Решение б/н О прекращении рассмотрения дела № 028/01/10-788/2023 от 16 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «26» декабря 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «16» января 2024 года

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>; <…>; <…>; <…>,

рассмотрев дело № 028/01/10-788/2023 по признакам нарушения ООО «Тындинская нефтяная компания» (далее – ООО «ТНК»), <…>, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в повышении стоимости бензина АИ-92, АИ-95, дизельного топлива в сентябре 2023 года, а также в поддержании повышенных цен на бензин марки АИ-95, дизельное топливо в октябре 2023 года, в присутствии от ООО «ТНК» и ООО «Фантом» <…>,

УСТАНОВИЛА:

Амурским УФАС России в рамках исполнения поручения руководителя ФАС России <…> от 08.09.2023 № МШ/72884ПР/23, поручения заместителя руководителя ФАС России <…> от 26.09.2023 № ВК/78497-пр/23, писем Хабаровского УФАС России от 11.09.2023 № НК/9242/23, от 19.09.2023 № НВ/9547/23, данных в рамках поручения Председателя Правительства Российской Федерации <…> от 05.09.2023 № 8400-П41-ММ/5, в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Амурской области реализацию моторного топлива, направлено письмо от 28.09.2023 № НГ/2691/23 о необходимости принятия мер по стабилизации сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов, с учетом того, что по данным ФАС России за период с 15.09.2023 по 25.09.2023 оптовая (биржевая) цена на автомобильный бензин марки АИ-92 снизилась на 20,5 % (с 70 372 рубля за тонну до 55 948 рублей за тонну), марки АИ-95 на 23,4% (с 75 892 рубля за тонну до 58 097 рублей за тонну), на дизельное топливо летнее снизилась за период с 19.09.2023 по 25.09.2023 на 18,6% (с 74 779 рублей за тонну до 60 885 рублей за тонну). Кроме того, указанным письмом Амурским УФАС России запрошена информация о мелкооптовых и розничных ценах на автомобильные бензины, дизельное топливо по состоянию на 01.10.2023.

Согласно представленной письмом ООО «ТНК» от 29.09.2023 № 202 информации, обществом закупался бензин марки АИ-92 по цене: на 31.08.2023 - 74 500 руб./тонна (55,8 руб./литр), 13.09.2023 79 000 руб./тонна (59,20 руб./литр), 25.09.2023 - 68 400 руб./тонна (51,30 руб./литр), реализация осуществлялась по цене 61 руб./литр. Бензин марки АИ-95 приобретался на 07.09.2023 по цене 80 050 руб./тонна (60 руб./литр), реализация осуществлялась по цене 65 руб./литр. Дизельное топливо приобреталось по цене 76 300, 76 500 руб./тонна, что соответствует 65 руб./литр, с 01.10.2023 реализация по цене 75 руб./литр. По информации, представленной ООО «ТНК», нефтяная компания осуществляет закупку нефтепродуктов на бирже с доставкой по железнодорожному транспорту. В случае задержек по отгрузке нефтепродукты приобретаются по договору с ООО «Востокнефтепродукт» с нефтяной базы в г. Благовещенске. Снижение стоимости произошло на заводах европейской части России, дизельное топливо на бирже торговалось по стоимости на 26.09.2023 / 28.09.2023: Комсомольский НПЗ - 87 161 / 89 507 руб./литр, Ангарский - 78 283 / 81 151 руб./тонна, Ачинский - 74 581 / 77 779 руб./тонна, Омский - 69 407 / 71 930 руб./тонна, что с доставкой в Амурскую область составляет около 85 000 руб./тонна (72 руб./литр).

Вместе с тем в Амурское УФАС России поступило заявление С П.В. о повышении стоимости и несоответствии качества бензина, в частности бензина марок А-80, АИ-92 на автомобильных заправочных станциях в г. Тында (указан продавец - <…>).

В связи с этим Амурским УФАС России в адрес ООО «ТНК» направлен запрос информации о динамике изменения цен на бензин марок А-80, АИ-92, АИ-95, дизельного топлива в 2022-2023 годах, а также о предоставлении калькуляции и обоснования повышения стоимости указанного моторного топлива в III квартале 2023 года с предоставлением подтверждающих данные сведения документов.

Как следует из представленной письмом ООО «ТНК» от 23.10.2023 № 222 информации, динамика цен на топливо в запрошенный период являлась следующей:

2022 год

Наименование

04.2022

05.2022

06.2022

07.2022

08.2022

09.2022

10.2022

11.2022

12.2022

АИ-92

51

51

50

50

50

50

50

50

50

АИ-95

53

53

53

53

53

53

53

53

53

ДТ

66

64

64

64

64

64

66

66

74 зим

2023 год

Наименование

01.2023

02.2023

03.2023

04.2023

05.2023

06.2023

07.2023

08.2023

09.2023

10.2023

АИ-92

50

50

50

51

51

51

52

55

61

59

АИ-95

53

53

53

54

54

54

55

58

65

65

ДТ

74

74

65

66

64

64

64

64

66

75 зим

Вместе с тем из указанных пояснений ООО «ТНК» следует, что повышение стоимости топлива на бирже с апреля 2023 года с одновременным удержанием розничных цен привело к ситуации, когда стоимость реализации стала дешевле закупочной. Максимальная стоимость бензина АИ-92 в сентябре 2023 года составила 61 рубль за 1 литр (закупочная с доставкой до ст. Тында - 58 рублей за 1 литр). Увеличение стоимости по сравнению с апрелем 2023 года (51 рубль за 1 литр) составило 20%. При этом биржевая стоимость с 50 тысяч рублей/тонна поднялась до 70,5, что соответствует 70%. Аналогичная ситуация сложилась по другим видам моторного топлива. Рентабельность продаж по данным ФНС, ООО «ТНК» за 2022 год составила 7,85%.

К пояснениям представлены сведения о биржевой стоимости бензина марки АИ-92, отражающие информацию о росте цены с апреля 2023 года (до 70 500 рублей/тонна в15.09.2023), прейскуранты цен на топливо ООО «Востокнефтепродукт» (на 11.08.2023: АИ-92 71 500 руб./тонна, АИ-95 73 200 руб./тонна, ДТл 74 400 руб./тонна; на 21.08.2023: АИ-92 73 500 руб./тонна, АИ-95 78 500 руб./тонна, ДТл 74 800 руб./тонна; на 23.08.2023: АИ-92 73 500 руб./тонна, АИ-95 80 700 руб./тонна, ДТл 74 800 руб./тонна; на 28.08.2023: АИ-92 73 900 руб./тонна, АИ-95 82 100 руб./тонна, ДТл 75 100 руб./тонна; на 13.09.2023: АИ-92 74 200 руб./тонна, АИ-95 84 600 руб./тонна, ДТл 77 000 руб./тонна; на 19.09.2023: АИ-92 76 600 руб./тонна, АИ-95 85 100 руб./тонна, ДТл 79 700 руб./тонна; на 29.09.2023: АИ-92 77 200 руб./тонна, АИ-95 85 300 руб./тонна, ДТл 83 200 руб./тонна; цены с НДС)

Иные сведения и документы, обосновывающие повышение стоимости бензина в Амурское УФАС России не представлены.

По результатам рассмотрения вышеуказанной информации приказом Амурского УФАС России от 30.10.2023 № 108/23 возбуждено дело № 028/01/10-788/2023 по признакам нарушения ООО «ТНК» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», определением от 30.10.2023 рассмотрение дела назначено на 15.11.2023 в 09 часов 15 минут. Определением от 15.11.2023 рассмотрение дела отложено на 05.12.2023 в 10 часов 00 минут. Определением от 05.12.2023 рассмотрение дела отложено на 26.12.2023 в 10 часов 00 минут.

Письмом от 10.11.2023 № 231 ООО «ТНК» пояснило, что АЗС с. Соловьевск принадлежит ООО «Фантом», работающему на упрощенной системе налогообложения. Для привлечения большегрузного транзитного транспорта АЗС была передана в аренду ООО «ТНК», работающему на общей системе налогообложения и уплачивающему НДС. В конце сентября 2023 года открыт объезд с. Соловьевск по ФАД «Лена». Транзитный транспорт перестал проезжать через населенный пункт. Реализация ДТ снизилась.АИ-80 нет в наличии 2 года, на бирже не торгуется. Расход АЗС с. Соловьевск на сентябрь: АИ-92 – 61 890 литров, АИ-95 – 30 836 литров, ДТ – 203 986 литров, всего – 296 712 литров; на октябрь: АИ-92 – 58 538 литров, АИ-95 – 30 453 литра, ДТ – 111 231 литр, всего – 200 222 литра. Неизменные расходы на эксплуатацию:

- раскачка топлива с железнодорожной цистерны и хранение – 1 рубль;

- расстояние от г. Тынды до с. Соловьевска – 130 км, ГСМ доставляется бензовозом 10 м³ по требованию пожнадзора в течение 6 часов, цена себестоимости 2 тысячи в час – 1,2 руб./л.;

- эквайринг – 1,6 %, 90 % оплаты по картам для бензина и 99 % для ДТ при средней цене бензина: 56 руб.* 1,6% = 0,9 руб., ДТ: 75 руб.* 1,6 = 1,2 руб., один рубль с каждого литра уплачивается банку;

- оплата за электроэнергию, воду, пожарную безопасность, телефонизацию, экологические платежи, ремонт оборудования, очистка территории и тому подобное – достигает 100 000 рублей в месяц, что составляет 0,5 руб./литр;

- заработная плата операторов АЗС: 4 человека*50 000 рублей – 1 руб./литр к прямым затратам.

Таким образом для обеспечения работы АЗС без прибыли необходима наценка: раскачка – 1 руб./л., транспортные расходы – 1,2 руб./л., эквайринг – 1 руб./л., эксплуатация – 0,5 руб./л., заработная плата- 1 руб./л., итого – 4,7 руб./л.*20 % НДС = 6,4 руб./л.

Расчет составлен без учета отпускных, проезда по двухлетке, административных расходов, амортизации, рентабельности.

Закупки и реализация:

- 15.08.2023 АИ-92: закупка 70,8 кг.*0,74=52 руб./л., реализация – 52 руб./л.;

- 22.09.2023 АИ-92: закупка 76,69 кг.*0,74=56 руб./л., реализация – 56 руб./литр;

- 08.10.2023 АИ-92: закупка 79 кг.*0,74=58,45 руб./л., реализация – 58 руб./литр;

- 19.10.2023 АИ-92: закупка 66,2 кг.*0,74=49,65 руб./л., реализация – с 10.11.2023 55 руб./литр;

- 31.08.2023 АИ-95: закупка 81,7 кг.*0,74=60,45 руб./л., реализация – 60 руб./литр;

- 25.09.2023 АИ-95: закупка 80,05 кг.*0,74=60 руб./л.;

- 18.09.2023 ДТл: закупка 77 кг.*0,85=65,45 руб./д., реализация 66 руб./л.;

- 21.08.2023 ДТз (учитывая температурный режим в сентябре переход на реализацию ДТз): закупка 78,6 кг.*0,84=66 руб./л., реализация – 75 руб./л.;

- сентябрь 2023 года ДТз: закупка: 87 300 тн.*0,85=74,2 руб./л.

В 3 квартале 2023 года по АЗС с. Соловьевск убытки при реализации бензина составляют около 5 руб./л. – АИ-92, 6 руб./л. – АИ-95. Реализация ДТ приносит доход около 3 руб./л. Срок отгрузки товара по правилам биржи – 30 дней, допускается 60 дней. Срок доставки 14-20 дней, часто больше. Зимнее ДТ в цене не уменьшалось. Цена в с. Соловьевск на 10.11.2023: АИ-92 – 55 руб./л., АИ-95 – 59 руб./л., ДТз – 80 руб./л.

К пояснениям представлены в копиях счета-фактуры от 15.08.2023 № 0815/0008 (АИ-92 – 59 000 руб./тонна), от 31.08.2023 № 0831/0006 (АИ-95 – 68 083,33 руб./тонна), от 18.09.2023 № 0918/0019 (ДТл – 64 166,67 руб./тонна), от 25.09.2023 № 0925/0006 (АИ-95 – 66 708,33 руб./тонна), от 08.10.2023 № 1008/0006 (АИ-92 – 65 833,33 руб./тонна), от 19.10.2023 № 1019/0008 (АИ-92 – 55 166,67 руб./тонна), выставленные ООО «Аквиойл», от 22.09.2023 № БМ000000529/2 (АИ-92 – 63 833 руб./тонна), выставленный ООО «Востокнефтепродукт» (цены указаны без учета НДС 20 %).

Письмом от 01.12.2023 № 240 ООО «ТНК» пояснило, что, имея годовую выручку более 200 миллионов рублей, применяет общую систему налогообложения. По расчету стоимости топлива общество указало, что расходы на управленческий персонал (директор, главный бухгалтер, бухгалтер, главный механик) принимаются из баланса за 2022 год, исходя из:

- средняя заработная плата 79 000 рублей,

- списочный состав 25 человек,

- на АЗС 4 человека 16%

4 человека управления * 79 000*16%=50 560 рублей.

50 560 + 30% налоги = 65 728 рублей/месяц.

Согласно представленной счет-фактуре на пользование железнодорожными путями стоимость 5 вагонов средним весом 60 тонн составляет 190 000 рублей.

190 000/5/60=633 рублей/тонна.

Услуги железной дороги по подаче-уборке зависят от количества подаваемых вагонов и в среднем составляют 300-350 рублей/тонна.

633+350=983 рублей/тонна.

Итого за пользование железнодорожными путями, подачу-уборку оплата около 1 000 рублей/тонна, что соответствует 1 рубль/литр.

- заработная плата персонала АЗС составляет 49 000 рублей (4 человека) + 30% налоги

49 000*4+30%= 255 000 рублей/месяц.

- отпускные и 13 заработная плата (выдается ежегодно для стимулирования сотрудников) прибавляет к фонду оплаты труда

8*49 000+30%=509 600/12=42 000 рублей/месяц.

255 000 + 42 000=297 000 рублей/месяц.

- согласно договору аренды ООО «ТНК» уплачивает ООО «Фантом» 60 000 рублей/месяц без НДС.

В стоимость входит:

- пользование имуществом, электроэнергия, отопление, вывоз мусора, подвоз воды, амортизация, замеры сопротивления эл. оборудования и тому подобное.

- хранение 0.

- остатки на АЗС не могут превышать 10 м3 по каждому виду топлива согласно предписанию МЧС.

- Расчет составлен по итогам объемов реализации сентября 2023 года.

В октябре и ноябре наблюдается резкое уменьшение реализации

- прочие расходы 0.

- эквайринг банка установлен в размере 1,6% от оборота.

- налоги на ФОТ включены в заработную плату.

- в графе «Налоги» учитывается НДС- 20%.

- плотность - средняя в связи с суточными колебаниями температур до 20 °С, что изменяет плотность на 0,015 кг/м3

Высокие транспортные расходы на закупки у ООО «Востокнефтепродукт» связаны с доставкой топлива с г. Благовещенск автотранспортом с максимальным объемом цистерны 28 000 литров (требование УГАДН), расстоянием в 800 километров и стоимостью доставки 200 рублей/километр.

Справочно:

стоимость реализации зимнего дизельного топлива рассчитывается исходя из характеристик зимнего класса при покупке ДТ- 1 класс температура фильтрации – 26 °С; ДТ- 2 класс – 32 °С; ДТ-3 класс – 38 °С; ДТ- 4 класс – 44 °С; ДТ- 5 класс – 48 °С; ДТ- 6 класс – 52 °С.

При реализации дизельного топлива в условиях Крайнего Севера и направлении Якутска необходимо закупать и реализовать дизельное топливо 3-5 классов.

В сентябре в Тындинском районе температура опускается до минусовых значений, что требует реализации межсезонного либо зимнего дизельного топлива.

Топливо в счет фактурах куплено ранее, счета сформированы в дату отгрузки топлива с завода, кроме ООО «Востокнефтепродукт» (топливо отгружено с базы).

Исходя из реализации в сентябре 2023 года:

АИ 92 28 000 л * (-10-67) = -298 760 рублей.

АИ 92 33 890 л * (-5-11) = -173 178 рублей.

АИ 95 30 830 л * (-5-24) = -162 073 рублей.

ДТ 203 980 л * (2-75) = 560 945 рублей.

Итого АЗС в сентябре 2023 года принесла 73 000 тысяч прямых убытков.

К пояснениям представлены: таблица согласно определению по делу от 15.11.2023; договор аренды АЗС № 30.06.2023 № 1, заключенный между ООО «Фантом» и ООО «ТНК»; заключение инспекции Госстройнадзора Амурской области от 05.03.2010 № 08 о соответствии построенного объекта требованиям технических правил; договор от 01.10.2022 № 607/1 на подачу-уборку вагонов, заключенный между ОАО «Российские железные дороги», АО «Бамстроймеханизация» и ООО «ТНК»; дополнительное соглашение к указанному договору о продлении срока его действия до 31.12.2023; договор от 01.12.2017 № 343 поставки нефтепродуктов, заключенный между ООО «Аквиойл» (г. Москва) и ООО «ТНК»; счет-фактура от 30.09.2023 № БМ0230930130 на оплату услуг АО «Бамстроймеханизация» по хранению груза, пользованию железнодорожными путями на сумму190 189,20 рублей; таблица для определения плотности нефтепродуктов; предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Тында и Тындинскому району ГУ МЧС России по Амурской области № 2305/210-28/15-П/РВП/1 об устранении нарушений.

Письмом от 22.12.2023 № 266 ответчик представил сведения о реализации топлива через АЗС с. Соловьевск, остатках на складе, пояснив, что остатки фактические всегда имеют расхождения с бухгалтерским учетом в связи с постановкой топлива на баланс в момент отгрузки, время в пути и подача под выгрузку не прогнозируется. В качестве примера по данным в системе «Этран»: цистерна 75153619, срок доставки 28.10.2023, не подана; цистерна 54760707, срок доставки 20.10.2023, не подана; цистерна 58272824, срок доставки 29.10.2023, брошена, дата продолжения движения не указывается; цистерна 54712096, срок доставки 30.11.2023, находится в г. Иркутске; цистерна 54682315, срок доставки 30.11.2023, не подана; закупленное топливо 13.11.2023 на 25.12.2023 не отгружено. В связи с задержками по отгрузке и в пути невозможно планировать поступление и необходимые остатки ГСМ для бесперебойной работы предприятия. Стоимость доставки до ст. Тында включена в стоимость топлива. Оплата закупленного топлива производится на основании договора и не привязана к счет-фактурам. Договоров, включая госконтракты, более ста (представлены несколько). У строителей и дорожников при благоприятных условиях потребление резко возрастает (укладка асфальта). Бывают просьбы отпустить повышенное количество по сравнению с ежесуточным потреблением топлива для отправки в поселки БАМа по госконтрактам в связи с отсутствием на их территории АЗС. Стоимость реализации дизельного топлива в осенне-зимний период 2022 года составила 74-76 руб./литр. Стоимость зимнего ДТ в сентябре 2023 года установлена 75 руб./литр.

К пояснениям, помимо сведений об объемах реализации топлива, представлены скриншоты данных с «Этран», а также в копиях: договор от 01.12.2017 № 343, заключенный между заявителем и ООО «Аквиойл», договор от 01.10.2022 № 607/1 на подачу-уборку вагонов и дополнительное соглашение к нему, счета-фактуры от 04.08.2022 № 0804/0004 (ДТл – 56 666,67 руб./тонна); 25.08.2022 № 0825/0008 (ДТл – 56 125 руб./тонна); 09.09.2022 № 0909/0005 (ДТл – 56 750 руб./тонна); 22.10.2022 № 1022/0007 (ДТз – 69 750 руб./тонна), от 06.11.2022 № 1106/0006 (ДТз – 67 833,33 руб./тонна); ); от 15.08.2023 № 0815/0007 (АИ-92 – 58 666,67 руб./тонна); от 15.08.2023 № 0815/0008 (АИ-92 – 59 000 руб./тонна); от 15.08.2023 № 0815/0009 (АИ-92 – 58 666,67 руб./тонна); 21.08.2023 № 0821/0004 (ДТз – 65 500 руб./тонна); 26.09.2023 № 0926/0006 (АИ-92 – 56833,33 руб./тонна); 26.09.2023 № 0926/0007 (АИ-92 – 62 083,33 руб./тонна); 03.10.2023 № 1003/0009 (АИ-92 – 57 000 руб./тонна); 07.10.2023 № 1007/0008 (АИ-92 – 56 000 руб./тонна); 08.10.2023 № 1008/0006 (АИ-92 – 65 833,33 руб./тонна); 19.10.2023 № 1019/0008 (АИ-92 – 55 166,67 руб./тонна); 23.10.2023 № 1023/0007 (ДТз – 72 416,67 руб./тонна); 30.10.2023 № 1030/0006 (ДТз – 72 083 руб./тонна), выставленные ООО «Аквиойл», от 22.09.2023 № БМ000000529/2 (АИ-92 – 63 833 руб./тонна), выставленный ООО «Востокнефтепродукт» (цены указаны без учета НДС 20 %); платежные поручения от 04.08.2023 № 453 на сумму 2 000 000 рублей, от 21.08.2023 № 557 на сумму 4 000 000 рублей, от 25.08.2023 № 513 на сумму 3 000 000 рублей, от 09.09.2023 № 546 на сумму 4 000 000 рублей, от 12.10.2023 № 601 на сумму 3 000 000 рублей, от 23.10.2023 № 756 на сумму 3 000 000 рублей, от 24.10.2023 № 761 на сумму 3 000 000 рублей, от 07.11.2023 № 664 на сумму 5 000 000 рублей,- оплата топлива по договору от 01.12.2017 № 343; акт сверки взаиморасчетов с ООО «Аквиойл» за 2023 год; договор 12.11.2018 № ТНК/98/18 купли-продажи нефтепродуктов, заключенный между ответчиком и ООО «Содействие Развитию Предпринимательства» с дополнительными соглашениями к нему от 10.08.2022, от 01.02.2023; договор от 05.07.2023 № 32-ЕП/2023 на поставку нефтепродуктов, заключенный с МУП «Горэлектротеплосеть»; государственный контракт от 12.01.2023 № 17 на поставку неэтилированного бензина марки АИ-92 для нужд Тындинского ЛО МВД России; договор от 31.03.2023 № ТНК/35/2023 с ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»; государственный контракт от 01.01.2023 на поставку товара с ГК Амурской области «Тындинское лесничество».

В заседаниях Комиссии представитель ответчика указал, что в пояснениях описана ситуация, которая сложилась – повышение биржевых цен всё лето, в этом году в связи с отменой доплат ВИНК, цена в начале сентября не понизилась, в связи с этим ответчик был вынужден закупать достаточно дорого. После снижения цены на бензин возвращена стоимость на период июль-август. Что касается дизеля, то работа осуществляется в северном регионе, а заводы в Комсомольске и Ангарске, Ачинске – заводы Роснефти, с которых в основном получается продукция. Они начинают выпускать всесезонное дизельное топливо в сентябре, когда им уже необходимо. Но по биржевым нормативам срок отгрузки 30 дней, плюс в этом и прошлом году добавляют до 60 дней, имеются проблемы с железной дорогой – есть цистерны, которые больше месяца находятся в дороге, в связи с этим ответчик вынужден закупать зимнее дизельное топливо в августе, для того, чтобы в сентябре его получить. Оно есть только на европейских заводах – это Сургут в основном, а оттуда растет сильно транспортная составляющая. В сентябре начинается отопительный сезон, АЗС переводится на зимнее топливо. Наши заводы начинают торговать зимним топливом в конце сентября, в октябре. Существует классификация зимнего топлива, различные классы используются при различной температуре. Ответчик вынужден закупать топливо 3-5 классов, потому что при -32 °С, а было уже и -38 °С, если машину уедут, например, на топливе 2 класса, они встанут. В связи с тем, что близлежащие заводы не торгуют этим топливом, ответчик вынужден его закупать в европейской части России. Биржевые цены падают, но падают в основном в европейской части. В выписке за последние 3 дня по дизельному топливу без дороги и сбора биржи в Комсомольске дизельное топливо 2 класса – 97 300 рублей, транспортная составляющая порядка 5 с лишним рублей, составляет в итоге стоимость выше сотни, это в литрах 85 рублей. В Ангарске – 85. В то же время в Омске – 74, в Уфе – 73, в Самаре – 72. То есть разница порядка 10-12 рублей по сравнению с европейской частью России. Плюс, если там заводы почаще расположены географически, чем у нас, они практически не платят транспортные. С Омска доставить составляет 12 000 рублей за тонну, с Уфы – 15 000 рублей, с Ачинска – 8 000, с Ангарска – 7 000. С запада транспортные влияют, а наши заводы не выпускают зимний дизель. При расчетах не включены в расчет кредитные ресурсы, так как куплена недавно большая база, на которой еще не начата работа, оформляется документация. Кредит взят для сохранения оборотных средств. База будет находится ближе, будет в собственности, уменьшится стоимость разгрузки по Тынде, а стоимость транспортировки с нового года по ожиданиям будет повышена. В расчете взяты средние зарплаты по прошлому году, они ниже, чем зарплаты в этом году. Дорога от Соловьевска уведена в сторону, поэтому четко отслеживается, что в сентябре реализация около 300 000 литров, а в ноябре только 146 000 литров, что приводит к убыткам. Поэтому по Соловьевску стоит вопрос в деятельности АЗС. В январе обычно зимнее топливо начинает падать в цене. В Якутске цены еще дороже. Север Амурской области граничит с этим регионом. В этом году проведены проверки всех АЗС, требуются капитальные вложения в них в связи с предписаниями МЧС, что подтверждается представленными актами проверок. На вопросы комиссии пояснил, что в предыдущем году на АЗС работало 25 человек, в связи с приобретением базы в этом году уже 41 человек. ООО «Фантом» был на упрощенной схеме налогообложения, но в связи с отсутствием возможности продажи с НДС, на АСЗ не заезжали транспортные компании, поэтому АЗС передано в аренду ООО «ТНК» и установлен терминал Роснефти. ООО «Фантом» сейчас вообще не работает, получая 60 000 по аренде, общество несет расходы по оплате по налогам на имущество, за электроснабжение, уборку мусора. Баланс ООО «ТНК» в открытом доступе, там указаны все данные за прошлый год, в том числе по зарплате сотрудников. Кредит в Сбербанке взят по залог приобретенной базы в г. Тында. По мелкому опту цены н дизель, примерно, как у Роснефти. Оплата эквайринга банку 1,5 % от оборота, это низкий процент, в перерасчете 1,6 % на литр. Сведения об остатках по Соловьевску отсутствует возможность представить. Все остатки на базе. При этом много заключено годовых госконтрактов. В прошлом году заключены контракты с больницей, например, МЧС, там стоит цена гораздо ниже цены, по которой сейчас ответчик торгует, но это уже проданное топливо. А продавать проданное отсутствует возможность, хранится реализованное топливо. По бензину в Соловьевске стоимость поднялась на 3 рубля - АИ-92, на 3 рубля и понижена сейчас, аналогично по АИ-95 понижена к ценам на июль-август, по дизельному топливу торговля начата с 75, на сегодня – 80 рублей. В наличии по дизелю порядка 100 кубов, заказано еще 3 цистерны. Ситуация со снабжением в северных регионах ухудшается, нет выхода дизельного топлива 3-4 классов с западных территорий России, купленного еще в начале октября. Одна из строительных организаций вынуждена с Хабаровска возить дизельное топливо. Заводы говорят, что железная дорога не принимает в восточном направлении, а наши близлежащие заводы не выпускают зимнее дизельное топливо 3-5 классов, а если выпускают, то, очевидно, для себя. Хабаровский завод не выходит на биржу, у него обязанность снабжать дальневосточные регионы. ННК со своих баз даже мелким оптом не торгует. Если посмотреть отчеты, за 2021 год у ННК Амурской области убыток 150 миллионов, за 2022 год – 300 миллионов. В 2023 году, когда было повышение цен, у них убыток, по непроверенным данным, около 170 миллионов только за месяц. На бирже цена выставляется с учетом доставки, туда же входят биржевые сборы за регистрацию. В настоящее время 92-й бензин в Тынде 54, в Соловьевске 55, 95-й – в Тынде 56, в Соловьевске 57, дизельное топливо 80 рублей за литр и там и там. Надбавка от закупочной стоимости бывает разная, сейчас по бензину 5-6 %, по дизельному топливу 7-8 %. В декабре была закупка, по дизельному зимнему топливу 2 класса на бирже цены немного падают, а по 3-4 классу практически стоят на месте, увеличился срок отгрузки до 60 дней. Фактически перестали продавать дизельное топливо, так как нет его. По договору займа процентная ставка 11%.

В заседании Комиссии 26.12.2023 ответчиком дополнительно представлены копии заявления о присоединении к договору эквайринга с ПАО «Сбербанк» с установленными условиями проведения расчетов по операциям оплаты товаров/услуг на условиях публичных тарифов: по картам типа Visa 1,6 %, по картам Сбербанка – 1 %; а также заявления о присоединении к общим условиям кредитования юридического лица и индивидуального предпринимателя от 13.06.2023 № 2808016132-23-3 с АО «Сбербанк», согласно которому ответчику предоставлен кредит в размере 120 000 000 рублей с процентной ставкой 2,78 % годовых.

Иные лица, привлеченные к участию в деле, запрошенные определениями от 30.10.2023, от 15.11.2023 сведения и документы не представили.

Письмом от 24.11.2023 № 461 МКУ «Администрация с. Соловьевск2 Тындинского муниципального округа пояснило, что стоимость топлива на АЗС ООО «ТНК» в с. Соловьевск составляет: АИ-92- 55 руб./литр, АИ-95 – 58 руб./литр, ДТз – 80 руб./литр. Аналогичные сведения представлены письмом администрации Тындинского муниципального округа от 30.11.2023 № 06-5485.

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Как установлено частью 2.1 Закона «О защите конкуренции» не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восьмисот миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции». Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции»; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции»; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 6 Закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Амурским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на розничных рынках реализации автомобильных бензинов в границах г. Тында и Тындинского муниципального округа Амурской области за период с 01.01.2022 по 01.10.2023.

По результатам проведенного анализа установлено, что наибольшая доля реализации автомобильных бензинов в г. Тында (в разрезе марок) принадлежит АО «ННК-Амурнефтепродукт», у ООО «ТНК» по бензину марок АИ-92 – 40,72 %, АИ-95 – 32,6 %. По Тындинскому муниципальному округу (локальный рынок с. Соловьевск) доминирующее положение с долей 100% занимает ООО «ТНК».

ООО «ТНК» не подпадает под исключающие положения части 2.1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, Амурским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на розничных рынках реализации дизельного топлива в границах г. Тында и Тындинского муниципального округа Амурской области за период с 01.01.2022 по 01.10.2023.

Согласно поступившим в ходе анализа сведениям от администрации города Тында на территории г. Тынды деятельность осуществляют два хозяйствующих субъекта: 1) АО «ННК-Амурнефтепродукт» - ВИНК АО «Независимая нефтегазовая компания». 2) ООО «ТНК» - независимый хозяйствующий субъект.

По сведениям администрации Тындинского муниципального округа на территории указанного муниципального образования осуществляет деятельность один хозяйствующий субъект: ООО «ТНК» - независимый хозяйствующий субъект.

В г. Тында расположено 5 АЗС: 3 их них принадлежат ООО «ТНК», 2 – АО «ННК-Амурнефтепродукт». 1 АЗС АО «ННК-Амурнефтепродукт» находится в консервации. На территории Тындинского муниципального округа расположена 1 АЗС, принадлежащая ООО «ТНК» (расположена по адресу: 676271, Амурская область, Тындинский муниципальный округ, с. Соловьевск, ул. Советская, д. 16).

Согласно имеющейся информации о бухгалтерской отчетности и финансового анализа ООО «ТНК» осуществляет розничную торговлю моторным топливом в специализированных магазинах. Объем выручки за 2022 год составил 754 млн. рублей. Учредителями данной нефтяной компании являются <…> и <…>.

По результатам проведенного анализа установлено, что что наибольшая доля реализации дизельного топлива в г. Тында принадлежит АО «ННК-Амурнефтепродукт». По Тындинскому муниципальному округу (локальный рынок с. Соловьевск) доминирующее положение с долей 100% занимает ООО «ТНК».

ООО «ТНК» не подпадает под исключающие положения части 2.1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции».

Таким образом в локальных границах Тындинского муниципального округа на рынках розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива доминирующее положение занимает ООО «ТНК».

На основе данных единого государственного реестра юридических лиц прослеживаются следующие взаимосвязи лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к организации: ООО «ФАНТОМ» (<…>, директор и учредитель <…>, соучредитель <…>), ИП <…>.

Исследовав представленные в материалы дела сведения и документы Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях ООО «ТНК» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Основной причиной увеличения ответчиком стоимости моторного топлива в сентябре 2023 года и поддержания ее величины в последующем в октябре 2023 года является увеличение закупочной стоимости топлива, увеличение расходов предприятия, в том числе с учетом кредитования. При этом Комиссия отмечает, что согласно представленным сведениям и документам в рассматриваемый период стоимость бензина марки АИ-92 подвергалась значительным колебаниям (так в сентябре 2023 года приобретался бензин по счетам-фактурам от 26.09.2023 № 0926/0006 по цене 56 833,33 руб./тонна, увеличение стоимости на 8 % в сентябре по отношению к августу 2023 года, колебания в пределах 8-10 % на снижение в сентябре 2023 года в последующем, колебания с изменением цены на увеличение 17 % и снижение на 16 % в октябре 2023 года), от 26.09.2023 № 0926/0007 по цене 62 083,33 руб./тонна), динамика изменения закупочной цены бензина марки АИ-95 имела незначительное изменение по снижению на 2 %, динамика изменения стоимости дизельного топлива с учетом перехода с летнего вида данного топлива на зимнее соответствует динамике изменения стоимости в отношении данного вида топлива в 2022 году, имеет сезонный характер, при том, что динамика закупочной цены при переходе на иной вид топлива в 2022 году имела более высокие темпы по сравнению с 2023 годом (23 и 12 % соответственно).

Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание представленные в материалы дела сведения о снижении ответчиком стоимости бензина марок АИ-92, АИ-95 до уровня цен на август 2023 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 028/01/10-788/2023 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии: <…>

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны