Определение б/н о назначении дела от 29 июня 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 028/01/10-345/2022 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

29 июня 2022 года г. Благовещенск

Председатель Комиссии Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

В Амурское УФАС России поступило заявление Региональной общественной организации автомобильного спорта Амурской области на действия ГБУЗ АО «Станция скорой медицинской помощи г. Благовещенска» (далее – ГБУЗ «ССМП») по вопросу обоснованности установленной стоимости услуг по обеспечению медицинской помощью массовых мероприятий.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что приказом ГБУЗ «ССМП» от 30.12.2019 № 126-ОД утверждены тарифы на платные медицинские услуги учреждения, в том числе, стоимость услуги по обеспечению медицинской помощью массовых (спортивных, зрелищных, общественных, культурно-массовых и др.) мероприятий с использованием специализированного транспорта – в размере 3500 рублей за 1 час.

Приказом ГБУЗ «ССМП» от 12.01.2021 № 03-ОД утверждены тарифы на платные медицинские услуги учреждения, в том числе, стоимость услуги по обеспечению медицинской помощью массовых (спортивных, зрелищных, общественных, культурно-массовых и др.) мероприятий с использованием специализированного транспорта – в размере 6050 рублей за 1 час. Увеличение составило 73%.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10).

Согласно проведенному Амурским УФАС России анализу состояния конкуренции на товарном рынке услуг по обеспечению дежурства автомобиля скорой медицинской помощи и бригады скорой медицинской помощи с квалифицированным медицинским персоналом при проведении спортивно-массовых мероприятий установлено доминирующее положение ГБУЗ «ССМП» на указанном рынке. В границах Амурской области доля ГБУЗ «ССМП» составила 64%, в границах г. Благовещенска – 100%.

Согласно понятиям, данным в статье 4 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Поскольку ГБУЗ «ССМП» осуществляет приносящую доход деятельность, в том числе, оказывает платные медицинские услуги, данное лицо является хозяйствующим субъектом.

В силу доминирующего положения ГБУЗ «ССМП» на вышеуказанном товарном рынке, на деятельность учреждения в указанной сфере распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

В целях выявления сопоставимых товарных рынков Амурским УФАС России направлен запрос в территориальные органы ФАС России. Информация о наличии сопоставимых рынков в Амурское УФАС России не поступила.

При этом, Амурским УФАС России запрошена информация о стоимости аналогичных услуг, оказываемых медицинскими учреждениями Амурской области.

Согласно представленной информации ГАУЗ Амурской области «Ивановская больница» оказывает рассматриваемую услугу согласно следующему прейскуранту:

- в летнее время: 1217 руб./час;

- в зимнее время: 1327 руб./час.

ГБУЗ Амурской области «Бурейская больница» сообщило, что стоимость одного часа дежурства автомобиля скорой медицинской помощи учреждения при проведении спортивно-массовых мероприятий составляет 970,39 руб.

ГАУЗ Амурской области «Белогорская больница» направило в адрес управления сведения о следующем прейскуранте услуг, действующих в 2022 году:

- аренда автомобиля скорой помощи с фельдшерской бригадой в летнее время года: 1000,00 руб./час;

- аренда автомобиля скорой помощи с фельдшерской бригадой в зимнее время года: 1200,00 руб./час;

- аренда автомобиля скорой помощи с врачебной бригадой в летнее время года: 1500,00 руб./час;

- аренда автомобиля скорой помощи с врачебной бригадой в зимнее время года: 1750,00 руб./час.

По информации, поступившей от ГБУЗ Амурской области «Сковородинская центральная районная больница», расчет стоимости рассматриваемой услуги в 2022 году проводится персонально исходя из продолжительности мероприятия, расстояния до места прибытия автомобиля скорой медицинской помощи. Вместе с тем, средняя стоимость одного часа дежурства автомобиля скорой медицинской помощи с квалифицированным медицинским персоналом составляет от 1500 до 1600 руб.

ГБУЗ Амурской области «Завитинская больница» указало, что в 2022 году стоимость 1 часа дежурства бригады скорой медицинской помощи составляет 3869,96 руб., с врачом-специалистом – 4319,96 руб.

Иные медицинские учреждения рассматриваемый вид услуг не оказывают.

Таким образом, действующая стоимость услуг обеспечения дежурства автомобиля скорой медицинской помощи и бригады скорой медицинской помощи с квалифицированным медицинским персоналом при проведении спортивно-массовых мероприятий), оказываемых ГБУЗ «ССМП», в размере 6050 рублей за 1 час дежурства является самой высокой в Амурской области.

В отсутствие сведений о наличии сопоставимых товарных рынков для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства применяется затратный подход.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее – Правила № 1006).

Согласно пункту 8 Правил № 1006 порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Приказом министерства здравоохранения Амурской области от 15.09.2017 № 713 утверждено типовое положение о предоставлении платных медицинских услуг областными казенными, бюджетными медицинскими организациями.

В развитие данного приказа ГБУЗ «ССМП» приказом от 31.01.2019 № 14-ОД утверждено положение о предоставлении платных медицинских услуг (немедицинских) услуг и порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые ГБУЗ «ССМП».

Согласно пунктам 2.5.2, 2.2.3 Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, утвержденного приказом ГБУЗ «ССМП» от 31.01.2019 № 14-ОД (далее – Порядок № 14-ОД) в стоимость платной услуги включаются прямые и косвенные расходы учреждения.

К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с медицинской услугой:

- оплата труда основного персонала;

- начисления на оплату труда основного персонала;

- материальные затраты, потребляемые в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, одноразовые медицинские принадлежности и др.);

- износ мягкого инвентаря по основным подразделениям;

- износ медицинского и прочего оборудования, непосредственно используемого в лечебно-диагностическом процессе.

К косвенным расходам относятся те виды затрат, которые необходимы для обеспечения деятельности медицинской организации, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги:

- оплата труда общего персонала медицинской организации;

- начисления на оплату труда общего персонала медицинской организации;

- хозяйственные затраты;

- затраты на командировки и служебные разъезды;

- износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях;

- амортизация основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг;

- затраты на уплату налогов, пошлины и иные обязательные платежи;

- прочие затраты.

Косвенные затраты относятся на стоимость медицинских услуг через расчетные коэффициенты.

Согласно представленным ГБУЗ «ССМП» расчетам, в стоимость рассматриваемой услуги учреждением включены:

- затраты на оплату труда основного персонала (1527,28 руб./час);

- затраты материальных запасов (1190,18 руб./час);

- сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании услуги (88,54 руб./час);

- косвенные затраты, относимые на платную услугу (1848,01 руб./час);

- рентабельность 30%.

В ходе анализа расчета косвенных (накладных) расходов выявлено нарушение учреждением пункта 3.1.6 Порядка № 14-ОД.

Исходя из представленных учреждением данных коэффициент накладных расходов должен составлять 1,0, в то время, как ГБУЗ «ССМП» коэффициент определен в размере 1,21, что привело к увеличению размера косвенных затрат с 1527,28 руб./час до 1848,01 руб./час.

Расходы на медикаменты заложены учреждением в сумме 700,1 руб., изделия медицинского назначения – 330,95 руб., т.е. суммарно 1031,05 руб., данные расходы предстоит оплачивать за каждый час дежурства автомобиля скорой медицинской помощи.

В силу специфики услуги по обеспечению дежурства автомобиля и бригады скорой помощи медикаменты и изделия медицинского назначения не являются материальными запасами, полностью потребляемыми в ходе оказания услуги, поскольку они используются только в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи. При отсутствии такой необходимости те же медикаменты и медицинские изделия могут использоваться неоднократно.

Включение полной стоимости медикаментов и медицинских изделий в стоимость каждого часа оказания услуги является необоснованным.

Учреждением не представлено обоснования показателей затрат на медикаменты и медицинские изделия с учетом вышеизложенной специфики.

Таким образом, в действиях ГБУЗ «ССМП» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В связи с вышеизложенным, приказом Амурского УФАС России от 24.06.2022 № 90/1 в отношении ГБУЗ «ССМП» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело 028/01/10-345/2022 к рассмотрению на 20.07.2022 года в 10 часов 00 минут по адресу: Амурская область г. Благовещенск ул. Амурская, д. 150, кабинет 403 (регистрация участников дела с 09 часов 45 минут в кабинете 409).

2. Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика ГАУЗ АО «Станция скорой медицинской помощи г. Благовещенска» (ИНН 2801027537).

3. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя региональную общественную организацию автомобильного спорта Амурской области (ИНН 2801251031).

4. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица министерство здравоохранения Амурской области (ИНН 2801123720).

5. ГБУЗ «ССМП» в срок до 15.07.2022 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:

- письменные пояснения о признании/непризнании нарушения антимонопольного законодательства, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих позицию документов;

- обоснование затрат на материальные запасы (медикаменты, медицинские изделия), включенные в стоимость рассматриваемой услуги, со ссылкой на соответствующие стандарты, нормативы;

- перечень медицинского оборудования, включенного в расчет затрат на амортизацию;

- сведения о балансовой (первоначальной и остаточной) стоимости санитарного автомобиля и медицинского оборудования, включенного в расчет затрат на амортизацию, с приложением подтверждающих документов (инвентарных карточек основных средств, выписки со счетов бухгалтерского учета);

- обоснование увеличения рентабельности рассматриваемой услуги с 10% до 30%, с приложением подтверждающих документов;

- иную информацию, документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

6. Заявителю в срок до 15.07.2022 представить письменную позицию по делу, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих позицию документов.

7. Министерству здравоохранения Амурской области в срок до 15.07.2022 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:

- письменную позицию по делу, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих позицию документов;

- копию приказа министерства здравоохранения Амурской области от 15.09.2017 № 713 «Об утверждении типового положения о предоставлении платных медицинских услуг областными казенными, бюджетными медицинскими организациями», со всеми изменениями;

- иные документы и сведения, имеющие отношения к рассматриваемым обстоятельствам, по своему усмотрению.

В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление либо неполное представление документов (информации), а также предоставление заведомо недостоверных сведений (информации) по запросу Федерального антимонопольного органа, либо его территориальных органов.

Приложение: копия приказа Амурского УФАС России о возбуждении дела на 1 л. (в адрес заявителя и ответчика).

Принять участие в заседании комиссии возможно в формате веб-конференции, перейдя в установленное время в браузере по ссылке: https://fas2.tconf.rt.ru/c/6569522467.

Председатель комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны