Решение №б/н Решение № Р-5/16 2012 в отношении ИП К. от 10 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

"08" октября 2012 г.                                                                                       г. Благовещенск

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя – начальник отдела

товарных рынков и рекламы,

члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…>, ведущий специалист-эксперт указанного отдела,

рассмотрев дело № Р-5/16 2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Федеральный закон   «О рекламе»), возбужденное по факту: распространения на территории   г. Благовещенска Амурской области в 2012 году, в том числе 17.07.2012, рекламы отдела на «<…>» «Shirley», в котором осуществляется реализация нижнего белья, костюмов,

(существо нарушения с указанием рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе)

[1]в присутствии представителей:

заявителя – К<…>, место жительства: <…>, представители не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: – Индивидуальный предприниматель К<…> (далее также – ИП К<…>, ИП К<…> место жительства: <…>,

заинтересованного лица: Индивидуального предпринимателя В<…>, место жительства: <…>, представители не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

(наименование, адрес юридического лица, Ф.И.О., адрес физического лица и иные сведения о лице; Ф.И.О. представителя)

эксперта – ---, переводчика – ---.

(Ф.И.О., место жительства эксперта и переводчика)

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление К<…> исх. б/н от 16.07.2012, вх. № <…> от 17.07.2012, исх. б/н от 18.07.2012, вх. № <…> от 19.07.2012) о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы нижнего белья на автобусе по маршруту   № 30.

Заявитель считает, что в вышеуказанной рекламе используются откровенные образы девушек, в том числе в костюме полицейского и медицинского работника, на которые обращают внимание также и дети.

Кроме Амурского УФАС России, заявитель обратилась в телекомпанию “Альфа-канал”. Телекомпания “Альфа-канал” (сетевой партнер: ТНТ-Телесеть) направило в Амурское УФАС России эфирную справку об изготовлении и размещении информационных материалов (вх. № <…> от 19.07.2012), согласно которой 17 июля 2012 года в эфире программы “Альфа-новости” был размещен информационный материал о маршрутном автобусе № 30, на борту которого размещена реклама с изображением девушек в откровенных костюмах. Дата проведения съемки совпадает с датой выхода материала в эфир – 17.07.2012 года.

Фотография и видеоролик с вышеуказанной рекламной информацией был размещен 17.07.2012 на сайте www.amur.info (данные материалы приобщены к делу).

В ходе рассмотрения заявления установлено, что в 2012 году, в том числе по состоянию на 17.07.2012, на территории г. Благовещенска распространяется наружная реклама на автобусе (регистрационный знак <…>) по маршруту № 30  следующего содержания, текст: “<…> Shirley”, изображение: девушки в нижнем белье, девушка в костюме медицинского работника, девушка в костюме служащего полиции.

24.09.2012 Амурским УФАС России по данному факту возбуждено дело  № Р-5/16 2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 6 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе») в отношении ИП К<…> (рекламодателя).

В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, заслушав участвующих в деле лиц, установлены следующие обстоятельства.

В 2012 году, в том числе по состоянию на 17.07.2012, на территории  г. Благовещенска распространяется реклама на автобусе (регистрационный знак <…>) по маршруту № 30  следующего содержания, текст: “<…> Shirley”, изображение: девушки в нижнем белье, девушка в костюме медицинского работника, девушка в костюме служащего полиции.

Вышеназванная информация подпадает под понятие рекламы, указанное в  пунктах 1-3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их  продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае является:

- отдел <…> «Shirley», в котором осуществляется реализация нижнего белья, костюмов.  

 Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности,  профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Амурским УФАС России в период с 20 июля 2012 года по 31 августа 2012 года было проведено анкетирование среди жителей г. Благовещенска с целью выявления наличия либо отсутствия непристойных и оскорбительных образов. Опрос проводился как для работников и служащих специализированных учреждений: Амурской областной детской клинической больницы, Амурской областной инфекционной больницы, Городской клинической больницы, МОМВД России «БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ», так и для остальных жителей г. Благовещенска, независимо от профессии.

По результатам проведенного опроса установлено, что: большинство опрошенных респондентов (53,8%) считают, что в данной рекламе используются непристойные и оскорбительные образы (протокол проведения опроса от 01.09.2012).

Вопрос использования непристойных и оскорбительных образов в вышеуказанной рекламе отдела на «<…>» «Shirley», был вынесен на обсуждение Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Амурском УФАС России (далее – Экспертный совет),  заседание которого состоялось 14.09.2012. Экспертный совет, заслушав и обсудив данный вопрос на заседании, с учетом мнения заявителя К<…>. и результатами проведенного опроса, принял решение о признании наличия непристойных образов - вызывающих, неприличных, неуместных, в рекламе на автобусе по маршруту  № 30, в которой содержались изображения девушек в нижнем белье, девушки в костюме медицинского работника, девушки в костюме служащего полиции.

Комиссия Амурского УФАС России считает, что к непристойным образам могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает «лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный». «Неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность.

В соответствии с информацией, размещенной в общедоступном источнике «Википедия» по адресу: //ru.wikipedia.org/wiki/, слово «непристойный» означает «что-то крайне неприличное, бесстыдное, предосудительное, то, что оскорбляет принятые в обществе нормы сексуальной этики и табу».

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Размещенная на автобусе вышеназванная реклама отдела на «<…>», в котором осуществляется реализация нижнего белья, костюмов, имеет свободное распространение, в том числе доступное и для детей,  использует образы, пропагандирующие в скрытом виде разврат, антиобщественное поведение, оказывает растлевающее воздействие на детей, вредит их нормальному нравственному, духовному развитию, разрушает их моральные устои и ценности, убивает у них чувство стыда, создает у данной группы населения неправильное представление о женщине, ее месте в обществе, ставя во главу угла таких отношений приоритеты половых особенностей.

Само по себе использование в рекламе, распространяемой на общественном транспорте и доступной для неопределенного круга лиц, изображений полуобнаженных девушек, противоречит правилам приличия, нормам общественной морали и нравственности.

На основании изложенного, комиссия Амурского УФАС приходит к выводу, что в вышеуказанной рекламе использованы непристойные образы. Следовательно, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», данная реклама является ненадлежащей, поскольку не соответствует требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с письменными (исх. от 21.08.2012 б/н, вх. от 22.08.12  № <…>) и устными пояснениями ИП К<…> (ОГРНИП <…>, ИНН <…>) подтвердила, что является рекламодателем вышеназванной рекламы, осуществляет предпринимательскую деятельность по договору аренды от 08.06.2012 (на срок с 08.06.2012 по 30.09.2012, продление договора до 31.12.2012) на территории г. Благовещенска в <…> по адресу: <…>, площадью 12 квадратных метров, рекламораспространителем является ИП В<…>, реклама изготавливалась близким родственником ИП К<…>, размещалась на автобусе нанятыми для этого людьми, но подтверждающих документов, в том числе платежных, макета рекламы, не имеется. Оплата производилась поквартально наличными денежными средствами. Копия договора на размещение рекламы на автобусе (гос. номер <…>) с ИП В<…> не представлена в связи с утерей. На заседании комиссии К<…> пояснила, что договор заключен 18 июня 2012 года сроком на один год.

ИП В<…> письменно подтвердил (исх. от 03.09.12, вх. от 03.09.12 № <…>), что рекламодателем является ИП К<…> (предоставлена копия договора № 1 от <…> об аренде места на транспортном средстве), макет рекламы также предоставила она. Оплата за рекламу производилась наличными денежными средствами, подтверждающих платежных документов нет. Фактически реклама размещена 25 июня 2012 года на срок – до 17 июня 2013 года.

В ходе рассмотрения данного дела ИП К<…> подтвердила, что фактически реклама была размещена с 25 июня 2012 года.

В ходе изучения представленных документов от ИП В<…> ( копия свидетельства № <…> о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, копия паспорта транспортного средства <…>, копия свидетельства о регистрации транспортного средства <…>, фотографии рекламы на 3 листах на автобусе по маршруту № 30 (<…>) ) установлено, что автобус, идентификационный номер <…>, регистрационный номер <…>, принадлежит В<…> по договору лизинга на срок до 20.12.2014. В<…> осуществляет предпринимательскую деятельность на территории города Благовещенска (ОГРНИП <…>, ИНН <…>) по следующим видам деятельности: оптово-розничная торговля, посредническая, внешнеэкономическая, транспортная деятельность, автосервис, содержание автостоянок.

Согласно пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодателем данной рекламы является ИП К<…> (ОГРНИП <…>, ИНН <…>, место жительства: <…>) - продавец товара, лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.

Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя ИП К<…>произошло распространение на территории г. Благовещенска Амурской области вышеназванной ненадлежащей рекламы, не соответствующей требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании изложенного, установлен факт нарушения:

ИП К<…> (рекламодателем) требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», к лицам, виновным в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

ИП К<…> устно, в ходе рассмотрения дела, сообщила о том, что по состоянию на 05 октября 2012 года, реклама продолжает распространяться на автобусе по маршруту № 30 (рег. номер <…>).

ИП К<…> (рекламодателю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе») о прекращении распространения и не распространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств вышеуказанной рекламы отдела на «<…>» «Shirley», содержащей непристойные образы и не соответствующей требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <…> немедленно по окончании рассмотрения дела – 05.10.2012.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу ИП К<…>, распространенную в 2012 г., в том числе 17.07.2012, на территории  г. Благовещенска, а именно:

на автобусе (регистрационный знак <…>) по маршруту № 30  следующего содержания, текст: «<…>, Shirley», изображение: девушки в нижнем белье, девушка в костюме медицинского работника, девушка в костюме служащего полиции,

(описание рекламы)

поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП К<…> (рекламодателю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме "08" октября 2012 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                           <…>

Члены Комиссии:                                                                                       <…>

                                                                                                                 <…>


[1] При необходимости указывается: не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны