Решение №02-835-э Нарушение ООО «Водоочистная станция 3» пункта 4 части 1 стат... от 10 марта 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 028/01/10-384/2019

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения оглашена «20» февраля 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «10» марта 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

<…> – руководителя управления;

Членов комиссии:

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> – главного специалиста-эксперта указанного отдела;

<…> – ведущего специалиста-эксперта указанного отдела,

рассмотрев дело № 028/01/10-384/2019 по признакам нарушения ООО «Водоочистная станция 3» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в необоснованном отказе от исполнения договоров водоснабжения, водоотведения, заключенных с ООО «Городские коммунальные системы», в присутствии представителя ответчика <…> (паспорт <...> доверенность от 14.01.2020),

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России из прокуратуры Зейского района поступило заявление ООО «Городские коммунальные системы» на действия ООО «Водоочистная станция 3» по вопросу необоснованного отказа от исполнения договоров водоснабжения, водоотведения в отношении многоквартирных жилых домов г. Зея.

По результатам рассмотрения указанных материалов приказом Амурского УФАС России от 30.12.2019 № 224 в отношении ООО «Водоочистная станция 3» возбуждено дело № 028/01/10-384/2019 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 30.12.2019 рассмотрение дела назначено на 21.01.2020 в 10-00 часов. Определением от 21.01.2020 рассмотрение дела отложено на 13.02.2020 в 10 часов 00 минут. В заседании комиссии 13.02.2020 объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 20.02.2020.

В ходе заседаний комиссии представители ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признали, пояснили, что договоры водоснабжения, водоотведения с ООО «Городские коммунальные системы» не заключены, между сторонами сложились фактические отношения по водоснабжению, водоотведению. По расчетам ООО «Водоочистная станция 3» у ООО «Городские коммунальные системы» имеется задолженность за услуги водоснабжения, водоотведения в размере, предусмотренном частью 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяющем в одностороннем порядке расторгнуть договоры. В уведомлении о расторжении договора указан общий размер задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения, поскольку эти услуги технологически связаны между собой, один потребитель. Указанная задолженность ООО «Городские коммунальные системы» признана, поскольку месячные счета-фактуры потребителем подписывались. Законодательством не предусмотрена форма признания задолженности потребителем. Оказание услуг жителям многоквартирных домов осуществляется без перерывов. Нарушение ООО «Городские коммунальные системы» сроков оплаты ведет к нестабильности работы ресурсоснабжающей организации. В Арбитражном суде Амурской области рассматривалось заявление ООО «Городские коммунальные системы» о признании незаконным отказа ООО «Водоочистная станция 3» от исполнения договоров водоснабжения, водоотведения (дело № А04-8913/2019), рассмотрение дела прекращено судом в связи с отказом истца от иска. 30.01.2020 проведено заседание рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных со снижением дебиторской задолженности организаций города Зеи по поставленным энергоресурсам. На указанном заседании принято решение о переходе жителей многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «Городские коммунальные системы», ООО «Управляющая компания № 1» на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Между ООО «Водоочистная станция 3» и ООО «Городские коммунальные системы» заключено соглашение о переходе жителей многоквартирных домов на прямые расчеты с ООО «Водоочистная станция 3».

ООО «Городские коммунальные системы» явку своих представителей на заседания комиссии не обеспечило. В письме от 11.12.2019 № 2354, направленном в Амурское УФАС России по запросу управления, ООО «Городские коммунальные системы» указало, что у ООО «Водоочистная станция 3» отсутствовали предусмотренные статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации основания для расторжения в одностороннем порядке договоров водоснабжения, водоотведения. Расторжение договоров приведет к нарушению волеизъявления собственников помещений на участие управляющей организации в качестве посредника при оплате услуг водоснабжения, водоотведения.

По результатам рассмотрения дела комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

ООО «Городские коммунальные системы» (абонент) в адрес ООО «Водоочистная станция 3» (ресурсоснабжающая организация) направлен проект договора поставки питьевой воды от 01.01.2016 № 001-060-16 в целях оказания коммунальной услуги водоснабжения жителям домов, находящихся под управлением ООО «Городские коммунальные системы». Указанный проект договора подписан ООО «Водоочистная станция 3» с протоколом разногласий. Согласованный сторонами договор поставки питьевой воды в Амурское УФАС России не представлен.

Аналогично в Амурское УФАС России не представлен согласованный сторонами договор на прием и очистку сточных вод в целях оказания коммунальной услуги водоотведения жителям домов, находящихся под управлением ООО «Городские коммунальные системы».

Вместе с тем, из материалов дела и пояснений заявителя и ответчика следует, что ООО «Водоочистная станция 3» оказываются ООО «Городские коммунальные системы» услуги поставки питьевой воды и услуги приема и очистки сточных вод в целях предоставления коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения жителям домов, находящихся под управлением ООО «Городские коммунальные системы», управляющей организацией вносится плата за указанные услуги.

Таким образом, между сторонами сложились фактические правоотношения по оказанию услуг поставки питьевой воды, приема и очистки сточных вод, которые регулируются нормами гражданского, жилищного законодательства, а также нормами законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.

Письмом от 20.11.2019 ООО «Водоочистная станция 3» направило в ООО «Городские коммунальные системы» уведомление об одностороннем отказе от исполнения вышеуказанных договоров ресурсоснабжения на основании части 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с ненадлежащим исполнением абонентом обязанностей по оплате потребленных ресурсов и наличием задолженности, превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате по договорам.

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).

В силу положений части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ООО «Водоочистная станция 3» является субъектом естественных монополий и занимает доминирующее положение на рынке услуг централизованного водоснабжения и водоотведения г. Зея.

Проведенным Амурским УФАС России анализом состояния конкуренции определены следующие характеристики товарного рынка:

- временной интервал исследования: с 01.01.2019 по 20.02.2020;

- продуктовые границы товарного рынка: водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры;

- географические границы товарного рынка: границы муниципального образования г. Зея Амурской области (в границах сетей ООО «Водоочистная станция 3»).

В соответствии с частью 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта. Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на двенадцать. В случае, если договор ресурсоснабжения, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнялись менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения или договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на количество месяцев их действия.

Как следует из представленных в Амурское УФАС России документов и сведений, вступившие в законную силу судебные акты, подтверждающие наличие у ООО «Городские коммунальные системы» перед ООО «Водоочистная станция 3» задолженности по договорам водоснабжения, водоотведения, в размере, предусмотренном частью 2 статьи 157.2 ЖК РФ, отсутствуют.

Документы, однозначно свидетельствующие о признании ООО «Городские коммунальные системы» вышеуказанной задолженности, также отсутствуют.

Вместе с тем, при оценке действий ООО «Водоочистная станция 3» на предмет злоупотребления доминирующим положением, которое повлекло/могло привести к нарушению законных интересов ООО «Городские коммунальные системы» и/или неопределенного круга потребителей комиссия Амурского УФАС России исходит из следующего.

Как указано в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», суду или антимонопольному органу при оценке действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Из диспозиции части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» следует, что злоупотреблением могут быть признаны только такие действия доминирующего хозяйствующего субъекта, которые привели к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей либо создали реальную угрозу такого ущемления интересов.

Из положений статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в случае одностороннего расторжения ресурсоснабжающей организацией договора с управляющей организацией соответствующий ресурс продолжает поставляться собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома без ограничений. При этом, между такими собственниками (нанимателями) и ресурсоснабжающей организацией возникают правоотношения по предоставлению соответствующих коммунальных услуг. Договор между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией продолжает действовать в части, необходимой для содержания общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, рассматриваемые действия ООО «Водоочистная станция 3» не привели к нарушению прав собственников (нанимателей) на получение соответствующих коммунальных услуг или иных законных интересов. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг и (или) коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора, перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации.

Платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю (пункт 6 указанного нормативного акта).

Таким образом, поступившая управляющей организации от потребителей плата за коммунальные услуги не может рассматриваться в качестве дохода управляющей организации, поскольку она подлежит незамедлительному перечислению в ресурсоснабжающую организацию.

С учетом изложенного, расторжение ресурсоснабжающей организацией в одностороннем порядке договоров водоснабжения и водоотведения с управляющей организацией и переход на прямые взаиморасчеты с собственниками (нанимателями) помещений не лишает управляющую организацию права на доходы, на которые она могла бы рассчитывать в случае сохранения договорных отношений.

Из материалов дела следует, что ООО «Городские коммунальные системы» и ООО «Водоочистная станция 3» достигли соглашения о переходе на прямые взаиморасчеты собственников помещений за потребленные коммунальные ресурсы.

В связи с достижением данного соглашения ООО «Городские коммунальные системы» отозван иск к ООО «Водоочистная станция 3» по делу № А04-8913/2019.

Учитывая в совокупности все изложенные обстоятельства комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «Водоочистная станция 3» по одностороннему отказу от договоров водоснабжения, водоотведения не привели к ущемлению интересов ООО «Городские коммунальные системы» или собственников (нанимателей) многоквартирных домов.

Таким образом, в действиях ООО «Водоочистная станция 3» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьями 23, 41, 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела в отношении ООО «Водоочистная станция 3» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии

 

<…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны