Решение №028/06/105-597/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/105-597/2020 от 6 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
 06-4602-э.docx (18.23 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 028/06/105-597/2020

06.11.2020                                                                         г. Благовещенск

(решение в полном объеме изготовлено 11.11.2020)

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское У ФАС России) по контролю в сфере закупок 

в присутствии представителей муниципального заказчика - Администрации Тындинского района Амурской области (далее - Администрация, Заказчик) Обуховой О.А. , Груздевой И.В. ,

в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью «КОНТРАКТ» (далее - ООО «КОНТРАКТ»), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения настоящего дела,

рассмотрела поступившую 30.10.2020 в Амурское УФАС России жалобу ООО «КОНТРАКТ» на действия Заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона «Выполнение работ по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги общего пользования местного значения "Восточный-Маревый", участок км 59+000 - км 60+900», объявленной извещением от 22.10.2020    №                            0123300011620000134 на официальном сайте Единой

информационной системы в сфере закупок www.zakupki.goy.nl и на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» http://www.sberbank-ast.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а именно: неправомерном установлении в документации об аукционе требования к участникам закупки.

 

 

До заседания Комиссии Амурского УФАС России Администрацией в адрес управления представлены письменные пояснения, из которых следует, что с жалобой ООО «КОНТРАКТ» не согласна, что требования к участникам закупки установлены в соответствии с законодательством. Просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу и исследовав материалы дела,

УСТАНОВИЛА:

22.10.2020 Заказчиком размещена закупка в форме электронного аукциона «Выполнение работ по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги общего пользования местного значения "Восточный-Маревый", участок км 59+000         - км 60+900», объявленная извещением от 22.10.2020

№ 0123300011620000134 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО «Сбербанк- АСТ» http://www.sberbank-ast.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта - 7 149 308, 30 рублей.

Дата и время начала срока подачи заявок - 22.10.2020 в 14:25. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 30.10.2020 в 13:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 02.11.2020. Дата проведения аукциона в электронной форме - 03.11.2020 b 11:25.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.11.2020 № 0123300011620000134-1 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана одна заявка на участие в нем, на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, электронный аукцион признан несостоявшимся; на основании рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе и в соответствии с частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе контракт заключается с участником, подавшим единственную заявку на участие в аукционе - индивидуальным предпринимателем Кураленко М.С.

Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

Статьей 6 Закона о контрактной системе установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион, при котором победителем признается участник закупки, котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

  1. согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
  2. при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а)  наименование страны происхождения товара;

б)     конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Как следует из письма ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)», заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

  1. товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
  2. товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  3. товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Так, например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров, и надлежащим исполнением требований Закона 44-ФЗ является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке. При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг.

В аукционной документации рассматриваемой закупки (пункт 27 Раздела II «Информационная карта» электронного аукциона) указано следующее: «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе:

  1. согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)',
  2. при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а)  наименование страны происхождения товара;

б)       конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе аналогичного содержания указаны в подпункте 3.2.2 аукционной документации.

Также Заказчиком в типовой форме заявки на участие в электронном аукционе предусмотрена обязанность участника закупки указать страну происхождения товара и конкретные показатели

Из анализа аукционной документации рассматриваемой закупки следует, что Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение дорожных работ, в рамках которых используются необходимые расходные материалы.

Следовательно, поскольку материалы не передаются подрядчиком Заказчику отдельно, а только используются в составе результата работ, участником закупки, руководствуясь положением пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в первой части заявки достаточно дать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией с применением программно­аппаратных средств электронной площадки.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В части доводов жалобы о неустановлении Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки, Комиссией Амурского У ФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Пунктом 2(3) Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99) определено:

  • в случае закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
  • наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
  • копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов,

заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог; копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного                                                   контракта

(договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, если предметом закупки является выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, и начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 миллионов рублей для муниципальных нужд, то у участника закупки должен быть опыт выполнения соответствующих работ, что должно быть подтверждено соответствующими документами, указанными в пункте 2(3) приложения № 1 к Постановлению № 99.

Учитывая, что Заказчиком объектом закупки определены работы, входящие в код ОКВЭД 42.11.20.000 (работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов, при этом, начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 миллионов рублей, то у участника закупки должен быть опыт выполнения соответствующих работ, что должно быть подтверждено соответствующими документами, указанными в пункте 2.3 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Однако, в нарушение часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении и аукционной документации вышеуказанные требования к участникам аукциона не установлены.

В части довода жалобы об установлении Заказчиком требований к товару (материалам), используемому при выполнении работ, Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Согласно требованиям аукционной документации размариваемой закупки, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документациях об электронных аукционах.

Пунктом 7 раздела IV «Техническое задание на выполнение работ» аукционной документации установлены требования к песчано-гравийной смеси, используемой при выполнении работ.

Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что в рамках рассматриваемой закупки при выполнении работ поставка товаров, таких товаров как, например, песчано-гравийная смесь не осуществляется, так, в технической части аукционной документации установлено требование к вышеуказанным товарам, которые очевидно не поставляются, а используются при выполнении работ, то есть переходят в измененном виде Заказчику в виде результата - выполнения работ по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги общего пользования местного значения «Восточный-Маревый».

Следовательно, требования документации об электронном аукционе к товару, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ в рамках данной закупки, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об электронном аукционе и действующим государственным стандартам.

Таким образом, учитывая, что в технической части документации о закупке Заказчиком указана ссылка на государственный стандарт ГОСТ 23735-2014, Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что предъявление требований в рассматриваемой документации о предоставлении конкретных характеристик товара нарушает части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В части довода заявителя о неверном установлении Заказчиком возможности применении антидемпинговых мер, Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

Согласно части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов

начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Пунктом 5.2 проекта контракта предусмотрено следующее «если предложенная в заявке победителя закупки цена, сумма цен единиц товара снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене Контракта, начальной суммы цен единиц товара Контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в документации о проведении аукциона или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, Заказчиком не нарушено требование части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

В части довода заявителя о незаконном установлении Заказчиком требований к сроку действия банковской гарантии, Комиссией Амурского У ФАС России установлено следующее.

В пункте 5.3 раздела V «Обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств» проекта контракта рассматриваемой закупки содержится информация о том, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе).

В нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации, проекте контракта установлено требование к сроку действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, не соответствующее закону.

Рассмотрев жалобу ООО «КОНТРАКТ» на действия Заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона «Выполнение работ по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги общего пользования местного значения "Восточный-Маревый", участок км 59+000 - км 60+900», объявленной извещением от 22.10.2020 № 0123300011620000134 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» http://www.sberbank-ast.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о

 

контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014                                                                                                   № 727/14

«Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Амурского У ФАС России приняла

РЕШЕНИЕ:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «КОНТРАКТ» обоснованной в части.
  2. Признать муниципального заказчика - администрацию Тындинского района нарушившим часть 3 статьи 96, часть 2 статьи 31, часть 6 статьи 66, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать муниципальному заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны