Решение (комиссия) №АД/1068/23 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 028/05/5-286/2023 от 14 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 028/05/5-286/2023
«09» июня 2023 года г. Благовещенск
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: руководитель Амурского УФАС России,
члены Комиссии: начальник отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России, ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России;
рассмотрев дело № 028/05/5-286/2023, возбужденное в отношении рекламораспространителя - Общества с ограниченной ответственностью
по факту распространения рекламы в эфире радиоканала «Радио Шансон Амур» с признаками нарушения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
в присутствии:
- генерального директора Общества ;
- учредителя Общества ;
в отсутствие заявителя — управления Роскомнадзора по Амурской области, уведомленного надлежащим образом о заседании Комиссии Амурского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В Амурское УФАС России поступило обращение управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (исх. от 03.04.2023 № 1858-04/28, вх. от 04.04.2023 № 79/23) о признаках нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») в эфире радиоканала «Радио Шансон Амур», что выразилось в отсутствии сообщения об ограничении распространения информационной продукции среди детей в рекламных блоках радиоканала. К обращению была приложена недельная запись эфира, согласно которой в рекламных блоках радиоканала «Радио Шансон Амур» транслировался анонс зрелищного мероприятия «Большой стенд ап концерт Наташи Красновой» без знака информационной продукции «18+»:
- 13.03.2023 в 18:21:26, 19:53:12;
- 14.03.2023 в 07:51:55, 12:48:52, 15:21:25, 17:22:37, 20:21:28;
- 15.03.2023 в 09:22:57, 13:23:31, 14:22:22, 16:20:47, 20:51:26;
- 16.03.2023 в 09:52:58, 11:22:17, 15:49:48, 17:48:19, 19:51:51;
- 17.03.2023 в 07:50:48, 12:22:30, 14:49:53, 16:21:17, 20:55:35;
- 18.03.2023 в 08:51:25, 13:50:44, 15:23:29, 17:52:15, 19:22:18;
- 19.03.2023 в 07:49:51, 12:50:19, 14:50:27, 16:53:31, 20:20:24.
Также, в эфире радиоканала «Радио Шансон Амур»:
- 14.03.2023 в 15:26:27 при вещании программы «Шансон без границ» (ведущая И.Н. ) освещался анонс зрелищного мероприятия концерта «Жека» без знака информационной продукции «6+»;
- 15.03.2023 в 12:25:37, 15:15:12 при вещании программы «Только для «Вас» (ведущая И.Н. ) освещался анонс зрелищного мероприятия концерта «Жека» без знака информационной продукции «6+».
При рассмотрении обращения Амурским УФАС России установлено нижеследующее.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон «О защите детей», Федеральный закон): обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
На основании пункта 5 статьи 13 Закона «О защите детей» анонсы или сообщения о распространении посредством теле- и радиовещания информационной продукции должны сопровождаться знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей, присвоенными данной информационной продукции.
Радиоканал «Радио Шансон Амур» зарегистрирован в качестве средства массовой информации (серия ЭЛ № ТУ28-00352 от 05.07.2017), учредитель – ООО
ООО «РМГ» выдана лицензия от 01.09.2014 № 25796 на вещание радиоканала (срок действия до 24.11.2024): «Радио Шансон Амур». Территория вещания радиоканала: г. Благовещенск Амурской области, частота 88,7 МГц.
При рассмотрении записей радиоэфира за период с 13.03.2023 по 19.03.2023 специалистами антимонопольного органа было установлено, что при трансляции рекламных роликов не указывалась категория информационной продукции - зрелищного мероприятия: «Большой стенд ап концерт Наташи Красновой».
В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.
Частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 10.1 статьи 5 возложена на рекламораспространителя.
В законодательном понимании рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Установлено, что в рассматриваемом случае рекламораспространителем является юридическое лицо ООО
Таким образом, в действиях ООО имеются признаки нарушения части 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе».
Определением Амурского УФАС России от 14.04.2023 № АД/235/23 в отношении ООО «РМГ» возбуждено производство по делу № 028/05/5-286/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и назначено заседание Комиссии по рассмотрению дела на 17.05.2023 в 14 часов 00 минут.
17.05.2023 состоялось заседание Комиссии Амурского УФАС России по рассмотрению дела № 028/05/5-286/2023, возбужденного в отношении ООО . На заседании Комиссии присутствовали: генеральный директор ООО
Учредитель Общества В.Ю. пояснил, что ранее Общество не нарушало Закон «О рекламе», к ответственности не привлекалось. Вместе с тем вина в допущенном нарушении лежит на должностном лице – генеральном директоре Общества.
На вопрос члена Комиссии о том, имеется ли у Общества устав редакции радиоканала «Радио Шансон-Амур», должностные инструкции сотрудников учреждения, В.Ю. ответил утвердительно. И.Н. согласилась, что в ее действиях усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства.
Также ООО на Комиссию представили письменные пояснения (исх. № б/н от 16.05.2023, вх. от 17.05.2023 № 1005/23), согласно которым проведено разбирательство среди коллектива и установлено нарушение, которое допустил ведущий эфира – И.Н.
Согласно пояснениям Общества, рекламный звуковой материал был снят с видеоролика, на котором было указано возрастное ограничение в виде визуального рисунка, но в звуковой дорожке этого не было указано, доверившись рекламному материалу с телеканала, Рябкова Инна Николаевна не внимательно отследила информацию в звуковом сопровождении, что и явилось причиной нарушения.
Как указало ООО , с данным сотрудником были проведены разъяснительные беседы и вынесено наказание в виде выговора.
В соответствии с Уставом ООО , одним из видов деятельности Общества (п. 2.4. статьи 2) является рекламная деятельность, в том числе оказание рекламно-информационных услуг, создание, производство, размещение и распространение рекламы товаров (продукции), работ, услуг, проведение рекламных кампаний, акций и любых иных мероприятий, в том числе в целях распространения информации о деятельности Общества и его партнерах по реализации совместных проектов. Согласно п. 9.2 статьи 9 генеральный директор Общества несет ответственность перед Обществом за убытки, причиненные Обществу его виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральным законом.
Изучив представленные материалы, Комиссия Амурского УФАС России пришла к необходимости отложения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также замены лица на должностное лицо, допустившее нарушение требований Закона «О рекламе». Принято решение о необходимости назначения повторного заседания Комиссии Амурского УФАС России 09.06.2023 в 14 часов 00 минут.
Определением об отложении и продлении сроков рассмотрения дела (исх. от 19.05.2023 № НГ/733/23) у ООО были истребованы дополнительные документы и пояснения по рассматриваемому вопросу, а именно: Устав редакции радиоканала, должностная инструкция и (или) регламент редактора (главного редактора).
ООО на определение Амурского УФАС России об отложении и продлении сроков рассмотрения дела № 028/05/5-286/2023 (исх. от 19.05.2023 № НГ/733/23) представлены следующие копии документов (вх. от 31.05.2023 № 1307-ЭП/23):
-
Устав ООО от 2022г. Согласно пункту 9.2 части 9 Устава генеральный директор Общества несет ответственность перед Обществом за убытки, причиненные Обществу его виновными действиями (бездействиями), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами.
-
Должностная инструкция от 10.01.2023 № 01 программного директора радиостанции «Радио Шансон Амур» и ООО И.Н. .
Согласно части 2 Должностной инструкции программный директор радиостанции обязан:
-
-
Формировать и контролировать радиоэфир.
-
Форматировать эфир.
-
2.18 Принимать решения о запуске или приостановке радиопередач.
2.20 При необходимости редактировать тексты, программы, объявления.
2.23 Контролировать: строгое соблюдение избранного формата радиовещания; гармоничное сочетание всех элементов эфира: рубрик, рекламы и т.д.
Согласно пункту 4.1 части 4 программный директор радиостанции несет ответственность за невыполнение или недолжное выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных данной должностной инструкцией в определенных действующим трудовым законодательством РФ рамках, а также в силу пункта 4.3 части 4 за правовые нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ рамках.
09.06.2023 состоялось заседание Комиссии Амурского УФАС России по рассмотрению дела № 028/05/5-286/2023 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Генеральный директор Общества И.Н. вину в допущенном правонарушении, выразившемся в несоблюдении требований части 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе», не отрицает.
На основании изложенного Комиссия Амурского УФАС России полагает, что И.Н. является виновным должностным лицом, допустившим распространение рекламы в эфире радиоканала «Радио Шансон Амур» с нарушением части 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе».
Административная ответственность за нарушение нарушения части 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 14 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 № 200-ФЗ, от 21.10.2013 № 274-ФЗ, от 29.06.2015 № 175-ФЗ, от 14.07.2022 № 259-ФЗ, от 17.02.2023 № 32-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Вместе с тем. в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В ввиду того, что на генерального директора Общества и программного директора как на должностное лицо возложена обязанность по выполнению организационно-распорядительных функций - ответственность за оформление выпусков эфира телеканала в соответствии с действующим законодательством, Комиссия Амурского УФАС России усматривает ответственность генерального директора Общества, а также программного директора радиоканала «Радио Шансон Амур» за допущенное нарушение.
В соответствии с пунктом 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.
Согласно представленным ранее пояснениям ООО , возникшее нарушение части 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе» носило разовый характер, на основании чего Комиссия Амурского УФАС России полагает, что предписание об устранении допущенного нарушения целесообразно не выдавать.
Руководствуясь пунктами 42-48, 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать ненадлежащей рекламу в эфире радиоканала «Радио Шансон Амур» с «13» марта по «19» марта 2023 года включительно, поскольку в эфире радиоканала выявлено отсутствие категории информационной продукции в рекламных блоках радиоканала, а именно:
- 13.03.2023 в 18:21:26, 19:53:12;
- 14.03.2023 в 07:51:55, 12:48:52, 15:21:25, 17:22:37, 20:21:28;
- 15.03.2023 в 09:22:57, 13:23:31, 14:22:22, 16:20:47, 20:51:26;
- 16.03.2023 в 09:52:58, 11:22:17, 15:49:48, 17:48:19, 19:51:51;
- 17.03.2023 в 07:50:48, 12:22:30, 14:49:53, 16:21:17, 20:55:35;
- 18.03.2023 в 08:51:25, 13:50:44, 15:23:29, 17:52:15, 19:22:18;
- 19.03.2023 в 07:49:51, 12:50:19, 14:50:27, 16:53:31, 20:20:24,
что образует нарушение требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2) Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации «О рекламе» не выдавать.
3) Передать материалы дела № 028/05/5-286/2023 уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в течение трех месяцев с даты вынесения решения.
Решение в полном объеме изготовлено 13.06.2023г.
2023-1382