Решение №А-10/26 2016 РЕШЕНИЕ № А-10/26 2016 от 24 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                         г. Благовещенск

 

Резолютивная часть решения  оглашена «05» октября 2016 года

В полном объеме решение изготовлено  «19» октября 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, <…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело № А-10/26 2016 по признакам нарушения ООО «Теплосеть» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в прекращении горячего водоснабжения на территории г. Свободного на срок, превышающих максимально допустимую продолжительность перерыва горячего водоснабжения, в присутствии заявителя <…>, представителей ответчика <…>, <…>, <…>, <…>, представителя заинтересованного лица <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России поступило заявление депутата Свободненского городского Совета народных депутатов <…> на действия ООО «Теплосеть», выразившиеся, по мнению заявителя, в злоупотреблении доминирующим положением на рынке теплоснабжения, горячего водоснабжения    г. Свободного.

Приказом Амурского УФАС России от 19.07.2016 № 123 в отношении ООО «Теплосеть» возбуждено дело № А–10/26 2016 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 19.07.2016 рассмотрение дела назначено на 04.08.2016 в 10 часов 00 минут. Определением от 04.08.2016 рассмотрение дела отложено на 07.09.2016 в 10-00 часов. Определением от 07.09.2016 рассмотрение дела отложено на 28.09.2016 в 09 часов 30 минут. В заседании комиссии 28.09.2016 объявлялся перерыв до 14-00 часов 05.10.2016.

В ходе рассмотрения дела заявитель поддержала доводы, изложенные в письменной позиции по делу, пояснила, что проблема с горячим водоснабжением в г. Свободном имеется в течение нескольких лет. С 2013 года в г. Свободном в летний период отсутствует горячее водоснабжение. Отключение горячего водоснабжения происходит на срок, превышающий максимально допустимую продолжительность. ООО «Теплосеть» объясняет отсутствие воды финансовыми затруднениями, рекомендует жителям приобретать водонагреватели. Кроме того, ООО «Теплосеть» заключает договоры теплоснабжения с различными потребителями на неравных условиях, не применяется льготный тариф на тепловую энергию. В качестве требования просила обязать ООО «Теплосеть» обеспечить надлежащее горячее водоснабжение.

Представители ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признали по доводам, изложенным в письменной позиции по делу, пояснили следующее.

Имущество, используемое ООО «Теплосеть» для оказания услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требует постоянного ремонта, в том числе, внепланового. Требованиями СанПиН предусмотрен максимальный срок перерыва горячего водоснабжения 14 дней в случае проведения планового профилактического ремонта, между тем ООО «Теплосеть» проводит капитальный ремонт. Планы вывода объектов теплоснабжения в ремонт согласованы с администрацией г. Свободного заблаговременно, потребители извещены. В летний период 2016 года график ремонта не соблюдался в связи с продолжающимся ремонтом только по трем котельным: РК-2, котельная «Дом ветеранов», котельная квартала 372.

Представитель администрации г. Свободного пояснила следующее.

В связи с дефицитом бюджета администрация г. Свободного не имеет возможности производить капитальный ремонт котельных и тепловых сетей. Данное оборудование имеет большой износ, отсутствие ремонта может привести к чрезвычайной ситуации в отопительный период.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссией установлено следующее.

ООО «Теплосеть» оказываются услуги по теплоснабжению, горячему водоснабжению на территории г. Свободного.

Потребителями ООО «Теплосеть», в том числе, являются жители многоквартирных жилых домов.

Согласно представленным в материалы дела сведениям, ООО «Теплосеть» осуществляет теплоснабжение, горячее водоснабжение в отношении 538 жилых домов на территории г. Свободного.

Теплоснабжение, горячее водоснабжение потребителей г. Свободного осуществляется ООО «Теплосеть» путем производства тепловой энергии и передачи ее до точек поставки с использованием объектов теплоснабжения, принадлежащим обществу на основании договора аренды, заключенного с управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного.

Письмом от 03.03.2015 ООО «Теплосеть» в связи с проведением летних планово-профилактических работ по ремонту оборудования котельных установок и инженерных сетей согласовало с администрацией г. Свободного, иными заинтересованными лицами график вывода в ремонт тепловых энергоустановок с прекращением подачи горячей воды потребителям.

Указанным графиком предусмотрены следующие сроки ремонта:

- КУ 418 кв. (РЭБ) – с окончания отопительного сезона по 01.09.2015;

- РК-2 501Акв. – с окончания отопительного сезона по 03.09.2015;

- КУ 242кв. (СГБ) – с 01.06.2015 по 01.09.2015;

- РК-1 59кв. – с окончания отопительного сезона по 01.09.2015;

- КУ 372кв. (Репина) – с окончания отопительного сезона по 03.09.2015;

- КУ 302кв. (Верхняя) – с окончания отопительного сезона по 03.09.2015;

- КУ 369кв. (Баня № 7) – с 18.05.2015 по 23.06.2015;

- КУ № 2 в 82 кв. (дом Ветеранов) – с 03.08.2015 по 01.09.2015;

- КУ № 3 в 612 кв. (Днепровского) – с окончания отопительного сезона по 01.09.2015;

- КУ № 6 в 371 кв. (Казначейство) – с окончания отопительного сезона по 01.09.2015;

- КУ № 16 в 451 кв. (ВРЗ) – с окончания отопительного сезона по 01.09.2015;

- КУ № 23 в 658 кв. (Д/сад № 86) – с 15.06.2015 по 08.07.2015;

- КУ № 30 в 243кв. (псих. больница) – с 13.07.2015 по 14.08.2015.

18.03.2015 ООО «Теплосеть» разместила в газете «Зейские огни» извещение о прекращении горячего водоснабжения в связи с проведением летних планово-профилактических работ по ремонту оборудования котельных установок и инженерных сетей по вышеуказанному графику.

Кроме того, ООО «Теплосеть» разработан и согласован с администрацией              г. Свободного сводный план текущих ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей для подготовки к отопительному сезону 2015-2016 гг., которым установлены сроки проведения ремонта с мая по сентябрь 2015 года.

Согласно представленному ООО «Теплосеть» графику фактической работы котельных на горячую воду в 2015 году, горячее водоснабжение отсутствовало:

- РК-1 – с 12.05.2015 по 27.08.2015;

- РК-2 – с 12.05.2015 по 25.08.2015;

- КУ 369 квартал – с 19.05.2015 по 27.06.2015;

- КУ 372 квартал – с 12.05.2015 по 17.09.2015;

- КУ 302 квартал – с 12.05.2015 по 16.09.2016;

- КУ 418 квартала – с 12.05.2015 по 31.08.2015;

- КУ 242 квартала – с 31.05.2015 по 29.06.2015;

- КУ № 2 (дом ветеранов) – с 03.08.2015 по 31.08.2015;

- КУ № 3 – с 12.05.2015 по 16.09.2015;

- КУ № 6 – с 12.05.2015 по 16.09.2015;

- КУ № 16 квартал 451 – с 12.05.2015 по 31.08.2015;

- КУ № 23 – с 12.06.2015 по 08.07.2015;

- КУ № 30 в 243 квартале – с 13.07.2015 по 12.08.2015.

Для подготовки к отопительному сезону 2016-2017 ООО «Теплосеть» утвержден и согласован с администрацией г. Свободного план текущих ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей, предусматривающий сроки ремонта с мая по сентябрь 2016.

Согласно представленному ООО «Теплосеть» графику фактической работы котельных на горячую воду в 2016 году, горячее водоснабжение отсутствовало:

- РК-1 – с 12.05.2016 по 16.06.2016;

- РК-2 – с 17.06.2016 по 29.08.2016;

- КУ 369 квартал – с 01.06.2016 по 30.06.2016;

- КУ 372 квартал – с 12.05.2016 по 14.06.2016, с 05.07.2016 по 02.09.2016;

- КУ 302 квартал – с 12.05.2016 по 01.09.2016;

- КУ 418 квартала – с 02.07.2016 по 02.09.2016;

- КУ 242 квартала – с 01.06.2016 по 07.07.2016;

- КУ № 2 (дом ветеранов) – с 26.06.2016;

- КУ № 3 – с 12.05.2016 по 15.06.2016, с 05.07.2016 по 02.09.2016;

- КУ № 6 – с 17.06.2016 по 02.09.2016;

- КУ № 16 квартал 451 – с 12.05.2016 по 15.06.2016, с 05.07.2016 по 01.09.2016;

- КУ № 23 – с 18.06.2016 по 30.06.2016;

- КУ № 30 в 243 квартале – с 01.07.2016 по 31.07.2016.

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).

В силу положений части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ООО «Теплосеть» занимает доминирующее положение на рынке горячего водоснабжения, передачи тепловой энергии г. Свободного.

В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Исчерпывающий перечень оснований ограничения и приостановления коммунальных услуг определены пунктами 115, 117 Правил № 354.

Согласно пункту 121 Правил № 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.

Подпунктом «б» пункта 117 Правил № 354 предусмотрено право исполнителя приостановить или ограничить предоставление коммунальной услуги  в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Требования к качеству коммунальных услуг определены приложением № 1 к Правилам № 354.

Согласно указанным требованиям горячее водоснабжение должно осуществляться бесперебойно и круглосуточно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет:

- 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд;

- продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Из совокупности норм подпункта «б» пункта 117, приложения № 1 Правил № 354 следует, что прекращение оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения в связи с производством плановых профилактических ремонтов возможно на срок, не превышающий 14 дней.

Таким образом, отключение горячего водоснабжения в межотопительный период 2015 (май-сентябрь), 2016 (май-сентябрь) годов произведено ООО «Теплосеть» на срок, превышающих максимально допустимую продолжительность перерыва горячего водоснабжения.

Факт прекращения ООО «Теплосеть» горячего водоснабжения в межотопительный период 2015, 2016 годов на срок, превышающих максимально допустимую продолжительность перерыва горячего водоснабжения, подтверждается утвержденными планами текущих ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей для подготовки к отопительному сезону 2015-2016 гг., к отопительному сезону 2016-2017 гг., объявлениями о прекращении горячего водоснабжения, размещенными ООО «Теплосеть» в газете «Зейские огни», а также представленными ООО «Теплосеть» графиками фактической работы котельных на горячую воду в 2015, 2016 годах.

Комиссией отклоняется довод ответчика о том, что прекращение горячего водоснабжения на срок, превышающий 14 дней, согласован органом местного самоуправления, поскольку действующим законодательством не предусмотрено право органа местного самоуправления устанавливать срок перерыва горячего водоснабжения, превышающий сроки, определенные Правилами № 354.

С учетом особенностей системы горячего водоснабжения г. Свободного, функционирование которой сопряжено с системой отопления, ООО «Теплосеть» при проведении плановых ремонтных работ следовало руководствоваться нормами права, устанавливающими более короткие сроки перерыва в оказании коммунальных услуг, то есть нормами в сфере горячего водоснабжения.

Представленные ответчиком в материалы дела документы не свидетельствуют о невозможности соблюдения установленного срока прекращения горячего водоснабжения для проведения плановых ремонтов.

Комиссией отклоняется довод ответчика о том, что прекращение горячего водоснабжения на срок свыше 14 дней правомерно осуществлялось ООО «Теплосеть» в связи с производством капитального ремонта.

Правилами № 354 не предусмотрены такие основания для прекращения горячего водоснабжения на срок свыше 14 дней, как проведение капитального ремонта объектов водоснабжения.

Кроме того, из материалов дела следует, что основанием для прекращения ООО «Теплосеть» горячего водоснабжения являлось проведение именно планово-профилактических ремонтов, о чем свидетельствуют сводные планы текущих ремонтов для подготовки к отопительным сезонам 2015-2016 гг., 2016-2017 гг., письмо ООО «Теплосеть» от 03.03.2015 о согласовании сроков проведения летних планово-профилактических ремонтов.

Действия ООО «Теплосеть» по прекращению горячего водоснабжения на территории г. Свободного в межотопительный период 2015-2016 гг., 2016-2017 гг. на срок, превышающих максимально допустимую продолжительность перерыва горячего водоснабжения, нарушают права неопределенного круга потребителей коммунальной услуги горячего водоснабжения на территории г. Свободного.

Таким образом, комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «Теплосеть», выразившиеся в прекращении горячего водоснабжения на территории г. Свободного в межотопительный период 2015-2016 гг., 2016-2017 гг. на срок, превышающий максимально допустимую продолжительность перерыва горячего водоснабжения, являются нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции.

 

Оценив доводы заявителя о необоснованных действиях ООО «Теплосеть», выразившихся в установление неодинаковых условий договоров теплоснабжения в отношении ООО «УК Жилсервис» и ТСЖ «Кручинина 24»; установлении высокого процента платы ООО «Теплосеть» по заключенному с ООО «Единый расчетно-кассовый центр» агентскому договору; неисполнении ООО «Теплосеть» обязательств перед ТСЖ «Кручинина 24» по выставлению квитанций за потребленную тепловую энергию, комиссия приходит к следующим выводам.

В силу требований части 7 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договор теплоснабжения для ООО «Теплосеть» является публичным.

В соответствии с частью 2 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Как следует из материалов дела, заявитель полагает неравными условия договора теплоснабжения, заключенного ООО «Теплосеть» с ООО «Жилсервис УК» и проекта договора теплоснабжения, направленного ТСЖ «Кручинина 24».

Вместе с тем, как следует из анализа договора на продажу коммунального ресурса по отоплению и горячему водоснабжению от 01.01.2013 № 973, заключенного ООО «Теплосеть» с ООО «Жилсервис УК», предметом указанного договора, помимо услуг по поставке тепловой энергии, является оказание агентских услуг по сбору с потребителей платы за тепловую энергию.

В соответствии с частью 3 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Таким образом, ООО «Теплосеть» и ООО «Жилсервис УК» вправе заключить договор, содержащий элементы договора теплоснабжения и агентского договора.

Из анализа проекта договора теплоснабжения, направленного в адрес ТСЖ «Кручинина 24» и договора от 01.01.2013 № 973, заключенного ООО «Теплосеть» с ООО «Жилсервис УК» в части теплоснабжения, не усматривается наличия неравных условий.

Как следует из материалов дела, ООО «Теплосеть» в отношении ТСЖ «Кручинина 24» применялся тариф на тепловую энергию (на отопление) в размере 2 512,30 рублей/Гкал с НДС (акт об оказании услуг от 26.01.2016 № 395 и др.).

Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 04.12.2015 № 192-пр/т установлены тарифы в сфере теплоснабжения на 2016-2018 гг., в том числе тариф на тепловую энергию ООО «Теплосеть» в размере 2512,30 руб./Гкал (с 01.01.2016 по 30.06.2016).

Кроме того, приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2015 № 213-пр/т установлены льготные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями, на 2016 год, в частности, для ООО «Теплосеть» установлен тариф (с НДС):

- с 01.01.2016: 2389,42 руб./Гкал, а для многоквартирных домов, оборудованных холодным водоснабжением, горячим водоснабжением, ванной или душем, водоотведением (закрытая система горячего водоснабжения) – 2223,93 руб./Гкал;

- с 01.07.2016: 2491,44 руб./Гкал, а для многоквартирных домов, оборудованных холодным водоснабжением, горячим водоснабжением, ванной или душем, водоотведением (закрытая система горячего водоснабжения) – 2343,44 руб./Гкал.

Льготный тариф, установленный приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2015 № 213-пр/т, ООО «Теплосеть» в отношении ТСЖ «Кручинина 24» не применялся.

Вместе с тем, законность вышеуказанных действий ООО «Теплосеть» была предметом рассмотрения Арбитражного суда Амурской области по делу А04-2415/2016.

Как следует из решения Арбитражного суда Амурской области от 13.04.2016 по делу А04-2415/2016, не применение ООО «Теплосеть» в отношении ТСЖ «Кручинина 24» льготного тарифа на тепловую энергию является правомерным.

Согласно материалам дела, 01.11.2011 между ООО «Теплосеть» и ООО «Единый расчетно-кассовый центр» заключен субагентский договор на организацию работы с потребителями коммунальных услуг.

Пунктом 3.3 указанного договора установлен размер вознаграждения субагента:

- за период с 01.11.2011 по 30.11.2011 – 5,3% от суммы фактически собранных денежных средств;

- с 01.12.2011 – 5,0% от суммы фактически собранных денежных средств.

Согласно частям 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Действующим законодательством не регламентирован размер платы по агентскому договору, такая плата определяется сторонами самостоятельно.

Таким образом, в действиях ООО «Теплосеть» и ООО «Единый расчетно-кассовый центр» по установлению размера платы по агентскому договору отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Материалами дела подтверждается, что бездействие ООО «Теплосеть» по выставлению ТСЖ «Кручинина 24» квитанций за потребленную тепловую энергию было обусловлено отсутствием подписанного обеими сторонами договора теплоснабжения.

При этом, услуги теплоснабжения фактически оказывались ООО «Теплосеть» надлежащим образом.

Исходя из вышеизложенного, комиссией Амурского УФАС России отклоняются вышеперечисленные доводы заявителя.

 

Поскольку в материалы дела не представлены сведения, подтверждающие возобновление ООО «Теплосеть» горячего водоснабжения по всем источникам теплоснабжения, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

  Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Теплосеть», выразившиеся в прекращении горячего водоснабжения на территории г. Свободного в межотопительный период 2015-2016 гг., 2016-2017 гг. на срок, превышающий максимально допустимую продолжительность перерыва горячего водоснабжения, нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Теплосеть» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

 

 

Председатель комиссии                                                                                              <…>

 

Члены комиссии                                                                             

                                                                                                                        <…>

 

                                                                                                                        <…>

 

                                                                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны