Решение №03-3597 от 02.09.2011 Решение по делу № Р-5/13 2011 в отношении ЗАО «Благовещенска... от 12 июня 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

"02" сентября 2011 г.                                                                                                  г. Благовещенск

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя – начальник отдела товарных рынков и рекламы,

члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…>, специалист-эксперт указанного отдела,

рассмотрев дело № Р-5/13 2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Федеральный закон «О рекламе»), возбужденное по фактам распространения в июне-июле 2011 г. на территории г.Благовещенска наружной рекламы «… ЛУЧШИЕ ТРАКТОРЫ!.. Кредитуется Россельхозбанком»,

в присутствии представителей:

заявителя – <…>, место нахождения: <…>, не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Закрытое акционерное общество «Благовещенскагротехснаб» (далее также –  ЗАО «Благовещенскагротехснаб», Общество), место нахождения: <…>, представители: <…>, генеральный директор Общества; <…>, доверенность № <…> от <…>,

заинтересованных лиц –

Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска, место нахождения: <…>, представители не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,  

Открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее также – ОАО «Россельхозбанк», Банк) юридический адрес: <…>, место нахождения: <…>, представители: <…>, доверенность № <…> от <…>,

Общество с ограниченной ответственностью «Р-Тоник» (далее – ООО «Р-Тоник»), юридический адрес: <…>, место нахождения: <…>, представитель: <…>, доверенность от <…>,

ИП К<…>, юридический адрес: <…>; место нахождения: <…>, представитель: <…>, доверенность <…> от <…>,

Общество с ограниченной ответственностью «Амур Медиа Групп» (далее –  ООО «Амур Медиа Групп»), место нахождения: <…>, представитель: <…>, доверенность от <…>,

ИП М<…>, место нахождения: <…>, представитель: <…>, доверенность от <…>,

эксперта – ---, переводчика – ---.

УСТАНОВИЛА:

На сайт Амурского УФАС России (www.fas.gov.ru) поступило обращение <…> (исх.<…> от <…>, вх. № <…> от <…>) о размещении на территории г. Благовещенска недостоверной наружной рекламы, в которой употребляется слово «лучший» относительно реализуемого товара - мини техники из КНР, что является необоснованным и недостоверным утверждением, так как указанная степень превосходства не имеет подтверждения,  нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». <…> представлены (исх. <…> от <…>, вх. № <…> от <…>) сделанные им <…> фото с изображением указанной в заявлении рекламы.

25.07.2011 Амурским УФАС России по результатам рассмотрения заявления  <…> возбуждено дело № Р-5/13 2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе») в отношении: ЗАО «Благовещенскагротехснаб» (рекламодателя) и ООО «Р-Тоник» (рекламораспространителя).

Рассмотрение дела откладывалось, к участию в деле были привлечены:

в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП К<…> и ООО «Амур Медиа Групп» (рекламораспространители), ИП М<…> (рекламопроизводитель);

в качестве заинтересованных лиц – Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска и ОАО «Россельхозбанк».

При рассмотрении дела также проверялось соблюдение требований пункта 7 статьи 5 и статьи 12 Федерального закона «О рекламе».

В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, установлены следующие обстоятельства.

На территории г. Благовещенска в 2011 г., в том числе по состоянию на 21.06.2011 и 18.07.2011, с использованием двух рекламных конструкций, установленных в районе      ул. <…> - ул. <…> и ул. <…> (между ул. <…> и ул. <…>, ближе к ул. <…>), распространяется информация следующего содержания:

текст: «ул. <…> т. <…>, <…> ЛУЧШИЕ ТРАКТОРЫ! Гарантия 2 года Кредитуется Россельхозбанком»,

изображение: «трактор».

Вышеуказанная информация, в силу пунктов 1-3 статьи 3 Федерального закона      «О рекламе», является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Объектами рекламирования в данном случае являются:

тракторы, реализуемые ЗАО «Благовещенскагротехснаб»;

банковские (финансовые) услуги – кредиты, оказываемые ОАО «Россельхозбанк».

Так, ЗАО «Благовещенскагротехснаб» является действующим юридическим лицом (ОГРН <…>, ИНН/КПП <…>/<…>, место нахождения: <…>) – (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от <…> № <…>).

Общество использует, в частности, телефонные номера: <…>, <…> (договоры № <…> от <…> и № <…> от <…> на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи с предварительным выбором оператора, заключенные с Открытым акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», Приложения № <…> к данным договорам).

ЗАО «Благовещенскагротехснаб» имеет право осуществлять следующие виды деятельности:

основной вид экономической деятельности:

- код по ОКВЭД – 51.66.2, наименование вида деятельности – оптовая торговля прочими машинами и оборудованием для сельскохозяйственного и лесного хозяйства;

дополнительные виды экономической деятельности:

- код по ОКВЭД – 51.66.1, наименование вида деятельности – оптовая торговля тракторами;

- коды по ОКВЭД – 51.65.1, 51.65.2 и 51.65.3, наименования видов деятельности – оптовая торговля транспортными средствами и  оборудованием; оптовая торговля эксплуатационными материалами и принадлежностями машин и оборудования; оптовая торговля подъемно-транспортными машинами и оборудованием;

- код по ОКВЭД – 29.32.9, наименование вида деятельности – предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию машин для сельскохозяйственного и лесного хозяйства, включая колесные тракторы;

- коды по ОКВЭД – 50.30.1 и 50.30.2, наименования видов деятельности – оптовая и розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;

- коды по ОКВЭД – 50.10.1 и 50.10.2, наименования видов деятельности – оптовая и розничная торговля автотранспортными средствами.

Согласно статье 5 Федерального закона «О рекламе»:

реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1);

недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 2);

недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3).

Вместе с тем, в вышеназванной рекламе указано: «ЛУЧШИЕ ТРАКТОРЫ!».

«Лучший» – прилагательное, сравнительная и превосходная степень от хороший; самый хороший; сравнительно в другим, высший по качеству (Толковый словарь Даля,        1863-1866 г.).

Комиссией Амурского УФАС России исследован и отклонен как несостоятельный довод Общества о том, что указание в вышеназванной рекламе словосочетания «ЛУЧШИЕ ТРАКТОРЫ!» относится ко всем тракторам, в том числе и к реализуемым конкурентами, поскольку текст рекламной информации таких сведений не содержит и в ходе рассмотрения дела было установлено, что в данном случае рекламируются именно тракторы, реализуемые ЗАО «Благовещенскагротехснаб», которые названы Обществом «ЛУЧШИМИ».

Федеральный закон «О рекламе» не содержит прямого запрета на использование в рекламе терминов в превосходной степени, однако устанавливает требование о достоверности распространяемой рекламы, ориентирует на необходимость обеспечить ее соответствие реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре, его качестве, потребительских свойствах, а также предусматривает ответственность за распространение недостоверной рекламы.

Применительно к данной рекламе термин «ЛУЧШИЕ» содержит индивидуально определенный признак реализуемых ЗАО «Благовещенскагротехснаб» тракторов, основанный на утверждении  превосходства данных тракторов перед тракторами, реализуемыми другими продавцами, содержит некорректное сравнение рекламируемого товара и не соответствует действительности, поскольку носит категоричный, всеобъемлющий характер при отсутствии подтверждающих данную информацию документальных доказательств и без уточнения критерия оценки, свидетельствует о том, что рекламируемый товар лучший во всем по сравнению с тракторами, реализуемыми другими продавцами, принижая тем самым качество аналогичных товаров (тракторов) иных продавцов.

Сообщая недобросовестную и недостоверную информацию неопределенному кругу лиц, Общество привлекло внимание потребителей к одному хозяйствующему субъекту – ЗАО «Благовещенскагротехснаб», чем неправомерно и необоснованно создало преимущество рекламируемых реализуемых им тракторов перед тракторами, реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.

То есть, вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является ненадлежащей.

Кроме того, установлено, что в данной рекламе рекламируются банковские (финансовые) услуги – кредиты, оказываемые ОАО «Россельхозбанк».

ОАО «Россельхозбанк» является действующим юридическим лицом (ОГРН <…>, ИНН/КПП <…>/<…>, юридический адрес: <…>). Полное фирменное наименование Банка – Открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк», сокращенное фирменное наименование –  ОАО «Россельхозбанк». Банк имеет филиалы на территории Российской Федерации, в том числе Амурский региональный филиал (место нахождения: <…>). Центральным банком Российской Федерации <…> ОАО «Россельхозбанк» выдана генеральная лицензия на осуществление банковских операций № <…> (копии Устава с Изменениями, сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц на <…>, сведения с официального сайта Банка - <…>).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон «О банках и банковской деятельности»), пунктами 6 и 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»   ОАО «Россельхозбанк» является кредитной, финансовой организацией, оказывающей финансовые, банковские услуги. 

В соответствии Уставом Банка: <…>

ОАО «Россельхозбанк» утвержден и реализуется ряд специальных/целевых программ, регламентирующих порядок кредитования в случае приобретения различных видов техники и оборудования, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями. В частности, целевой программой, в рамках которой осуществляется кредитование на приобретение техники, в том числе сельскохозяйственной, является Положение № <…> «Кредит под залог приобретаемой техники и/или оборудования», согласно которому техника и/или оборудование, указанное в программе, должно приобретаться Заемщиком Банка у российских заводов-изготовителей, а также у продавцов, являющихся официальными дилерами, дистрибьюторами, торговыми домами, реализующих продукцию заводов-изготовителей, обеспечивающих гарантийное и послегарантийное обслуживание техники/оборудования и имеющих соответствующие дилерские, дистрибьюторские договоры/соглашения, и у зарубежных компаний-поставщиков, в том числе изготовителей.  ЗАО «Благовещенскагротехснаб» продолжительный период времени является одним из деловых партнеров ОАО «Россельхозбанк», а также официальным дилером множества производителей сельскохозяйственной техники, в том числе тракторов. Сельскохозяйственная техника, реализуемая ЗАО «Благовещенскагротехснаб», может быть приобретена с помощью кредитных средств, предоставляемых Банком в рамках вышеназванной целевой программы (письмо Банка от <…> № <…> с приложениями).

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»: реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование).

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой): юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии со статьёй 7 Закона «О банках и банковской деятельности»:

Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".

Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Тогда как, в данной рекламе банковских (финансовых) услуг не содержится указание на организационно-правовую форму Банка, оказывающего эти услуги – Открытое акционерное общество (ОАО).

Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является ненадлежащей.

В ходе рассмотрения данного дела исследовались и не нашли своего подтверждения факты распространение рекламы, аналогичной по содержанию вышеназванной наружной рекламе в иных местах на территории Амурской области, а также факты наличия в данной рекламе иных нарушений требований Федерального закона «О рекламе», в том числе пункта 7 статьи 5 и статьи 12 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»:

рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-3 статьи 5, статьёй 28 Федерального закона «О рекламе»;

рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»: рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы является ЗАО «Благовещенскагротехснаб» - продавец товара, которое определило объекты рекламирования и содержание рекламы, фактически осуществило распространение рекламы с использованием рекламных конструкций путем совершения определенных действия по доведению рекламы до неопределенного круга лиц (письма ЗАО «Благовещенскагротехснаб» от <…> № <…>, от <…>, от <…>, от <…> № <…> с приложениями; письмо ИП М<…> от <…> с приложениями; письмо ООО «Амур Медиа Групп» от <…> № <…> с приложениями; письмо ИП К<…> от <…> с приложениями).

Производство в отношении ООО «Р-Тоник», ИП К<…>, ООО «Амур Медиа Групп», ИП М<…> подлежит прекращению в соответствии с подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), поскольку:

ООО «Р-Тоник», ИП К<…>, ООО «Амур Медиа Групп» не являются рекламораспространителем вышеназванной рекламы, так как рекламные конструкции по указанным адресам переданы Обществу во временное пользование (письма ООО «Р-Тоник» от <…> ООО «Амур Медиа Групп» от <…> № <…>, ИП К<…> от <…> с приложениями копий документов, в том числе договора аренды № <…> от <…> с ООО «Амур Медиа Групп», договора аренды (рекламоносителя) от <…>);

в ходе рассмотрения данного дела не доказано, что нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя    ИП М<…>.

Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине  ЗАО «Благовещенскагротехснаб» (рекламодателя и рекламораспространителя) произошло распространение с использованием рекламных конструкций вышеназванной ненадлежащей наружной рекламы.

Комиссия Амурского УФАС России считает, что ЗАО «Благовещенскагротехснаб», являясь рекламодателем и рекламораспространителем вышеназванной рекламы, имело возможность указать в ней:

корректные сравнения и соответствующие действительности сведения о рекламируемом товаре (тракторах),

организационно-правовую форму Банка, оказывающего рекламируемые банковские (финансовые) услуги,

что исключило бы нарушение требований 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», однако не предприняло для этого необходимых мер.

На основании изложенного, установлены факты нарушения ЗАО «Благовещенскагротехснаб» (рекламодателем и рекламораспространителем) требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно частей 4, 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

ЗАО «Благовещенскагротехснаб» (рекламодателю и рекламораспространителю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»), а именно: о прекращении распространения и не распространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, в том числе рекламных конструкций, вышеназванной рекламы   ЗАО «Благовещенскагротехснаб», не соответствующей требованиям пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»: 

рекламы, которая содержит слово «ЛУЧШИЕ» (некорректное сравнение рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые реализуются другими продавцами; не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые реализуются другими продавцами);

рекламы банковских (финансовых) услуг, не содержащей указание на организационно-правовую форму юридического лица, оказывающего эти услуги.

Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <…> немедленно по окончании рассмотрения дела – 19.08.2011.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу ЗАО «Благовещенскагротехснаб», распространенную в 2011 г., в том числе по состоянию на и 18.07.2011, с использованием двух рекламных конструкций, установленных на территории г. Благовещенска в районе ул. <…> - ул. <…>, ул. <…> (между ул. <…> и ул. <…>, ближе к ул. <…>):

«...ул. <…>… ЛУЧШИЕ ТРАКТОРЫ!.. Кредитуется Россельхозбанком»,

поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

  1. Выдать ЗАО «Благовещенскагротехснаб» (рекламодателю и рекламораспространителю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном   правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме "02" сентября 2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                       ____________________________            <…>

Члены Комиссии:                                 ____________________________             <…>

                                                           ____________________________             <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны