Решение №028/06/105-525/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/105-525/2020 от 8 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
 06-4127.docx (19.06 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 028/06/105-525/2020

  1. г. Благовещенск

(решение в полном объеме изготовлено 08.10.2020)

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское У ФАС России) по контролю в сфере закупок 

 

 

 

в присутствии представителей: от уполномоченного органа - муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия» закрытого административно-территориального образования городского округа Циолковский Амурской области (далее - Уполномоченный орган) Ивковой С.В., и Пивоваровой Т.С.,  от муниципального заказчика - управления градостроительства, капитального строительства и жилищно- коммунального хозяйства Администрации закрытого административно- территориального образования городского округа Циолковский Амурской области (далее - Заказчик) Кондратьевой С.А., ; от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Восточная Нефтяная Компания» (далее - заявитель, ООО «ВНК») Пашковой В.Н., (сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского У ФАС России),

рассмотрела поступившую 28.09.2020 в Амурское УФАС России жалобу ООО «ВНК» на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку топочного мазута, объявленной извещением от 16.09.2020 № 0823600002020000057 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО «РТС- тендер» www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а именно: необоснованном отклонении заявки общества с ограниченной ответственностью «ВНК».

В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлений Елавного государственного санитарного врача Российской Федерации от

  1. № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от
  1. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoVзаседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина «TrueConf» в режиме видеоконференцсвязи.

На заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель заявителя полностью поддержала доводы жалобы, пояснила, что Заказчиком неправомерно установлена обязанность указать конкретный показатель товара (мазута) в отношении каждого из параметров, а не предельные значения, установленные

ГОСТ. ООО «ВНК» в своей заявке указало параметры топлива согласно ГОСТу, следовательно, основания для отклонения заявки общества у аукционной комиссии отсутствовали. Просила Комиссию Амурского УФАС России признать жалобу обоснованной и выдать обязательное для исполнения предписание.

На заседании Комиссии Амурского УФАС России представители Уполномоченного органа пояснили, что Заказчиком установлено требование об указании конкретных показателей товара в связи с тем, что каждая партия мазута имеет свои конкретные характеристики, что подтверждается паспортами качества продукции. В паспорте качества продукции помимо норм по ГОСТу указываются фактические значения показателей товара, которые Заказчик требовал указать в первой части заявки. В ходе рассмотрения первых частей электронного аукциона Комиссия установила, что из трёх поданных заявок соответствует требованиям только две. Заявка № 108286729, поданная ООО «ВНК», отклонена ввиду несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе (отказ по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе). В техническом задании участник закупки должен указать конкретное (единственное) значение показателя, которое должно быть равно или меньше установленного заказчиком значения. Знаки «менее» не должны использоваться участником. ООО «ВНК» в своей заявке использовал знаки «менее» при описании характеристик поставляемого товара, тем самым указав неконкретное значение показателя, что противоречит документации об аукционе. Исходя из вышеизложенного, представители Уполномоченного органа просили признать жалобу необоснованной.

На заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель Заказчика с доводами жалобы не согласилась, поддержала позицию Уполномоченного органа.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу и исследовав материалы дела,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением Администрации закрытого административно- территориального образования Циолковский Амурской области от 20.12.2019 № 1045 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия уполномоченного учреждения и муниципальных заказчиков при осуществлении функций по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд ЗАТО Циолковский» (далее - Порядок № 1045) муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия» закрытого административно-территориального образования городского округа Циолковский Амурской области определено уполномоченным органом для осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд ЗАТО Циолковский.

Согласно пункту 4.1.2. Порядка № 1045 Уполномоченный орган принимает от заказчиков заявки на осуществление закупок товаров, работ, услуг на бумажном носителе и через автоматизированную систему «АЦК-Госзаказ».

В соответствии с пунктом 4.1.3. Порядка № 1045 Уполномоченный орган рассматривает поступившую заявку на закупку на бумажном носителе в течение 3 (трех) рабочих дней и выносит решение о принятии или об отказе в принятии в обработку (с указанием мотива отказа) в случаях:

несоответствия заявки требованиям, установленным настоящим Положением;

  • несоответствия проекта муниципального контракта сведениям, указанным в заявке, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • необоснованного завышения или занижения начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, максимального значения цены контракта;
  • несоответствия сведений, указанных в заявке и в представленных документах, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок.

В силу пункта 4.1.4. Порядка № 1045 Уполномоченный орган в течение 5 (пяти) рабочих дней после принятия решения о принятии в обработку заявки на закупку, сформированной в соответствии с установленными требованиями, осуществляет предусмотренные действующим законодательством функции:

  • подготовку извещения об осуществлении закупки;
  • подготовку документации о закупке (за исключением описания объекта закупки, проекта муниципального контракта, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, максимального значения цены контракта);
  • установление сроков (даты и времени) подачи и окончания заявок, а также проведения определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  • размещение через автоматизированную систему «АЦК-Госзаказ» в единой информационной системе, извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, проектов контрактов.
  1. в соответствии с заявкой Заказчика от 15.09.2020 № 01-08/380 Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru размещено извещение № 0823600002020000057 о проведении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку топочного мазута.

Начальная (максимальная) цена контракта - 40 974 856,20 рублей.

Дата и время начала срока подачи заявок - 16.09.2020 в 17:15.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 25.09.2020 в 09:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 25.09.2020. Дата проведения аукциона в электронной форме - 28.09.2020. Время проведения аукциона - 09:35.

Изменения в извещение и документацию не вносились, запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе не поступали.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.09.2020 № 0823600002020000057-0 на участие в закупке подано три заявки; участники, подавшие заявки с идентификационными номерами 2/108287449 и 3/108292579 допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона; участнику, подавшему заявку с идентификационным номером 1/108286729 аукционной комиссией отказано в допуске к участию в аукционе ввиду несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе (отказ по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе); в техническом задании

участник закупки должен указать конкретное (единственное) значение показателя, которое должно быть равно или меньше установленного заказчиком значения; Знак «<» не должен использоваться участником; в данной заявке участник использовал знаки «<» при описании характеристик поставляемого товара, тем самым указав неконкретное значение показателя, что противоречит документации об аукционе.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от

  1. № 0823600002020000057-2-1 на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе контракт заключается с ООО «Спецтрансойл» - участником, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Комиссия Амурского У ФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

Статьей 6 Закона о контрактной системе установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион, при котором победителем признается участник закупки, котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

Согласно частям 2, 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по

результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а)  наименование страны происхождения товара;

б)     конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).

Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

  1. непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
  2. несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе не допускается.

Пунктом 2.2.1 документации об электронном аукционе рассматриваемой закупки установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2.2.2 настоящей документации, должна содержать:

  1. согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
  2. при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а)  наименование страны происхождения товара;

б)     конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный

знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.

Кроме того, как следует из технического задания аукционной документации рассматриваемой закупки, показатель товара буквально воспроизводится или участник закупки в первой части заявки должен представить конкретное значение в пределах установленного в требованиях.

Как следует из материалов дела, заявка, поданная ООО «ВНК» для участия в рассматриваемом аукционе, имеет идентификационный номер <...> .

В первой части заявки указанного лица указано следующее: «Топочный мазут. 1. Зольность < 0,14 %. 2. Массовая доля серы < 2,5 %. 3. Температура застывания < 42 °С. 4. Марка мазута топочный 100 ГОСТ 10585-2013».

Следовательно, ООО «ВНК» конкретные показатели товара, предлагаемого к в заявке не указаны.

Учитывая, что Единая комиссия Заказчика, рассматривая первые части заявок участников на участие в аукционе, и принимая решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участника с идентификационным номером 108286729, руководствовалась требованиями, установленным документацией о таком аукционе, которые содержали, в том числе, информацию о необходимости указания конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации об электронном аукционе, решение Единой комиссии Заказчика об отклонении первой частей указанной заявки принято обоснованно, с соблюдением требований пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в вышеуказанной части жалоба ООО «ВНК» не находит своего подтверждения.

Рассматривая доводы жалобы ООО «ВНК» о том, что Заказчиком неправомерно установлена обязанность указать в заявке конкретный показатель товара (мазута) в отношении каждого из параметров, а не предельные значения, установленные ГОСТ, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

Последний день приема заявок на участие в электронном аукционе, по данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 25.09.2020. Поскольку жалоба ООО «ВНК» поступила в

адрес Амурского УФАС России 28.09.2020, по истечении установленного срока, вышеуказанный довод жалобы Комиссией Амурского УФАС России признаётся не подлежащим рассмотрению.

Вместе с тем, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Как следует из Раздела V «Описание объекта закупки (Техническое задание)» аукционной документации рассматриваемой закупки поставляемый товар должен соответствовать по качеству ГОСТ 10585-2013 со следующими физико-химическими характеристиками: «Топочный мазут: 1. Зольность < 0,14 %**, 2. Массовая доля серы < 2,5 % **, 3. Температура застывания < 42 °С **, 4. Марка мазута топочный 100 * ГОСТ 10585-2013. Показатель товара буквально воспроизводится или участник закупки в первой части заявки должен представить конкретное значение в пределах установленного в требованиях. * Участник закупки указывает (не меняя формулировок) то значение неизменного показателя, которое установил заказчик. ** Участник закупки указывает конкретное (единственное) значение показателя, которое должно быть равно или меньше установленного заказчиком значения. Знак «<» не должен использоваться участником.».

Комиссия Амурского УФАС России учитывает, что на каждую партию поставляемого мазута выдается паспорт качества, выдаваемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), в котором указываются конкретные характеристики определенной партии мазута; при этом в каждой партии возможны различные показатели основных характеристик товара в рамках ГОСТа 10585-2013; следовательно, участники закупки, указавшие в своей заявке конкретные показатели мазута топочного, фактически не смогут гарантировать соблюдение указанных характеристик в каждой партии поставляемого товара в точном соответствии с конкретными показателями заявки, а Заказчик не сможет осуществить приёмку товара.

При этом, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а, следовательно, обладать сведениями о конкретных характеристиках товара.

Следовательно, требования документации об электронном аукционе к товару, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ в рамках данной закупки, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об электронном аукционе и действующим государственным стандартам.

Таким образом, учитывая, что при описании объекта закупки в документации о закупке Заказчиком указана ссылка на государственный стандарт ГОСТ 10585-2013, Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что предъявление требований в рассматриваемой документации о предоставлении конкретных характеристик товара нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом, Комиссия Амурского УФАС России считает необходимым отметить, что в соответствии с Порядком № 1045 именно уполномоченным органом проверяется не только описание объекта закупки, но и иные сведения, предоставляемые заказчиком в своей заявке для объявления закупки, на соответствие законодательству о контрактной системе. В рамках своих полномочий Уполномоченный орган обязан вернуть заявку заказчику в случае несоответствия описания объекта закупки требованиям законодательства.

Уполномоченный орган является профессиональным квалифицированным участником процедуры осуществления закупок, наделенным контрольными полномочиями в отношении заказчиков в части проверки соответствия подаваемых ими заявок на закупку требованиям Закона о контрактной системе. В случае несоответствия заявки и приложенных к ней документов требованиям законодательства Российской Федерации уполномоченный орган возвращает их заказчику. Исходя из изложенного, уполномоченный орган должен нести ответственность за описание объекта закупки.

Рассмотрев жалобу ООО «ВНЕС» на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку топочного мазута, объявленной извещением от 16.09.2020 № 0823600002020000057 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента     Федеральной антимонопольной службы по                   исполнению

государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика,      уполномоченного органа, уполномоченного                                          учреждения,

специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

РЕШЕНИЕ:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Восточная Нефтяная Компания» необоснованной.
  2. Признать уполномоченный орган - муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия» закрытого административно-территориального образования городского округа Циолковский Амурской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать уполномоченному органу - муниципальному казенному учреждению «Централизованная бухгалтерия» закрытого административно- территориального образования городского округа Циолковский Амурской области и заказчику - управлению градостроительства, капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации закрытого административно- территориального образования городского округа Циолковский Амурской области предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского У ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны