Определение б/н О назначении дела № 028/01/10-788/2023 от 30 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 028/01/10-788/2023 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

27 октября 2023 года г. Благовещенск

Председатель Комиссии Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

Амурским УФАС России в рамках исполнения поручения руководителя ФАС России <…> от 08.09.2023 № МШ/72884ПР/23, поручения заместителя руководителя ФАС России <…> от 26.09.2023 № ВК/78497-пр/23, писем Хабаровского УФАС России от 11.09.2023 № НК/9242/23, от 19.09.2023 № НВ/9547/23, данных в рамках поручения Председателя Правительства Российской Федерации <…> от 05.09.2023 № 8400-П41-ММ/5, в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Амурской области реализацию моторного топлива, направлено письмо от 28.09.2023 № НГ/2691/23 о необходимости принятия по стабилизации сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов, с учетом того, что по данным ФАС России за период с 15.09.2023 по 25.09.2023 оптовая (биржевая) цена на автомобильный бензин марки АИ-92 снизилась на 20,5 % (с 70 372 рубля за тонну до 55 948 рублей за тонну), марки АИ-95 на 23,4% (с 75 892 рубля за тонну до 58 097 рублей за тонну). Оптовая (биржевая) цена на дизельное топливо летнее снизилась за период с 19.09.2023 по 25.09.2023 на 18,6% (с 74 779 рублей за тонну до 60 885 рублей за тонну).

Кроме того, указанным письмом Амурским УФАС России запрошена информация о мелкооптовых и розничных ценах на автомобильные бензины, дизельное топливо по состоянию на 01.10.2023.

Согласно представленной письмом ООО «Тындинская нефтяная компания» (далее – ООО «ТНК») от 29.09.2023 № 202 информации, обществом закупался бензин марки АИ-92 по цене: на 31.08.2023 – 74 500 руб./тонна (55,8 руб./литр), 13.09.2023 79 000 руб./тонна (59,20 руб./литр), 25.09.2023 – 68 400 руб./тонна (51,30 руб./литр), реализация осуществлялась по цене 61 руб./литр. Бензин марки АИ-95 приобретался на 07.09.2023 по цене 80 050 руб./тонна (60 руб./литр), реализация осуществлялась по цене 65 руб./литр. Дизельное топливо приобреталось по цене 76 300-76 500 руб./тонна (70 руб./литр), реализация осуществлялась по цене 75 руб./литр. По информации, представленной ООО «ТНК», нефтяная компания осуществляет закупку нефтепродуктов на бирже с доставкой по железнодорожному транспорту. В случае задержек по отгрузке нефтепродукты приобретаются по договору с ООО «Востокнефтепродукт» с нефтяной базы в г. Благовещенске.

Вместе с тем в Амурское УФАС России поступило заявление С П.В. о повышении стоимости и несоответствии качества бензина, в частности бензина марок А-80, АИ-92 на автомобильных заправочных станциях в г. Тында (указан продавец – <…>).

В связи с этим Амурским УФАС России в адрес ООО «ТНК» направлен запрос информации о динамике изменения цен на бензин марок А-80, АИ-92, АИ-95, дизельного топлива в 2022-2023 годах, а также о предоставлении калькуляции стоимости и обоснования повышения указанного моторного топлива в III квартале 2023 года с предоставлением подтверждающих данные сведения документов.

Согласно представленной письмом ООО «ТНК» от 23.10.2023 № 222 информации, динамика цен на топливо в запрошенный период являлась следующей:

2022 год

Наименование

IV

22 г.

V

22 г.

VI

22 г.

VII

22 г.

VIII

22 г.

IX

22 г.

X

22 г.

XI

22 г.

XII

22 г.

АИ-92

51

51

50

50

50

50

50

50

50

АИ-95

53

53

53

53

53

53

53

53

53

ДТ

66

64

64

64

64

64

66

66

74 зим

2023 год

Наименование

I

23 г.

II

23 г.

III

23 г.

IV

23 г.

V

23 г.

VI

23 г.

VII

23 г.

VIII

23 г.

IX

23 г.

X

23 г.

АИ-92

50

50

50

51

51

51

52

55

61

59

АИ-95

53

53

53

54

54

54

55

58

65

65

ДТ

74

74

65

66

64

64

64

64

66

75 зим

Как следует из пояснений ООО «ТНК» повышение стоимости топлива на бирже с апреля 2023 года с одновременным удержанием розничных цен привело к ситуации, когда стоимость реализации стала дешевле закупочной. Максимальная стоимость бензина АИ-92 в сентябре 2023 года составила 61 рубль за 1 литр (закупочная с доставкой до ст. Тында – 58 рублей за 1 литр). Увеличение стоимости по сравнению с апрелем 2023 года (51 рубль за 1 литр) составило 20%. При этом биржевая стоимость с 50 тысяч рублей/тонна поднялась до 70,5, что соответствует 70%. Аналогичная ситуация сложилась по другим видам моторного топлива. Рентабельность продаж по данным ФНС, ООО «ТНК» за 2022 год составила 7,85%.

Иные сведения и документы, обосновывающие повышение стоимости бензина в Амурское УФАС России не представлены.

Антимонопольные требования к деятельности хозяйствующих субъектов определены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Как установлено частью 2.1 Закона «О защите конкуренции» не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восьмисот миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции». Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции»; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции»; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 6 Закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Амурским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на розничных рынках реализации автомобильных бензинов в границах г. Тында и Тындинского муниципального округа Амурской области за период с 01.01.2022 по 01.10.2023.

Согласно поступившим в ходе анализа сведениям от администрации города Тында на территории г. Тынды деятельность осуществляют два хозяйствующих субъекта: 1) АО «ННК-Амурнефтепродукт» (ИНН: 2801013238, ОГРН: 1022800514890, юридический адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Первомайская, д. 1А) - ВИНК АО «Независимая нефтегазовая компания». 2) ООО «ТНК» - независимый хозяйствующий субъект.

По сведениям администрации Тындинского муниципального округа, на территории указанного муниципального образования осуществляет деятельность один хозяйствующий субъект: ООО «ТНК» - независимый хозяйствующий субъект.

В г. Тында расположено 5 АЗС: 3 их них принадлежат ООО «ТНК», 2 – АО «ННК-Амурнефтепродукт». 1 АЗС АО «ННКАмурнефтепродукт» находится в консервации. На территории Тындинского муниципального округа расположена 1 АЗС, принадлежащая ООО «ТНК» (расположена по адресу: 676271, Амурская область, Тындинский муниципальный округ, с. Соловьевск, ул. Советская, д. 16).

По результатам проведенного анализа установлено, что наибольшая доля реализации автомобильных бензинов в г. Тында (в разрезе марок) принадлежит АО «ННК-Амурнефтепродукт», у ООО «ТНК» по бензину марок АИ-92 – 40,72 %, АИ-95 – 32,6 %. По Тындинскому муниципальному округу (локальный рынок с. Соловьевск) доминирующее положение с долей 100% занимает ООО «ТНК».

ООО «ТНК» не подпадают под исключающие положения части 2.1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, Амурским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на розничных рынках реализации дизельного топлива в границах г. Тында и Тындинского муниципального округа Амурской области за период с 01.01.2022 по 01.10.2023.

Согласно поступившим в ходе анализа сведениям от администрации города Тында на территории г. Тынды деятельность осуществляют два хозяйствующих субъекта: 1) АО «ННК-Амурнефтепродукт» - ВИНК АО «Независимая нефтегазовая компания». 2) ООО «ТНК» - независимый хозяйствующий субъект.

По сведениям администрации Тындинского муниципального округа на территории указанного муниципального образования осуществляет деятельность один хозяйствующий субъект: ООО «ТНК» - независимый хозяйствующий субъект.

В г. Тында расположено 5 АЗС: 3 их них принадлежат ООО «ТНК», 2 – АО «ННК-Амурнефтепродукт». 1 АЗС АО «ННК-Амурнефтепродукт» находится в консервации. На территории Тындинского муниципального округа расположена 1 АЗС, принадлежащая ООО «ТНК» (расположена по адресу: 676271, Амурская область, Тындинский муниципальный округ, с. Соловьевск, ул. Советская, д. 16).

Согласно имеющейся информации о бухгалтерской отчетности и финансового анализа ООО «ТНК» осуществляет розничную торговлю моторным топливом в специализированных магазинах. Объем выручки за 2022 год составил 754 млн. рублей. Учредителями данной нефтяной компании являются <…> и <…>.

По результатам проведенного анализа установлено, что что наибольшая доля реализации дизельного топлива в г. Тында принадлежит АО «ННК-Амурнефтепродукт». По Тындинскому муниципальному округу (локальный рынок с. Соловьевск) доминирующее положение с долей 100% занимает ООО «Тындинская нефтяная компания».

ООО «ТНК» не подпадают под исключающие положения части 2.1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом в локальных границах Тындинского муниципального округа на рынках розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива доминирующее положение занимает ООО «Тындинская нефтяная компания».

На основе данных единого государственного реестра юридических лиц прослеживаются следующие взаимосвязи лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к организации: ООО «ФАНТОМ» (<…>, директор и учредитель <…>, соучредитель <…>), ИП <…>.

Таким образом, в действиях ООО «ТНК» по повышению стоимости бензина АИ-92, АИ-95, дизельного топлива в сентябре 2023 года усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в частности, обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства (подпункт 3 части 1 статьи 39 Закона «О защите конкуренции»).

Обнаруженные Амурским УФАС России в ходе анализа представленной ООО «ТНК» информации признаки нарушения антимонопольного законодательства являются основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело 028/01/10-788/2023 к рассмотрению на 15.11.2023 в 09 часов 15 минут по адресу: Амурская область г. Благовещенск ул. Амурская, д. 150, кабинет 403 (регистрация участников дела с 09 часов 00 минут в кабинете 409).

2. Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика ООО «Тындинская нефтяная компания».

3. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя С П.В.

4. ООО «Тындинская нефтяная компания» в срок до 09.11.2023 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:

- письменную позицию о признании/непризнании нарушения антимонопольного законодательства, со ссылкой на соответствующие нормы права и приложением подтверждающих документов;

- калькуляцию стоимости моторного топлива (бензин марок А-80, АИ-92, АИ-95, дизельное топливо), реализуемого на территории г. Тында и Тындинского муниципального округа за III квартал 2023 года.

- обоснование повышения в III квартале 2023 года стоимости указанного моторного топлива, реализуемого на территории г. Тында и Тындинского муниципального округа с приложениями подтверждающих документов.

5. Заявителю в срок до 09.11.2023 представить следующие документы в копиях (информацию), заверенные надлежащим образом:

- письменную позицию по делу, со ссылкой на нормы права и приложением подтверждающих документов;

- иные документы и сведения, подтверждающие изложенные в жалобе обстоятельства.

Документы могут быть направлены на адрес электронной почты to28@fas.gov.ru.

Принять участие в заседании комиссии возможно в формате веб-конференции, перейдя в установленное время в браузере по ссылке:

В случае участия в заседании в формате веб-конференции необходимо заблаговременно направить в Амурское УФАС России копии документов, подтверждающих полномочия представителей.

Приложение: копия приказа Амурского УФАС России о возбуждении дела на 1 л. (в адрес заявителя и ответчика).

Председатель комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны