Решение №02-1777-э Дело по признакам нарушения ООО «Надежда» части 1 статьи 10 ... от 29 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «16» мая 2019 года

В полном объеме решение изготовлено «29» мая 2019 года

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>, <…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело № 028/01/10-12/2019 по признакам нарушения ООО «Надежда» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в отказе (уклонении) от ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах по адресам: п. Новобурейский, ул. Героя Суворова, 3а, ул. Трудовая, 66, ул. Горького, 10, 42, ул. Зеленая, 12, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление ООО «Бурейская управляющая компания – ДВ» на действия ООО «Надежда» по вопросу отказа от ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах по адресам: п. Новобурейский, ул. Героя Суворова, 3а, ул. Трудовая, 66, ул. Горького, 10, 42, ул. Зеленая, 12.

По результатам рассмотрения указанного заявления приказом Амурского УФАС России от 29.03.2019 № 58 в отношении ООО «Надежда» возбуждено дело № 028/01/10-12/2019 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 04.04.2019 рассмотрение дела назначено на 18.04.2019 в 10 часов 00 минут. Определением от 18.04.2019 рассмотрение дела отложено на 16.05.2019 в 11 часов 30 минут в связи с принятием Комиссией заключения об обстоятельствах дела.

Заявитель, ответчик, ООО «ПрогрессДомАвтоматика» письменные пояснения по делу не представили, явку своих представителей в заседания Комиссии не обеспечили, уведомлены о заседаниях Комиссии. Заявитель письмом от 12.04.2019 ходатайствовал рассмотреть дело в заседании 18.04.2019 в отсутствие его представителя.

Администрация Бурейского района Амурской области письмом от 11.04.2019 № 01-18/1442 сообщила, что представитель администрации в заседании Комиссии 18.04.2019 присутствовать не будет, информация по делу представлена ранее письмом 12.03.2019 № 01-18/961.

МКП «Мастер» письмом от 18.04.2019 № 810 пояснило, что 30.11.2018 представитель МКП «Мастер» участвовало в комиссии по обследованию и вводу в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах, расположенных по адресу: п. Новобурейский, ул. Героя Суворова, 3а, ул. Трудовая, 66, ул. Горького, 10, 42, ул. Зеленая, 12. При обследовании смонтированного прибора учета тепловой энергии, установленного в тепловом узле многоквартирного дома по адресу: п. Новобурейский, ул. Зеленая, 12 в комиссии участвовали <…> и <…>, которые сообщили комиссии о том, что являются представителями теплоснабжающей организации ООО «Надежда». После приемки указанного прибора учета тепловой энергии представителями ООО «Надежда» были получены акты ввода в эксплуатацию приборов учета по всем принимаемым узлам учета, и было сообщено комиссии об их приемке представителями ООО «Надежда». Далее представители МКП «Мастер» были осмотрены все остальные приборы учета, установленные на многоквартирных домах, нарушений не выявлено, о чем свидетельствует подпись представителя МКП «Мастер» в актах ввода в эксплуатацию смонтированных приборов учета. Предприятие указанным письмом просило рассмотреть дело в заседании Комиссии 18.04.2019 в отсутствие своего представителя.

В заседание Комиссии 16.05.2019 Администрация Бурейского района Амурской области и МКП «Мастер» явку своих представителей не обеспечили, уведомлены о рассмотрении дела.

Комиссией принято решение о рассмотрении дела при имеющейся явке.

В ходе рассмотрения дела комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

Между ООО «Надежда» и ООО «Бурейская управляющая компания - ДВ» заключен договор теплоснабжения от 27.10.2017 № 32/2017 в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении заявителя.

13.06.2018 ООО «Надежда» выданы технические условия ООО «Бурейская управляющая компания - ДВ» на установку узлов учета теплоснабжения по вышеуказанным адресам.

На основании вышеуказанных технических условий ООО «Бурейская управляющая компания - ДВ» разработана проектная документации на узлы учета тепловой энергии по вышеуказанным адресам.

Письмом от 04.10.2018 ООО «Бурейская управляющая компания - ДВ» обратилось в ООО «Надежда» с заявлением о вводе в эксплуатацию смонтированных узлов учета тепловой энергии по вышеуказанным адресам.

Письмом от 24.10.2018 ООО «Надежда» уведомило заявителя о необходимости предоставления дополнительных документов в соответствии с пунктами 62-69 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Письмом от 29.10.2018 ООО «Бурейская управляющая компания - ДВ» направило в ООО «Надежда» запрошенные документы и сведения.

Письмом от 21.11.2018 № 464 ООО «Бурейская управляющая компания - ДВ» известило ООО «Надежда» о необходимости комиссионного обследования установленных узлов учета в целях их ввода в эксплуатацию, просило направить представителей теплоснабжающей организации 30.11.2018 в 09-00 часов.

Согласно заявлению ООО «Бурейская управляющая компания - ДВ», 30.11.2018 произведено комиссионное обследование узлов учета тепловой энергии по вышеуказанным адресам. В обследовании приняли участие представители заявителя, ООО «Надежда», а также представители администрации Бурейского района, МКП «Мастер», ООО «ПрогрессДомАвтоматика», собственники жилых помещений. По результатам обследования составлены соответствующие акты о допуске узлов учета в эксплуатацию, однако представители ООО «Надежда» отказались подписывать данные акты без объяснения причин.

Письмом от 10.12.2018 № 499 ООО «Бурейская управляющая компания - ДВ» направило акты обследования от 30.11.2018 в адрес ООО «Надежда» для подписания.

Согласно сведениям, представленным в Амурское УФАС России, акты обследования ООО «Надежда» не подписаны, узлы учета по вышеуказанным адресам в эксплуатацию до настоящего времени не введены.

ООО «Надежда» представило в Амурское УФАС России пояснения, согласно которым общество не получало от ООО «Бурейская управляющая компания - ДВ» уведомления о проведении комиссионного обследования узлов учета тепловой энергии, своих представителей для участия в комиссии не направляло.

Вместе с тем, на представленном ООО «Бурейская управляющая компания - ДВ» уведомлении от 21.11.2018 № 464 о проведении комиссионного обследования узлов учета имеется отметка ООО «Надежда» о получении.

Кроме того, согласно пояснениям иных лиц, участвующих в комиссионном обследовании узлов учета 30.11.2018 (представители администрации Бурейского района, МКП «Мастер», ООО «ПрогрессДомАвтоматика»), представители ООО «Надежда» также принимали участие в данном обследовании.

Указанными документами и пояснениями подтверждается факт получения ООО «Надежда» уведомления о проведении комиссионного обследования узлов учета 30.11.2018, участия в нем представителей теплоснабжающей организации.

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 2.2.1 договора теплоснабжения от 27.10.2017 № 32/2017, заключенного между ООО «Надежда» и ООО «Бурейская управляющая компания - ДВ», теплоснабжающая организация осуществляет подачу тепловой энергии в горячей сетевой воде на объекты исполнителя, подключенные к сетям теплоснабжения до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Таким образом, ООО «Надежда» по указанному договору осуществляло деятельность по теплоснабжению и передаче тепловой энергии на объекты потребителя (в рассматриваемый период).

Исходя из положений части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ООО «Надежда», осуществляющее деятельность по теплоснабжению и передаче тепловой энергии по тепловым сетям в п. Новобурейский, занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.

При этом, ввод в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии не составляет отдельного товарного рынка, а является неотъемлемой частью услуг по передаче тепловой энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов (часть 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034).

В соответствии с пунктом 17 Правил № 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Согласно пункту 49 Правил № 1034 проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.

ООО «Надежда» согласованы проекты узлов учета тепловой энергии по вышеуказанным адресам.

Согласно пункту 62 Правил № 1034 ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:

а) представитель теплоснабжающей организации;

б) представитель потребителя;

в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Комиссия создается владельцем узла учета (пункт 63 Правил № 1034).

Как установлено пунктами 67, 68 Правил № 1034, при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.

Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

В соответствии с пунктом 70 Правил № 1034 узел учета пломбируется представителем теплоснабжающей организации.

Из вышеуказанных положений следует, что узел учета тепловой энергии не может быть введен в эксплуатацию без участия теплоснабжающей организации. Необоснованный отказ теплоснабжающей организации от участия в процедуре ввода в эксплуатацию узлов учета, от подписания акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии препятствует потребителю вести учет тепловой энергии и производить расчеты за потребленную тепловую энергию по показаниям узла учета.

Отказ (уклонение) ООО «Надежда» от ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии по вышеуказанным адресам является необоснованным, нарушающим требования Правил № 1034.

Результатом вышеуказанных действий ООО «Надежда» является/может являться нарушение интересов ООО «Бурейская управляющая компания - ДВ» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку отказ в вводе в коммерческую эксплуатацию узлов учета тепловой энергии не позволяет потребителю производить расчеты за тепловую энергию по показаниям приборов учета.

Указанные действия также приводят/могут привести к ущемлению интересов жителей многоквартирных домов в связи с необходимостью оплаты коммунальной услуги отопления по нормативу.

Комиссия, исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, приняла заключение об обстоятельствах дела, в котором изложены вышеуказанные обстоятельства, возражения на заключение от лиц, участвующих в деле не представлены.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия (бездействие) ООО «Надежда», выразившиеся в отказе (уклонении) от ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах по адресам: п. Новобурейский, ул. Героя Суворова, 3а, ул. Трудовая, 66, ул. Горького, 10, 42, ул. Зеленая, 12, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Рассматривая вопрос о необходимости выдачи ответчику предписания об устранении нарушения Комиссия принимает во внимание следующие обстоятельства.

Объективно возможными действиями ответчика, направленными на устранение вышеуказанного нарушения, может являться принятие необходимых и достаточных мер по организации и проведению (участию) процедуры приемки в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах по адресам: п. Новобурейский, ул. Героя Суворова, 3а, ул. Трудовая, 66, ул. Горького, 10, 42, ул. Зеленая, 12, в соответствии с требованиями пунктов 62-72 Правил № 1034.

В рамках исполнения предписания от 14.02.2019 № 5, выданного ООО «Надежда» на основании решения Комиссии Амурского УФАС России от 14.02.2019 по делу № А-10/25 2018, письмом от 28.02.2019 № 93 ООО «Надежда» представлены сведения об отсутствии возможности исполнить указанное предписание в связи с утратой с 18.02.2019 статуса теплоснабжающей организации и передаче указанных функций ООО «Интерлес».

При проверке указанных сведений установлено, что приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.02.2019 № 13-пр/т установлены тарифы в сфере теплоснабжения на 2019-2023 годы, в том числе, для ООО «Интерлес» (пгт. Новобурейский Бурейский район) с 18.02.2019.

С указанной даты ООО «Надежда» не является теплоснабжающей организацией на территории пгт. Новобурейский.

Таким образом, с учетом пункта 62 Правил № 1034 ООО «Надежда», утратив статус теплоснабжающей организации, не вправе направлять своего представителя для участия в комиссии по вводу в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и подписывать акты ввода в эксплуатацию узлов учета, выдача предписания по настоящему делу не представляется возможной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия (бездействие) ООО «Надежда», выразившиеся в отказе (уклонении) от ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах по адресам: п. Новобурейский, ул. Героя Суворова, 3а, ул. Трудовая, 66, ул. Горького, 10, 42, ул. Зеленая, 12, нарушающими части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»

2. Предписание не выдавать.

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии: <…>

<…>

 

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны