Решение №Р-18/18 2018 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-18/18 2018 от 22 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-18/18  2018

 

«22» января 2019 г.                                                                                       г. Благовещенск

                                                                                                                                                                                                                

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России,

члены Комиссии: <…>, ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…>, главный специалист-эксперт указанного отдела, <…>, специалист-эксперт указанного отдела,

рассмотрев дело № Р-18/18  2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 1 статьи 18, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон «О рекламе») по факту распространения 04.09.2018 в 13:48 часов рекламы посредством направления смс-сообщения на телефонный номер абонента без получения его предварительного согласия,

в отсутствие представителей:

лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе: акционерное общество «ЮниКредит Банк» (далее – АО «ЮниКредит Банк»,  адрес места нахождения: 119034, г. Москва, Набережная Пречистенская, 9, ОГРН: 1027739082106, дата присвоения ОГРН: 19.08.2002, ИНН: 7710030411, КПП: 770401001), извещено о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

заявителя – физического лица, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

заинтересованных лиц– ---, эксперта – ---, переводчика – ---,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения заявления физического лица (далее также Заявитель) установлено, что 04.09.2018 в 13:48 на номер <…>, принадлежащий Заявителю поступило нежелательное смс сообщение рекламного характера, с номера имеющего буквенный идентификатор UniCredit, с текстом следующего содержания: «Александр Петрович, для Вас 1 200 000 р. в кредит под 12.9% годовых или кредитная карта с лимитом 400 000 р., ставкой 26.9% и годом бесплатного обслуживания. До 30.09.18 оформите по паспорту и справке о доходах. АО ЮниКредит Банк 88007002636».

Заявитель указал, что не давал предварительного согласия на получение рекламы на вышеназванный принадлежащий ему номер сотового телефона.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из определения рекламы следует, что рекламой считается информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, и о которых заранее не известно откликнутся ли они на рекламное послание по поводу объекта рекламирования (например, приобретут ли рекламируемый товар).

В зависимости от целей, которых стремится достигнуть реклама, круг адресатов рекламы бывает широким или, напротив, узким. Вопрос о том, какой будет целевая аудитория рекламы, решает рекламодатель.

В этой связи обособление круга лиц, которым направляется какая-либо информация персонально, не имеет значения в вопросах квалификации признаков рекламы в доведенной до их сведения информации, поскольку понятие "неопределенного круга лиц как адресата рекламы" не совпадает с понятием "целевая аудитория" рекламного послания.

Все предусмотренные законом признаки рекламы содержатся в информации, направленной Заявителю в смс-сообщении.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Пунктом 28 указанного Постановления установлено, что за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее. Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон «О потребительском кредите»). При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Закона «О потребительском кредите». В соответствии с указанной нормой к условиям договора потребительского кредита (займа) относятся, в частности, процентные ставки в процентах годовых, а при применении переменных процентных ставок - порядок их определения, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона; виды и суммы иных платежей заемщика по договору потребительского кредита (займа); периодичность платежей заемщика при возврате потребительского кредита (займа), уплате процентов и иных платежей по кредиту (займу); информация об иных договорах, которые заемщик обязан заключить, и (или) иных услугах, которые он обязан получить в связи с договором потребительского кредита (займа), а также информация о возможности заемщика согласиться с заключением таких договоров и (или) оказанием таких услуг либо отказаться от них.

В рекламе, направленной на номер <…>с текстом следующего содержания: «Александр Петрович, для Вас 1 200 000 р. в кредит под 12.9% годовых или кредитная карта с лимитом 400 000 р., ставкой 26.9% и годом бесплатного обслуживания. До 30.09.18 оформите по паспорту и справке о доходах. АО ЮниКредит Банк 88007002636», содержатся два вида банковских продуктов: потребительский кредит и кредитная карта. Реклама указанных банковских продуктов содержит два условия кредитования, влияющих на стоимость кредита: сумму кредита и процентные ставки. Условия потребительского кредитования - сумма кредита 1 200 000 рублей и процентная ставка 12,9%, условия выдачи кредитной карты -  лимит 400 000 рублей и ставка 26,9%.

При этом, рассматриваемая реклама не содержит все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), в том числе: срок возврата потребительского кредита, условия предоставления, виды и суммы иных платежей заемщика по договору потребительского кредита; периодичность платежей заемщика при возврате потребительского кредита, информация об иных договорах, которые заемщик обязан заключить, и (или) иных услугах, которые он обязан получить в связи с договором потребительского кредита, следовательно, в ней усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В вышеуказанной рекламе отсутствует часть существенной информации о сроках и условиях приобретения кредита, определяющих его полную стоимость, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что указывает на наличие признаков нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Исходя из изложенного, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 18, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», поскольку сообщение направлено без получения предварительного согласия абонента, а также в рекламе отсутствует часть существенной информации, являющейся обязательной для размещения в силу части 3 статьи 28 Закона «О рекламе», что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 поименованного Закона, несет рекламодатель.

В соответствии с частями 7 и 8 статьи 38 Закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Закона «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В целях рассмотрения заявления физического лица по существу, операторам сотовой связи ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл» был направлен запрос (исх. № 03-3059/2012-э и 03-3057/2011-э от 11.09.2018) о предоставлении, в том числе,  информации о владельце телефонного номера <…> и владельце телефонного номера с буквенным идентификатором «UniCredit». Согласно письменным пояснениям ПАО «ВымпелКом» (вх. № 3170 от 24.09.2018) следует, что абонентский номер <…>, на основании заключенного Договора об оказании услуг связи «Билайн» был выделен физическому лицу, который 14.03.2016 года перешел с сохранением данного номера в компанию Теле2. ООО «Т2 Мобайл» в письменном ответе (вх.№2803-э от 24.09.18) сообщило, что по результатам проверки установлено, что 04.09.2018 в 13:48 направление смс-сообщения абоненту <…> от отправителя «UniCredit» осуществляла компания ООО «ОСК», с которой заключен Договор №216/SMS-BULK от 01.06.2015.

В целях сбора доказательств, необходимых для определения круга лиц в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Амурским УФАС России в адрес ООО «ОСК» 26.09.2018 был направлен запрос о предоставлении информации. Срок представления ответа установлен 12.10.2018. В установленный срок ответ от ООО «ОСК» не поступил.  Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 67597227093861, запрос Обществом не получен (неудачная попытка вручения).

Определением от 02.11.2018 возбуждено дело № Р-18/18 2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 1 статьи 18, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе»), лицом, в действиях которого усматривались признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признано ООО «ОСК» (ИНН: 7705658056, ОГРН: 1057746705631, дата регистрации: 18.04.2005, место нахождения: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, 10, стр.1), назначено к рассмотрению  на 27.11.2018 на 10:00 часов. В соответствии с указанным определением лицу, в действиях которого содержались признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «ОСК», необходимо было представить в Амурское УФАС России документы (сведения). Представители ООО «ОСК» на рассмотрение дела не явились, запрошенные документы и сведения не представили, данные об их извещении о месте и времени рассмотрения дела в Амурском УФАС России отсутствовали.   

Определением от 27.11.2018 рассмотрение дела № Р-18/18 2018 продлено, назначено к рассмотрению на 27.12.2018.  Представители ООО «ОСК» на рассмотрение дела не явились. ООО «ОСК» письменно (вх. № 4260 от 14.12.2018), в ответ на определение от 02.11.2018 о возбуждении дела № Р-18/18 2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пояснило, что сообщение, направленное на телефонный номер <…> поступило на оборудование ООО «ОСК» от АО «ЮниКредит Банк» (ИНН 7710030411) на основании заключенного с указанной компанией договора № sms-44/08-17 от 21.09.2017(далее – Договор).  ООО «ОСК» указало, что по указанному Договору ООО «ОСК» оказывает Клиенту техническую услугу предоставления доступа к программному обеспечению, обеспечивающему доставку sms-сообщений Клиента sms-сервер оператора связи. В соответствии с Договором, формирование и отправка sms-сообщений осуществляется Клиентом самостоятельно, без согласования с ООО «ОСК» текстов и адресов направляемых сообщений. При этом ООО «ОСК» не имеет технической возможности каким-либо образом формировать, дополнять, обрабатывать поступающие от Клиента sms-сообщения. Программное обеспечение ООО «ОСК» лишь осуществляет передачу текста sms-сообщения и номера адресата сообщения на оборудование оператора связи; указанная передача происходит в автоматическом режиме без какого-либо вмешательства со стороны ООО «ОСК». При этом в соответствии с условиями Договора Клиент обязуется не использовать услуги ООО «ОСК» в целях распространения информации, не запрошенной получателем, либо информации, от получения которой получатель предварительно отказался. В случае если текст рассылаемых с помощью программного обеспечения ООО «ОСК» сообщений, может быть признан рекламой, рекламораспространителем в этом случае будет являться Клиент как лицо, осуществляющее распространение рекламы. ООО «ОСК» указало, что не обладает достоверными сведениями о факте получения АО «ЮниКредит Банк» согласия абонентов операторов сотовой связи, которым «ЮниКредит Банк» направляет информацию посредством sms-сообщений.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия решила осуществить замену лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «ОСК» на АО «ЮниКредит Банк». Определением от 27.12.2018 дело                   № Р-18/18  2018 рассмотрение дела отложено, назначено к рассмотрению на 22.01.2019, лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «ОСК» заменено лицом: АО «ЮниКредит Банк» (адрес места нахождения: 119034, г. Москва, Набережная Пречистенская, 9, ОГРН: 1027739082106, дата присвоения ОГРН: 19.08.2002, ИНН: 7710030411, КПП: 770401001). В соответствии с указанным определением, лицу, в действиях которого содержались признаки нарушения законодательства о рекламе - АО «ЮниКредит Банк», необходимо было представить в Амурское УФАС России документы (сведения). Представители АО «ЮниКредит Банк» на рассмотрение дела не явились. АО «ЮниКредит Банк» письменно (вх. № 199-э от 21.01.2019) сообщило, следующее.

АО «ЮниКредит Банк» (далее также – Банк) подтверждает направление 04.09.2018 на номер телефона <…> (далее также Абонент) сообщения от Банка со следующим текстом: «Александр Петрович, для Вас 1 200 000 р. в кредит под 12.9% годовых или кредитная карта с лимитом 400 000 р., ставкой 26.9% и годом бесплатного обслуживания. До 30.09.18 оформите по паспорту и справке о доходах. АО ЮниКредит Банк 88007002636».  Банк в полной мере исполняет требования, установленные Федеральным законом «О рекламе» N 38-ФЗ от 13.03.2006 года. Номер телефона Абонента был предоставлен в Банк, как контактный, клиентом Банка - <…> (далее - Клиент), при открытии счета 02.08.2007 года и заключении Договора банковского счета. Ввиду перенаправления в Банк контрагентом ООО «Т2 Мобайл» запроса   № 03-3057/2011-3 от 11.09.2018 года, связанного с жалобой Абонента на поступление ему указанного выше сообщения, Банк 01.10.2018 года осуществил связь с Клиентом по его контактному номеру телефона с целью актуализации его персональных данных. Клиент подтвердил принадлежность номера телефона Абонента ему, при этом изъявил желание больше не получать из Банка информационных сообщений, связанных с кредитными продуктами Банка. На основании телефонного разговора с Клиентом его номер телефона был отключен от информационной рассылки Банка. АО «ЮниКредит Банк» отмечает, что сообщения с текстом, указанным выше, направляются исключительно клиентам Банка, содержат персонифицированное предложение Банка, основанное на предоставленной им ранее в Банк информации. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Федеральной антимонопольной службой России в Письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Для признания информации рекламой необходимо учитывать способ ее распространения и доступность этой информации неопределенному либо ограниченному кругу лиц. Говоря о персонифицированной информации, то с точки зрения маркетинга реклама всегда адресна, то есть предназначена для некоторого круга потребителей, определенного по признаку возраста, пола, социального и материального положения, однако с точки зрения распространения рекламы она не должна иметь конкретного адресата и должна быть легкодоступной любому потребителю. Именно легкодоступность и неперсонифицированность отличают рекламу от иных информационных сообщений о товарах, работах, услугах и их производителях, распространяемые способами и в форме, которые доступны для восприятия определенным кругом лиц. В данном сообщении с обращением: "Александр Петрович, для Вас" не отвечает признакам рекламной информации по критерию распространения рекламного продукта неопределенному кругу лиц. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена. В рассматриваемом случае указанное сообщение, как и предложение воспользоваться банковским продуктом на условиях, предусмотренных только для данного лица, было адресовано определенному лицу - клиенту Банка <…>. Таким образом, банком был определен получатель сообщения, а само предложение не представляет ценности для иных лиц и тем самым, полностью исключается какой-либо фактор неопределенности круга лиц, а, следовательно, указанная рассылка не является рекламной. Согласно п. 2. ст. 6. Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» N 353-ФЗ от 21.12.2013 года, полная стоимость потребительского кредита (займа), определяемая в процентах годовых, рассчитывается по формуле в ред. Федерального закона N 378-ФЗ от 05.12.2017 года, где ПСК = i хЧБП х 100,

где ПСК - полная стоимость кредита в процентах годовых с точностью до третьего знака после запятой;

ЧБП - число базовых периодов в календарном году. Продолжительность календарного года признается равной тремстам шестидесяти пяти дням;

i - процентная ставка базового периода, выраженная в десятичной форме, часть 2 в ред. Федерального закона N 229-ФЗ от 21.07.2014 года.

При этом, для определения i - процентной ставки базового периода, необходимо установить срок кредита. Согласно действующим в Банке Основным условиям кредитования, размещенным по ссылке https://www.unicreditbank.ru/ru/personal/borrow/cash-loans.html на официальном сайте Банка, срок кредита устанавливается потенциальным заемщиком самостоятельно. Таким образом, отобразить информацию о ПСК не представляется возможным, так как срок кредита не установлен клиентом. Учитывая вышеизложенное, Банк не усматривает в своих действиях нарушения законодательства Российской Федерации. Также ввиду отсутствия представителя Банка в Амурской области, АО «ЮниКредит Банк» просил рассмотреть изложенные доводы в отзыве на Определение от 27.12.2018 № 03-4469/4080-э, заочно.

АО «ЮниКредит Банк» представил договор оказания услуг от 12.04.2018                  № 850/11/2018, заключенный между ООО «ОСК» (Исполнитель) и АО «ЮниКредит Банк» (Заказчик). Согласно п.п 1.1 п. 1 приложения № 1 к данному договору, Исполнитель предоставляет Заказчику возможность формирования и оправки сообщений адресатам Заказчика (клиентам или иным, указанным Заказчиком, третьим лицам).  В соответствии с п. 2.2.11.4 вышепоименованного договора Заказчик гарантирует полученное и надлежащим образом   оформленное согласие Абонентов-адресатов на получение Сообщений.

Из информации, представленной Банком в Амурское УФАС России, следует, что условия кредитования размещены по ссылке https://www.unicreditbank.ru/ru/personal/borrow/cash-loans.html, срок кредита устанавливается потенциальным заемщиком самостоятельно. Таким образом, данная информация АО «ЮниКредит Банк» подтверждает, что смс – сообщение, направленное Банком Заявителю на абонентский номер <…>, рассчитано именно на «потенциального заемщика» и не носит персональный характер.

Анализ информации, отраженной на сайте АО «ЮниКредит Банк», показал, что для расчета суммы и срока кредита на сайте АО «ЮниКредит Банк» https://www.unicreditbank.ru/ru/personal/borrow/cash-loans.html потенциальному заемщику установлен минимальный срок займа 24 месяца (2 года) и максимальный срок – 84 месяца (7 лет). Таким образом, для предоставления кредита на условиях, указанных в смс-сообщении, Банк должен владеть информацией о доходах и расходах Заявителя, однако, одним из условий предоставления кредита является наличие справки о доходах.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума ВАС от 08.10.2012 N 58                               "О некоторых вопросах применения практики арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Абонент, согласно статье 2 Федерального закона «О связи» (далее - Закон «О связи»), это пользователь услуг связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В соответствии с частью 1 статьи 44.1 Закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки, в случае осуществления рассылки по его инициативе, не докажет, что такое согласие было получено.

Из анализа норм Закона «О связи», Закона «О рекламе» следует, что заказчик рассылки смс-сообщений должен принять меры по однозначной идентификации именно абонента (а не лица, указавшего телефонный номер при заполнении документов, дающих согласие на направление рекламных и информационных материалов), а также получить предварительное согласие абонента на направление ему рекламной информации посредством использования сетей электросвязи, то есть получить согласие непосредственно перед направлением конкретного сообщения рекламного характера определенному абоненту.

Документов, материалов, указывающих, что АО «ЮниКредит Банк» приняты все достаточные меры по соблюдению требований статьи 44.1 Закона «О связи», части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» при направлении смс-сообщений с рекламой банковских услуг на номер абонента <…> Амурским УФАС России при рассмотрении дела не получено, обществом не предоставлено.

В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, Комиссией Амурского УФАС России установлены следующие обстоятельства. АО «ЮниКредит Банк» не отрицает факт распространения названного смс - сообщения на номер <…>. Рассматриваемое смс - сообщение отправлено АО «ЮниКредит Банк» на номер заявителя без его предварительного согласия.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодателем данной рекламы является АО «ЮниКредит Банк», поскольку именно АО «ЮниКредит Банк»   определило объект рекламирования и содержание рекламы.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространителем данной рекламы также является АО «ЮниКредит Банк», которое фактически осуществило распространение рекламы по сетям электросвязи путем совершения определенных действия по доведению рекламы до потребителя.

Следовательно, АО «ЮниКредит Банк» является рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы посредством услуг, предоставляемых ООО «ОСК»  на основании договора от 12.04.2018 № 850/11/2018, в соответствии которым ООО «ОСК»  оказывает АО «ЮниКредит Банк» смс-рассылку в соответствии с требованиями договора.

  Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине АО «ЮниКредит Банк» (рекламодателя и рекламораспространителя) произошло распространение по сетям электросвязи вышеназванной рекламы, следовательно, в действиях АО «ЮниКредит Банк» усматриваются признаки нарушения требований, установленных частью 1 статьи 18, частью 3 статьи 28, частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Комиссия Амурского УФАС России считает, что АО «ЮниКредит Банк», являясь рекламораспространителем вышеназванной рекламы, имело возможность не распространять её по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента на получение рекламы, что исключило бы нарушение требований части 1 статьи 18 Закона «О рекламе», однако не предприняло для этого необходимых мер.

АО «ЮниКредит Банк», являясь рекламодателем вышеназванной рекламы, имело возможность отразить все остальные условия (срок возврата потребительского кредита, условия предоставления, виды и суммы иных платежей заемщика по договору потребительского кредита; периодичность платежей заемщика при возврате потребительского кредита, информация об иных договорах, которые заемщик обязан заключить, и (или) иных услугах, которые он обязан получить в связи с договором потребительского кредита), определяющие полную стоимость кредита (займа), что исключило бы нарушение требований части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5  Закона «О рекламе».

Пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно частей 4, 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу акционерного общества «ЮниКредит Банк» (адрес места нахождения: 119034, г. Москва, Набережная Пречистенская, 9, ОГРН: 1027739082106, ИНН: 7710030411, КПП: 770401001), распространенную 04.09.2018 с номера, имеющего буквенный идентификатор UniCredit, по сетям электросвязи (посредством телефонной связи), без предварительного получения согласия абонента с текстом следующего содержания: «Александр Петрович, для Вас 1 200 000 р. в кредит под 12.9% годовых или кредитная карта с лимитом 400 000 р., ставкой 26.9% и годом бесплатного обслуживания. До 30.09.18 оформите по паспорту и справке о доходах. АО ЮниКредит Банк 88007002636»,

поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

  1. Выдать акционерному обществу «ЮниКредит Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела № Р-18/18 2018 уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 01.02.2019.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                             <…>

                                                                                                                     <…>

                                                                                                                     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны