Решение б/н по делу о злоупотреблении доминирующим положением путем неза... от 20 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик:

ООО «Зейские тепловые сети»

Светлый мкр., д.97

г. Зея, 676244

Факс: (41658) 3-29-66

Zts-cbit@yandex.com

Заявитель:

ИП <…>

Зеленая Роща ул., д.13, кв.1

г. Зея, 676244

РЕШЕНИЕ

по делу № 028/01/10-20/2020

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «05» марта 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «20» марта 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, <…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело № 028/01/10-20/2020 по признакам нарушения ООО «Зейские тепловые сети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в установлении и взимании платы за опломбирование приборов учета тепловой энергии, в присутствии представителя ответчика <…> (паспорт <...> доверенность от 14.02.2020 б/н),

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление ИП <…> на действия ООО «Зейские тепловые сети» по вопросу необоснованного взимания платы за опломбировку узла учета тепловой энергии.

По результатам рассмотрения указанных материалов приказом Амурского УФАС России от 27.01.2020 № 12 в отношении ООО «Зейские тепловые сети» возбуждено дело 028/01/10-20/2020 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Определением от 27.01.2020 рассмотрение дела назначено на 19.02.2020 в 10 часов 00 минут. Определением от 19.02.2020 рассмотрение дела отложено на 05.03.2020 в 10 часов 00 минут.

В ходе заседаний комиссии представитель ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признал, пояснил, что плата за повторную опломбировку приборов учета взимается обществом в связи с нарушением потребителем или третьим лицом пломбы или знаков поверки прибора учета, в частности: ненамеренное нарушение пломб, нарушение пломб в связи с необходимостью проведения ремонтов, замены источников питания, проведения реконструкции узлов учета и т.д. Счета-фактуры по объектам <…> и <…>получены их представителем лично в бухгалтерии по устному запросу без указания причины опломбировки. В настоящее время счета-фактуры аннулированы, денежные средства не взимались. Право взимать плату за повторную опломбировку приборов учета в случае нарушения пломб по вине потребителя или третьих лиц подтверждается письмом ФАС России от 13.12.2013 № КА/50647/13. Виновность потребителя в нарушении пломб подтверждается копией заявления <…> на получение технических условий на реконструкцию узла учета тепловой энергии, что и повлекло необходимость проведения повторной опломбировки. Приказ общества о взимании платы за повторную опломбировку является действующим. На дополнительный вопрос комиссии о подтверждении аннулирования счетов-фактур пояснил, что такое подтверждение отсутствует.

ИП <…> на заседание комиссии не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия. В письменных пояснениях указал, что осуществляет предпринимательскую деятельность (розничная торговля) в арендуемых нежилых помещениях по адресам: г. Зея, ул. Транспортная, 28, ул. Октябрьская, 48, ул. Шевченко, 34. В начале отопительного периода 2019-2020 возникла необходимость опломбировки узлов учета после очередной поверки, в связи с этим в адрес ООО «Зейские тепловые сети» направлены уведомления на осмотр и опломбировку узлов учета. В итоге от общества получены счета-фактуры на оплату опломбировки узлов учета тепловой энергии на сумму 1528,80 рублей на каждый объект. С выставлением платы за опломбировку предприниматель не согласился, оплату не производил. В результате ввод узлов учета не произведен, оплата тепловой энергии производится по договорным величинам.

По результатам рассмотрения дела комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

ООО «Зейские тепловые сети» является теплоснабжающей организацией на территории г. Зея, владеет объектами централизованного теплоснабжения, в том числе, на основании концессионного соглашения от 25.03.2014 № 6, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Зея.

Приказом ООО «Зейские тепловые сети» от 01.04.2015 № 18 утверждена плата за опломбирование прибора учета тепловой энергии в случае повторной опломбировки в связи с нарушением пломбы или знаков поверки приборов учета потребителем или третьим лицом в размере 1503,32 рублей.

Приказом ООО «Зейские тепловые сети» от 09.01.2019 № 2 плата за вышеуказанные услуги установлена в размере 1528,80 рублей.

Из материалов дела следует, что ООО «Зейские тепловые сети» фактически взимается плата за опломбирование приборов учета тепловой энергии, в том числе, установленных в нежилых помещениях (счета-фактуры от 28.10.2019 № 2408, № 2407). Факт взимания такой платы обществом не отрицается.

Согласно частям 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов (часть 7 статьи 19 указанного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 18 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, выдача технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по приемке узлов (приборов) учета осуществляется без взимания с потребителя тепловой энергии платы.

Исключений для случаев повторного пломбирования узла (прибора) учета тепловой энергии вышеуказанными Правилами не установлено.

Таким образом, взимание платы за повторное пломбирование узлов (приборов) учета тепловой энергии является нарушением Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034.

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В силу положения части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ООО «Зейские тепловые сети» оказывающее на территории г. Зеи услуги по теплоснабжению и передаче тепловой энергии по тепловым сетям, является субъектом естественных монополий и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.

Проведенным Амурским УФАС России анализом состояния конкуренции определены следующие характеристики товарного рынка:

- временной интервал исследования: с 01.01.2019 по 19.02.2020;

- продуктовые границы товарного рынка: услуги по передаче тепловой энергии;

- географические границы товарного рынка: границы муниципального образования г. Зея Амурской области (в границах тепловых сетей ООО «Зейские тепловые сети»).

Утверждение и взимание ООО «Зейские тепловые сети» платы за повторное пломбирование узлов (приборов) учета тепловой энергии в нарушение норм действующего законодательства, приводит/может привести к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, а также интересов неопределенного круга потребителей, поскольку возлагает на них необоснованные расходы, связанные со вводом в эксплуатацию узлов (приборов) учета тепловой энергии.

Комиссией отклоняются доводы ответчика о правомерности взимания платы за опломбировку приборов учета в случае нарушения пломб по вине потребителя со ссылкой на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Вышеуказанными Правилами урегулированы отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах.

Вместе с тем, объекты ИП <…> не относятся к помещениям, расположенным в многоквартирных жилых домах.

Приказы ООО «Зейские тепловые сети» от 01.04.2015 № 18, от 09.01.2019 № 2 также не содержат указания на то, что плата взимается только за опломбировку индивидуальных приборов учета в помещениях, расположенных в жилых домах и домовладениях.

Довод ответчика о возможности взимания платы за повторное пломбирование узлов (приборов) учета тепловой энергии в нежилых помещениях на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (применение законодательства по аналогии) является необоснованным, поскольку действующим законодательством прямо предусмотрен безвозмездный характер данных действий.

Кроме того, из представленных в Амурское УФАС России документов не усматривается наличие виновных действий ИП <…> или третьих лиц, повлекших нарушение пломб на приборах учета. Указанные ООО «Зейские тепловые сети» случаи, при которых обществом взимается плата за повторное пломбирование узлов (приборов) учета тепловой энергии (необходимость вывода узлов учета из эксплуатации в связи с проведением поверки или ремонта, замены источников питания и другое) не могут расцениваться в качестве виновных действий потребителя.

Пояснения ответчика о том, что платежные документы об оплате услуг опломбировки приборов учета выданы ошибочно по просьбе ИП <…>, не опровергают выводы, изложенные в настоящем решении и не свидетельствуют об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Зейские тепловые сети».

Таким образом, действия ООО «Зейские тепловые сети» по установлению и взиманию платы за опломбировку приборов учета тепловой энергии являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Поскольку на дату вынесения решения нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Закона «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Зейские тепловые сети», выразившиеся в установлении и взимании платы за опломбировку приборов учета тепловой энергии, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Зейские тепловые сети» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 10.04.2020.

3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии:

<…>

 

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны