Решение №б/н Решение по делу № А–15/26 2012 в отношении Министерства сел... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «02» августа 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено «15»августа 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: <…> - заместителя руководителя управления

Членов комиссии:

<…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и рекламы;

рассмотрев  дело № А-15/26 2011 по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Амурской области, пунктов 2, 5, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выраженного в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Агромакс», установлению для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, созданию дискриминационных условий ООО «Агромакс» по отношению к иным поставщикам  средств защиты растений путем направления в адрес глав муниципальных районов области письма от 05.03.2012 № 14/754, ограничивающего конкуренцию,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление ООО «Агромакс»в лице генерального директора <…>, переданное из ФАС России (вх. № 122 от 18.05.2012),из аппарата губернатора области и Правительства Амурской области (вх. № 2444 от 11.05.2012), из прокуратуры Амурской области (вх. № 2443 от 11.05.2012), на действия Министерства сельского хозяйства Амурской области, выраженные, по мнению заявителя, в нарушении антимонопольного законодательства путем совершения действий, ограничивающих конкуренцию на рынке средств защиты растений.

По результатам проведенной проверки приказом АмурскогоУФАС России от 13.07.2012 № 297в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–15/26 2012 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пунктов 2, 5, 8 части 1 статьи 15Закона «О защите конкуренции». Определением от 16.07.2012 рассмотрение дела назначено на 02.08.2012 в 10 часов 00 минут, стороны уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.

На заседание Комиссии явились: от ответчика – <…>, доверенность от 29.05.2012 № 06/1830; от лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – <…>., доверенность от 26.07.2012 № 78/2012.

В письменных пояснениях по делу Министерство сельского хозяйства Амурской области и в заседании Комиссии представитель министерства не признали нарушение пунктов 2, 5, 8 части 1 статьи 15Закона «О защите конкуренции». Письмо министерства не носит порочащий либо негативный характер в отношении ООО «Агромакс», не содержит информации непосредственно о деятельности ООО «Агромакс». В дальнейшем информация была подтверждена письмом ООО «Агромакс» от 19.03.2012 № 246/012.Для ООО «Агромакс» в связи с рассматриваемым письмом не наступило и не могло наступить, в связи с тем, чтоООО «Агромакс» не предлагает продукцию ЗАО «БАСФ», а содержание рассматриваемого письма касалось исключительно продукции названной компании. Письмо не адресовано хозяйствующим субъектам, носит информационный характер, не содержит указаний и рекомендаций, а также недостоверной информации. Министерство сельского хозяйства Амурской области не осуществляло контроль за исполнением письма. Письмо не является обязательным для исполнения органами местного самоуправления. Доведение информации, изложенной в письме, является исполнением задач возложенных Положением о министерстве сельского хозяйства Амурской области, утвержденным постановлением губернатора области от 03.08.2007 № 450. Информация, представленная ЗАО «БАСФ» проверялась только в части судебных споров между ООО «Агромакс» и ЗАО «БАСФ», поскольку данная информация является общедоступной. Изложенная в докладе по делу информация об отказе ГУП Амурской области «АГРО» в Министерстве сельского хозяйства Амурской областиотсутствует.

В письменных пояснениях по делу и в ходе заседания Комиссии ЗАО «БАСФ» и его представитель указали, что партнерские отношения между ЗАО «БАСФ» и ООО«Агромакс» были прекращены в 2010 г. в связи с неоплатой ООО «Агромакс» задолженности перед ЗАО «БАСФ», когда ЗАО «БАСФ» было вынуждено обратиться в суд. В настоящее время продукцию ЗАО «БАСФ» реализует ООО «Агромакс ДВ», с которым никакие договоры не заключались. При этом учредителями, генеральными директорами ООО «Агромакс» и ООО «Агромакс ДВ» являются одни и те же лица. Таким образом качество реализуемой указанными лицами продукции ЗАО «БАСФ» вызывает сомнение, поскольку могут быть нарушения сроки и условия хранения продукции. ЗАО «БАСФ» в таком случае могут быть предъявлены претензии по качеству продукции потребителями, что может являться нарушением интересов ЗАО «БАСФ». Также могут быть нарушены интересы потребителей в случае использования некачественной продукции.

Комиссия Амурского УФАС России,заслушав пояснениясторон, исследовав представленные в материалы дела сведения и документы, установила следующее.

05.03.2012 Министерство сельского хозяйства Амурской области направило в адрес глав муниципальных районов области письмо № 14/754, содержащее следующую информацию:

«Департамент защиты растений ЗАО «БАСФ» письмом от 16.02.2012 сообщил о сложившейся ситуации во взаимоотношениях с компанией ООО «Агромакс», которая выступала в течение ряда лет официальным дистрибьютором компании ЗАО «БАСФ» на территории Дальнего Востока. В настоящее время компания ЗАО «БАСФ» отказала ООО «Агромакс» в поставке средств защиты растений производства компании БАСФ.

По заявлению ЗАО «БАСФ», компания снимает с себя ответственность по рекламациям к качеству ее продукции перед клиентами ООО «Агромакс», так как данная компания более не является официальным дистрибьютором ЗАО «БАСФ», а качество и возможные способы приобретения продукции вызывают сомнения.

Учитывая вышеизложенное, просим Вас довести указанную информацию до сведения сельхозтоваропроизводителей региона».

Основанием направления указанного письма, согласно пояснениям Министерства сельского хозяйства Амурской области (вх. от 24.05.2012 № 2791), является выполнение задач, в том числе обеспечение развития сельскохозяйственного производства, включая и растениеводство, обеспечение сохранения и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения (в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Амурской области, утвержденным постановлением губернатора области от 03.08.2007 № 450). Более того, использование препаратов не надлежащего качества влечет за собой большие финансовые потери для сельхозпроизводителей. Информация, изложенная в указанном письме, была проверена только в части судебных споров – нарушение сроков оплаты поставленного ЗАО «БАСФ» товара ООО «Агромакс», выплата неустойки, на официальном сайте Высшего арбитражного суда РФ.

Сведения о проверке (анализе) информации о качестве продукции, реализуемой ООО «Агромакс», способах ее приобретения, содержащейся в письме, на предмет точности, достоверности Министерством сельского хозяйства Амурской области у Амурского УФАС России отсутствуют.

Исходя из пояснений ООО «Агромакс», ряд хозяйств отказалось от сотрудничества, хотя договоры были либо заключены, либо в стадии подписания. Так, генеральный директор ООО «Колос» (Октябрьский район Амурской области) отказался от продукции компании ООО «Агромакс» на сумму 1 400 000 рублей, хотя договор был подписан; генеральный директор ГУП Амурской области «АГРО» отказался от приобретения продукции ООО «Агромакс» на сумму 3 900 000 рублей.

19.03.2012 ООО «Агромакс» обратилось в адрес Министерства сельского хозяйства Амурской области с письмом (исх. от 19.03.2012 № 246/012), согласно которому разъяснило сложившуюся ситуацию между ЗАО «БАСФ» и ООО «Агромакс», а также обратило внимание на недопустимость вмешательства, ограничивающего конкуренцию, со стороны органов власти.

Письмом от 22.03.2012 № 06/964 Министерство сельского хозяйства Амурской области сообщило ООО «Агромакс»,  что сделки, иные действия в рамках сложившихся правоотношений между ООО «Агромакс» и ЗАО «БАСФ» не подлежат государственному регулированию, иному вмешательству со стороны исполнительного орган государственной власти области, осуществляющего отраслевое управление в сфере агропромышленного комплекса.

Согласно п. 2, п. 5, п. 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;создание дискриминационных условий.

В соответствии со ст. 4 Закона «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектам.

При этом указанная норма также определяет, что к признакам ограничения конкуренции относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общихусловий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарномрынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исследовав представленные в материалы дела сведения и документы, пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к вводу, что письмо Министерства сельского хозяйства Амурской области от 05.03.2012 № 14/754, направленное в адрес глав муниципальных районов области, помимо информации о взаимоотношениях ЗАО «БАСФ» с компанией ООО «Агромакс», содержит также негативную оценку продукции, поставляемой ООО «Агромакс», основанную на неподтвержденном и непроверенном министерством мнении ЗАО «БАСФ» о качестве продукции ООО «Агромакс», которое выражается в сомнении ЗАО «БАСФ» в отношении качества поставляемой заявителем продукции. При этом указанное мнение, исходя из буквального толкования изложенного текста, не содержит в себе указание на то, что относится только к продукции ЗАО «БАСФ», поставляемой ООО «Агромакс» и, таким образом, может быть распространено на всю продукцию, поставляемую ООО «Агромакс».

Изложение в письме мнения ЗАО «БАСФ» министерством, осуществляющим государственное регулирование в сфере сельскохозяйственной деятельности на территории Амурской области, может восприниматься как подтверждение компетентным органом данного мнения и повлечь за собой неблагоприятные последствия, в том числе  отказ сельхозтоваропроизводителей, являющихся конечными адресатами изложенной в письме информации, а также приобретателями или потенциальными приобретателями продукции ООО «Агромакс», от приобретения поставляемой обществом продукции, а по мнению ООО «Агромакс», повлекло указанные последствия.

Следствием данных действий министерства может являться, а, по мнению заявителя, является препятствование деятельности ООО «Агромакс» в результате ограничения доступа на рынок по поставке средств защиты растений, создание дискриминационных условий в отношении ООО «Агромакс» в сравнении с иными поставщиками указанной продукции, в отношении которых подобное приводимому мнению ЗАО «БАСФ» мнение министерством не доводилось до сведения потребителей, а также ограничение для приобретателейвыбора хозяйствующих субъектов, поставляющих средств защиты растений, посредством указания на сомнительность качества поставляемой определенным поставщиком – ООО «Агромакс» продукции, поскольку может повлечь отказ от приобретения продукции у данного лица.

Возможность наступления указанных последствий для ООО «Агромакс» в результате действий Министерства сельского хозяйства Амурской области в силу положений ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» не влечет за собой необходимость установления факта наступления данных последствий для квалификации действий министерства в соответствии с указанной нормой.

То обстоятельство, что указанное письмо не является нормативным актом министерства в регулируемой министерством сфере деятельности, подлежащим обязательному исполнениюорганами местного самоуправления области,само по себе не исключает возможность выполнения органами местного самоуправления изложенного в письме поручения, а также возможность руководства направленной информацией в деятельности сельхозтоваропроизводителей Амурской области. Содержащаяся в письме просьба однозначно выражает волю министерства на доведение изложенной информации сельхозтоваропроизводителям региона.

При этом Министерство сельского хозяйства Амурской области не обосновало наличие полномочий по распространению мнений, отзывов одних хозяйствующих субъектов в отношении поставляемой иными хозяйствующими субъектами продукции в регулируемой сфере деятельности, в том числе путем направления информационных писем в адрес органов местного самоуправления, потребителей продукции.

Таким образом, приводимые ответчиком и лицом, располагающим сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, доводы Комиссия считает необоснованными и подлежащими отклонению.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Министерства сельского хозяйства Амурской области, выраженныхв необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Агромакс», установлению для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, созданию дискриминационных условий ООО «Агромакс» по отношению к иным поставщикам  средств защиты растений путем направления в адрес глав муниципальных районов области письма от 05.03.2012 № 14/754, ограничивающего конкуренцию, нарушения пунктов 2, 5, 8 части 1 статьи 15 Закона«О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

1.Признать действия Министерства сельского хозяйства Амурской области, выраженные в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Агромакс», установлению для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, созданию дискриминационных условий ООО «Агромакс» по отношению к иным поставщикам  средств защиты растений путем направления в адрес глав муниципальных районов области письма от 05.03.2012 № 14/754, ограничивающего конкуренцию нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Выдать Министерству сельского хозяйства Амурской области предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                               <…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны