Решение №б/н Решение по делу № Р-28/03 2012 в отношении ОАО "Далькомбанк" от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

"20" июля 2012 г.                                                                                                        г. Благовещенск                                                                                                                                                                                                                                                                          

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя – начальник отдела товарных рынков и рекламы,

члены Комиссии: Ельчанинова Ольга Юрьевна, главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…>, главный специалист-эксперт указанного отдела, <…>, ведущий специалист-эксперт указанного отдела, рассмотрев дело № Р-28/03 2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Федеральный закон  «О рекламе»), возбужденное по факту распространения в 2012 году, в том числе по состоянию на 21.03.2012, на территории г. Благовещенска Амурской области в районе ул. <…> с использованием технического средства стабильного территориального размещения (рекламной конструкции) рекламы следующего содержания:

текст: «ДАЛЬКОМБАНК <…> %% снижены КРЕДИТЫ НАСЕЛЕНИЮ для тех, кто желает большего»,

в правом нижнем углу мелким, нечитаемым шрифтом текст: «ОАО «Далькомбанк». Генеральная лицензия ЦБ РФ № <…>»,

изображение: «две бабочки»,

в присутствии представителя:

лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе: ОАО «Далькомбанк» (ФКБ «Далькомбанк» Благовещенский), далее также – Банк, место нахождения: <…>, представитель: <…>.

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Амурским УФАС России 21 марта 2012 года на рекламной конструкции, установленной в районе ул. <…> г. Благовещенска, отслежена и зафиксирована рекламная информация, содержащая признаки нарушения Федерального закона «О рекламе», со следующим содержанием:

текст: «ДАЛЬКОМБАНК <…> %% снижены КРЕДИТЫ НАСЕЛЕНИЮ для тех, кто желает большего»,

в правом нижнем углу мелким, нечитаемым шрифтом текст: «ОАО «Далькомбанк». Генеральная лицензия ЦБ РФ № <…>»,

изображение: «две бабочки».

29.05.2012 по данному факту Амурским УФАС России возбуждено дело № Р-28/03 2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе») в отношении рекламодателя и рекламораспространителя - ОАО «Далькомбанк» (ФКБ «Далькомбанк» Благовещенский). 21.06.2012 срок рассмотрения указанного дела продлен, рассмотрение назначено на 13.07.2012.

Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, установила следующие обстоятельства.

В 2012 году, в том числе по состоянию на 21.03.2012, на территории г. Благовещенска Амурской области в районе ул. <…> размещена информация с использованием технического средства стабильного территориального размещения (рекламной конструкции) следующего содержания:

текст: «ДАЛЬКОМБАНК <…> %% снижены КРЕДИТЫ НАСЕЛЕНИЮ для тех, кто желает большего»,

в правом нижнем углу мелким, нечитаемым шрифтом текст: «ОАО «Далькомбанк». Генеральная лицензия ЦБ РФ № <…>».

изображение: «две бабочки».

Вышеназванная информация подпадает под понятие рекламы, указанное в пунктах 1-3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Объектами рекламирования в данном случае являются ОАО «Далькомбанк» и оказываемые им финансовые услуги.

Так, ОАО «Далькомбанк» является действующим юридическим лицом (ОГРН <…>, ИНН/КПП <…>, место нахождения: <…>). Полное фирменное наименование Банка – Открытое акционерное общество «Дальневосточный коммерческий банк «Далькомбанк», сокращенное фирменное наименование – ОАО «Далькомбанк». Банк имеет право осуществлять основной вид экономической деятельности: код по ОКВЭД – 65.12, наименование вида деятельности – прочее денежное посредничество. Банку выдана лицензия от <…> на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, в том числе на: <…>.

Банк имеет 6 филиалов на территории Российской Федерации, в том числе в г. Благовещенске – Благовещенский филиал Открытого акционерного общества «Дальневосточный коммерческий банк «Далькомбанк» в г. Благовещенске (ФКБ «Далькомбанк» Благовещенский) (копии: Устава, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц <…>, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от <…>, Положения о Благовещенском филиале Открытого акционерного общества «Дальневосточный коммерческий банк «Далькомбанк» в г. Благовещенске).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон «О банках и банковской деятельности»), пунктами 6 и 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Далькомбанк» является кредитной, финансовой организацией, оказывающей финансовые, банковские услуги. 

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»: реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе»: специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой): юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии со статьёй 7 Закона «О банках и банковской деятельности»:

кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках;

фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации;

фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация";

ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Тогда как, в вышеназванной рекламе Банка наименование ОАО «Далькомбанк», указанное в правом нижнем углу, выполнено мелким, нечитаемым шрифтом и не воспринимается без применения специальных технических средств. Формальное присутствие в рекламе наименования лица, оказывающего рекламируемые банковские (финансовые) услуги, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, и, следовательно, не может расцениваться как их наличие.

Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»: реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В вышеназванной рекламе ОАО «Далькомбанк» содержится надпись: «%% снижены». Данная надпись размещена в центре рекламного пространства на ярко-красном фоне и выполнена таким образом, чтобы привлечь внимание потенциального потребителя рекламируемой банковской (финансовой) услуги. Информация о сниженных процентах по кредиту является привлекательной с точки зрения потребителя рекламы, поскольку процентная ставка по кредиту  влияет на сумму расходов лица,  решившего воспользоваться услугой Банка. Вместе с тем, в рекламе, наряду с привлекательной информацией, отсутствует существенная информация о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, в том числе: о размерах снижения процентов по кредитам, а также о сроках, в течение которых действительно данное предложение, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является ненадлежащей.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»: рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьей 28 Федерального закона «О рекламе»; рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем и рекламораспространитлем данной рекламы является ОАО «Далькомбанк» (ФКБ «Далькомбанк» Благовещенский), которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, а также осуществило распространение рекламы с использованием рекламной конструкции по вышеназванному адресу на территории г. Благовещенска Амурской области (<…>).

Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине ОАО «Далькомбанк» (ФКБ «Далькомбанк» Благовещенский) (рекламодателя и рекламораспространителя) произошло распространение на территории г. Благовещенска Амурской области вышеназванной ненадлежащей рекламы банковских (финансовых) услуг, не соответствующей требованиям части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела № Р-28/03 2012 представители ОАО «Далькомбанк» (ФКБ «Далькомбанк» Благовещенский) письменно (исх. <…>, вх. <…>) и устно сообщили, что не согласны с выводом о том, что в действиях Банка содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, поскольку в отличие от рекламы отдельных видов товаров, указанных в статьях 21-24 Федерального закона  «О рекламе», к которой устанавливаются минимальные размеры определенных слов и фраз в процентом отношении ко всей рекламной площади, реклама финансовых услуг не содержит таких обязательных требований. Главным требованием, предъявляемым к рекламе в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О рекламе», по мнению ОАО «Далькомбанк», является указание наименования Банка. Очень большими буквами указанная реклама содержит слова «ДАЛЬКОМБАНК», его номер телефона и адрес, а его организационно-правовая форма указана в нижнем правом углу, что исключает нарушение законодательства о рекламе. Блок информации с юридическим наименованием расположен в нижней части баннера и виден проходящим мимо потребителям рекламы.

Комиссией Амурского УФАС России были исследованы фотографии рекламы, размещенной ОАО «Далькомбанк» (ФКБ «Далькомбанк» Благовещенский) на рекламной конструкции в районе ул. <…> г. Благовещенска. В результате чего Комиссия пришла к выводу, что наименование лица, оказывающего рекламируемые банковские (финансовые) услуги, указанное в нижнем правом углу рекламы, является нечитаемым и не воспринимается без применения специальных технических средств, а значит, не может расцениваться как наличие его в рекламе.

Комиссия Амурского УФАС России считает, что ОАО «Далькомбанк» (ФКБ «Далькомбанк» Благовещенский), являясь рекламодателем и рекламораспространителем вышеназванной рекламы, имело возможность указать в ней наименование лица, оказывающего рекламируемые банковские (финансовые) услуги более крупным, читаемым шрифтом, а также отразить в рекламе всю существенную информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, что исключило бы нарушение требований части 1 статьи 28, части 7  статьи 5 Федерального закона «О рекламе», однако не предприняло для этого необходимых мер.

На основании изложенного, установлены факты нарушения ОАО «Далькомбанк» (ФКБ «Далькомбанк» Благовещенский) (рекламодателем и рекламораспространителем) требований части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно частей 4, 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

ОАО «Далькомбанк» (ФКБ «Далькомбанк» Благовещенский) (рекламодателю и рекламораспространителю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: о прекращении распространения и не распространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, вышеназванной рекламы ОАО «Далькомбанк» (ФКБ «Далькомбанк» Благовещенский), не соответствующей требованиям части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <…> немедленно по окончании рассмотрения дела – 13.07.2012.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО «Далькомбанк» (ФКБ «Далькомбанк» Благовещенский), распространенную в 2012 году, в том числе по состоянию на 21.03.2012, на территории г. Благовещенска Амурской области в районе ул. <…>  с использованием технического средства стабильного территориального размещения (рекламной конструкции), со следующим содержанием:

текст: «ДАЛЬКОМБАНК <…> %% снижены КРЕДИТЫ НАСЕЛЕНИЮ для тех, кто желает большего»,

в правом нижнем углу мелким, нечитаемым шрифтом текст: «ОАО «Далькомбанк». Генеральная лицензия ЦБ РФ № <…>».

изображение: «две бабочки»,

(описание рекламы)

поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона  «О рекламе».

2. Выдать ОАО «Далькомбанк» (ФКБ «Далькомбанк» Благовещенский) (рекламодателю и рекламораспространителю)  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «20» июля 2012 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                           <…>

Члены Комиссии                                                       <…>

                                                                                 <…>

                                                                                <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны