Решение б/н Решение по делу о передаче объектов тепло-, водоснабжения в ... от 7 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик:

Администрация

Златоусовского сельсовета

Селемджинского района

Амурской области

Советская ул., д. 26,

п. Златоустовск, Селемджинский р-н,

Амурская область, 676564

admzlatkadr@yandex.ru

Заинтересованное лицо:

ООО «Восточный 1»

Советская ул., д. 26, каб. 5,

п. Златоустовск, Селемджинский р-н,

Амурская область, 676564

barinov00@mail.ru

 

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «05» августа 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «07» августа 2020 года

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,<…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело № 028/01/15 - 295/2020 по признакам нарушения администрацией Златоустовского сельсовета Селемджинского района Амурской области (ИНН 2825000421), находящейся по адресу: 676564, Амурская область, Селемджинский район, п. Златоустовск, ул. Советская, д. 26, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в передаче ООО «ЗКП» объектов коммунальной инфраструктуры п. Златоустовска без проведения торгов на право заключения концессионного соглашения, в отсутствие представителя ответчика и заинтересованного лица, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь статьей 48.1 Закона «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Амурского УФАС России письмом от 19.12.2018 от администрации Златоустовского сельсовета Селемджинского района Амурской области (далее – Администрация) поступила информация и документы, из которых следует, что между Администрацией и ООО «Златоустовское коммунальное предприятие» (далее – ООО «ЗКП») без проведения торгов заключен договор аренды муниципального имущества.

При рассмотрении вышеуказанной информации и документов установлено следующее.

01.11.2018 между Администрацией и ООО «ЗКП» заключен договор аренды муниципального имущества (далее – Договор от 01.11.2018).

Срок действия Договора от 01.11.2018 – 30 дней (с 01.11.2018 по 30.11.2018).

Объектами Договора являются объекты коммунальной инфраструктуры п. Златоустовска (водонапорные башни, тепловая и водопроводная сети, котельная).

В связи с выявлением в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», Администрации выдано предупреждение Администрации выдано предупреждение от 04.02.2019 № 02-384/291-э о прекращении бездействия, содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер по возврату переданного ООО «ЗКП» по договору аренды от 01.11.2018 муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры, со сроком исполнения до 13.05.2019.

Частью 5 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» установлено, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

По мотивированному ходатайству Администрации, в соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», срок исполнения указанного предупреждения неоднократно продлевался антимонопольным органом (до 31.07.2019, до 30.09.2019, до 30.11.2019, до 30.01.2020, до 20.03.2020).

Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ЗКП» 30.10.2019 прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником указанного общества является ООО «Восточный 1».

Согласно информации, представленной Администрацией в адрес Амурского УФАС России, письмами от 23.03.2020 № 338, от 29.05.2020 № 582, Администрация передала по договорам аренды муниципального имущества от 23.12.2019, от 23.01.2020, от 23.02.2020 объекты коммунальной инфраструктуры ООО «Восточный 1».

Вместе с тем, в управлении отсутствуют документы, подтверждающие возврат имущества, переданного Администрацией ООО «Восточный 1» по договорам аренды муниципального имущества от 23.12.2019, от 23.01.2020, от 23.02.2020, что свидетельствует о невыполнении Администрацией предупреждения.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с невыполнением Администрацией предупреждения, издан приказ Амурского УФАС России от 15.06.2020 № 77 о возбуждении дела № 028/01/15-295/2020 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Определением от 19.06.2020 рассмотрение дела назначено на 15.07.2020 в 10 часов 00 минут. Определением 15.07.2020 рассмотрение дела отложено до 10 часов 00 минут 05.08.2020 в связи с принятием заключения по делу.

На заседания Комиссии 15.07.2020, 05.08.2020 представитель ответчика - администрации Златоустовского сельсовета, представитель заинтересованного лица – ООО «Восточный 1», уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Письмом от 29.06.2020 Администрация направила в адрес Амурского УФАС России письменные пояснения на определение о назначении дела № 028/01/15-295/2020, согласно которым в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Устава Златоустовского сельсовета к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, только в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. ОМС Златоустовский сельсовет осуществляет свою деятельность в пределах своих полномочий в соответствии с Уставом, законодательством различного уровня. На протяжении последних десяти лет услуги ЖКХ населению, учреждениям, базирующимся на территории Златоустовского сельского поселения, предоставлялись ООО «Златоустовские коммунальные системы». Вся работа теплоснабжающей организацией велась слажено, четко, в соответствии с законодательством. Мероприятия по подготовке объектов ЖКХ к отопительным периодам проводились в установленные сроки. Жалобы со стороны населения, социальных учреждений на ресурсоснабжающую организацию не поступали. В 2018 году ситуация изменилась: ООО «Златоустовские коммунальные системы» реорганизовалось в ООО «Златоустовское коммунальное предприятие» (далее - ООО «ЗКП»), а уже в июне 2019 года ООО «ЗКП» начало процедуру реорганизации в ООО «Восточный 1». В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объекты ЖКХ должны передаваться в пользовании организациям по концессионным соглашениям по итогам конкурса. Руководствуясь законодательством, местной администрацией были направлены заявления в Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области на предоставление долгосрочных параметров регулирования в сфере водоснабжения и теплоснабжения и иной информации о ценах, значениях. После получения долгосрочных параметров, проект концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и водоснабжения, являющихся собственностью муниципального образования Златоустовский сельсовет в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 22.03.2017 № 63, направлялся в Министерство ЖКХ Амурской области для согласования. После получения заключения, конкурс, объявленный 13.06.2019, в отношении объектов ТС и ВС был признан конкурсной комиссией несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок. Конкурсы, объявленные 05.09.2019, 30.10.2019 в отношении объектов ТС и ВС были признаны конкурсной комиссией несостоявшимися, в связи с истечением срока подачи конкурсных предложений. Единственный участник ООО «Восточный 1» конкурсные предложения не предоставил.

В целях безопасного прохождения отопительного сезона 2018-2019 годов, 2019 - 2020 годов, недопущения его срыва, во время прохождения конкурсных процедур, которые занимают достаточно длительное время, администрацией Златоустовского сельсовета было принято решение о передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в пользование ООО «Восточный 1» по договорам аренды, при этом уведомив об этом надзорные органы, в том числе в управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области.

После получения долгосрочных параметров и, получив заключение с Министерства ЖКХ Амурской области, посредством сайта www.torgi.gov.ru Администрацией объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении комплекса муниципального имущества для оказания услуг по теплоснабжению и водоснабжению на территории Златоустовского сельсовета (извещение № 270520/13783576/01). Дата окончания подачи заявок – 28.07.2020.

Письмом от 30.06.2020 ООО «Восточный 1» направило в адрес Амурского УФАС России письменные пояснения на определение о назначении дела № 028/01/15-295/2020, согласно которым, обществом подана заявка на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов тепло- и водоснабжения муниципального образования – поселок Златоустовск Селемждинского района Амурской области.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы и сведения, Комиссия установила следующее.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», далее – Закон «О теплоснабжении» и в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон «О водоснабжении») (пункты 4.2, 4.3 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Как установлено частью 1 статьи 41.1 Закона «О водоснабжении», передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного закона.

Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (часть 1 статьи 28.1 Закона «О теплоснабжении»).

Порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества регулируется статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –Закон «О защите конкуренции»).

Заключение таких договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов за исключением случаев, указанных в данной статье (часть 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции»).

Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции»).

Целями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон «О концессионных соглашениях») являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Пункты 10, 11 части 1 статьи 4 Закона «О концессионных соглашениях» относят к числу объектов концессионного соглашения объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе, объекты тепло, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Частью 3 статьи 41.1 Закона «О водоснабжении» предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 13 Закона «О концессионных соглашениях»).

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости дата ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения и водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, переданных Администрацией ООО «ЗКП» по Договору от 01.11.2018 на момент передачи указанного имущества превышает пять лет. Следовательно, передача вышеуказанного имущества могла быть осуществлена Администрацией только на основании концессионного соглашения, заключенного путем проведения конкурса.

Частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Комиссией установлено, что с момента выдачи Администрации предупреждения Амурского УФАС России от 07.10.2019 № 14, у Администрации имелось достаточное количество времени для принятия необходимых и достаточных мер для возврата переданного ООО «Восточный 1» по договорам аренды муниципального имущества от 23.12.2019, от 23.01.2020, от 23.02.2020 объектов тепло- и водоснабжения и передачи прав на муниципальное имущество (объекты тепло- и водоснабжения) в соответствии с требованиями Закона «О концессионных соглашениях» (в случае необходимости). Объективных причин для невыполнения Администрацией предупреждения Амурского УФАС России Комиссией не установлено.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, управлением в целях рассмотрения настоящего дела проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке тепло- и водоснабжения на территории п. Златоустовск Селемждинского района Амурской области установлено:

1) Временной интервал исследования товарного рынка: 2019 год – июль 2020 года;

2) Продуктовые границы товарного рынка:

- услуги по водоснабжению с кодом ОКВЭД (КДЕС Ред. 2) 36;

- производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха кодом ОКВЭД (КДЕС Ред. 2) 35.30;

3) Географические границы товарного рынка: границы муниципального образования п. Златоустовск Селемждинского района Амурской области;

4) Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке: действия Администрации привели/могли привести к сокращению количества хозяйствующих субъектов, заинтересованных в приобретении прав владения (пользования) муниципальными объектами тепло- и водоснабжения, а, следовательно, ограничили/могли ограничить доступ хозяйствующих субъектов на рынок услуг тепло- и водоснабжения.

Перед окончанием рассмотрения дела Комиссией Амурского УФАС России в соответствии со статьей 48.1 Закона «О защите конкуренции» подготовлено и направлено в адрес заявителя и ответчика заключение об обстоятельствах дела от 15.07.2020.

Письмом от 04.08.2020 ООО «Восточный 1» представило в адрес Амурского УФАС России копию договора аренды муниципального имущества от 23.07.2020 в отношении объектов тепло- и водоснабжения п. Златоустовск, заключенного с Администрацией.

Письмом от 04.08.2020 Администрация представила в адрес Амурского УФАС России пояснения на определение об отложении рассмотрения дела № 028/01/15-295/2020 от 15.07.2020. Данные пояснения идентичны пояснениям, представленным Администрацией письмом от 29.06.2020.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Администрации, выразившиеся в передаче объектов коммунальной инфраструктуры п. Златоустовска без проведения торгов на право заключения концессионного соглашения, нарушают части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Поскольку на дату рассмотрения дела, установленные Комиссией признаки нарушения Администрацией не устранены, Комиссия приходит к выводу, что основания прекращения производства по делу отсутствуют, а Администрации необходимо выдать предписание о необходимости устранения в срок до 01.11.2020 нарушения антимонопольного законодательства путем принятия необходимых и достаточных мер по возврату муниципального имущества, являющегося предметом договоров аренды от 23.12.2019, от 23.01.2020, от 23.02.2020 – объектов тепло- и водоснабжения п. Златоустовск.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать действиях администрации Златоустовского сельсовета Селемждинского района Амурской области, выразившиеся в передаче ООО «Восточный 1» по договорам аренды от 23.12.2019, от 23.01.2020, от 23.02.2020 объектов тепло- и водоснабжения п. Златоустовска без проведения торгов на право заключения концессионного соглашения, нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации Златоустовского сельсовета Селемджинского района Амурской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

<…>

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны