Решение №02-3413-э Решение о признании действий ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» (... от 14 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «01» октября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено «11» октября 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

<…> – руководителя управления;

Членов комиссии:

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> – ведущего специалиста-эксперта указанного отдела;

<…> – ведущего специалистра-эксперта указанного отдела,

рассмотрев дело № 028/01/10-139/2019 по признакам нарушения ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в установлении стоимости услуг по организации хранения и заправки авиационным топливом воздушных судов в аэропорту г. Благовещенска без обращения в уполномоченный орган в сфере государственного регулирования тарифов, в присутствии представителя ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» <…>

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступили материалы Благовещенской транспортной прокуратуры по вопросу правомерности установления ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» тарифа на оказания услуг по заправке и хранению авиатоплива без обращения в уполномоченный государственный орган в сфере регулирования тарифов.

По результатам рассмотрения указанных материалов приказом Амурского УФАС России от 24.06.2019 № 110/2 в отношении ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» возбуждено дело 028/01/10-139/2019 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 09.07.2019 (с учетом определения о переносе времени рассмотрения дела от 12.07.2019) рассмотрение дела назначено на 17.07.2019 в 15 часов 00 минут. Определением от 17.07.2019 рассмотрение дела отложено на 15.08.2019 в 14 часов 30 минут. Определением от 15.08.2019 рассмотрение дела отложено на 10.09.2019 в 11 часов 00 минут. Определением от 10.09.2019 рассмотрение дела отложено на 01.10.2019 в 11 часов 00 минут.

В ходе рассмотрения дела представитель Благовещенской транспортной прокуратуры поддержал доводы, изложенные в письменной позиции по делу, пояснил, что по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка, в ходе которой установлено, что ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» включено в реестр субъектов естественных монополий, осуществляет деятельность по хранению и заправке авиационным топливом, тарифы на указанные услуги устанавливаются государством, однако общество за установлением тарифов в уполномоченные органы не обращалось. В связи с этим материалы проверки направлены в Амурское УФАС России.

Представитель ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по доводам, изложенным в письменной позиции по делу, пояснил, что ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» действительно включено в реестр субъектов естественных монополий. Приказом о включении общества в реестр субъектов естественных монополий метод регулирования не определен. Ценовое регулирование в отношении субъекта естественной монополии может быть введено или не введено. Рассмотрение вопроса об установлении тарифа на услуги субъекта естественной монополии производится по инициативе органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, общественных объединений. Действующим законодательством не установлена обязанность субъекта естественной монополии по собственной инициативе обращаться в регулирующий орган за установлением тарифов. В настоящее время общество обратилось в ФАС России с запросом о том, какой вид регулирования введен в отношении ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск». Обществом заключен договор на организацию хранения и заправки топливом с ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», иных потребителей у общества не имеется. Заправка воздушных судов производится по заявкам ООО «ТЗК Аэрофьюэлз».

Представитель заинтересованного лица поддержал позицию ответчика, пояснил, что между ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» и ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» заключен договор на оказание комплексной услуги по хранению и заправке топливом, непосредственно услуги по заправке ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» не оказывает. Отношения с эксплуатантами воздушных судов (конечными потребителями) осуществляются ООО «ТЗК Аэрофьюэлз». Документов об установлении тарифов на услуги ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» в обществе не имеется, однако выше определенного предела общество тарифы не устанавливает. Услуга предоставляется в совокупности, с учетом стоимости авиатоплива. Кроме того, цена заправки определяется в большинстве случаев по результатам торгов, проводимых авиакомпаниями, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» на ценообразование не влияет.

По результатам рассмотрения дела комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

28.01.2004 между ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» (Заказчик) и ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» (Исполнитель) заключен договор № 09/2004-АП об организации услуг по приему, хранению, контролю качества, подготовке к выдаче на заправку, заправке авиатоплива и авиаГСМ в воздушные суда (далее – Договор № 09/2004-АП).

Согласно пункту 1.1 указанного договора Исполнитель обязуется по письменной заявке Заказчика обеспечить выполнение услуг по заправке авиатопливом и авиаГСМ ВС эксплуатантов, выполняющих грузовые, чартерные и пассажирские авиаперевозки из/через аэропорта г. Благовещенска, а также осуществлять прием, транспортировку с прирельсовых складов на расходный склад ГСМ, слив, хранение, контроль качества, подготовку и выдачу на заправку авиатоплива, а Заказчик, в свою очередь, обязуется оплатить Исполнителю оказываемые им услуги.

В соответствии с приложением № 3 от 27.06.2013 к Договору № 09/2004-АП цена за указанные в пункте 1.1 договора определена как совокупность (комплекс) предоставляемых услуг и составляет 3 095 000 рублей в месяц (с НДС).

Согласно письму ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» от 17.06.2019 № 47 за период 2018 год – май 2019 года обществом отпущено 7 154 988 кг. авиатоплива.

Хранение топлива осуществляется ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» с использованием резервуара, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Промышленная, 7, склад ГСМ, арендуемого у ООО «Дунай Терминал» по договору аренды от 01.06.2016.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 02.09.2011 № 534-т ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении общества введено государственное регулирование в сфере услуг в аэропортах.

За установлением тарифов на услуги по обеспечению заправки и хранения авиатоплива ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» в уполномоченные государственные органы не обращалось, данные тарифы государственными органами не устанавливались.

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 указанной нормы права).

Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 02.09.2011 № 534-т ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск», осуществляющее деятельность в сфере услуг в аэропортах, включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел «Услуги аэропортов».

Таким образом, ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск», осуществляющее деятельность по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиатоплива, является субъектом естественной монополии, следовательно, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Проведенным Амурским УФАС России анализом состояния конкуренции определены следующие характеристики товарного рынка:

- временной интервал исследования: с 01.01.2018 по 10.09.2019;

- продуктовые границы товарного рынка: услуги в аэропортах (ОКВЭД 52.2);

- географические границы товарного рынка: границы аэропорта г. Благовещенска, а также места хранения авиационного топлива в целях оказания услуг по заправке воздушных судов в аэропорту г. Благовещенска.

Статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 (далее – Постановление № 293) установлен перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы) на которые регулируются государством.

В частности, к указанным услугам относятся услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранению авиационного топлива (пункты 5, 6 указанного перечня).

В соответствии с пунктом 5 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением № 293, тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Вместе с тем, ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» за утверждением тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Благовещенска, хранению авиационного топлива в уполномоченный государственный орган регулирования не обращалось.

Комиссией отклоняются доводы ответчика о том, что действующим законодательством на субъекты естественных монополий не возлагается обязанность по обращению в государственные органы за установлением тарифов.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Постановлением № 293 тарифы на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранению авиационного топлива, регулируются государством. Приказом Федеральной службы по тарифам от 02.09.2011 № 534-т в отношении ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» введено государственное регулирование.

При указанных обстоятельствах ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» не вправе самостоятельно устанавливать стоимость услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранению авиационного топлива.

Таким образом, ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» нарушен установленный порядок ценообразования на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Благовещенска, хранению авиационного топлива.

Указанные действия являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Поскольку на дату принятия настоящего решения нарушение антимонопольного законодательства ответчиком не прекращено, заявление об установлении тарифов на вышеуказанные услуги ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» в регулирующий орган не направлено, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» (ИНН 2801083860, ОГРН 1022800512019), выразившиеся в установлении стоимости услуг по хранению авиационного топлива, обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов в аэропорту г. Благовещенска без обращения в уполномоченный орган в сфере государственного регулирования тарифов, нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 13.12.2019 путем принятия необходимых и достаточных мер по установлению тарифа на услуги по хранению авиационного топлива, обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов в аэропорту г. Благовещенска уполномоченным государственным органом в сфере регулирования тарифов.

3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии

 

<…>

<…>

<…>

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЭРОФЬЮЭЛЗ БЛАГОВЕЩЕНСК"
ИНН 2801083860, ОГРН 1022800512019