Решение б/н Решение по делу № А-10/47 2013 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                         г. Благовещенск

 

Резолютивная часть решения  оглашена «06» августа 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено  «19» августа 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

<…> – заместителя руководителя управления;

Членов комиссии:

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

рассмотрев дело № А-10/47 2013 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Амурские коммунальные системы», находящимся по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 296, пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в невыполнении технических условий № 101-105-1530 по договору технологического присоединения от 26.03.2012 г. № 06-1559,

 

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление <…> на действия ОАО «Амурские коммунальные системы» (далее – ОАО «АКС», ответчик, сетевая организация), выразившиеся, по мнению заявителя, в невыполнении обязательств по договору технологического присоединения к электрическим сетям.

По результатам проведенной проверки приказом Амурского УФАС России от 11.07.2013 года № 228 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–10/47 2013 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 12.07.2013 г. рассмотрение дела назначено на 06.08.2013 г. в 10 часов 00 минут.

06.08.2013 года на заседание Комиссии явились: заявитель <…> (паспорт <...> представитель ответчика <…> (паспорт <...> доверенность от 02.11.2012 г.№ 44).

При рассмотрении поступивших материалов, документов и сведений, представленных в дело, Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

Между ОАО «АКС» и <…> заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям от 26.03.2012 г. № 06-1559 (далее – договор) в отношении энергопринимающих устройств по адресу: г. Благовещенск, <…>, заявителю выданы технические условия № 101-105-1530.

В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.

Согласно пункту 6 договора сетевая организация обязуется:

-  надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на нее мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

- в течение 5 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств;

- не позднее 10 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), с соблюдением срока, установленного пунктом 5 договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.

В соответствии с пунктом 8 договора заявитель в том числе обязуется:

- надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на него мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства;

- после выполнения мероприятий по технологическому присоединению уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий;

- принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией;

- надлежащим образом исполнить указанные в разделе III настоящего договора обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение.

Согласно пунктам 10, 11 договора внесение платы за технологическое присоединение в размере 550,0 рублей вносится заявителем в течение 30 дней со дня подписания договора наличными денежными средствами в кассу сетевой организации.

Указанные положения договора соответствуют Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила).

В соответствии с п. 10 технических условий № 101-105-1530, являющихся приложением к договору, сетевая организация осуществляет:

- проект электроснабжения;

- строительство ТП-10/0,4 Кв;

- строительство ВЛИ-10 Кв от РУ-10Кв ТП-017А до проектируемой ТП-10/0,4 Кв;

- строительство КЛ-10 Кв от РУ-10 Кв ТП-017а до ближайшей опоры проектируемой ВЛИ-10Кв;

- строительство КЛ-10 Кв от РУ-10 Кв проектируемой ТП-10/0,4 Кв до ближайшей опоры проектируемой ВЛИ-10Кв;

- строительство ВЛИ-0,4 Кв от РУ-0,4 Кв проектируемой ТП-10/0,4 кВ;

- строительство КЛ-0,4 Кв от РУ-0,4 Кв проектируемой ТП-10/0,4 Кв до ближайшей опоры проектируемой ВЛИ-0,4 кВ;

- установить устройство, обеспечивающее контроль величины максимальной мощности;

- после окончания монтажа электроустановок произвести необходимые испытания и измерения.

В соответствии с пунктом 11 технических условий заявитель осуществляет:

- ввод от ближайшей опоры проектируемой ВЛИ-0,4 Кв проводом СИП расчетного сечения;

- на вводе установить автоматический выключатель в соответствии с заявленной нагрузкой;

- установить прибор учета электрической энергии;

- обеспечить меры защиты от поражения электрическим током;

- после окончания монтажа электроустановок произвести необходимые испытания и измерения.

Во исполнение своих обязательств по договору <…> произведена оплата стоимости технологического присоединения в размере 550,0 рублей, установлен прибор учета электрической энергии, произведены измерения сопротивления заземляющего устройства и изоляции силовых сетей.

12.04.2013 года заявителем в адрес сетевой организации направлено уведомление о выполнении технических условий по присоединению к электрическим сетям.

На момент обращения заявителя в антимонопольный орган мероприятия по технологическому присоединению сетевой организацией не выполнены.

В письменной позиции по делу, а также в ходе заседания Комиссии заявитель пояснил следующее.

26.03.2012 г. заявителем с ОАО «АКС» заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств по адресу: г. Благовещенск, <…>. Во исполнение своих обязательств по договору заявителем произведена оплата услуг по технологическому присоединению в размере 550 рублей, установлен прибор учета электроэнергии, произведены необходимые измерения.

12 апреля 2013 года заявитель уведомил сетевую организацию о выполнении технических условий. Ответа от сетевой организации не последовало.

23.05.2013 г. заявитель повторно обратился в сетевую организацию. Письмом от 29.05.2013 г. ОАО «АКС» сообщило о том, что в районе земельного участка заявителя не разграничены красные линии, не нарезаны дороги, в связи с чем строительство сетей не осуществляется, работы будут произведены после получения из администрации г. Благовещенска схемы расположения земельных участков.

На дату заседания Комиссии технологическое присоединение ОАО «АКС» произведено. Претензий к сетевой организации в настоящее время не имеется.

Ответчик факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по следующим основаниям.

В связи с тем, что заявитель не направил в установленный срок в адрес ОАО «АКС» уведомление о выполнении технических условий, сетевой организацией приостановлено исполнение договора, так как имелись основания полагать, что заявитель не заинтересован в исполнении договора.

Уведомление о выполнении технических условий поступило от заявителя в период действия запрета на производство земляных работ, в связи с чем произошло увеличение сроков выполнения технических условий.

В действиях ОАО «АКС» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, так как указанные действия не ограничивали конкуренцию, затронули интересы только одного физического лица, производство услуги не прекращалось, а не может быть исполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Само по себе нарушение сроков технологического присоединения при добросовестном поведении сетевой организации не может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства. В настоящее время сетевой организацией произведено технологическое присоединение объекта заявителя к электрическим сетям. В качестве доказательства представлен акт об осуществлении технологического присоединения от 02.08.2013 г. № 101-18-5386.

Изучив представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 5 указанной статьи, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно уставу ОАО «АКС», к основным видам деятельности организации относится передача и распределение электрической энергии, а также деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, производство электромонтажных работ.

Приказом Амурского УФАС России от 23.05.2010 № 89 ОАО «АКС» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с долей на рынке по оказанию услуг по распределению электроэнергии в географических границах рынка – г. Благовещенск более 65 процентов.

Таким образом, ОАО «АКС» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по распределению электрической энергии в границах г. Благовещенска.

В соответствии с пунктом 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 16 Правил, пункту 5 договора, срок технологического присоединения составляет 6 месяцев со дня заключения договора.

Таким образом, сетевая организация обязана осуществить возложенные на нее мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя к электрическим сетям до 26.09.2012 г.

Документов и сведений, подтверждающих осуществление ОАО «АКС» мероприятий, предусмотренных техническими условиями либо принятие мер по их выполнению, как до наступления срока исполнения обязательств, так и после его истечения, в Амурское УФАС России не представлено.

Комиссией отклоняется довод ответчика о том, что отсутствие уведомления заявителя о выполнении им мероприятий по технологическому присоединению является основанием для прекращения сетевой организацией исполнения обязательств по договору, поскольку в соответствии с Правилами начало исполнения сетевой организацией обязательств по договору не обусловлено получением от заявителя такого уведомления.

Не принимается Комиссией довод ответчика об отсутствии возможности для выполнения технических условий в связи с запретом на проведение земляных работ в зимний период, поскольку с даты заключения договора (26.03.2012 г.) у сетевой организации имелось достаточно времени для выполнения необходимых работ.

В Амурское УФАС России не представлено документов и сведений, подтверждающих наличие препятствий для выполнения сетевой организацией технических условий.

Также отклоняется Комиссией довод  ответчика об отсутствии в его действиях признаков нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку указанной нормой запрещаются не только действия, ограничивающие конкуренцию, но также действия, ущемляющие права иных лиц. В рассматриваемом случае действиями ОАО «АКС» ущемлены права заявителя.

Прекращение в одностороннем порядке сетевой организацией исполнения обязательств по договору технологического присоединения в отсутствие предусмотренных законом оснований, а также в отсутствие иных причин, объективно препятствующих исполнению обязательств, не может быть расценено как добросовестное поведение в рамках осуществления гражданских прав.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО «АКС», выразившиеся в невыполнении технических условий № 101-105-1530 по договору технологического присоединения от 26.03.2012 г. № 06-1559, заключенному с <…>, являются нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В связи с добровольным устранением ОАО «АКС» нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям, рассмотрение дела подлежит прекращению.

 

  Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Амурские коммунальные системы», выразившиеся в невыполнении технических условий № 101-105-1530 по договору технологического присоединения от 26.03.2012 г. № 06-1559, заключенному с <…>, нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Прекратить в отношении ОАО «Амурские коммунальные системы» рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны