Решение №АД/274/23 об установлении факта нарушения АМЗ от 18 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «14» апреля 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «14» апреля 2023 года

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>, <…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело № 028/01/10-49/2023 по признакам нарушения ООО «Альтернатива» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в заключении с заявителем договора от 07.10.2022 В/Т № 5/2022 на услуги холодного водоснабжения с теплоспутником с размером платы за услуги в соответствии с тарифом, утверждаемым управлением государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области (далее - УГРЦиТ), но не учитывающим расходы ООО «Альтернатива» на тепловое сопровождение холодного водоснабжения с установлением обязанности и предъявлением заявителю требований к оплате за тепловые потери теплоспутника, а фактически по оплате за услуги теплоснабжения, не входящие в предмет договора от 07.10.2022 В/Т № 5/2022 и в отсутствие условия об оплате таких услуг в части определения порядка оплаты и размера платы, в отсутствие доказательств несения тепловых потерь в сетях при оказании услуг по договору от 07.10.2022 В/Т № 5/2022, в присутствии от ответчика – <…>, директора ООО «Альтернатива», в отсутствие представителя заявителя, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России из Тындинской городской прокуратуры поступило заявление ИП <…> на действия ООО «Альтернатива» по ограничению теплового сопровождения при предоставлении услуги холодного водоснабжения, навязывании необоснованной платы за услуги водоснабжения.

По результатам рассмотрения заявления приказом Амурского УФАС России от 23.01.2023 № 9 возбуждено дело № 028/01/10-49/2023 по признакам нарушения ООО «Альтернатива» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции, рассмотрение дела определением от 24.01.2023 назначено на 22.02.2023 в 15 часов 00 минут, определением от 22.02.2023 отложено на 23.03.2023 в 09 часов 00 минут. Определением от 23.03.2023 в связи с принятием Комиссией заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела отложено на 14.04.2023 в 13 часов 15 минут.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

ИП <…> осуществляет деятельность в хлебопекарне «Божий дар» в с. Первомайская Тындинского района Амурской области по ул. Полевая Партия 25. Помещения пекарни приобретены ИП <…> на основании договора купли-продажи от 28.09.2015, право собственности подтверждается свидетельством о регистрации от 11.04.2016 № 28-28/009-28/318/002/2016-933/2. Согласно техническому паспорту на здание по указанному адресу серии р 028 № 172547 в здании отсутствуют системы теплоснабжения.

Согласно доводам заявителя, исходя из производственной необходимости в отношении пекарни осуществляется холодное водоснабжение с сопровождением теплового носителя «Спутник».

Теплоснабжение указанного объекта осуществлялось на основании договора на пользование тепловой энергией от 01.09.2005 № 20, заключенного между ООО «Север» и заявителем.

ООО «Регион» письмом от 17.11.2010 № 37 уведомило ИП <…> о необходимости заключения договора на теплоснабжение, на которой ИП <…> проставил отметку, согласно которой отказался от теплоснабжения с просьбой обеспечить тепловое сопровождение для оказания потребляемых предпринимателем услуг холодного водоснабжения. Согласно пояснениям заявителя от 17.03.2023 с 26.11.2010 мастер ООО «Регион» <…> отключил теплоснабжение хлебопекарни, оставляя только теплоспутник.

Холодное водоснабжение осуществлялось ранее ООО «Регион» и ООО «Регион-2» (договор на холодное водоснабжение от 24.07.2012, условие о тепловом сопровождении отсутствует), а впоследствии ООО «Альтернатива».

24.07.2012 комиссией в составе мастера ООО «Регион-2» <…>, сантехника <…> и ИП <…> составлен акт об установке водосчетчика № 1012007352005 в вышеуказанной пекарне предпринимателя.

05.05.2017 между ООО «Альтернатива» и заявителем заключен договор на водоснабжение № В-4/17, согласно пунктам 1.2, 1.3, 1.4, 4.2 которого, поставщик обязуется обеспечить потребителя холодным водоснабжением, а потребитель обязуется оплатить поставщику услуги по водоснабжению ежемесячно, согласно ежемесячным актам (по показаниям приборов учета) по тарифам, утвержденным управлением государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области (далее - УГРЦиТ). Пунктом 2.1.2 договора предусмотрено, что поставщик обязан обеспечить надежную эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

В рамках исполнения договора его сторонами составлен акт сверки за период январь 2018 года – декабрь 2020 года, согласно которому у ИП <…> имеется задолженность по оплате услуги в размере 3 082,86 рубля, оплата которой произведена 18.03.2022, согласно выписке из операций по лицевому счету ООО «Альтернатива» № 40702810903000005094.

Письмом от 14.03.2022 № 7/22 ООО «Альтернатива» сообщило заявителю о расторжении с 01.04.2022 договора от 05.05.2017 № В-4/17 в связи с неоднократными нарушениями сроков оплаты за услуги водоснабжения пекарни, предложив с 01.04.2022 заключить новый договор с условиями установки прибора учета (водосчетчика) на врезке трубопровода в магистральную водопроводную сеть и оплаты технологических потерь при передаче тепловой энергии для ООО «Альтернатива» в водопроводе диаметром 20 мм и протяженность 33 м из расчета тепловых потерь для трубопровода 280 м – 69,35 Гкал/год (69,35 Гкал : 280 м х 33 метра = 8,173 Гкал/год), в размере 117 341,64 руб./год (8,173 Гкал x 14 357,23 руб./Гкал, где 14 357,23 руб. тариф, утвержденный УГРЦиТ).

Письмо содержит отметку ИП <…> о получении 16.06.2022 и несогласии с пунктами 3 и 4 экспертного заключения о затратах на компенсацию технологических потерь, так как расчет не соответствует потерям спутника потребителя.

18.03.2022 заявителем помимо 3 083 рубля по счету от 06.06.2019 № 53 произведена оплата задолженности в размере 3 287,44 рублей по счету от 11.03.2022 № 19 (задолженность по услуге водоснабжение за ноябрь 2020 года – март 2022 года), что подтверждается выпиской операций по счету № 40702810903000005094 ООО «Альтернатива» за 18.03.2022.

05.04.2022 комиссией в составе мастера ООО «Альтернатива» <…>, сантехника <…> и ИП <…> составлен акт об установке водосчетчика СГВ-15 БЕТАР № 48757891 в вышеуказанной пекарне предпринимателя на врезке центральной теплотрассы в водвод.

Письмом от 07.06.2022 № 25/22 ООО «Альтернатива» уведомило заявителя, что 25.05.2022 произведено отключение от системы теплоснабжения теплоспутника трубопровода холодного водоснабжения на хлебопекарню, в связи с отсутствием договорных отношений на компенсацию технологических потерь тепловой энергии через указанный теплопровод.

Уведомление содержит отметку о получении заявителем 16.06.2022.

Письмом от 05.07.2022 ИП <…> сообщил ООО «Альтернатива», что 18.03.2022 им оплачена задолженность перед ресурсоснабжающей организацией, однако в связи с расторжением ООО «Альтернатива» договора в одностороннем порядке, заявитель не может производить оплату за услуги водоснабжения. При этом 05.04.2022 по требованию ООО «Альтернатива» на врезке в магистральный трубопровод установлен водосчетчик, передаются показания прибора учета, однако счета на оплату услуг с учетом показаний не выставляются. В связи с этим заявитель просил восстановить договорные отношения по холодному водоснабжению, обязуясь производить оплату услуг.

Письмом от 04.08.2022 № 29/22 ООО «Альтернатива» сообщило заявителю, что для восстановления договорных отношений услуги холодного водоснабжения хлебопекарни «Божий дар» необходимо принять решение по компенсации затрат тепловой энергии через трубопровод теплоспутника, проложенного совместно с трубопроводом для холодного водоснабжения, предложив в качестве наиболее экономичного варианта установку теплосчетчика в точке врезки в магистральный трубопровод и оплату по тарифу на тепловую энергию по установленном УГРЦиТ для ООО «Альтернатива» тарифу.

07.10.2022 между ООО «Альтернатива» и ИП <…> заключен договор В/Т № 5/2022 на услуги холодного водоснабжения с теплоспутником, согласно пункту 1.2 которого поставщик обязуется обеспечить потребителя холодным водоснабжением. Потребитель, согласно пункту 1.3 договора, обязан оплатить поставщику услуги по водоснабжению согласно действующему тарифу по показанию прибора учета и технологические потери тепловой энергии в теплоспутнике водовода по нормативу, а после установления прибора учета на теплоспутник по показаниям теплосчетчика.

Пунктом 4.2 указанного договора предусмотрено, что расчеты за услуги водоснабжения производятся по тарифам, утвержденным УГРЦиТ в текущем и последующих годах.

Размер платы за технологические потери тепловой энергии в теплоспутнике водовода и порядок оплаты договором не определен.

К договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по балансовой принадлежности, согласно которому границей эксплуатационной ответственности являются трубопроводы водоснабжения и теплоспутника после вентилей, установленных на врезках в магистральные трубопроводы согласно приведенной в акте схеме.

Согласно пояснениям ООО «Альтернатива», данным письмом от 29.12.2022 № 50/22, прибор учета на границе эксплуатационной ответственности теплоспутника потребителем не установлен.

Письмом от 14.02.2023 ООО «Альтернатива» представлен расчет технологических потерь теплоспутника водовода от границы эксплуатационной ответственности до объекта пекарня «Божий дар», содержащий отметку ИП <…> от 31.01.2023 о несогласии с расчетом, как несоответствующим потерям теплоспутника.

06.10.2022 заявителем произведена оплата в размере 10 000 рублей согласно приходному кассовому ордеру № 186 за услуги теплоснабжения по договору от 07.10.2022 В/Т № 5/2022 по счету от 31.10.2022. 30.10.2022 заявителем произведена оплата в размере 3 696, 85 рублей согласно приходному кассовому ордеру № 225 за услуги теплоснабжения по договору от 07.10.2022 В/Т № 5/2022 по счету от 30.10.2022.

30.11.2022 ООО «Альтернатива» заявителю выставлен счет № 93 на оплату услуг теплоснабжения по договору от 07.10.2022 В/Т № 5/2022 в размере 11 571,02 рубль, оплаченный заявителем 27.12.2022 платежным поручением № 103.

Размер теплопотерь 0,23 определен ООО «Альтернатива» согласно таблице 5 – проверка расчетов технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям от котельных, эксплуатируемых ООО «Альтернатива» на 2015-2016 год (по тепловым сетям от котельной с. Первомайское по трубопроводу диаметром 15 м).

08.02.2023 ИП <…> подписан акт сверки взаимных расчетов с ООО» Альтернатива» по договору от 07.10.2022 В/Т № 5/2022 за период январь 2022 года – январь 2023 года, согласно которому задолженность отсутствует.

Согласно приказу УГРЦиТ от 03.12.2021 № 134-пр/в тарифы на питьевую воду в с. Первомайское для ООО «Альтернатива» установлены в размере 51,26 рублей/куб.м. на период с 01.07.2022 по 31.12.2022.

Как следует из пояснений УГРЦиТ, данных письмом от 30.12.2022 № 05-03-3275, приказом УГРЦиТ от 10.12.2021 № 162-пр/т для потребителей ООО «Альтернатива» утверждены тарифы на тепловую энергию на 2022-2023 годы, в том числе на первое полугодие 2022 года в размере 14 357,23 руб./Гкал (с НДС), на второе полугодие 2022 года в размере 15 742,90 руб./Гкал (с НДС). Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также объем технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, учтенный при расчете необходимой валовой выручки ООО «Альтернатива» на 2022, 2023 годы составили 2 698,98 Гкал/год и 1 610,08 м³ (в соответствии с приказом управления от 03.08.2018 № 66-пр/н). Затраты с учетом потерь тепловой энергии учитываются в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на производство и передачу тепловой энергии в составе статей затрат: «Сырье и материалы», «Топливо», «Электроэнергия», «Заработанная плата с отчислениями» и прочие расходы. В сфере холодного водоснабжения расходы на подогрев водопроводной сети для предохранения ее замерзания в климатических условиях могут учитываться при установлении соответствующих тарифов на основании представленных ресурсоснабжающей организацией расчетов и экономического обоснования вышеуказанных затрат. ООО «Альтернатива» подобные расходы не заявлялись, УГРЦиТ, соответственно, при установлении тарифа не учитывались.

Администрация Тындинского муниципального округа письмом от 16.03.2023 № 13-1139 на запрос Амурского УФАС России от 07.03.2023 № 02-807-э сообщила, что участки тепловой сети и сети холодного водоснабжения от тепло и водопроводов до пекарни «Божий дар» в с. Первомайское Тындинского муниципального округа по ул. Полевая Партия 25 находятся в собственности муниципального образования Тындинский муниципальный округ Амурской области и входят в состав наружных сетей теплоснабжения совместно с водоводом, кадастровый номер 28:26:000000:656, протяженность 516 пог.м., право собственности зарегистрировано 29.03.2022. На основании концессионного соглашения от 21.05.2015 вышеуказанные объекты переданы в пользование ООО «Альтернатива» сроком до 21.05.2025.

К письму администрации представлены в копиях кадастровый паспорт на вышеуказанный объект от 19.05.2011 № 2817к 003759, схема указанного объекта к кадастровому паспорту включающая участок до пекарни, выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении указанного объекта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Как следует из пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) указанный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Как определено пунктами 4, 5, 15, 29 статьи 2 Закона № 416-ФЗ водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Согласно частями 1, 2 статьи 7 Закона № 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.

До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона № 416-ФЗ, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента (часть 7 статьи 7 Закона № 416-ФЗ).

Холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 7 Закона № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями Закона № 416-ФЗ.

По договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (часть 1 статьи 13 Закона № 416-ФЗ).

Оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду (часть 6 статьи 13 Закона № 416-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 31 Закона № 416-ФЗ тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в сфере холодного водоснабжения подлежат государственному регулированию.

Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (часть 1 статьи 32 Закона № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 32 Закона № 416-ФЗ).

Согласно пункту 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

В соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой (далее - регламент).

Как предусмотрено пунктами 4, 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Действующим законодательством не предусмотрено заключение договора холодного водоснабжения с теплоспутником.

Вместе с тем осуществление теплового сопровождения в сети холодного водоснабжения возможно целях надлежащего оказания услуг холодного водоснабжения с учетом климатических условий, экономически обоснованные расходы на тепловое сопровождение могут быть учтены при расчете и установлении соответствующего тарифа на холодное водоснабжение.

Как следует из части 11 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.

Позиция заявителя по делу сводится к тому, что по расчетам ООО «Альтернатива» за потребленную холодную воду в объеме 6 м³ необходимо заплатить 300 рублей в месяц, а за теплопотери теплоносителя «Спутник» 14 500 рублей в месяц, с чем заявитель не согласен, так как расчет таких потерь поставщиком нормативно не обоснован, а теплотрасса протяженностью 33 м. от магистрального водовода до здания пекарни хорошо утеплена ИП <…>, находится в деревянном коробе с оцинкованной жестью, для заявителя это влечет значительное увеличение расходов. Используя все свои «рычаги» воздействия как единственный поставщик (монополист) водоснабжения в с. Первомайское ответчик произвел отключение хлебопекарни от «теплоспутника», расторжение ранее заключенного договора водоснабжения в одностороннем порядке, без предварительного уведомления, даже после полного закрытия долга перед ООО «Альтернатива». Отключение теплоспутника, по мнению заявителя, произведено исключительно с целью оплаты тепловых потерь, которые намного меньше, чем по расчету ответчика. В целях дальнейшего функционирования хлебопекарни, заявитель был вынужден заключить новый договор холодного водоснабжения на условиях ООО «Альтернатива». Теплоснабжение пекарни не осуществляется, отдельный договор теплоснабжения отсутствует. В период действия ранее заключенного договора от 05.05.2017 № В-4/17 требования об оплате теплоспутника не предъявлялись. С 2008 года до 07.10.2022 границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определялись по стене хлебопекарни. Этот факт доказывает установка водосчетчика за стеной внутри хлебопекарни, что подтверждает акт установки водосчетчика от 24.07.2012, составленный мастером ООО «Регион-2» <…>. В новом договоре есть акт разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности, переведенных на врезку в магистральный трубопровод.

Позиция ООО «Альтернатива» сводится к тому, что общество не имеет собственного источника водоснабжения. По договору холодного водоснабжения от 14.11.2016 №17/В подачу воды в разводящую сеть осуществляет ООО «ЖДК-Энергоресурс» через водовод с водозабора «Колхозный ключ». Факт наличия теплового сопровождения водопровода имеет место. Услуги теплоснабжения хлебопекарне «Божий дар» не предоставлялись, договоры теплоснабжения не заключались, прибор учета на границе эксплуатационной ответственности в отношении теплоспутника потребителем не установлен. В целях устранения разногласий ИП <…> предложено на границе эксплуатационной ответственности установить теплосчетчик для учета фактического расхода тепловой энергии на сопровождение водопровода в отопительный период, а также предложена помощь в приобретении и установке теплосчетчика до начала отопительного сезона. От предложенной помощи ИП <…> отказался, сославшись на свои собственный возможности. Однако на начало отопительного сезона теплосчетчик не был установлен, в связи с этим обществом принято решение по оплате теплового сопровождения по нормативу технологических потерь для теплоспутника. Тепловые потери рассчитаны с учетом диаметра, протяженности, климатических условий, способа прокладки, продолжительности отопительного периода и прочего. По концессионному соглашению тепловые сети в с. Первомайское переданы ООО «Альтернатива» без учета сетей, принадлежащих ИП <…> Тепловые потери в сетях теплоснабжения учтены без учета протяженности сетей ИП <…> В тарифе стоимости оказания услуг холодного водоснабжения, утверждаемом УГРЦиТ, затраты по тепловому сопровождению водопроводной сети не предусмотрены. В представленной к пояснениям калькуляции на тариф на холодное водоснабжения с. Первомайское затраты на теплоснабжение, в том числе на 2022 год, отсутствуют (указано 0 рублей). Затраты на тепловое сопровождение для ИП <…> не могут быть включены в стоимость тарифа на холодное водоснабжение, так как для всех прочих потребителей такое сопровождение не требуется и не принимается УГРЦиТ в расчете необходимой валовой выручки при установлении тарифа на холодное водоснабжение. УГРЦиТ не рассматривает и не утверждает тарифы на водоснабжение с тепловым сопровождением на отдельном участке сети, не находящимся в хозяйственном ведении ООО «Альтернатива». Договор от 07.10.2022 пролонгирован, но платежи по теплоспутнику приостановлены.

23.03.2023 Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела, в котором изложены вышеуказанные обстоятельства.

На заключение об обстоятельствах дела от 23.03.2023 заявителем позиция не представлена.

ООО «Альтернатива» на заключение об обстоятельствах дела представлены пояснения от 11.04.2023 № 14/23, согласно которым на основании концессионного соглашения ООО «Альтернатива» с 25.05.2015 предоставляет услуги тепло и водоснабжения потребителям с. Первомайское. В период с 25.05.2015 до заключения договора 05.05.2017 ИП <…> пользовался услугой водоснабжения без заключения договора, оплата не производилась. Разрешение на тепловое сопровождение водовода мною не давалось, и его наличие выявлено при установке водосчетчика на границе эксплуатационной ответственности. Балансовая принадлежность сетей не освобождает от обязанности оплаты услуги теплового сопровождения водопровода. Услуга не учтена в стоимость тарифа на холодное водоснабжение утверждаемого УГРЦиТ Амурской области. С 2008 года до 26.11.2010 года инженерную инфраструктуру сетей тепловодоснабжения обслуживало ООО «Альтернатива» на основании договора с администрацией Тындинского района. ООО «Север» прекратило свою деятельность в 2007 году, в связи с этим действие договора прекращено автоматически, и ссылка на него неправомерна. 13.11.2010 вся инженерная инфраструктура была передана в хозяйственное ведение ООО «Регион», а после банкротства в ведение ООО «Регион-2». В договоре от 05.05.2017 № В-4/17 на водоснабжение не прописано теплового сопровождения водопровода, нормативно технической документации по тепловому сопровождению не существует. Данный конфликт должен решаться между хозяйствующими субъектами с учетом интересов обоих сторон, для чего необходима установка теплосчетчика для фактического учета потребляемой тепловой энергии теплоспутника. После расторжения договора от 05.05.2017 № В-4/17 услуга ХВС оказывалась регулярно в полном объеме. С 2016 года ООО «Альтернатива» оказывает услугу потребителям по подвозу воды автомашиной 2 раза в неделю. Тариф на 2023 год установленный УГРЦиТ Амурской области составляет 203,16 рублей за 1 м³ воды. Потребность воды для производственных нужд ИП <…> в месяц составляет 5 м³, что в денежном выражении затраты в год составляет 12 189,60 рублей. Любой бизнес стремится к уменьшению производственных затрат, что в данном случае не наблюдается. Необходимость теплоспутника водовода может быть целесообразна только в случае использования его как источника скрытого теплоснабжения объекта «Хлебопекарня». С 01.12.2022 плата за тепловое сопровождение ИП <…> не начисляется. Для решения разногласий по объекту технологических потерь, в межотопительный сезон ООО «Альтернатива» на границе эксплуатационной ответственности установит теплосчетчик. Технический паспорт на внешние сети теплоснабжения составленный по состоянию на 21.01.2010 на текущий момент не актуален. Согласно инвест-программе ООО «Альтернатива» на 2015-2025 годы, за период с 2015 года по 2022 год включительно изменилась схема прокладки сетей, их протяжённость, диаметр трубопроводов, часть сетей демонтирована, проложены новые сети для новых потребителей. По состоянию на 05 декабря 2022 года по инициативе и за счет средств ООО «Альтернатива» исполнен технический паспорт сетей теплоснабжению МУП «Белогорсктехпнвентарпзация» и передан в КУМИ Тындинского М.О. для внесения изменений в схему сетей тепловодоснабжения. При заключении договора от 07.10.2020 В/Т№5/2022 директором ООО «Альтернатива» не верно произведен расчет оплаты за тепловое сопровождение водопровода. В расчете учтена сумма оплаты за теплоснабжение по утвержденному тарифу. Фактическая оплата должна рассчитываться исходя из необходимой валовой выручки (Н.В.В.) в текущем году на годовой объем выработки и подачи в сеть тепловой энергии с учетом теплопотерь теплоспутника водопровода. За период с 07.10.2022 по 30.11.2022 сумма оплаты составит: (68 096,65 тыс. руб. / 7 543,39 Гкал) х 1,684 Гкал = 15 202,02 рублей. За период с 01.12.2022 по 15.05.2023 сумма оплаты составит: (77 821,84 тыс. руб. / 7 739,21 Гкал) х 5,694 Г кал = 57 256,18 рублей. Итого за отопительный период 2022 - 2023 годов сумма оплаты составит: 72 458,20 рублей. В 2022 году ИП <…> оплачено за тепловое сопровождение 21 571,02 руб., переплата за период с 07.10.2022 по 30.11.2022 составила: 21 571,02 - 15 202,02 = 6 369,00 рублей. Данная переплата будет учтена в дальнейших взаиморасчетах, после решения ФАС по данному делу.

В заседании Комиссии представитель ответчика поддержал письменные пояснения, представленные на заключение об обстоятельствах дела, дополнительно пояснив, что от мастера, на которого ссылался заявитель, представлена объяснительная, согласно которой при расторжении договора теплосеть была выполнена от врезки. ИП <…> самостоятельно эту теплотрассу демонтировал, сделал ее, упаковал, так что определить, что в теплотрассе находится невозможно. Он считает, что этот участок теплотрассы его, с чем ответчик согласен. На вопросы Комиссии пояснил, что заявителем никакой прибор учета теплоснабжения не установлен, прибор учета у него был установлен на водоснабжение, при этом прибор не работал. Чтобы был доступ к прибору учета, принято решение установить его на границе эксплуатационной ответственности, то есть на врезке. Услуги заявителю оказываются, теплоспутник работает, переплата будет возвращена, с декабря с заявителя платежи не берутся до решения антимонопольного органа. Оплата пока не принимается ни по воде, ни за теплоспутник. Техпаспорт, составленный 05.12.2022 в материалы дела представлялся. Новая схема собственником сетей не утверждена. В новом техпаспорте участка до пекарни нет, так как он ИП <…>, к нему нет доступа. Он может быть включен при наличии договора теплоснабжения.

Исследовав сведения и документы, представленные в дело, позиции лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Исходя из вышеуказанных обстоятельств дела и норм права, ООО «Альтернатива», оказывая заявителю услуги холодного водоснабжения в период с отрицательными температурами окружающей среды на протяжении длительного периода (с 2017 года), при обращении в УГРЦиТ за установлением тарифа на холодное водоснабжение в с. Первомайское Тындинского района Амурской области затраты на тепловое сопровождение в сети холодного водоснабжения, в том числе на участке 33 метра от магистрального водопровода до объекта заявителя не заявляло, такие расходы не учтены.

Доказательства наличия тепловых потерь теплоспутника при осуществлении теплового сопровождения в сети холодного водоснабжения на указанном участке в отсутствие теплоснабжения объекта заявителя, соответственно, энергопринимающих устройств потребителя ООО «Альтернатива» не представлены, представленный обществом расчет, основанный на данных 2015-2016 годов без учета участка от магистральной сети до объекта заявителя, не может быть признан обоснованным.

При этом исходя из представленной администрацией Тындинского муниципального округа информации участки тепловой сети и сети холодного водоснабжения от тепло и водопроводов до пекарни «Божий дар» в с. Первомайское Тындинского муниципального округа по ул. Полевая Партия 25 находятся в собственности муниципального образования Тындинский муниципальный округ Амурской области и входят в состав наружных сетей теплоснабжения совместно с водоводом, кадастровый номер 28:26:000000:656, протяженность 516 пог.м., право собственности зарегистрировано 29.03.2022, а также во владении ООО «Альтернатива» на основании концессионного соглашения от 21.05.2015. Это опровергает доводы ответчика, что указанный участок сети ему не принадлежит.

Доводы ответчика, что по его заказу МУП «Белогорстехинвентаризация» составлен новый технический паспорт на сети от 05.12.2022, согласно которому участок от теплопровода до пекарни не относится к тепловым сетям ООО «Альтернатива», технический паспорт представлен в материалы дела, опровергается вышеуказанными сведениями администрации Тындинского муниципального округа, а ответчиком в материалы дела письмом от 29.12.2022 № 50/22 представлена схема из технического паспорта от 05.12.2023 в отношении сетей теплоснабжения в п. Аметист.

Следовательно, тепловые потери на указанном участке тепловой сети, сопровождающей водовод, относятся к ООО «Альтернатива», как владельцу, и не могут быт возложены на заявителя, а граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не может быть определена по границе врезки указанного участка в магистральные сети тепло-, водоснабжения с. Первомайское.

Для заявителя в таком случае включение в договор от 07.10.2022 В/Т № 5/2022 обязанности по оплате тепловых потерь тепловой энергии теплового спутника водовода при отсутствии доказательств наличия таких потерь с расчетом, исходя из тарифа на теплоснабжение, как указывает заявитель, является невыгодным, приводит к ущемлению его интересов, в том числе связанным с угрозой прекращения осуществления предпринимательской деятельности в случае отказа заключить договор с указанной обязанностью или отказа оплатить тепловые потери.

Указанные ответчиком в письме от 11.04.2023 № 14/23 доводы не опровергают установленные Комиссией обстоятельства.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Альтернатива» по заключению с заявителем договора от 07.10.2022 В/Т № 5/2022 на услуги холодного водоснабжения с теплоспутником с размером платы за услуги в соответствии с тарифом, утверждаемым УГРЦиТ, но не учитывающим расходы ООО «Альтернатива» на тепловое сопровождение холодного водоснабжения с установлением обязанности и предъявлением заявителю требований к оплате за тепловые потери теплоспутника, а фактически по оплате за услуги теплоснабжения, не входящие в предмет договора от 07.10.2022 В/Т № 5/2022 и в отсутствие условия об оплате таких услуг в части определения порядка оплаты и размера платы, в отсутствие доказательств несения тепловых потерь в сетях при оказании услуг по договору от 07.10.2022 В/Т № 5/2022, нарушают часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Рассматривая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, принимая во внимание доводы ответчика, что плата за теплоспутник с декабря 2022 года с заявителя не взымается, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Альтернатива» в заключении с заявителем договора от 07.10.2022 В/Т № 5/2022 на услуги холодного водоснабжения с теплоспутником с размером платы за услуги в соответствии с тарифом, утверждаемым управлением государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области (далее - УГРЦиТ), но не учитывающим расходы ООО «Альтернатива» на тепловое сопровождение холодного водоснабжения с установлением обязанности и предъявлением заявителю требований к оплате за тепловые потери теплоспутника, а фактически по оплате за услуги теплоснабжения, не входящие в предмет договора от 07.10.2022 В/Т № 5/2022 и в отсутствие условия об оплате таких услуг в части определения порядка оплаты и размера платы, в отсутствие доказательств несения тепловых потерь в сетях при оказании услуг по договору от 07.10.2022 В/Т № 5/2022, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание об устранении нарушения не выдавать.

3. Передать материалы дела № 028/01/10-49/2023 должностному лицу Амурского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии: <…>

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны