Решение б/н Решение о рассмотрении жалобы ООО "Центр медицинской техники... от 12 июня 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы по делу № ЖС-10/2011

04 марта 2011 года г. Благовещенск

Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: ХХХХХХХ председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления; ХХХХХХХ – начальник отдела государственных и муниципальных заказов; ХХХХХХХ – главный специалист-эксперт того же отдела, ХХХХХХХ - ведущий специалист-эксперт того же отдела,

в присутствии представителей Управления государственного заказа Амурской области Администрации - ХХХХХХХ., ГБУ Амурской области «Строитель» ХХХХХХХ.,

в отсутствие представителя ООО «Центр медицинской техники», уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,

Участникам рассмотрения жалобы разъяснены права, порядок рассмотрения жалобы, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии.

рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России жалобу ООО «Центр медицинской техники» на действия государственного заказчика – ГБУ Амурской области «Строитель» и уполномоченного органа - Управления государственного заказа Амурской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку стерилизационного и дезинфекционного оборудования (максимальная цена контракта - 42068849,0 рублей), объявленного 09.02.2011 извещением № 0123200000311000115.

ООО «Центр медицинской техники» указывает, что Технической частью документации об аукционе установлены требования к стационарной ультразвуковой мойке «Ultramatic 600» или эквиваленту, в том числе, требования к рабочей частоте, которая должна находиться в пределах 38-42 кГц. При этом, на официальном сайте производителя мойки «МММ group» в сети Интернет указано, что рабочая частота указанного оборудования составляет 35 кГц. Указанное требование вводит в заблуждение участников размещения заказа, препятствует подаче ими предложений о поставке товара, не соответствует целям размещения государственного заказа. Кроме того, технической частью документации об аукционе установлены следующие требования к закупаемому оборудованию: 1) к аппарату паровому дезинфекционному, проходному VACUDES - «Камера, кожух для подогрева, дверь и парогенератор выполнены из нержавеющей стали: марка стали 10Х17Н13М2Т или аналог; Набор боковых облицовочных панелей из нержавеющей стали: 08Х18Н10 или аналог; Каркас из нержавеющей стали: 08Х18Н10 или аналог», «Парогенератор - Unotherm 63-81 квт (или эквивалент) для установки над аппаратом + 2шт, запасных нагревательных элементов 9 квт», «Тележка изготовлена из нержавеющей стали D1N 1,4031; А18/ 304 - 4шт.»; 2) к стерилизатору паровому, горизонтальному STERIVAR 6612-2 или эквиваленту - «Материал рамы стерилизатора: нержавеющая сталь марки 08X18Н10 или эквивалент. Материал камеры стерилизатора: нержавеющая сталь марки 03Х17Н14М3 или эквивалент и тп.».При этом, в нарушение требований п.1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в документации отсутствуют максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

По мнению заявителя жалобы, отсутствие указанной информации в документации об открытом аукционе в электронной форме может повлечь ограничение круга участников размещения заказа и нарушает ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Федеральный закон о размещении заказов не содержит понятия «аналог», которое неправомерно используется заказчиком, уполномоченным органом в документации об аукционе. Техническая часть документации об аукционе содержит требования к стерилизатору паровому, горизонтальному STЕRIVAR 6612-2 или эквиваленту. Паровой стерилизатор с таким наименованием не производится ни одним из производителей как в России, так и в зарубежных государствах. Таким образом, установление указанного предмета поставки вводит в заблуждение участников размещения заказа, препятствует подаче ими предложений о поставке товара.

Заявитель жалобы полагает, что требования, установленные к стерилизатору паровому, горизонтальному STERIVAR 6612-2 или эквиваленту в части наличия у закупаемого оборудования «Встроенный термопринтер, с шириной бумаги не менее 110 мм для печати протокола о пройденном цикле и графика пройденного цикла» ограничивают круг участников размещения заказа, поскольку указанному требованию соответствует только одна модель конкретного производителя, а именно STЕRIVAP 6612-2 производителя ВМТ.

Кроме того, уполномоченным органом необоснованно включено в один лот стерилизационное и дезинфекционное оборудование. При этом, стерилизационное оборудование предназначено для конечной стерилизации изделий в центральном стерилизационном отделении. Дезинфекционное оборудование устанавливается в любых других отделениях. Установка и эксплуатация стерилизационного и дезинфекционного оборудования существенно отличаются. Между стерилизационным и дезинфекционным оборудованием отсутствует технологическая и функциональная взаимосвязь. Указанные действия уполномоченного органа противоречат целям государственного заказа, предусмотренным статьей 1 Федерального закона о размещении заказов, существенно ограничивают круг участников размещения заказа, что нарушает требования части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции и повлекли неправомерное ограничение конкуренции между участниками, а также создали дополнительные препятствия для одних участников аукциона и преимущественных условия для других участников данного аукциона.

ООО «Центр медицинской техники» просит рассмотреть и принять меры по устранению нарушений, а также выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

На рассмотрении жалобы представители Управление государственного заказа Амурской области и ГБУ Амурской области «Строитель» не согласились с доводами, изложенными в жалобе. Указали, что в техническое задание документации об аукционе 02.03.2011 года внесены изменения: по позиции № 1 «Аппарат паровой дезинфекционный, проходной VACUDES или эквивалент» в графе «Наименование» слово «аналог» заменено на «эквивалент», по позиции № 3 выражение «Стерилизатор паровой, горизонтальный STЕRIVAR 6612-2 или эквивалент» заменено на «Стерилизатор паровой, горизонтальный STЕRIVAP 6612 или эквивалент». Относительно остальных доводов жалобы представитель Управления государственного заказа Амурской области пояснила, что ООО «Центр медицинской техники» обратилось за разъяснениями положений документации об аукционе, в том числе по изложенным в жалобе доводам. Разъяснения по указанным вопросам размещены на официальном сайте в сети Интернет. Технической частью документации об аукционе установлены требования к стационарной ультразвуковой мойке «Ultramatic 600» или эквиваленту, в том числе, требования к рабочей частоте, которая должна находиться в пределах 38-42 кГц. Представители пояснили, что официальным источником технических параметров медицинского оборудования в Российской Федерации является его технический паспорт <...> который всегда находится в Росздравнадзоре России, его может получить любое юридическое или физическое лицо. При этом документы подтверждающие наличие ультразвуковых моек, имеющих заявленную частоту (38-42 кГц) Амурскому УФАС не представлены.

Относительно довода ООО «Центр медицинской техники» о включении в один лот стерилизационного и дезинфекционного оборудования представитель ГБУ Амурской области «Строитель» пояснил, что оборудование поставляется в строящийся объект «Областной перинатальный центр г. Благовещенск», что подразумевает его технологическую и функциональную связь. Поставка единым лотом обеспечивает полный цикл стерилизации и дезинфекции всего материала, планируемого к использованию в лечебно-профилактическом учреждении. Наличие различных товарных знаков закупаемого оборудования обусловлено их указанием в проектно-сметной документации. Вместе с тем, поставка единым лотом обеспечивает экономию бюджетных средств, упрощает обслуживание указанного оборудования и обучение персонала.

Заслушав представителей Управления государственного заказа Амурской области и ГБУ Амурской области «Строитель», изучив представленные материалы жалобы, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.

09 февраля 2011 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0123200000311000115 о проведении торгов путем открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку стерилизационного и дезинфекционного оборудования. Заказчиком торгов является - ГБУ Амурской области «Строитель», уполномоченный орган – Управление государственного заказа Амурской области. Предмет аукциона - поставка стерилизационного и дезинфекционного оборудования. Максимальная цена контракта - 42068849,0 рублей. Источник финансирования - средства областного бюджета, полученные по долгосрочной целевой программе «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры территории Амурской области на период до 2013 года». 24.02.2011 в документацию об аукционе и раздел IV Технического задания документации об аукционе внесены изменения. С учетом внесенных изменений срок подачи заявок определен 14 марта 2011 года в 3 часа 00 минут по местному времени. Документация об аукционе утверждена 08.02.2011 начальником Управления государственного заказа Амурской области ХХХХХХХ. На основании уведомления Амурского УФАС России процедура размещения заказа приостановлена. Письменные пояснения, сведения и иные доказательства о торговых марках, которые полностью соответствуют требованиям технической части документации об аукционе, а также сведения о среднерыночной стоимости указанного оборудования в Амурское УФАС России не представлены.

Доводы, изложенные в жалобе ООО «Центр медицинской техники Комиссия Амурского УФАС России считает обоснованными в части по следующим основаниям.

Технической частью документации об аукционе установлены требования к стационарной ультразвуковой мойке «Ultramatic 600» или эквиваленту, в том числе, требования к рабочей частоте, которая должна находиться в пределах 38-42 кГц.

Довод государственного заказчика и уполномоченного органа о том, что официальным источником технических параметров медицинского оборудования в Российской Федерации является его технический паспорт <...> который всегда находится в Росздравнадзоре России, его может получить любое юридическое или физическое лицо Комиссия Амурского УФАС признала несостоятельным по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 10 Федерального закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.

Согласно ч.1 ст. 41.6 Федерального закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Исходя из ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Не допускается включать в документацию об аукционе требования к участникам размещения заказа, в том числе в форме требований к техническим характеристикам товара, если исполнение этих требований невозможно.

Представители государственного заказчика и уполномоченного органа документально не подтвердили наличие на рынке закупаемого товара стационарных ультразвуковых моек, имеющих заявленные в документации об аукционе технические характеристики (рабочую частоту 38-42 кГЦ).

Довод заявителя жалобы об отсутствии в документации об аукционе максимальных и (или) минимальные значений показателей закупаемого товара (например: «Камера, кожух для подогрева, дверь и парогенератор выполнены из нержавеющей стали: марка стали 10Х17Н13М2Т или аналог; Набор боковых облицовочных панелей из нержавеющей стали: 08Х18Н10 или аналог» и тп.) и показатели, значения которых не могут изменяться Комиссия Амурского УФАС считает обоснованным.

Согласно п.1 ч.4 ст. 41.6 Федерального закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом, должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

В соответствии с пп. «а» п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.

В нарушение п.1 ч.4 ст. 41.6 Федерального закона о размещении заказов Раздел IV Технической части документации об аукционе на поставку дезинфекционного и стерилизационного при указании отдельных показателей, сопровождаемых словами «или аналог», «или эквивалент» не содержит конкретных максимальных и (или) минимальных значений таких показателей.

Указанные действия нарушают принцип прозрачности при проведении торгов и могут повлечь ограничение круга участников размещения заказа, неэффективное расходование бюджетных средств, способствуют созданию преимущественных условий участия отдельным хозяйствующим субъектам (поставщикам указанного товара).

Довод ООО «Центр медицинской техники» о необоснованном указании в Технической части документации об аукционе в документации об аукционе понятия «аналог» Комиссия Амурского УФАС полагает обоснованным.

Согласно ч. 3 ст. 41.6. Федерального закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона. Частью 3 статьи 34 Закона предусмотрено, что в случае указания в документации об аукционе товарных знаков они должны сопровождаться словами "или эквивалент". Исходя из буквального толкования указанной нормы сопровождение товарных знаков в документации об аукционе иными словами и выражениями не допускается.

Вместе с тем, в документации при указании отдельных технических параметров (указании марки стали) используется ссылка «или аналог». При этом, указанные значения (марка стали) не являются товарными знаками. Следовательно, при отсутствии необходимости указания эквивалентности товара сопровождать технические параметры словами «или эквивалент» («или аналог») не требуется. В случае необходимости указания эквивалентности товара в соответствии с п.1 ч.4 ст. 41.6 Федерального закона о размещении заказов заказчик или уполномоченный орган обязан указать в документации об аукционе максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 41.6 и ч. 3 ст. 34, п.1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона о размещении заказов документация об аукционе вместо указания значений показателей эквивалентности отдельных характеристик закупаемого товара содержит не предусмотренные Законом ссылки «или аналог».

Довод заявителя об отсутствии на рынке закупаемого товара указанного в документации об аукционе стерилизатора парового, горизонтального «STЕRIVAR 6612-2» Комиссией Амурского УФАС признан частично обоснованным, поскольку на момент рассмотрения жалобы уполномоченным органом в документацию об аукционе внесены изменения путем замены указанного ранее товарного знака «STЕRIVAR 6612-2» на товарный знак «STЕRIVAР 6612». Следовательно, на момент рассмотрения жалобы указанное нарушение устранено.

Довод ООО «Центр медицинской техники» о том, что требования документации об аукционе к стерилизатору паровому, горизонтальному STERIVAR 6612-2 или эквиваленту в части наличия у закупаемого оборудования «Встроенный термопринтер, с шириной бумаги не менее 110 мм для печати протокола о пройденном цикле и графика пройденного цикла», как ограничивающего круг участников размещения заказа Комиссия Амурского УФАС полагает обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Изучив результаты мониторинга рынка паровых стерилизаторов, сведения, предоставленные уполномоченным органом (Сравнительные характеристики паровых стерилизаторов), а также Раздел IV Технической части документации об аукционе

Комиссией Амурского УФАС России установлено, что документацией об аукционе установлено требование ограничивающее круг участников торгов, а именно, наличие у стерилизатора парового, горизонтального встроенного термопринтера с шириной бумаги не менее 110 мм. Указанным в документации требованиям по совокупности заявленных параметров соответствует оборудование одного производителя BMT Medical Technology.

Таким образом, в нарушение ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона о размещении заказов уполномоченным органом в документацию об аукционе включены требования к товару, которым может соответствовать товар единственного производителя - BMT Medical Technology.

Довод заявителя жалобы о том, что уполномоченным органом необоснованно в один лот включено различное оборудование Комиссия Амурского УФАС России считает обоснованным на основании следующего.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Федерального закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Предметом торгов, проводимых единым лотом является перечень товаров: 1) аппарат паровой дезинфекционный, проходной VACUDES или эквивалент; 2) моечно-дезинфекционная машина KEN 521-OS или эквивалент; 3) стерилизатор паровой, горизонтальный STERIVAP 6612 или эквивалент; 4) стационарная ультразвуковая мойка «Ultramatic 600» или эквивалент; 5) стерилизатор газовый формальдегидный «Формомат 349-2» или эквивалент.

На основании оценки представленных в материалы дела документов (мониторинга цен,технических параметров, инструкций, материалов, полученных с официальных сайтов производителей и поставщиков медицинского оборудования) Комиссия Амурского УФАС пришла к выводу о том, что включенное в один лот оборудование имеет различные функциональные и технологические характеристики. Аппарат паровой дезинфекционный предназначен для дезинфекции паром твердых и пористых материалов в больницах, в том числе кроватей, матрацев, одеял, одежды, мочеприемников, подкладных суден и инфекционных больничных отходов и т.п. Моечно-дезинфекционная машина предназначена для мойки, дезинфекции и сушки (опция) хирургических инструментов, жестких эндоскопов, инструментов для малой инвазивной хирургии, анестезиологии, полостного и трубчатого оборудования, трубок наркозно-дыхательных аппаратов, хирургической обуви, а также бутылок, лотков, стеклянной посуды и т.д. Паровые стерилизаторы предназначены для стерилизации всех инструментов, материалов, текстиля, изделий из резины и пластмасс, пригодных для стерилизации паром, в медицинских учреждениях, а также для культивирования питательных сред и стерилизации растворов. Ультразвуковая мойка предназначена и предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения. Стерилизатор газовый формальдегидный предназначен для стерилизации изделий медицинского назначения из различных материалов, имеющий широкий спектр применения. Каждый аппарат работает самостоятельно, на завершенность функционального и технологического процесса (мойки, стерилизации, дезинфекции) не влияет наличие или отсутствие в технологическом цикле других аппаратов. Установка и монтаж всего оборудования в одном или нескольких смежных помещениях не указывает на их технологическую и функциональную взаимосвязь.

Перечисленный в документации перечень закупаемого оборудования имеет различные технические характеристики и отличается по функциональному назначению. Материалами дела не подтверждена технологическая и функциональная взаимосвязь закупаемого оборудования. Включение в один лот различного оборудования технологически и функционально не связанного между собой ведет к сокращению числа хозяйствующих субъектов, способных принять участие в торгах.

Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Объединив в один лот моечное, дезинфекционное и стерилизационное оборудование (аппарат паровой дезинфекционный, проходной VACUDES или эквивалент, моечно-дезинфекционная машина KEN 521-OS или эквивалент, стерилизатор паровой, горизонтальный STERIVAP 6612 или эквивалент, стационарная ультразвуковая мойка «Ultramatic 600» или эквивалент, стерилизатор газовый формальдегидный «Формомат 349-2» или эквивалент), уполномоченным органом при проведении указанных торгов допущено нарушение ч.3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, которое повлекло/могло повлечь ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров.

Рассмотрев жалобу ООО «Центр медицинской техники» на действия государственного заказчика – ГБУ Амурской области «Строитель» и уполномоченного органа - Управления государственного заказа Амурской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку стерилизационного и дезинфекционного оборудования (максимальная цена контракта - 42068849,0 рублей), объявленного 09.02.2011 извещением № 0123200000311000115, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ч.6 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Комиссия Амурского УФАС России приняла

Р Е Ш Е Н И Е:

1. Признать жалобу «ООО «Центр медицинской техники» обоснованной в части.

2. Признать уполномоченный орган – Управление государственного заказа Амурской области нарушившим ч.1 ст. 1, ч.3 и п.1 ч. 4 ст. 41.6, ч. 1, ч. 3, ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона о размещении заказов.

3. Выдать уполномоченному органу – Управлению государственного заказа Амурской области предписание об устранении нарушений Федерального закона о размещении заказов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны