Определение б/н О назначении дела № 028/01/10-289/2023 от 3 мая 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 028/01/10-289/2023 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

03 мая 2023 года г. Благовещенск

Председатель Комиссии Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В Амурское УФАС России поступило заявление ООО «АИСТ» на действия АО «Торговый порт Благовещенск» по вопросу навязывания невыгодных условий договора от 13.07.2022 № 6/038/07/22 и ограничения доступа автомобильного транспорта на склад порта для последующей отгрузки на водный транспорт.

Кроме того, в Амурское УФАС России поступило заявление ООО «АИСТ» на действия АО «Торговый порт Благовещенск», согласно которому между заявителем и АО «Торговый порт Благовещенск» заключен вышеуказанный договор в рамках реализации международного контракта от 01.08.2022 № HLHH/1916/2022/А02. Однако работа по договору не производилась, для ООО» АИСТ» со стороны АО «Торговый порт Благовещенск» осуществлено полное ограничение (блокировка) доступа на товарный рынок. При этом в указанный период есть факты перевозки аналогичной категории товара (уголь) иными контрагентами.

Исходя из указанных заявлений и данных письмами АО «Торговый порт Благовещенск» от 01.11.2022 № 01-02/686, от 22.11.2022 № 01-02/724, 26.12.2022 № 01-02/798 пояснений, между заявителем и АО «Торговый порт Благовещенск» заключен договор от 13.07.2022 № 6/038/07/22 на комплексную обработку грузов, согласно пункту 4.2 которого стоимость услуг по договору согласована сторонами в приложении № 1 к договору (пункт 3 приложения) и составляет: 510 рублей (без НДС) за 1 тонну по услуге комплексная обработка груза при погрузочно-разгрузочных работах навалочных грузов (пункт 3.1), 25 рублей (без НДС) за 1 тонну в сутки по услуге хранение груза на открытой (пункт 3.2).

Стоимость указанных услуг утверждена приказом АО «Торговый порт Благовещенск» от 19.04.2022 № 14-ОД (пункт 2.1.4 прилагаемого к приказу прайс-листа).

Приказом АО «Торговый порт Благовещенск» от 01.09.2022 № 44/2 внесены изменения в прайс-лист, утвержденный вышеуказанным приказом, стоимость услуг по пункту 2.1.4 увеличена до 700 рублей (без НДС) за 1 тонну, стоимость иных услуг осталась без изменения.

31.10.2022 АО «Торговый порт Благовещенск» направило в адрес заявителя проект дополнительного соглашения к договору от 13.07.2022 № 6/038/07/22, пунктом 5 которого предусмотрено внесение изменений в пункт 3 приложения № 1 к договору в части увеличения стоимости услуг комплексной обработки груза при погрузочно-разгрузочных работах навалочных грузов до 700 рублей (без НДС) за 1 тонну по услуге (пункт 3.1). При этом в примечании к пункту 3 приложения указано, что стоимость услуг по взвешиванию автомобилей с углем включена в стоимость услуг, указанных в пункте 3.1 приложении № 1 договора.

Вместе с тем в соответствии с вышеуказанными приказами АО «Торговый порт Благовещенск» взвешивание является самостоятельной дополнительной услугой, стоимость которой составляет 416,67 рублей (без НДС) (пункт 2.2 прайса), а услуга по взвешиванию предусмотрена отдельно вводимым пунктом 1 указанного дополнительного соглашения к договору пунктом 2.6 договора.

Увеличение стоимости АО «Торговый порт Благовещенск» обосновывает добавлением в стоимость услуги, согласно калькуляции, услуги по обустройству грузовой площадки, что обусловлено заключением договоров на предоставление аналогичных услуг с иными контрагентами (ООО «ЭКСП ДВ», ООО «Ориентал Групп», ООО «Хабаровск-СУЭК») с целью исключения смешивания груза, а также увеличением тарифа на перевалку угля докерам.

Включение услуги по взвешиванию в пункт 3.1 приложения № 1 к договору от 13.07.2022 № 6/038/07/22 согласно примечанию к пункту 3 приложения № 1 в редакции дополнительного соглашения при наличии самостоятельной услуги согласно доводам АО «Торговый порт Благовещенск» обусловлено непредставлением ООО» АИСТ» перевозочных документов с указанием массы груза.

АО «Торговый порт Благовещенск» в своих пояснениях указало, что в бассейне реки Амур аналогичную деятельность, связанную с погрузкой, хранением и выгрузкой груз помимо АО «Торговый порт Благовещенск» осуществляют иные хозяйствующие субъекты, такие как ООО «Флагман ДВ», ООО «Номинал», ЗАО «Торговый порт Поярково». В связи с этим АО «Торговый порт Благовещенск» считает, что не занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке как в границах г. Благовещенска, так и Амурской области.

По данным АО «Торговый порт Благовещенск» общество в 2021 году произвело погрузо-разгрузочные работы в стоимостном выражении на сумму 151 893 094,56 рубля, в том числе по углю в объеме 73 696,345 тонн на сумму 74 541 840,72 рублей, в 2022 году – на сумму 206 714 333,98 рубля, в том числе по углю в объеме 108 085,397 тонн на сумму 98 344 122,06 рубля.

Согласно представленной ООО «Номинал», действующим аналогично АО «Торговый порт Благовещенск» на территории города Благовещенска Амурской области, информации общество произвело погрузо-разгрузочные работы в 2021 году в объеме 23 103,9273 тонны на сумму 31 991 (тыс. рублей), в 2022 году 41 084,583 тонны на сумму 45 281 (тысяч рублей).

Представленные в Амурское УФАС России сведения и документы не свидетельствуют об обоснованности действий АО «Торговый порт Благовещенск» по увеличению стоимости услуг по комплексной обработке груза при погрузочно-разгрузочных работах навалочных грузов.

В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 статьи 5 Закона «О защите конкуренции».

Согласно части 2.1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восьмисот миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции». Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции»; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции»; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В соответствии с частью 7 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 44 Закона «О защите конкуренции».

Амурским УФАС России проведен анализ товарного рынка услуг по транспортной обработке грузов (погрузо-разгрузочные работы, ОКВЭД 52.24) в речных портах в географических границах г. Благовещенска и Амурской области, согласно которому АО «Торговый порт Благовещенск» является субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг транспортной обработки грузов в речных портах Амурской области в 2021-2022 годах.

Исходя из вышеуказанных обстоятельств, в действиях АО «Торговый порт Благовещенск» усматриваются признаки нарушения пунктов 1, 4 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В связи с этим по результатам рассмотрения вышеуказанных обращений издан приказ Амурского УФАС России о возбуждении дела № 028/01/10-289/2023 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Торговый порт Благовещенск» пунктов 1, 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 028/01/10-289/2023 к рассмотрению на 30.05.2023 в 09 часов 15 минут по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская 150, кабинет 403.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

- в качестве заявителя – ООО «АИСТ»;

- в качестве ответчика – акционерное общество «Торговый порт Благовещенск»;

3. Заявителю в срок до 26.05.2023 представить следующие сведения и документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:

- письменные пояснения по делу с учетом обстоятельств, изложенных в настоящем определении, с приложением документов, подтверждающих доводы в указанных пояснениях, в том числе в части наличия иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные ООО «АИСТ» виды деятельности, в отношении которых АО «Торговый порт Благовещенск» оказывались аналогичные услуги в период до заключения договора от 13.07.2022 № 6/038/07/22 (при наличии), а также в части полного ограничения (блокировки) доступа на товарный рынок со стороны АО «Торговый порт Благовещенск» с даты заключения договора от 13.07.2022 № 6/038/07/22 и до подготовки ответа на настоящее определение, включая информацию (при наличии) об оказании аналогичных услуг иным контрагента АО «Торговый порт Благовещенск»;

- иную информацию и документы, имеющие, по мнению заявителя, отношение к рассматриваемым по делу обстоятельствам.

4. Ответчику в срок до 26.05.2023 представить следующие сведения и документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:

- письменные пояснения по делу с учетом обстоятельств, изложенных в настоящем определении, с приложением документов, подтверждающих доводы в указанных пояснениях, в том числе в части наличия/отсутствия иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные ООО «АИСТ» виды деятельности, в отношении которых АО «Торговый порт Благовещенск» оказывались аналогичные услуги в период до заключения договора от 13.07.2022 № 6/038/07/22 (с учетом доводов об увеличении стоимости услуг в связи с заключением договоров на предоставление аналогичных услуг с иными контрагентами с целью исключения смешивания груза, а также увеличением тарифа на перевалку угля докерам), в части непредставления ООО» АИСТ» перевозочных документов с указанием массы груза, а также сведения об оказании аналогичных услуг иным хозяйствующим субъектам в период действия договора от 13.07.2022 № 6/038/07/22, заключенного с заявителем (перечень контрагентов с указанием реквизитов договоров и объемов оказанных услуг, копии договоров, заключенных с указанными контрагентами со всеми приложениями к ним и документами о выполнении договоров);

- иную информацию и документы, имеющие, по мнению ответчика, отношение к рассматриваемым по делу обстоятельства.

Лица, участвующие в деле, могут представить письменные пояснения по делу в адрес Амурского УФАС России посредством отправки факсимильной связью на номер 8 (4162) 52-00-35 или посредством отправки электронной почтой на адрес to28@fas.gov.ru обязательно с последующей досылкой почтовым отправлением с прилагаемыми к пояснениям документами.

В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление либо неполное представление документов (информации), а также предоставление заведомо недостоверных сведений (информации) по запросу Федерального антимонопольного органа, либо его территориальных органов.

Приложение: копия приказа Амурского УФАС России о возбуждении дела.

Председатель Комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны