Решение №028/01/10-482/2021 о прекращении производства по делу от 3 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 028/01/10-482/2021

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «26» ноября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено «03» декабря 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, <…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело № 028/01/10-482/2021 по признакам нарушения ООО «Амурские коммунальные системы» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося во взимании платы за превышение нормативов по составу сточных вод в отношении объектов жилого фонда при приеме жидких бытовых отходов в централизованную систему водоотведения, в присутствии заявителя <…>, представителя ответчика <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступили заявления <…>, <…>, на действия ООО «Амурские коммунальные системы» по вопросу обоснованности взимания дополнительной платы за услуги по приему жидких бытовых отходов (ЖБО) в централизованную систему водоотведения.

По результатам рассмотрения указанных материалов приказом Амурского УФАС России от 03.08.2021 № 91 в отношении ООО «Амурские коммунальные системы» возбуждено дело № 028/01/10-482/2021 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 03.08.2021 рассмотрение дела назначено на 25.08.2021 в 10-00 часов. Определением от 25.08.2021 рассмотрение дела отложено на 24.09.2021 в 10-00 часов. Определением от 24.09.2021 рассмотрение дела отложено на 02.11.2021 в 10-00 часов. Определением от 02.11.2021 рассмотрение дела отложено на 24.11.2021 в 10-00 часов. В заседании комиссии 24.11.2021 объявлялся перерыв до 26.11.2021 в 10-00 часов.

В ходе заседаний комиссии заявитель <…> пояснил, что в апреле 2021 года в органы прокуратуры начали поступать жалобы на повышение стоимости услуг по вывозу ЖБО. По результатам проведенной проверки прокуратурой установлено нарушение законодательства в действиях ООО «Амурские коммунальные системы» в части необоснованного повышения стоимости услуг водоотведения. В связи с этим <…> решил обратиться в антимонопольную службу. После этого в газете «Аргументы и факты» вышла статья о том, что несмотря на проведенную поверку цена услуги для конечных потребителей не снизилась. Кроме того, заявитель полагает, что в ходе заседания комиссии подтвердилось, что ООО «АКС» устанавливаются льготы отдельным организациям при взимании платы за прием ЖБО, например, для ООО «Чигиринская управляющая компания» плата за превышение нормативов по составу сточных вод не начисляется, в то время, как для ИП <…> такая плата взимается. Кроме того, заявитель полагает, что круг лиц, чьи права нарушаются ООО «АКС» шире, чем круг лиц, привлеченных к настоящему делу, поскольку в материалах дела имеются договоры на прием ЖБО с лицами, не привлеченными к настоящему делу. В случае наличия факта нарушения полагает, что есть основания для привлечения ООО «Амурские коммунальные системы» к административной ответственности по статьям 14.31, 14.32 КоАП РФ.

Заинтересованное лицо <…> пояснила, что является начинающим предпринимателем, к осуществлению деятельности по вывозу отходов не приступила. О повышении расценок ООО «Амурские коммунальные системы» стало известно со слов лиц, которые оказывают услуги <…>. В договоре, заключенном между ООО «Амурские коммунальные системы» и <…>, цена услуг отсутствует.

Представитель ООО «Амурские коммунальные системы» факт нарушения антимонопольного законодательства не признала, поддержала доводы, изложенные в письменной позиции по делу, пояснила, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, какими перевозчиками ЖБО повышены цены. Повышение цен перевозчиками ЖБО связано с тем, что ООО «Амурские коммунальные системы» с апреля 2021 года расчеты за прием ЖБО стали вестись по фактическим объемам сбросов, а не по объемам, заявляемым перевозчиками. Установлено многократное превышение фактических объемом сбрасываемых отходов над заявляемыми объемами. Таким образом, повышение связано с действиями перевозчиком ЖБО, а не с действиями ООО «АКС». При этом, ООО «АКС» не взимается плата с организаций, осуществляющих вывоз отходов из жилого фонда (управляющих компаний). В материалах дела отсутствуют доказательства взимания ООО «АКС» платы за превышение нормативом при вывозе отходов от жилого фонда. По результатам проведенной прокуратурой проверки административное дело прекращено. Тариф за водоотведение применяется ООО «АКС» ко всем контрагентам одинаково. В рассматриваемом деле речь идет о взимании платы за превышение нормативов по составу сточных вод. ООО «АКС» не предоставляет льготы каким-либо хозяйствующим субъектам. В отношении ООО «Чигиринская управляющая компания» плата за превышение нормативов по составу сточных вод не начисляется, поскольку данная организация является специализированной управляющей организацией, обслуживающей жилищный фонд. Из объемов ЖБО, вывозимых ИП <…>, невозможно выделить объемы отходов, вывозимых из жилого фонда. Материалы дела не содержат каких-либо жалоб от перевозчиков ЖБО. Нарушение в действиях ООО «АКС» отсутствует.

В ходе рассмотрения дела комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

Антимонопольные требования к деятельности органов власти, организаций и физических лиц, в том числе, индивидуальных предпринимателей, установлены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10).

ООО «Амурские коммунальные системы» является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории г. Благовещенска.

В силу положений части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» ООО «Амурские коммунальные системы» является организацией, занимающей доминирующее положение на рынке водоотведения в границах муниципального образования город Благовещенск.

По смыслу части 5 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон «О водоснабжении и водоотведении) абоненты, объекты которых не подключены к централизованной системе водоотведения заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Вышеуказанные организации имеют все права и несут все обязанности абонента, предусмотренные Законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно части 1 статьи 14 Закона «О водоснабжении и водоотведении» по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

Оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение (часть 6 статьи 14 Закона «О водоснабжении и водоотведении»).

В силу публичности договора водоотведения стоимость услуг водоотведения должна быть равной для соответствующей категории потребителей.

Согласно пункту 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644) абонент обязан, в том числе, производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно пункту 167 Правил № 644 в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется:

- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

- на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (за исключением объектов абонентов, указанных в данном подпункте).

Таким образом, абоненты помимо платы за услуги водоотведения обязаны вносить плату за превышение нормативов по составу сточных вод.

При этом, взимание платы за превышение данных нормативов в отношении объемов сточных вод с объектов, являющихся жилыми домами, многоквартирными жилыми домами, не допускается.

ООО «Амурские коммунальные системы» оказываются услуги по приему ЖБО в централизованную систему водоотведения (канализационная станция в квартале № 433). Прием ЖБО осуществляется на основании договоров на прием и очистку сточных вод, заключаемых с организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими вывоз ЖБО от объектов абонентов, не подключенных к централизованной системе водоотведения.

При анализе представленных в материалы дела документов, связанных с начислением и оплатой услуг водоотведения лицами, осуществляющими вывоз ЖБО, не установлено фактов применения ООО «Амурские коммунальные системы» тарифов, превышающих предельные тарифы, установленные приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2020 № 158-пр/в, а также фактов применения различных тарифов на услугу водоотведения.

В части действий ООО «Амурские коммунальные системы» по взиманию платы за превышение нормативов по составу сточных вод комиссией исследованы документы по оплате услуг за прием ЖБО организациями и предпринимателями, имеющими соответствующие договоры с ООО «Амурские коммунальные системы»: ООО «Чигиринская управляющая компания», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>.

Из материалов дела следует, что из вышеперечисленных лиц плата за превышение нормативов по составу сточных вод взималась ООО «Амурские коммунальные системы» с ИП <…>.

Комиссией отклонены доводы заявителя о нарушении прав иных перевозчиков ЖБО, договоры с которыми имеются в материалах дела, поскольку из содержания договоров, заключенных с данными лицами, не следует, что ими осуществляется вывоз ЖБО из жилого фонда.

При этом, согласно пояснениям <…>, деятельность по вывозу ЖБО ею не осуществляется.

Согласно пояснениям ИП <…>, деятельность по вывозу ЖБО из жилого фонда предпринимателем в 2021 году не осуществлялась.

Как следует из договора на прием сточных вод, заключенного ИП <…> с ООО «Амурские коммунальные системы», вывоз ЖБО осуществляется предпринимателем как из жилого фонда, так и от объектов коммерческого назначения.

Согласно требованиям Правил № 644 ИП <…> обязан вносить плату за превышение нормативов по составу сточных вод (в части коммерческих объектов).

Действующим законодательством не определен механизм раздельного учета объемов ЖБО, принимаемых в смешанном виде от объектов жилого и нежилого фонда. Договором такой механизм также не определен.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что объемы фактических сбросов ЖБО не соответствуют объемам, указанным в договоре. Указанные обстоятельства препятствуют раздельному учету ЖБО на основании данных, содержащихся в договоре.

Учитывая изложенное, комиссия приходит к выводу, что у ООО «Амурские коммунальные системы» отсутствовала возможность производить расчет платы за превышение нормативов по составу сточных вод в отношении объемов ЖБО, вывозимых от объектов нежилого фонда, отдельно от объемов ЖБО из жилого фонда.

Материалы дела не содержат доказательств того, что ИП <…> при приеме ЖБО в централизованную систему водоотведения предоставлялись достоверные данные о том, что указанные отходы вывезены из жилого фонда.

Комиссией также учитывается, что материалы дела не содержат доказательств того, что ИП <…> или иными хозяйствующими субъектами предъявлялись претензии ООО «Амурские коммунальные системы» в части правомерности предъявления платы за превышение нормативов по составу сточных вод или повышения тарифа на водоотведение.

Заявителями в материалы дела также не представлены сведения о конкретных перевозчиках ЖБО, чьи права нарушены действиями ООО «Амурские коммунальные системы», сведения о том, о том, какие организации произвели повышение стоимости услуг по вывозу ЖБО.

При этом, сами заявители деятельность по вывозу ЖБО не осуществляют.

Таким образом, материалами дела не подтверждается факт ущемления ООО «Амурские коммунальные системы» законных интересов иных хозяйствующих субъектов или неопределенного круга потребителей.

Комиссией отклоняется довод заявителя о неправомерности применения ООО «Амурские коммунальные системы» тарифа на водоотведение при приеме ЖБО в централизованную систему водоотведения.

Тарифы на водоотведение для ООО «Амурские коммунальные системы» на 2021 год утверждены приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2020 № 158-пр/в.

Указанные тарифы утверждены за оказание всего комплекса услуг по сбору, транспортировке, очистке сточных вод.

Дифференциация тарифа на водоотведение для абонентов, осуществляющих сброс ЖБО в систему водоотведения, вышеуказанным приказом не предусмотрена.

Правомерность применения ООО «Амурские коммунальные системы» тарифа на водоотведение также подтверждается постановлением Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 10.06.2021 № 2.

Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 11, 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона «О защите конкуренции» обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

При оценке наличия злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта суд принимает во внимание законные интересы этого субъекта, которые вправе преследовать любой участник рынка вне зависимости от его положения на рынке.

Учитывая вышеизложенное комиссией не усматривается злоупотребление доминирующим положением в действиях ООО «Амурские коммунальные системы» при взимании платы за прием ЖБО в централизованную систему водоотведения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьями 23, 41, 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела в отношении ООО «Амурские коммунальные системы» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Решение и (или) предписание Амурского УФАС России могут быть обжалованы в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны