Решение №А-10/07 2018 РЕШЕНИЕ по делу № А-10/07 2018 от 29 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                         г. Благовещенск

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» августа 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «29» августа 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

<…> – руководителя управления;

Членов комиссии:

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

рассмотрев дело № А-10/07 2018 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» в лице Центра фирменного транспортного обслуживания части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в нарушении сроков согласования заявок ООО «Белвуд» на перевозку грузов, в присутствии представителя заявителя <…> (генеральный директор, на основании прав по должности), представителей ответчика <…>, <…> (доверенность от 18.04.2018 № ЗАБТЦФТО-5/Д),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России поступило заявление ООО «Белвуд» на действия (бездействие) ОАО «Российские железные дороги» в лице Забайкальского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (далее – ОАО «РЖД») по вопросу отказа в согласовании заявок на перевозку грузов в прямом международном сообщении, необоснованного сокращения срока действия заявок.

По результатам рассмотрения указанного заявления приказом Амурского УФАС России от 05.04.2018 № 48 в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело             № А-10/07 2018 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 10.04.2018 рассмотрение дела назначено на 26.04.2018 в 10-00 часов.

Определением от 26.04.2018 рассмотрение дела отложено на 07.06.2018 в 09 часов 30 минут.

Определением от 07.06.2018 рассмотрение дела отложено на 05.07.2018 в 10-00 часов.

Определением от 05.07.2018 рассмотрение дела отложено на 25.07.2018 в 10-00 часов.

Определением от 25.07.2018 рассмотрение дела отложено на 15.08.2018 в 10-00 часов.

В ходе заседаний комиссии представители ответчика поддержали доводы, изложенные в письменной позиции по делу, пояснили, что рассматриваемый спор является гражданско-правовым и должен рассматриваться в судебном порядке. Согласно статье 11 Устава железнодорожного транспорта согласованная заявка должна быть направлена грузоотправителю не позднее, чем за три дня то отправки груза. Все указанные в определении заявки согласованы не позднее чем за три дня до отправки груза. Задержки с согласованием заявок связаны с ограниченной пропускной способности пограничного перехода Гродеково – Суйфэньхэ, а также необходимостью согласования заявок с Китайской железной дорогой. Согласование заявок осуществляет Центр фирменного транспортного обслуживания (г. Москва), Забайкальский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания функции по согласованию заявок не осуществляет. Каких-либо дискриминационных условий для ООО «Белвуд» или других организаций ОАО «РЖД» не создает.

Заявитель поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, пояснил, что предприятие не может спланировать свой график отгрузки в связи с тем, что ОАО «РЖД» не вовремя подписывает заявки на перевозку грузов. Собственник вагонов не может отправить их для погрузки, поскольку заявка не согласована. В связи с этим ООО «Белвуд» теряет сроки, нарушаются обязательства по контрактам. Кроме того, отгружаемый товар (пиломатериал) является скоропортящимся, из-за простоя нарушается качество товара. ОАО «РЖД» требует подавать заявки до 15 числа текущего месяца, при этом сроки действия заявок устанавливаются только до конца месяца, а не на 45 дней, как это предусмотрено Уставом железнодорожного транспорта, в противном случае заявки не принимаются. ООО «Белвуд» вынуждено заказывать вагоны не зная, будет ли согласована заявка, так как срок прибытия вагонов составляет не менее 10 дней. В случае, если заявка не согласована в срок, а вагоны прибыли, то ООО «Белвуд» вынуждено оплачивать ОАО «РЖД» штраф за простой вагонов. ОАО «РЖД» до настоящего времени продолжает нарушать сроки согласования заявок. Просил обязать ОАО «РЖД» осуществлять согласование заявок в установленные сроки.

По результатам рассмотрения дела комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

ООО «Белвуд» в ОАО «РЖД» подана заявка от 29.12.2017 № 0029201931 на перевозку лесных грузов в прямом международном сообщении (Китай, через                  ст. Гродеково), сроком действия с 15.01.2018 по 31.01.2018, станция отправления – Белогорск 2, график погрузки (отправки): 16.01.2018 – 9 вагонов, 17.01.2018 – 1 вагон, 18.01.2018 – 1 вагон (всего 11 вагонов).

Указанная заявка согласована начальником управления продаж ЦФТО ОАО «РЖД» 23.01.2018.

Кроме того, ООО «Белвуд» подавались в ОАО «РЖД» иные заявки на перевозку лесных грузов в прямом международном сообщении (Китай, через                  ст. Гродеково), станция отправления Белогорск 2:

- от 09.01.2018 № 0029216873, сроком действия с 01.02.2018 по 28.02.2018 (80 вагонов), согласована частично начальником управления продаж ЦФТО ОАО «РЖД» 29.01.2018;

- от 02.11.2017 № 0028984677, сроком действия с 01.12.2017 по 31.12.2017 (50 вагонов), согласована начальником управления продаж ЦФТО ОАО «РЖД» 27.11.2017;

- от 04.12.2017 № 0029100938, сроком действия с 19.12.2017 по 31.12.2017 (30 вагонов), согласована частично начальником управления продаж ЦФТО ОАО «РЖД» 14.12.2017;

- от 09.01.2018 № 0029216879, сроком действия с 24.01.2018 по 31.01.2018 (10 вагонов), согласована начальником управления продаж ЦФТО ОАО «РЖД» 28.01.2018;

- от 05.12.2017 № 0029105693, сроком действия с 01.01.2018 по 31.01.2018 (80 вагонов), согласована начальником управления продаж ЦФТО ОАО «РЖД» 27.12.2017.

Письмами от 18.01.2018, от 25.01.2018, от 06.02.2018 ООО «Белвуд» обращалось в ОАО «РЖД» по вопросу нарушения сроков согласования заявок на перевозку грузов, сокращения сроков действия заявок.

В ответах от 23.01.2018 № 499, от 01.02.2018 № 2347 ОАО «РЖД» указало, что задержка согласования заявок вызвана тяжелой обстановкой с продвижением грузов на Дальневосточной железной дороге, превышением установленных технических норм погрузки, в связи с чем заявки, не входящие в основной план, не рассматриваются.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Антимонопольные требования к деятельности хозяйствующих субъектов определены Законом «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Как следует из положений статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995               № 147-ФЗ «О естественных монополиях», железнодорожные перевозки относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т ОАО «РЖД» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Таким образом, ОАО «РЖД» является субъектом естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» Амурским УФАС России проведен анализ (обзор) состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения.

По результатам проведенного анализа (обзора) состояния конкуренции определены следующие характеристики товарного рынка:

- временной интервал исследования: период с 25.07.2017 по 25.07.2018;

- продуктовые границы товарного рынка: железнодорожные перевозки, включая деятельность по предоставлению (эксплуатации) железнодорожной инфраструктуры (ОКВЭД 49.2, 52.21);

- географические границы товарного рынка: границы расположения железнодорожных путей от ст. Белогорск-2 (Амурская область) до ст. Гродеково (Приморский край).

В силу части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» ОАО «РЖД», осуществляющее железнодорожные перевозки, занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке, на деятельность ОАО «РЖД» распространяются требования и ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, урегулированы Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта).

В соответствии с пунктами 9, 10 Положения о Центре фирменного транспортного обслуживания – филиале открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного Президентом ОАО «РЖД» 11.10.2017, Центр фирменного транспортного обслуживания осуществляет функции по приему, рассмотрению, согласованию заявок на перевозки грузов ОАО «РЖД».

Согласно пояснениям, представленным ОАО «РЖД» письмом от 23.07.2018     № 2370, в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» ОАО «РЖД» является единым хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте, осуществляет функции по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, перевозки грузов и багажа.

Из указанного следует, что ОАО «РЖД» в лице Центра фирменного транспортного обслуживания при рассмотрении заявок на перевозку грузов осуществляет функции владельца инфраструктуры и перевозчика в одном лице.

В соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта, для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Заявки представляются не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты.

При отправлении грузов с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка представляется перевозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем указанного железнодорожного пути необщего пользования.

Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.

Перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки в случае:

- введения согласно статье 29 настоящего Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;

- отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки;

- обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

- отсутствия железнодорожного подвижного состава, контейнеров, принадлежащих перевозчику и необходимых для осуществления перевозок;

- в ином случае, предусмотренном настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами.

В этих случаях перевозчик возвращает заявку с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов.

Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки, в необходимых случаях согласовывает их с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, операторами морских терминалов, железными дорогами иностранных государств и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты, и возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования.

Владелец инфраструктуры имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки в случае:

- отсутствия между ними договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры;

- отказа организаций смежных видов транспорта в согласовании заявки;

- отказа железных дорог иностранных государств в согласовании заявки;

- отказа других владельцев инфраструктур в согласовании заявки;

- введения согласно статье 29 настоящего Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования грузов;

- обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

- в ином случае, предусмотренном настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами.

В указанных случаях владелец инфраструктуры возвращает перевозчику заявку с указанием причин отказа.

Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Заявка в случае отказа в ее согласовании возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации с обоснованием причин отказа.

Из вышеуказанных положений следует, что максимальный срок согласования заявки перевозчиком не должен превышать 2 дней, владельцем инфраструктуры – 10 дней, общий срок согласования заявки не должен превышать 12 дней.

Вместе с тем, заявки ООО «Белвуд» от 29.12.2017 № 0029201931, от 09.01.2018 № 0029216873, от 02.11.2017 № 0028984677, от 09.01.2018 № 0029216879, от 05.12.2017 № 0029105693 согласованы с нарушением сроков, установленных статьей 11 Устава железнодорожного транспорта. При этом, заявки от 29.12.2017                   № 0029201931, от 09.01.2018 № 0029216879 согласованы после начала заявленных ООО «Белвуд» сроков погрузки.

Отказы в согласовании вышеуказанных заявок, в том числе, по причине отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки, ОАО «РЖД» в ООО «Белвуд» в установленные сроки также не направлялись.

Нарушение ОАО «РЖД» сроков согласования заявок ООО «Белвуд» на перевозку грузов привели/могли привести к ущемлению интересов ООО «Белвуд» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствуют планированию заявителем сроков и объемов отгрузки, осуществлению производственных процессов. В частности, у ООО «Белвуд» отсутствует возможность заказа вагонов для перевозки грузов на определенную дату, поскольку в отсутствие согласованной заявки грузоотправитель не располагает информацией о дате и объемах погрузки.

Перед окончанием рассмотрения дела комиссией Амурского УФАС России в соответствии со статьей 48.1 Закона «О защите конкуренции» подготовлено и направлено в адрес заявителя и ответчика заключение об обстоятельствах дела.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представителем ответчика представлены письменные пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Заявителем дополнительные письменные пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, не предоставлялись.

Комиссией Амурского УФАС России отклоняются доводы ответчика, заявленные им в ходе рассмотрения дела, а также представленные на заключение об обстоятельствах дела, по следующим основаниям.

Комиссией отклонен довод ответчика о том, что все заявленные отправителем вагоны были погружены в сроки, предусмотренные заявками грузоотправителя.

Так, заявка ООО «Белвуд» от 09.01.2018 № 0029216879, предусматривающая начало погрузки с 26.01.2018, согласована ОАО «РЖД» 28.01.2018.

Заявка ООО «Белвуд» от 29.12.2017 № 0029201931, предусматривающая начало погрузки с 16.01.2018, согласована ОАО «РЖД» 23.01.2018.

Комиссией также отклоняется довод ответчика об отсутствии доказательств ущемления интересов ООО «Белвуд» действиями ОАО «РЖД».

Для отправки грузов ООО «Белвуд» необходимо произвести мероприятия по заготовке и доставке грузов к месту их погрузки на ж/д транспорт, произвести заказ порожних вагонов под погрузку на определенную дату. Кроме того, у ООО «Белвуд» имеются договорные обязательства по договорам поставки грузов.

Не получая в установленный срок согласованную заявку на перевозку грузов или отказ в перевозке груза (полностью или в части), ООО «Белвуд» в значительной степени лишается возможности планирования собственной деятельности, поскольку не располагает информацией о том, будет ли принят груз к перевозке и в каких объемах.

При указанных обстоятельствах нарушение ОАО «РЖД» установленных действующим законодательством сроков согласования заявок, в том числе, согласование заявок за пределами сроков начала погрузки, не может не ущемлять интересов ООО «Белвуд» в сфере предпринимательской деятельности.

Заявителем в материалы дела представлены акты о простое вагонов на                  ст. Белогорск-2, составленные ОАО «РЖД» в отношении ООО «Белвуд» в период с 14.12.2017 по 19.02.2018, накопительные ведомости (счета) об оплате за нахождение порожних и груженных вагонов на путях общего пользования, что свидетельствует о наличии у ООО «Белвуд» дополнительных расходов, связанных с простоем вагонов.

Кроме того, как следует из содержания части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» злоупотреблением доминирующим положением признаются не только действия (бездействие), которые привели к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, но также действия (бездействие), которые могли привести к таким последствиям.

Комиссией отклонен довод ответчика о том, что нарушение сроков согласования заявок ООО «Белвуд» произошло по независящим от ОАО «РЖД» причинам в связи с необходимостью согласования заявок с железной дорогой Китайской Народной Республики (КЖД).

В соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки, в необходимых случаях согласовывает их с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, операторами морских терминалов, железными дорогами иностранных государств и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты, и возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования.

Таким образом, в установленный 10-дневный срок владелец инфраструктуры также должен согласовать заявку с железными дорогами иностранных государств.

Ссылка ответчика на Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 (СМГС), Протокол совещания представителей железных дорог и внешнеторговых организаций Социалистической Республики Вьетнам, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики, Монголии и Российской Федерации от 03.03.2017 является необоснованной, поскольку указанные документы не регулируют отношения между ОАО «РЖД» и грузоотправителями на территории Российской Федерации.

Согласно статье 7 СМГС преддоговорное согласование перевозок между отправителем и договорным перевозчиком осуществляется в соответствии с национальным законодательством.

Кроме того, положения вышеуказанных документов и положения Устава железнодорожного транспорта не противоречат друг другу.

Протоколом совещания представителей железных дорог и внешнеторговых организаций от 03.03.2017 определено, что объемы перевозок грузов ежемесячно не позднее чем за 10 суток до планируемого месяца должны согласовываться с железной дорогой, участвующей в перевозке. Грузы, изначально не входившие в план по перевозке, могут быть приняты к перевозке после их согласования с железной дорогой, участвующей в перевозке. Ответы принимающей железной дороги направляются в течение трех суток с даты получения запроса.

Указанные положения согласуются со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта, устанавливающей для владельца инфраструктуры 10-дневный срок согласования заявок на перевозку грузов.

Из представленных ОАО «РЖД» сведений следует, что задержка в согласовании заявок ООО «Белвуд» связана не с действиями КЖД, а с тем, что ОАО «РЖД» направлялись запросы в КЖД на согласование перевозок грузов с нарушением установленных сроков.

Как следует из содержания Протокола совещания представителей железных дорог и внешнеторговых организаций от 03.03.2017, срок его действия ограничивается 2017 годом.

Таким образом, положения указанного Протокола не могут применяться к заявкам, рассматриваемым ОАО «РЖД» в 2018 году.

Доводы ответчика о том, что Амурским УФАС России не исследована возможность перевозки лесных грузов до ст. Гродеково иными видами транспорта не имеет правового значения для квалификации действий ОАО «РЖД» в качестве нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение в силу прямого указания закона (часть 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»).

Комиссией отклоняется довод ответчика о том, что спор между ООО «Белвуд» и ОАО «РЖД» носит исключительно гражданско-правовой характер и об отсутствии у антимонопольного органа полномочий по его разрешению.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласно части 1 статьи 2 Закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон «О защите конкуренции»), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Закон «О защите конкуренции» формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона).

Учитывая это, арбитражные суды должны иметь в виду: требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Это означает, в частности, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых.

В своих отношениях с ООО «Белвуд» по поводу перевозки грузов железнодорожным транспортом ОАО «РЖД» нарушены специальные ограничения (запреты), предъявляемые статьей 10 Закона «О защите конкуренции» к лицам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, что является нарушением антимонопольного законодательства.

Таким образом, Амурское УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона «О защите конкуренции», вправе возбудить в отношении ОАО «РЖД» дело о нарушении антимонопольного законодательства и принять меры по его пресечению.

В соответствии с пунктом 1.1 Разъяснения Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», утвержденного протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11, при определении обстоятельств осуществления доминирующим хозяйствующим субъектом своего субъективного права должны приниматься во внимание требования специального закона, предоставляющего соответствующее право и определяющего порядок его реализации. Так, не может быть признана злоупотреблением доминирующим положением реализация хозяйствующим субъектом права тем способом и в той форме, которые прямо предписаны специальным законодательством.

Как установлено комиссией Амурского УФАС России в рамках настоящего дела, ОАО «РЖД» при рассмотрении заявок ООО «Белвуд» нарушены нормы специального закона – Устава железнодорожного транспорта, в связи с этим отклоняется довод ответчика о том, что реализация предоставленного ему права произведена тем способом и в той форме, которые прямо предписаны специальным законодательством.

В ходе рассмотрения дела установлена и подтверждена соответствующими материалами совокупность признаков, характеризующих действия (бездействие) ОАО «РЖД» как злоупотребление доминирующим положением, а именно: наличие у ОАО «РЖД» доминирующего положения на товарном рынке; совершение действий (бездействие), противоречащих нормам специального законодательства (Устава железнодорожного транспорта); наступление или возможность наступления негативных последствий в виде ущемления интересов ООО «Белвуд» в сфере предпринимательской деятельности; наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением ОАО «РЖД», совершенным действием (бездействием) и негативными последствиями.

Таким образом, действия (бездействие) ОАО «РЖД», выразившиеся в нарушении сроков согласования заявок ООО «Белвуд» на перевозку грузов железнодорожным транспортом, нарушают часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В связи с тем, что на дату вынесения настоящего решения нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), выразившиеся в нарушении сроков согласования заявок ООО «Белвуд» на перевозку грузов железнодорожным транспортом, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Центру фирменного транспортного обслуживания – филиалу ОАО «Российские железные дороги» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 14.09.2018.

3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии                                                                                   <…>

 

Члены комиссии:                                                                                              <...>

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны