Решение №б/н Решение по делу № А-10/19 2013 в отношении ОАО "АКС" от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                         г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «30» апреля 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено  «20» мая 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

«___» – заместителя руководителя управления;

Членов комиссии:

«___» – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

«___» – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

«___» – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

рассмотрев дело № А-10/19 2013 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Амурские коммунальные системы», находящимся по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 236, пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в уклонении от технологического присоединения энергопринимающих устройств (электроплиты) заявителя, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. «___»,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление «___» на действия ОАО «Амурские коммунальные системы» (далее – ОАО «АКС»), выразившиеся, по мнению заявителя, в отказе в выдаче технических условий на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

По результатам проведенной проверки приказом Амурского УФАС России от 04.04.2013 года № 103 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–10/19 2013 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 10.04.2013 г. рассмотрение дела назначено на 30.04.2013 г. в 10 часов 00 минут.

30.04.2013 года на заседание Комиссии явились: представитель ответчика – «___» (паспорт <...> доверенность).

Заявитель на заседание Комиссии не явился, письменной позиции и иных документов не представил, о времени и месте заседания Комиссии извещен.

При рассмотрении поступивших материалов, документов и сведений, представленных в дело, Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

10.12.2012 года «___» обратилась в ОАО «АКС» с заявлением о выдаче новых технических условий на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (электроплиты), мощностью 5 кВт, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. «___».

Письмом от 24.12.2012 года ОАО «АКС» сообщило «___» о том, что установка стационарной электроплиты является новым технологическим присоединением, для осуществления которого заявителю необходимо представить в сетевую организацию пакет документов, в том числе документы на весь многоквартирный дом в целом.

Договор об осуществлении технологического присоединения для подписания «___» не направлялся, технические условия не выдавались.

Представитель ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по следующим основаниям.

Поскольку «___» не представила документальных доказательств, подтверждающих присоединение электроплиты в установленном порядке, то выдача новых технических условий в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств не представляется возможным. Заявителю был направлен ответ, в котором предложено обратиться с заявкой на технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения.

Так как квартира не является объектом капитального строительства, то при подаче заявки на технологическое присоединения «___» необходимо было представить документы на многоквартирный дом в целом.

 Кроме того, присоединение жилого помещения к электрическим сетям требует внесения изменений во внутридомовые сети, которые являются общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Распоряжение общим имуществом осуществляется с согласия всех собственников помещений многоквартирного дома.

Технологическое присоединение к электрическим сетям ранее присоединенной квартиры в многоквартирном жилом доме с организацией отдельного ввода от внедомовой сети законодательством не предусмотрена, а присоединение к общей инженерной сети изначально приводит к нарушению технических норм, заложенных в проект.

Сетевая организация несет ответственность за электроснабжение многоквартирного дома до границы общедомовых сетей.

Изучив представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 5 указанной статьи, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче (распределению) электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, ОАО «АКС» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче (распределению) электрической энергии на территории г. Благовещенска.

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

При этом Правила не содержат каких-либо исключений в отношении присоединяемых объектов, в том числе жилых помещений в многоквартирных домах.

В соответствии с пунктом 14 Правил, в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия <...> номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации, а также сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

Заявка «___» от 10.12.2012 г. соответствует требованиям, установленным пунктом 14 Правил.

Как установлено пунктом 11 Правил, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.

Требования ОАО «АКС» о предоставлении «___» документов на многоквартирный дом в целом для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул.»___», не соответствует Правилам.

Как определено пп. г) пункта 10 Правил, к заявке на технологическое присоединение прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

Энергопринимающим устройством, в отношении которого «___» подана заявка на выдачу технических условий, является электроплита, расположенная в квартире № 141 по адресу: г. Благовещенск, ул. «___».

Поскольку «___» не является собственником многоквартирного дома в целом, то не имеет возможности представить документ, подтверждающий ее право собственности на указанный объект.

Исходя из изложенного, надлежащим документом, подтверждающим право «___» на объект капитального строительства, является свидетельство о праве собственности на жилое помещение, в котором расположены энергопринимающие устройства.

Довод ответчика о том, что при присоединении к электрическим сетям квартиры заявителю необходимо представить документ, подтверждающий его право на многоквартирный дом в целом, поскольку жилое помещение не является объектом капитального строительства, отклоняется Комиссией в связи со следующим.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и иных подобных построек.

Жилое помещение (квартира) является составной обособленной частью жилого здания (дома), выступает самостоятельным объектом недвижимого имущества в соответствии с гражданским законодательством, поэтому может рассматриваться в качестве объекта капитального строительства.

В соответствии с Положением «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 квартиры и иные жилые помещения отнесены к объектам, подлежащим учету в реестре объектов капитального строительства.

Кроме того, в соответствии с пп. г) ст. 10 Правил, заявитель может представить в составе заявки на технологическое присоединение как документ о правах на объект капитального строительства или земельный участок, так и на энергопринимающие устройства, находящиеся на данном объекте.

Комиссией также отклоняется довод ответчика о том, что присоединения энергопринимающих устройств заявителя повлечет внесение изменений в общедомовые электрические сети, являющиеся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, общим имуществом являются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Поскольку электрические сети, посредством которых энергопринимающие устройства в жилом помещении присоединены к внутридомовым сетям, предназначены для обслуживания одного жилого помещения, то такие сети не могут быть отнесены к общему имуществу.

Ответчиком не представлено документов, подтверждающих его довод о нарушении технических норм в случае присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

В организацию, ответственную за эксплуатацию внутридомовых электрических сетей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. «___», с целью решения вопроса о присоединении энергопринимающих устройств «___», ОАО «АКС» не обращалось.

Ответчиком указано, что сетевая организация несет ответственность за электроснабжение многоквартирного дома только до границ внутридомовых электрических сетей.

Однако, как определено п. 16.3 Правил, в случае подачи заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям, сетевая организация обязана осуществить мероприятия по технологическому присоединению до границ участка заявителя, в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО «Амурские коммунальные системы», выразившиеся в уклонении от технологического присоединения энергопринимающих устройств (электроплиты) заявителя, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул.»___», являются нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

  Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

   1. Признать действия ОАО «Амурские коммунальные системы», выразившиеся в уклонении от технологического присоединения энергопринимающих устройств (электроплиты) заявителя, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул.»___», нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    2. Выдать ОАО «Амурские коммунальные системы» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Председатель комиссии                                                                                  «___»

Члены комиссии                                                                                           «___»

Связанные организации

Связанные организации не указаны