Решение (комиссия) №НГ/2676/24 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 028/05/18-391/2024 от 3 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 028/05/18-391/2024

 

«21» июня 2024 года г. Благовещенск

 

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: Горячева Наталья Васильевна, заместитель руководителя Амурского УФАС России,

члены Комиссии: Николаева Юлия Игоревна - начальник отдела товарных рынков и рекламы, Пожидаева Анна Викторовна – ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, Фадеева Светлана Константиновна - специалист-эксперт указанного отдела;

рассмотрев дело № 028/05/18-391/2024, возбужденное в отношении:

ООО «Мурена» (ИНН: 7801708214, ОГРН:1227800002198, юридический адрес: г. Санкт-Петербург, пр-кт Большой В.О., 92 литер Г, Ч351),

ПАО «Банк Уралсиб» (ИНН: 0274062111, ОГРН:1020280000190, юридический адрес: 119048, г. Москва, ул Ефремова, 8),

в присутствии (в формате подключения по ВКС):

- представителя ПАО «Банк Уралсиб» Жулаева Романа Леонидовича (по доверенности от 07.11.2023 № 1334, срок действия довереннности до 31.12.2026, паспорт серия 3221 номер 389563, выдан 04.04.2022 ГУ МВД России по Кемеровской области),

в отсутствие:

- заявителя (уведомлен надлежащим образом);

- представителей ООО «Мурена» (Общество уведомлено надлежащим образом по электронной почте, заказное письмо от 26.04.2024 № 80098295954975 возвращено отправителю из-за истечения срока хранения),

по факту распространения информации в виде смс - рассылки на абонентский номер +7(914)5775778 с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России поступили обращения физического лица (вх. от 27.03.2024 № 1648-ИП/24, вх. от 27.03.2024 № 1672-ИП/24) о признаках нарушения части 1 статьи 18 Закона «О рекламе», что выразилось в получении заявителем на телефонный номер +79145775778 рекламной информации в виде смс-рассылки с рекламным предложением о получении кредитных услуг:

- 25.03.2024 в 18:43, с номера, имеющий буквенный идентификатор «uralsib», с текстом: «Одобрена кредитная карта с лимитом 100000. Ожидайте звонка для согласования доставки»;

- 26.03.2024 в 16:09 с номера, имеющий буквенный идентификатор «OOOMURENA», с текстом: «Вам одобрена кредитная карта Газпром! 180 дней без %. Clck.ru/39YgMJ».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под рекламой понимается определенная не персонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.

При этом реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.

По мнению специалистов ФАС России, если информация отвечает признакам рекламы и имея некую целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Заявитель указал, что своего согласия на получение рекламной информации от абонента буквенного идентификатора «OOOMURENA», а также «uralsib», не давал.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 18 несет рекламораспространитель.

Амурским УФАС России было предварительно установлено, что рекламораспространитель рекламы с текстом: «Вам одобрена кредитная карта Газпром! 180 дней без %. Clck.ru/39YgMJ» является ООО «Мурена», рекламораспространителем рекламы с текстом: «Одобрена кредитная карта с лимитом 100000. Ожидайте звонка для согласования доставки» является ПАО «Банк Уралсиб».

Согласно пояснениям ПАО «МТС», ООО «Мурена», акцептовав оферту ПАО «МТС» на оказание услуги «А2Р Рассылка», оформило заказ на рассылку информационных сообщений своим получателям (по своей клиентской базе) с использованием выделенного ему буквенного нейминга («ОООMURENA»).

ООО «Мурена» на определение Амурского УФАС России о возбуждении дела не предоставило в Амурское УФАС России запрашиваемые сведения (исх. от 25.04.2024 № МП/1711/24).

ПАО «МТС» предоставило в Амурское УФАС России запрашиваемые сведения (вх. от 23.04.2024 № 2244/24), при рассмотрении которых установлено, что распространение рекламной информации путем рассылки сообщения с буквенного номера: «URALSIB» 25.03.2024 в 18:43 осуществлялось в рамках исполнения договора № СМС-29/22 от 13.12.2022 (далее-Договор) между ООО «Раппорто» (ИНН 7715710393/ КПП 770401001, ОГРН 1087746876029, 113021, г.Москва, ул. Льва Толстого, д. 23, стр.4, ком.7), (далее-Исполнитель) и ПАО «Банк Уралсиб» (далее-Заказчик).

В соответствии с условиями Договора, Заказчик самостоятельно определяет объект (предмет) рассылки, а также смс-сообщения и получателя, время рассылки.

В целях исполнения требований ООО «Раппорто» было запрошено предварительное согласие абонента +79145775778, ПАО «Банк Уралсиб» предоставил ответ (вх. от 10.04.2024 № 458) об отсутствии согласия абонента.

Суммируя вышеизложенное, на момент возбуждения дела в действиях ООО «Мурена» и ПАО «Банк Уралсиб» усматривались признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона «О рекламе».

К пояснениям ПАО «Банк Уралсиб»(вх. от 19.06.2024 № 3424-ЭП/24) приложены:

- Ходатайство о предоставлении возможности участия в рассмотрении дела посредством ВКС (вх. от 07.06.2024 № 3204-ЭП/24);

- Копия диплома (от 26.04.2002 № ДВС 1679730);

- Устав ПАО «Банк Уралсиб»;

- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- Приказ от 01.04.2021;

- Договор на оказание услуг связи МТС №6272407 от 03.05.2018;

- Договор № СМС 29/22 от 13.12.2022;

- Дополнительное соглашение № 13 от 06.02.2024;

- Доверенность № 1334 от 01.12.2024.

Заседание комиссии Амурского УФАС России по рассмотрению дела №028/05/18-391/2024 назначено на 21.06.2024 .

На заседании Комиссии представитель ПАО «Банк Уралсиб» пояснил, что смс-сообщения банк отправляет клиентам только при одобрении кредита или иного вида займа, вместе с тем согласие абонента +7(914)5775778 на получение информации у банка отсутствует. Заявитель не обращался с заявкой на кредит, вместе с тем банк, получив от Амурского УФАС России запрос по обстоятельствам дела, отключил номер заявителя от рассылки.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев дело, приходит к выводу о наличии вины в действиях ООО «Мурена», ПАО «Банк Уралсиб», допущенных при распространении рекламной информации без предварительного согласия получателя такой информации ввиду следующего.

Доведенная до сведения заявителя информация не относится к категории той информации, на которую Закон «О рекламе» не распространяет свое действия в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о рекламе. В частности, она не является справочно-информационным и аналитическим материалом (обзором внутреннего и внешнего рынков, результатом научных исследований и испытаний), не имеющим в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Комиссия Амурского УФАС России полагает, что в данном случае спорные смс-сообщения, в совокупности всех обстоятельств по делу, направлены на привлечение внимания клиента к услугам кредитования, поскольку заявки на предоставление ему окаких-либо финансовых услуг он не оставлял.

Документы, подтверждающие в рассматриваемом случае наличие согласия со стороны заявителя на получение спорной рекламы рекламораспространителями не представлены.

На основании изложенного, Комиссия Амурского УФАС России установила, что ООО «Мурена» и ПАО «Банк Уралсиб» допустили нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Комиссиия также приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Мурена» предписания о прекращении нарушения Закона «О рекламе».

Вместе с тем Комиссия считает возможным не выдавать ПАО «Банк Уралсиб» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации «О рекламе» в связи с добровольным устранением допущенного нарушения.

Административная ответственность за нарушение нарушения части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктами 42-49, 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Амурского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в виде смс-рассылки с рекламными предложениями:

- 25.03.2024 в 18:43, с номера, имеющего буквенный идентификатор «uralsib» с текстом: «Одобрена кредитная карта с лимитом 100000. Ожидайте звонка для согласования доставки»;

- 26.03.2024 в 16:09 с номера, имеющего буквенный идентификатор «OOOMURENA», с текстом: «Вам одобрена кредитная карта Газпром! 180 дней без %. Clck.ru/39YgMJ»,

поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

2) Выдать ООО «Мурена» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3) ПАО «Банк Уралсиб» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3) Передать материалы дела № 028/05/18-391/2024 уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 1 статьи 37 Закона «О рекламе» решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

Решение в полном объеме изготовлено 03.07.2024г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны