Решение №028/06/105-533/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/105-533/2020 от 12 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
 06-4144-э.docx (16.97 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 028/06/105-533/2020

  1. г. Благовещенск

(решение в полном объеме изготовлено 12.10.2020)

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское У ФАС России) по контролю в сфере закупок

в присутствии представителей: от заказчика - государственного бюджетного учреждения Амурской области «Экология» (далее - Заказчик) - Павлюченкова Д.В.,

и Котовой О.В., 

уполномоченного органа - управления государственного заказа Амурской области (далее - Уполномоченный орган) - Казачок Д.С.,  от заявителя жалобы - общества с

 

 

ограниченной ответственностью «ЭкоСтар Технолоджи» (далее - Заявитель, ООО «ЭкоСтар Технолоджи») - Лопатина М.В.,  и Вторушиной М.А., , (сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского У ФАС России),

рассмотрела поступившую 01.10.2020 в Амурское У ФАС России от ООО «ЭкоСтар Технолоджи» на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сбору, транспортировке и дальнейшему размещению ядохимикатов, объявленной извещением от 28.09.2020 № 0123200000320002694 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а именно: положения документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

  1. № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от
  1. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoVзаседание Комиссии Амурского У ФАС России осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина «TrueConf» в режиме видеоконференцсвязи.

На заседании Комиссии Амурского У ФАС России 07.10.2020 представители Заявителя поддержали довод жалобы, о том, что Заказчиком необоснованно не установлено требование о наличии в приложении к лицензии вида деятельности «размещение» по отношению к отходу, указанному в предмете закупки. Кроме того, пояснили, что довод жалобы о том, что Заказчиком не указано в каких местах необходимо подрядчику осуществлять взвешивание Заявитель не поддерживает ввиду того, что Заказчиком внесены соответствующие изменения в аукционную документацию. Представители Заявителя просили признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику и Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе. Па вопрос Комиссии Амурского У ФАС России о том, планирует ли Заявитель участвовать в рассматриваемой закупке и соответствует ли общество требованиям аукционной документации представители ООО «ЭкоСтар Технолоджи» пояснили, что не вправе претендовать на заключение контракта по закупке ввиду отсутствия в приложении к лицензии всех видов

деятельности, требуемых Заказчику; общество планирует участвовать в исполнении контракта в рамках субподряда.

  1. на заседании Комиссии Амурского УФАС России представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили, что согласно условиям проекта контракта по рассматриваемой закупке к обязанностям исполнителя отнесено не непосредственное осуществление размещения отходов на полигоне, а обеспечение размещения отходов своими силами или привлеченными силами в соответствии с требованиями действующего законодательства о лицензировании. При этом отчетными документами, подтверждающими обеспечение размещения отходов на полигоне, являются акты приема-передачи отходов на размещение на полигон. Условиями аукционной документации предусмотрена возможность привлечения иных лиц (соисполнителей) к исполнению работ по размещению опасных отходов, обладающих необходимой лицензией. Заказчиком проведен мониторинг оказания услуг по сбору, транспортированию и размещению (на полигоне) опасных отходов, по результатам которого оказать услуги сможет ограниченное количество лицензиатов. Полагают, что включение в аукционную документацию требования к участникам закупки о наличии в приложении к лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности вида работ «размещение» по отношению к отходу (смесь твердых пестицидов 2-3 класса опасности, пригодная для термического обезвреживания) являлось бы ограничением конкуренции и необоснованно сужало бы круг участников закупки, поскольку среди общего круга лицензиатов, осуществляющих обозначенную лицензионную деятельность, оказать услуги по сбору, транспортированию и размещению отходов I - IV класса опасности смогут лишь те лицензиаты, которые имеют в собственности, владении или пользовании объект размещения отходов - полигон. Представили в материалы дела копии паспортов отходов I - IV классов опасности. Просят признать жалобу необоснованной.

На заседании Комиссии Амурского УФАС России 07.10.2020 представитель Уполномоченного органа полностью поддержала позицию Заказчика, просила признать жалобу необоснованной.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу и исследовав материалы дела,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением Правительства Амурской области от 05.02.2016 № 38 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд области (далее - Порядок № 38).

Указанным Порядком управление государственного заказа Амурской области определено исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд области.

Пунктом 3.2 Порядка № 38 предусмотрено, что заявка на закупку размещается заказчиком в централизованной информационно-технической платформе на базе автоматизированной системы «АЦК-Госзаказ» (далее - ЦИТП)

не позднее 20 рабочих дней до предполагаемой даты осуществления закупки в соответствии с планом-графиком.

Одновременно с заявкой на закупку заказчик размещает в ЦИТП проект гражданско-правового договора (государственного контракта), предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги; обоснование начальной (максимальной) цены контракта по форме, утвержденной уполномоченным органом.

Согласно пункту 3.4 Порядка № 38 Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня размещения заявки на закупку в ЦИТП рассматривает ее, в том числе проводит проверку обоснованности применяемых заказчиками методов определения начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены единицы товара, работы, услуги и установленного заказчиками уровня цен (за исключением закупок на выполнение работ), и выносит в ЦИТП решение о принятии или об отказе в принятии заявки на закупку в обработку или решение о возврате заявки на закупку на доработку путем внесения в нее изменений.

В силу пункта 3.4.1 Порядка № 38 решение об отказе в принятии заявки на закупку в обработку выносится Уполномоченным органом в том числе в случае несоответствия сведений в заявке на закупку требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

  1. Уполномоченным органом в соответствии с заявкой Заказчика на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts- tender.ru размещено извещение № 0123200000320002694 о проведении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сбору, транспортировке и дальнейшему размещению ядохимикатов.

Указанная закупка размещена в целях исполнения решения Благовещенского городского суда Амурской области от 25.10.2016 по делу № 2-9955/16, определения Амурского областного суда от 16.04.2018 НГ-491/17, определения Благовещенского городского суда Амурской области от 19.06.2020 № 2-9955/2016, №№ 13-1616/2020, 13-1607/2020, 13-1660/2020 (о возложении на министерство сельского хозяйства Амурской области обязанности определить меры, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, возникновение которых возможно вследствие ненадлежащего хранения пришедших в негодность ядохимикатов (с истекшим сроком хранения) на бывшем инженерном сооружении МО РВСН РФ, находящихся на территории космодрома «Восточный», организовав транспортирование пришедших в негодность ядохимикатов из указанного объекта и последующего обезвреживания этих веществ).

Начальная (максимальная) цена контракта - 49 999 999,49 рублей.

Дата и время начала срока подачи заявок - 28.09.2020 в 16:20. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 14.10.2020 в 09:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 15.10.2020. Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.10.2020. Время проведения аукциона - 09:40.

  1. в аукционную документацию, в том числе в проект контракта, внесены изменения относительно дат процедуры аукциона, а также в отношении порядка взвешивания транспортного средства.

Запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе не поступали.

Комиссия Амурского У ФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

Статьей 6 Закона о контрактной системе установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион, при котором победителем признается участник закупки, котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

Учитывая, что Заявителем отозван довод о неустановлении Заказчиком требований относительно взвешивания, Комиссией Амурского У ФАС России рассматривается исключительно довод жалобы о неустановлении Заказчиком требования о наличии в приложении к лицензии вида деятельности «размещение» по отношению к отходу, указанному в предмете закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации о закупке в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.

Согласно извещению, объектом закупки электронного аукциона от

  1. №    0123200000320002694 является оказание услуг по сбору,

транспортировке и дальнейшему размещению ядохимикатов.

В соответствии с техническим заданием, являющимся приложением к проекту контракта аукционной документации рассматриваемой закупки, исполнителю необходимо выполнить комплекс следующих услуг:

  • Сбор, транспортирование и дальнейшее размещение отходов.
  • Сбор отходов осуществляется из мест их нахождения (складирования).
  • В случае необходимости в связи с нарушенной целостностью упаковки отходы подлежат переупаковке в тару Исполнителя.
  • Транспортировка отходов осуществляется на специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средствах.
  • Транспортировка отходов осуществляется от мест их нахождения (складирования) до места размещения отходов.
  • При сборе отходов необходимо обеспечить полную очистку территории от остатков отходов. Очистке подлежит только территория, на которой осуществляется сбор отходов.

Взвешивание транспортного средства, осуществляющего транспортирование отходов, производится до и после загрузки отходов с оформлением актов взвешивания.

Следовательно, Заказчиком установлена потребность в услугах по сбору, транспортировке и дальнейшему размещению ядохимикатов.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с подпунктом 30 пунктом 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ), лицензированию подлежит деятельность по сбору,

транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Одновременно с этим, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 99-ФЗ, приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и сама лицензия имеют: приложение, в котором указываются виды отходов I - IV классов опасности (Наименование, класс опасности и код ФККО) и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная указанным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Кроме того, частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Следовательно, в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами и учитывая, что деятельность по размещению отходов I - IV классов опасности, является лицензируемой, Заказчик обязан установить требования к Участникам закупки о наличии у них лицензии на такие виды деятельности.

Пунктом 13                                       информационной  карты     аукционной документации

рассматриваемой закупки установлены требования к участникам закупки, в числе которых соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:

наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию,  обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению

отходов I - IV классов опасности, с наличием в приложении к лицензии видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности:

- сбор отходов с кодом по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242:

смесь твердых пестицидов 2-3                                                          класса  опасности, пригодная для

термического обезвреживания (код 1 14 128 12 40 2);

транспортирование отходов с кодом по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242:

смесь твердых пестицидов 2-3                                                          класса  опасности, пригодная для

термического обезвреживания (код 1 14 128 12 40 2).

Таким образом, Комиссия Амурского У ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком и Уполномоченным органом в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в аукционной документации рассматриваемой закупки не установлено требование к участникам закупки о наличии в приложении к лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению

отходов I - IV классов опасности вида деятельности «размещение» по отношению к отходу, указанному в предмете закупки.

При этом, Комиссией Амурского У ФАС России отклоняются доводы Заказчика и Уполномоченного органа о возможности привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения контракта поскольку привлечение иных лиц в рамках контракта не исключает необходимость наличия соответствующей лицензии у непосредственно участника закупки, что подтверждено Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 (пункт 7).

Неустановление исчерпывающих требований к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании допускает возможность организации, не имеющей законного основания на оказание услуг, являющихся предметом закупки, стать победителем закупки.

При этом, Комиссия Амурского У ФАС России считает необходимым отметить, что в соответствии с Порядком № 38 Уполномоченный орган является профессиональным квалифицированным участником процедуры осуществления закупок, наделенным контрольными полномочиями в отношении заказчиков в части проверки соответствия подаваемых ими заявок на закупку требованиям Закона о контрактной системе. В рамках своих полномочий Уполномоченный орган обязан вернуть заявку заказчику в случае несоответствия сведений в заявке на закупку требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Исходя из изложенного, Уполномоченный орган должен нести административную ответственность за размещение закупки с нарушениями Закона о контрактной системе.

Рассмотрев жалобу ООО «ЭкоСтар Технолоджи» на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сбору, транспортировке и дальнейшему размещению ядохимикатов, объявленной извещением от 28.09.2020 № 0123200000320002694 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.rn и на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts- tender.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Амурского У ФАС России приняла

РЕШЕНИЕ:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтар Технолоджи» обоснованной.
  2. Признать заказчика - государственное бюджетное учреждение Амурской области «Экология» и уполномоченный орган - управление государственного заказа Амурской области нарушившими пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику - государственному бюджетному учреждению Амурской области «Экология» и уполномоченному органу - управлению государственного заказа Амурской области заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны