоняется довод администрации Мазановского района о невозможности передачи Судна в аренду по причине слишком высокой арендной платы.

Представленный администрацией Мазановского района расчет годовой арендной платы за пользование Судном (16 106 100,0 рублей) в случае передачи его в аренду является некорректным.

Согласно Положению о порядке сдачи в аренду (субаренду) муниципального имущества Мазановского района, утвержденному решением Мазановского районного Совета народных депутатов от 29.04.2005 № 171-р, размер годовой арендной платы за пользование движимым имуществом составляет 50% годовой амортизации такого имущества. Поскольку амортизация на имущество казны отделом по управлению имуществом не начисляется, корректное определение размера арендной платы невозможно. Определение размера арендной платы в размере 50% от первоначальной стоимости имущества, как это указано в представленном расчете, не будет соответствовать приведенному Положению.

С учетом изложенного у администрации Мазановского района имелась объективная возможность проведения закупочных процедур либо конкурсных процедур по заключению концессионного соглашения в целях организации переправы через р. Селемджа.

Проведение администрацией Мазановского района торгов на право безвозмездного пользования Судном вместо проведения вышеуказанных процедур способствовало получению ООО «Россыпное промышленное инвестирование» права на осуществление перевозок водным транспортом через р. Селемджа.

Договор безвозмездного пользования Судном от 06.06.2020 № 2 не предусматривает возможность использования Судна Фрахтователем в коммерческих целях.

Кроме того, согласно судовому билету Судно относится к маломерным судам некоммерческого использования, что означает невозможность его использования для перевозок на возмездной основе.

Таким образом, при проведении торгов на право заключения договора безвозмездного пользования Судном потенциальные участники торгов не располагали информацией о возможности его использования для извлечения дохода, что могло повлиять на решение об участии или неучастии в торгах.

Вместе с тем, после заключения договора безвозмездного пользования Судном от 06.06.2020 № 2 ООО «Россыпное промышленное инвестирование» использует Судно для получения дохода, оказывая возмездные услуги, связанные с перевозкой грузов и пассажиров.

Довод ООО «Россыпное промышленное инвестирование» о безвозмездности оказываемых услуг опровергается материалами дела: квитанциями об оплате услуг по перевозке, договорами возмездного оказания услуг, счетами-фактурами, объяснениями, взятыми прокуратурой Мазановского района.

Пояснения общества о том, что плата взимается не за перевозку, а только за организацию подъезда, погрузку и выгрузку техники, отклоняются, поскольку обществом фактически оказывается комплекс услуг по перевозке, в том числе, непосредственно перевозку на пароме с одного берега на другой своими силами, средствами и экипажем.

При этом, администрацией Мазановского района не предпринимаются какие-либо меры по воспрепятствованию коммерческому использованию Судна.

Кроме того, несмотря на направление в адрес ООО «Россыпное промышленное инвестирование» писем о необходимости получения лицензии на право перевозок водным транспортом администрацией Мазановского района не предпринимаются реальные меры по понуждению общества к исполнению данной обязанности или расторжению договора безвозмездного пользования.

В качестве подтверждения наличия антиконкурентного соглашения комиссией также учитывается тот факт, что администрация Мазановского района с даты приобретения Судна последовательно передавала его в распоряжение только лицам, входящим в одну группу (ООО «Дагмара», ИП <З..>, ООО «Россыпное промышленное инвестирование»).

Комиссией также учитываются факты оказания ООО «Россыпное промышленное инвестирование» финансовой помощи администрации Мазановского района, в частности, договор благотворительного пожертвования денежных средств от 16.03.2021 № 1 (в редакции дополнительного соглашения от 09.04.2021), согласно которому общество направило администрации денежные средства в размере 5 300 000 рублей для использования по собственному усмотрению. Добровольная выплата коммерческой организацией денежных средств органу местного самоуправления может быть направлена на получение встречных преференций.

В ходе рассмотрения дела Амурским УФАС России проведено исследование состояния конкуренции на товарном рынке по перевозке внутренним водным транспортом в Мазановском районе Амурской области в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 028/01/16-602/2023, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по результатам которого согласно аналитическому отчету установлено:

1. Временной интервал исследования: с 06.06.2020 по 10.10.2023.

2. Продуктовые границы товарного рынка: деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта и деятельность внутреннего водного грузового транспорта по кодам 50.3, 50.4 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД 2)).

3. Географические границы товарного рынка: территориальные границы Мазановского района Амурской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что антимонопольному контролю в соответствии со статьями 15 и 16 Закона «О защите конкуренции» подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона «О защите конкуренции», их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств (Разъяснение № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденное протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3).

Из совокупности вышеприведенных обстоятельств следует, что администрацией Мазановского района и ООО «Россыпное промышленное инвестирование» заключено антиконкурентное соглашение, направленное на предоставление обществу преимуществ и ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок перевозок внутренним водным транспортом на переправе через р. Селемджа.

Указанные действия администрации Мазановского района и ООО «Россыпное промышленное инвестирование» являются нарушением пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции».

Нарушение является длящимся.

Поскольку на дату вынесения решения в материалы дела не представлены документы, подтверждающие прекращение нарушения, комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьями 41, 49, 50 Закона «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать действия администрации Мазановского района (ИНН/ОГРН 2819000470/1022801005490), ООО «Россыпное промышленное инвестирование» (ИНН/ОГРН 2807013925/1072807000045), выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения, направленного на предоставление ООО «Россыпное промышленное инвестирование» преимуществ и ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок перевозок внутренним водным транспортом на переправе через р. Селемджа, нарушающими пункт 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации Мазановского района, ООО «Россыпное промышленное инвестирование» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии: <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны